2 апреля 2 апр. 23 19K

Palia: Обзор бесплатного симулятора фермера

Только зачем ему MMO?..

Играла на PC

Чтобы создать хороший симулятор жизни на ферме, не нужно делать ничего сверхвыдающегося. Достаточно предоставить игроку удобную систему крафта, в меру надоедливый гринд, пачку харизматичных соседей и красивый мир, который усталый герой может разглядывать, отвлекаясь от пропалывания грядок. От разработчиков  Palia требовалось лишь следовать рабочей формуле, и они неплохо справились. Студия серьёзно ошиблась лишь в одном: посчитала, что в числе прочего «Палии» не повредит массовый мультиплеер. Казалось бы, зачем он игре подобного жанра?.. Вот и я 20 часов искала ответ на этот вопрос.

 

Для американской студии Singularity 6 эта игра стала первым детищем, и при её разработке авторы умудрились наступить на все грабли как при общении с аудиторией, так и во время принятия гейм-дизайнерских решений. Некоторые из ошибок к полноценному выходу в Steam были исправлены, но игроки в «альфу» и «беты» до сих пор со злостью вспоминают всё это в отзывах, что и повлияло на оценку (на момент написания обзора Palia собрала смешанные отзывы). Ещё серьёзнее на оценках игры отразилась её подача, поэтому первое, о чём стоит предупредить по поводу «Палии» в её текущем виде…

Это не ММО

И я не знаю, почему разработчики рекламировали её именно так. Но могу понять злость игроков, которые запустили Palia в надежде получить полноценный Massive Multiplayer Online, а получили только online, ещё и с маленькой буквы, ведь на одном сервере смогут поместиться всего лишь 25 человек.

Что игроки получили взамен? Неплохой симулятор фермера с редкими и ненужными онлайн-элементами. Плохо ли это? Нет. Но капелька искренности со стороны разработчиков могла бы правильно сформировать ожидания и сгладить первые впечатления от игры.

Завязка игры будет знакома любителям исэкаев — протагонист свалился через портал в фэнтези-мир эльфов, которые понятия не имеют, что делать с попаданцем расы, вымершей ещё тысячу лет назад. Поэтому согласны выделить ему пустой участок и помочь социализироваться в новой среде, пока ищут ответ на вопрос, почему существа, подобные главному герою, вдруг начали появляться по всему миру. Это способно объяснить наличие других людей в мире эльфов, но на прохождение сюжета прочие игроки никак не повлияют — попаданцы не смогут ни помочь, ни навредить, ведь способов взаимодействия с ними преступно мало.

Кучка чужих персонажей будет то и дело мельтешить перед глазами, но из-за величины обеих карт видеться с игроками доведется крайне редко, да и то в центре города, при переходе на другую локацию или у важных ресурсов. С любым из игроков можно обменяться эмодзи или добавить их в свою группу, чтобы бегать вместе. Зачем? Ну… чтобы бегать! И гриндить, конечно! Квесты выполнять вместе нельзя, беспрепятственно обсуждать впечатления от сюжета тоже, ведь внутриигровой чат настолько бешеный, что цензурирует вполне обычные слова.

Ещё к одному виду онлайн-развлечений можно отнести обмен ресурсами — нет, у игроков не получится выбрасывать на землю лут или продавать его, создавая саморегулирующийся рынок, но всегда можно запросить какой-то конкретный предмет на доске объявлений. Если у другого игрока окажутся лишние ресурсы, он может выполнить просьбу — это довольно полезная функция для тех, кому не хватает для крафта вещи, ради которой иначе придётся бежать на другой конец карты. Но список ресурсов довольно скудный, поэтому отдавать мебель или редкие вещи таким образом не получится.

До полноценного выхода в Steam смысла в онлайн-элементах и общении было чуть больше, но реализация никому не нравилась — ресурсы на карте были общие, поэтому не подождать другого игрока и прямо у него на глазах добыть редкий камень считалось моветоном. Сейчас же из общего на карте остались только фиолетовые деревья, срубить которые под силу только команде из нескольких человек. В чате то и дело мелькают сообщения о спавне такого ресурса, после чего игроки стекаются в область, чтобы помочь. Я, кстати, ни разу не попала на такой ивент: изначально виной тому был низкоуровневый топор, а затем — топографический кретинизм, мешающий хотя бы примерно понять местонахождение дерева.

Игроки, населяющие сервер, больше воспринимаются как приятный филлер. Они могут составлять компанию во время получасовой рыбалки где-нибудь на окраине карты, ненавязчиво указывать путь к ценной добыче и просто немного освежать мир, в котором не так много NPC. Но даже яркие личности или приятные собеседники не примелькаются надолго — после каждого перезахода на карту или прямо в процессе игры сервер может внезапно обновиться, изменив набор игроков.

