Чаще всего игры о скейтбординге фокусируются на механиках, связанных с трюками, — на смене стоек, комбинациях, своевременных прыжках и аккуратных приземлениях на все четыре колеса. В Skate Story всё это тоже есть, но интересна она другим — своей метафоричностью, сюрреалистичностью и на удивление уместной претенциозностью. У нас есть аркадные симуляторы вроде ремейков Tony Hawk’s Pro Skater, есть более реалистичные — вроде Session: Skate Sim, а Skate Story предлагает взглянуть на экстремальный вид спорта с иной стороны. Это не просто покатушки на доске — это история о превозмогании и непростом пути к цели, которая кажется недостижимой.
Узнали, согласны
Для разработчика-одиночки Сэма Энга (Sam Eng) эта история ещё и личная. Скейтбордингом он занимался более 10 лет, и в 2023 году он во время исполнения не самого сложного трюка сломал кости обоих предплечий. Поэтому главного героя Skate Story он сделал скейтером «из стекла и боли». Стоит ему врезаться в стену или невысокую преграду, как он разбивается на мелкие осколки, а камера, которая обычно висит за его спиной, моментально перемещается и показывает падение с видом из глаз. Однако за провалы здесь не наказывают сурово — можно сразу же воскреснуть и поехать дальше.
Главный герой оказывается в преисподней и заключает договор, согласно которому он должен совершить невозможное — съесть луну. Точнее, несколько лун, и постепенно мы будем каждую из них поглощать — их уменьшенные версии легко умещаются в стеклянном желудке. Путешествуем мы не в одиночку — повсюду героя сопровождает говорящий кролик, который выглядит таким же хрупким, как протагонист. А на пути встречаются разношёрстные персонажи со своими проблемами — от задумчивых статуй античных мыслителей, до сидящего перед открытым ноутбуком голубя, страдающего творческим кризисом.
С первых минут очевидно, что через стремление главного героя съесть луну показаны его упорство, настойчивость и непоколебимость в попытках достичь непростой цели. В начале игры мы попадаем в Лицей прогулок и размышлений, где местный философ даёт нам возможность без конца кататься на небольшой территории, «забыть своё глупое желание» и просто размышлять целую вечность — но скейтеру этого мало. Ему хочется поскорее выбраться из лицея и пройти все круги ада, примерно как в «Божественной комедии».
В голову Сэма Энга залезть невозможно, поэтому не все отсылки понятны и не все его переживания, накопившиеся за многолетнюю скейтерскую карьеру, считываются. Особенно когда на локациях появляются элементы его родного Нью-Йорка вроде триумфальной арки в Бруклине. Но есть и простые метафоры — к примеру, глаза в небе постоянно называют протагониста нарушителем и обвиняют его в порче имущества, а их появление иногда сопровождается звуками полицейских сирен, которые Энг наверняка слышал далеко не один раз.
Только вперёд
Иносказательность и образность (которыми также наполнены неозвученные комментарии рассказчика в субтитрах) удачно сочетаются с игровым процессом, менее вычурным, чем повествование. Скейтборд нам выдают в начале игры, постепенно обучая новым трюкам, которые выполнять легче, чем в других аркадных симуляторах. Одной кнопкой мы встаём на доску или слезаем с неё, другой ускоряемся, третьей тормозим, а четвёртой совершаем прыжок (олли). Бамперы и триггеры на геймпаде отвечают за чуть более сложные техники — нужно нажимать и на них, и на кнопку прыжка, чтобы исполнять всякие кикфлипы, хилфлипы, поп-шовиты и так далее.
В более поздних главах обучаешься ревёрту, которым переключаешься с одной стойки на другую, мэнуалу, с которым балансируешь на двух колёсах, и другим трюкам. Начинаешь активнее грайндить по острым граням и перилам, а также объединять техники. И всё это не вынуждает ломать пальцы — к примеру, стик здесь нужен лишь для выбора направления, в то время как в других играх о скейтбординге многие трюки без него невыполнимы. В Skate Story (по крайней мере, когда играешь с геймпада) всё очень удобно и даже казуально.
