Трудно быть богом: Прохождение
Верховая езда
Интересно, научусь я когда-нибудь разбираться в лошадях? Правда, мы, Руматы Эсторские, спокон веков не разбираемся в лошадях. Мы знатоки боевых верблюдов. Хорошо, что в Арканаре почти нет верблюдов.
А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»
О лошадях в игре разговоров было много. И не только в этой игре. Вспомним такие игры из знаменитой серии The Elder Scrolls, как Daggerfall или Oblivion, в которых лошади были, и Morrowind, в котором их не было. Мало ли нареканий возникало у любителей быстрой езды, не увидевших в Морровинде лошадей? Но в мире Арканара лошадь — это не просто средство передвижения.
Невозможно представить себе Арканарское королевство, по которому благородные доны не разъезжали бы верхом. Но просто сидеть в седле мало. Конь — издревле спутник воина. Конь — его товарищ, поддержка и опора. Конные воины всегда занимали элитарное положение по сравнению с пехотой. И эту вот роль кавалерии попытались реализовать разработчики.
Впрочем, почему — «попытались»? Взглянем поближе на то, что представляет собой арканарская лошадь.
Лошади бывают разные. Друг от друга они отличаются количеством очков здоровья, запасом выносливости, скоростью и защитой. Ну, и ценой. Цены на скакунов повсюду высоки. А порой очень высоки. И если тяжеловоза можно купить за вполне приемлемые деньги, то приобретение хамахарского жеребца больно бьет по карману. Впрочем, объездив земли окрестных донов, можно найти торговца, который продаст вам хамахарца относительно недорого. Но вот мы наконец в седле — и что нам делать с лошадью?
О да, во-первых — на ней можно ездить. Можно и порой нужно. Некоторые задания, требующие оперативного (время ограничено!) перемещения между пунктами А, Б и С, выполнить без лошади трудно. Некоторые — и вовсе невозможно. Но лошадь, как мы уже уточняли выше, не только средство передвижения. Всадник не просто сидит в седле — у него еще и руки свободны. И, сидя в седле, он может рубить супостата. Удар конника страшен. Повреждения, нанесенные конным бойцом, почти вдвое выше повреждений, которые может нанести пехотинец тем же оружием. Это ли не повод переходить со своих двоих на сивкины четыре?..
Как ни странно, полагаю, что нет. Оказывается, что арканарская жизнь требует от нас незаурядного искусства наездника. Зарубить противника, не дав порубить себя, — хитрая задача, ведь маневренность у лошади невелика. Впрочем, седока-то не зарубят. Но вот лошадь...
А лошадь, как и положено боевому скакуну, принимает на себя удары и укусы, предназначенные всаднику. Мне мою лошадь всегда было жаль, поэтому перед схваткой я спешиваюсь. Да и в пешем бою я чувствую себя уверенней.
Пеший бой
Пятнадцать упитанных увальней с топорами — не слишком много для человека, владеющего приемами боя, которые станут известны здесь лишь три столетия спустя. Толпа накатилась и откатилась.
А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»
О схватках с оружием в руках в этой игре можно говорить долго и со вкусом. Разработчики постарались на славу, сделав бои динамичными, боевые приемы — красивыми, а оружие — многочисленным и разнообразным. Оружия действительно очень много. Делится оно на стрелковое оружие и оружие ближнего боя. Оружие же ближнего боя бывает трех видов, каждый из которых, в свою очередь, делится на два подвида.
Стрелковое оружие чрезмерным разнообразием не балует. Это по сравнению с контактным, конечно, — 4 разновидности луков и 2 — арбалетов местного производства, а также 4 земных образца — игольчатая винтовка, арбалет, скорчер и гранатомет.
Что же касается оружия ближнего боя, то оно, как мы уже упоминали, бывает трех видов — легкое, среднее и тяжелое.