Единственный инструмент самовыражения в «Палии» — это донатная одежда, причём не по самым адекватным ценам (один бандл может обойтись в $50). Разработчики обещали продавать только «косметику», но я с опасением смотрю в будущее игры, которая распространяется бесплатно, кормит студию, содержит серверы и при этом собирается выжить только за счёт продажи одежды.

Психологический эффект платная одежда всё же оказывает — на карте всегда видно, кто из богатой семьи, а кто только что вышел с огорода в шлёпанцах. Меня такой подход к покупке «косметики» никогда не подталкивал, но большинство встреченных игроков всё же решились на обновление гардероба, чтобы не выглядеть нубами в начальной одежде.

Полностью платная одежда стала для меня полным разочарованием. У обычных игроков нет никакой возможности нагриндить себе внутриигровую валюту, получить уникальную одежду по квесту или сшить её самостоятельно из редких ресурсов, чтобы продемонстрировать свои навыки или похвастаться продвижением по сюжету. Довольно абсурдно — игрок может крафтить из ткани и кожи всё что угодно, но только не одежду.

Стандартный симулятор фермера

Если убрать онлайн-составляющую, Palia ничем не отличается от прочих симуляторов жизни на ферме, а любителям жанра в чём-то покажется даже хуже аналогов. Привычные механики на месте: есть садоводство и рыбалка, гринд ресурсов, придание им новой формы на разнообразных станках и даже охота с луком. Прогресс использования навыков отображается в меню игрока — с повышением уровня у мастеров в городе будут разблокироваться новые рецепты оборудования и оружия. Такая система прокачки на деле оказалась не самой удачной и интересной, ведь игрокам нередко придётся бездумно гриндить просто ради повышения навыка.

Гораздо удобнее это было реализовано в играх серии  My Time — игрок получает доступ к новым ресурсам, локациям и станкам благодаря продвижению по сюжету. Из-за нашествия врагов сломался мост? Инженер через пару дней пришлёт чертежи для нового, а также позаботится о чертежах оборудования. Игроку остаётся только докупить новые кирку или топор и отправиться за материалами в новое подземелье.

В игре, кстати, нет ни шкалы усталости, ни здоровья. Для разработчиков это закрытый вопрос — добавлять схватки с боссами или элементарные бои, где живность может дать отпор, они не собираются. А зря: массовые рейды на боссов смогли бы освежить игру.

Из-за этой системы прокачки у меня довольно быстро начался перекос в сторону навыков добычи камня и рубки деревьев — остальные активности, вроде охоты, изготовления мебели, садоводства, готовки и ловли жуков, довольно нудные и оказались не так нужны для продвижения по сюжету. В какой-то момент моего древнего лука стало не хватать для моментального убийства врагов, поэтому я где-то час реального времени провела на охоте за оленями, чтобы получить доступ к оружию нового уровня. Было не очень увлекательно.

Остальные навыки понадобятся для социальной составляющей и побочных квестов — как и в любом другом современном симуляторе фермера, в «Палии» можно дарить подарки, заводить друзей и отношения. Разработчики даже сообщили, что в игре доступны полиаморные связи сразу с двумя персонажами для тех, кто так и не смог определиться с избранником или избранницей. У каждого персонажа — своё расписание, предпочтения и личные квесты, которые разблокируются при повышении уровня отношений.

Выбирая реплики со значками, можно прокачать свой темперамент — он будет отображаться в профиле, и иногда палианцы будут ссылаться на характер героя в диалогах.
Выбирая реплики со значками, можно прокачать свой темперамент — он будет отображаться в профиле, и иногда палианцы будут ссылаться на характер героя в диалогах.

Пропустить новые квесты невозможно — соседи будут периодически писать на почту или приходить лично на участок. Дома всех игроков находятся в некоем карманном измерении и представляют собой большую площадку с возможностью расширения за деньги… которые здесь добываются трудом и ценой непосильного многочасового гринда. Удивительно даже, что студия решила ограничиться продажей «косметики», а не сделала кучу пропускаемых таймеров и бандлы с монетами.

С таймерами и гриндом, кстати, связана ужасная подстава практически в самом начале игры, когда мэрия разрешает игроку построить дом. Сначала придётся потратить время на гринд дерева и камня, затем — погрузить это всё в станки и подождать ещё часа два, прежде чем оттуда появятся доски и кирпичи. На тот момент в игре ещё было полно неизведанных мест и занятий, поэтому я была не против подождать лишний часик. Но, когда побочные квесты закончились, а я пришла домой добавить ресурсы к строительству дома, появилось то самое мемное окно, о котором упоминал каждый рецензент во время бета-теста.