Однако это не значит, что ездить скучно. В Skate Story чередуются три типа геймплея: покатушки на открытых локациях, линейные заезды с препятствиями и сражения с боссами. Больше всего времени тратишь на первый тип — именно на просторных площадках происходят основные сюжетные события. За участие во второстепенных развлечениях получаешь души, которые можно обменивать в сувенирных лавках на новые колёса, раскраски для скейтборда и прочую «косметику». Так что прыгаешь над зловонными люками, ревёртом срезаешь душецветы, вращением — длинные побеги, пробивающие асфальт… А также участвуешь в испытаниях, ищешь коллекционные предметы (включая стикеры для доски) и общаешься со странными персонажами, например со страдающими скелетами.
В линейных заездах геймплей немного меняется — там уже не занимаешься чем хочешь, а гоняешь от одного портала к другому, перепрыгивая через колючие кусты, разбивая барьеры и разнося на высокой скорости висящие в воздухе глаза. Сложными такие эпизоды не назовёшь — таймеров нет, поделены эти заезды на несколько участков, и в случае падения игрока просто переносят в начало сегмента. Но эти моменты оказываются одними из самых ярких в игре благодаря музыке — коллектив Blood Cultures написал настолько великолепный саундтрек, что после пары уровней идёшь искать последний альбом и слушаешь его день за днём. Это то ли электропоп, то ли психоделик-поп — что бы это ни было, звучит каждый трек сочно и атмосферно.
Наконец, время от времени встречаешься с боссами — обычно в конце очередного круга ада. В сражениях с ними нужно исполнить подряд как можно больше разнообразных трюков, набив тысячи очков за технику, после чего — подпрыгнуть рядом с боссом и резко приземлиться на землю, совершив так называемый ударный финиш. Тем самым отнимешь у оппонента часть здоровья, так что процесс нужно повторить несколько раз. Бои различаются — то босс постоянно двигается, то он создаёт на арене препятствия, то нужно исполнять определённые комбинации, возникающие на экране. Но, опять же, ничего сложного нет — даже несмотря на появляющийся таймер.
Skate Story получилась не хардкорным симулятором скейтбордиста, а доступным и одновременно зрелищным. Не сразу понимаешь, что не нужно давить на все кнопки сразу после поп-шовита, чтобы быстро исполнить кикфлип и не растерять накопленные очки. Здесь система щадящая — в нижней части экрана появляется полоска, которая сокращается, если вы прекращаете зарабатывать баллы. И до нуля она доходит не слишком медленно и не слишком быстро — времени достаточно, чтобы вы успели доехать до поребрика и проехаться на нём грайндом или просто объехать препятствие. А даже если врежетесь, ничего страшного не произойдёт.
Возможно, именно из-за простоты геймплея от игры так трудно оторваться. Попадая на очередную площадку, сразу начинаешь дурачиться и с лёгкостью комбинировать трюки, наблюдая за растущим количеством очков, а в постановочных эпизодах пытаешься растянуть удовольствие и не стремишься к финишу сразу же. Во многом это связано с сюрреалистичной графикой, интересными операторскими решениями и более-менее реалистичными анимациями скейтера — хочется рассматривать объекты, залитые эффектами постобработки. Иногда всё выглядит просто, иногда кажется нагромождением образов, и такие контрасты делают прохождение увлекательным — никогда не знаешь, что ждёт в следующей главе или после очередного сюжетного задания.
Не уверен, что Skate Story можно считать одним из лучших симуляторов скейтбордиста, — всё-таки даже название игры намекает на то, что упор сделан на историю. Но это как минимум самая необычная игра об этом виде спорта, насыщенная метафорами, переживаниями её создателя и любопытными образами, — в Tony Hawk’s Pro Skater не цитируют Платона и Шопенгауэра так часто, как это делает Сэм Энг. Кому-то может не понравиться низкая сложность, но в случае с этой игрой так и должно быть — «измождённый и голодный» скейтер всё может, а мешают только его хрупкость и внешние факторы. Можно ли считать Skate Story претенциозным аналогом артхаусного кино? Безусловно. Плохо ли это? Ни в коем случае.
Плюсы: сюрреалистичное окружение, наполненное понятными и не очень образами; необычное повествование, пропитанное личными переживаниями разработчика; простое управление, которое позволяет с лёгкостью комбинировать трюки; относительно большие площадки на каждом уровне, где можно вдоволь покататься и попрыгать на скейтборде; захватывающие линейные эпизоды с роскошным саундтреком.
Минусы: низкая сложность может не прийтись по душе любителям симуляторов.
Лучшие комментарии