Легкое оружие — это разнообразнейшие мечи, сабли, топоры и дубины, которые можно держать либо в одной руке — одноручное, либо в двух — парное. Соответственно отличается специфика ведения боя и наличие суперударов, которых для каждого из подвидов по 2: «взмах орла» и «мельница» у одноручного, «укус паука» и «веер» у парного.
Тяжелое оружие — либо одноручное легкое, которому в пару добавлен щит, либо двуручные мечи, топоры и боевые косы. Соответственно различаются техники владения и суперудары — 2 для одноручного со щитом («медвежья лапа» и «смертельный серп») и 2 — для тяжелого двуручного («веретено» и «штормовая волна»).
Среднее оружие — все то, что имеет древко и наконечник. Будь то боевые посохи, моргенштерны, алебарды, глефы и прочее древковое многообразие. Делится на собственно древковое (суперудары — «шелест ветра» и «вздох зимы») и двустороннее, то бишь имеющее по наконечнику на обоих концах «палки» (суперудары — «весло» и «сила бури»).
Не берусь однозначно заявить, какое оружие предпочтительней. У каждого вида свои преимущества и свои недостатки. Тут всецело правит бал его величество характер игрока. Ваш покорный слуга предпочитает легкое парное оружие, способное обрушить на противников град смертоносных ударов, — однако я вполне могу понять тех, кому будет импонировать неспешная сокрушительная мощь тяжелого двуручного меча или дистанция, которую может обеспечить оружие древковое.
И, конечно же, эстетика. Таких красивых ударов и комбинаций я не припомню ни в Diablo, ни в играх серии Neverwinter Nights. Пожалуй, немалую часть перебитого мной арканарского народа эта участь постигла именно из-за красивых боев, а вовсе не из-за «прокачки». В конце концов, львиная доля опыта в этой игре приходит вовсе не с убийством супостатов. Опыт в основном идет за выполненные задания и открытые тайны — что несказанно радует. Прокачаться и не драться? Да нет проблем!
Игра оказалась, по сути, попыткой воссоздать и довести до логического конца оборванную на самом что ни на есть кульминационном и трагическом моменте повесть о судьбах мира и людей, в нем живущих, борющихся, страдающих и умирающих. От миссии к миссии, от локации к локации, от диалога к диалогу пред игроком раскрываются новые нюансы. Творится история.
Вряд ли игра впечатлит тех, кто ищет в ролевой игре сотни побочных заданий и диалогов, большое количество вариантов ответа на каждый вопрос и тому подобное — сюжет ТББ линеен и не допускает отклонений в сторону. Но и ценители с душой прописанного сюжета, и любители помахать мечом получат от нее изрядную толику удовольствия.
Прохождение
Выпускной бал
Ох ты! Вот наконец и настал этот день! Сердце моего протеже переполняется радостью — его вызвал к себе в лагерь сам дон Майши. Как, ну неужели вы не понимаете? Вызов к дону Майши означает не больше и не меньше, чем окончание порядком опостылевшей уже школы разведки. Вот только чует сердечко, что просто так от него отцепиться не получится. Ну вот — как в воду глядел. Впрочем, вряд ли кто-нибудь рассчитывает окончить школу, не сдав экзамена. Первые испытания легче легкого. Владение клинком, езда на лошади. Но вот далее...
А далее шеф потребовал решить некую проблему с разбойниками и пропавшим ожерельем. Для этого выдал разрешение экипироваться всем, что не заперто на ключ, сообщил координаты связного, у которого должна быть информация. И — гуляй, дорогой.
Ну что ж, отправимся в трактир «Босой ируканец», где этот самый информатор по имени Чуба и находится. Он расскажет нам, где искать пропажу.
Перед выездом нелишне переговорить с ассистентом дона Майши — мастером скрытности, у которого тоже есть задание. Почему бы и не помочь бедному мельнику в его проблемах с разбойниками? Особенно если этого хочет уважаемый человек.
Можно сразу скакать к информатору, а можно и подождать. Шеф ведь не назначал сроков. Поездим по округе, посмотрим, что к чему, порубимся с разбойниками, поправим свое финансовое состояние. Дел образовалось невпроворот!
Однако дела себя оправдали. Во-первых, здорово потяжелевшим кошельком, во-вторых — набором разбойничьей амуниции. А без нее, как выясняется, никуда. Мало того, что разбойничьи посты буквально на каждом повороте, — так еще и к атаману ехать надо. А порубать всю шайку, боюсь, даже такому лихому парню, как мой герой, будет несколько... утомительно. Придется поговорить. Дипломатия вообще штука полезная.
Прикинувшись посыльным от нанимателя, выкупаем у атамана то самое похищенное ожерелье. Все, можно возвращаться.
Стоит ли говорить, что дон Майши засчитал выполненное задание, похвалил и наградил? А в лагере нас уже ждет совсем незнакомый дон. И вот тут-то все и начинается. Кто бы мог подумать — только окончил школу, и сразу два важнейших задания! Причем одно из них — личная просьба самого императора! Определенно, родился мой протеже под счастливой звездой. Вперед, в Арканар!
Побережье
Высадили нас на пустынном берегу в отдаленном районе. Вскрываем пакет (ну, такой, классический, «перед прочтением сжечь»). Выясняем задание, чешем тыковку... Экипировка по высшему разряду. Денег — куры не клюют, в голове — фанфары. Так вот и шел счастливый и гордый выпускник, поигрывая новенькими парными топорами, прислушиваясь к позвякиванию в кошеле. До первого поворота шел — а там его уже ждал патруль монахов...
Монахи местные совсем лютуют. Людей воруют. Но люди людьми, а разведчику из плена положено бежать. Поговорив с собратьями по несчастью, выясняем, что бежать можно аж двумя путями. Один из узников, по имени Тарио, предлагает напасть на монахов и силой пробиться на волю. Второй, по имени Нодем, едва живой после неудачной попытки побега, убеждает тихо удрать через подкоп. Мы с персонажем посоветовались и решили, что Нодем нам по-человечески больше нравится. Бежим через нору!
Бежали. На ближней мельнице обнаружился схрон с какой-никакой утварью. Одевшись и вооружившись, чувствую себя уверенней. Все, пора выбираться из этой местности. Вот только вырежем нехороших монахов да переговорим с непонятно откуда взявшимся незнакомцем.
Окрестности Арканара
А Арканар-то, оказывается, блокирован баронскими войсками! Батюшки-светы... и как предлагаете пробираться через кордоны — силой? Ох, не смешите меня, а то заплачу...
Сходили к заставе. Там нас тут же под белы рученьки и схватили. Шпион, говорят. Ну как этим неучам объяснить, что не шпион я, а разведчик? Но и положительный момент все же есть. Отволокли нас к командиру ихнему — доном Тамэо кличут. Ох, что-то будит его имя в душе, хоть и не слыхали у нас в разведшколах об этом доне...
Но я отвлекся. Значит, командующий — дон Тамэо. Личность презабавная. Любит людей вешать. Но еще больше эта личность любит выпить. А в этой местности выпивки, которую можно потреблять не зажимая носа, не водится. Хо! За бутылку, значит, пропустит. Мы тогда побежали за бутылкой — по пути сюда был какой-то кабак...
Вино у трактирщика есть — это само по себе хорошо. Плохо то, что отдавать или продавать его просто так он не желает. Сбегай, понимаешь ли, к соседу да стребуй с него должок! Ладно, не сахарные. Побежали к соседу.
Соседа удалось уговорить. Деньги получены, трактирщик доволен, вино (прекрасное, кстати, вино!) у нас в руках. Но недолго — дон Тамэо нас уже давно дожидается. Вино ему — а пропуск нам. Все честно-благородно. Вот пороемся немножко в его сундуках — и пойдем дальше. Вон он — Арканар!
Лучшие комментарии