Что делать всё это время? Гриндить, грустно таскаться по активностям, бесцельно бродить по городу, общаться с NPC или прождать все восемь часов офлайн, как поступила я. Таких таймгейтов дальше по сюжету я не заметила, но уже этот способен оттолкнуть добрую половину игроков. И если бы не обзор, не уверена, что у меня бы хватило терпения остаться.

После 20 часов в Palia ощущения смешанные. С одной стороны, это неплохой симулятор фермы на замену уже приевшимся тайм-киллерам вроде  Stardew Valley и  My Time at Sandrock. Ещё и бесплатный! Но, с другой стороны, игроков поджидают бесконечный и скучный гринд; полупустой мир, который планируется расширять в обновлениях; отношение разработчиков к своей аудитории как к дойной корове, а не к живым людям с кучей интересных идей; размытые ответы на AMA; бешеные цены на «косметику» с отсутствием альтернативы; и совершенно ненужный онлайн-режим.

С трудом представляю себе будущее игры, которая планирует выжить только за счёт продажи бандлов с одеждой, и опасаюсь, что рано или поздно у разработчиков появится ещё больше способов увеличить классовый разрыв, пусть они и обещают ограничиться только «косметикой». Откуда столько недоверия? На первый обман студия пошла ещё при официальном выпуске игры в Steam, ведь на деле  Palia так и осталась очередным бета-тестом с багами, массой отсутствующих функций и миром, в котором становится скучно уже спустя несколько часов.

Плюсы: условно-бесплатность игры; визуальный стиль; дизайн персонажей; две большие карты; гибкий режим строительства.

Минусы: то, что рекламировалось как MMO, на самом деле бесполезный онлайн-режим с кучей ограничений; баги, которые лечатся только полной перезагрузкой; у не-донатеров нет никакой возможности визуально выделить своего персонажа; отношение к игрокам как к мешкам с деньгами; отсутствие нормальной обратной связи — у разработчиков своё видение будущего игры, но они им не делятся, предлагая игрокам довольно размытые ответы.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Palia

Платформы
PC | NSW
Жанр
Дата выхода
25 марта 2024
86
2.9
23 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

В бизнесе к людям относятся как к клиентам. У них есть запросы, предложения, ожидания, терпение и т.д. И толковый бизнесмен учитывает эти показатели и выстраивает своё дело, основываясь на них. Тут же разрабы просто сделали не самый хороший симулятор фермы с мультиплеером, и всё — играйте, люди добрые, не обляпайтесь. Они даже никак не смогли придумать, как реализовать игру как ММО, не говоря уж о том, чтобы дать людям хоть что-то взамен урезанной — нет, кастрированной — экономике, где высаживать больше 9 растений за раз — губительно для неё, отсутствию рейдов, никакущей социалке и нескончаемому ожиданию.

Это не бизнес, это — [НЕПЕРЕВОДИМЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ФОЛЬКЛОР].

Пробовал еще до выпуска в стиме. Так и не понял, где обещанный уют. Дропнул, как только пришел почтальон (а это почти самое начало) и начал рассказывать про себя и свою семью в формате сочинения «как я провел свою жизнь». Игра еще не успела дать ни одной причины, почему игроку (да и персонажу) не должно быть все равно, а его уже закидывают книгами текста. Да и всеобщие вежливость и дружелюбность напрягают, так как утопично нереалистичны и фальшивы. Лично для меня такое скорее антиуютно. В тех же стардью и My time это реализовано лучше.

Очень жаль, а были такие надежды на игру. Придется ждать, что будет с игрой дальше 

Игра на лоадскринах призывает: «Объединяйтесь, все получат одинаковую награду».

Однако, на практике это применимо только к некоторым аспектам игры, таким как деревья потока и еда. В остальных занятиях это может превратиться в мучение. На охоте каждый должен хотя бы раз попасть по добыче, но что делать, если мои стрелы наносят смертельный урон? То же самое касается камней, дерева и жуков. Рыбалка вообще не делится ничем.

Кроме того, эта мебель. Почему ее нельзя продавать? Это странно. Она копится в хранилище, спасибо, что хотя бы не занимает слоты. А почему готовая еда дешевле, чем просто продукты для продажи?

Из хорошего — графика и все, что связано со строительством дома. В целом, игра еще сырая и не хватает интерактивности. Неясно, как разработчики видят ее развитие.

бесполезный онлайн-режим

Как это бесполезный? Он создан для того, чтобы можно было понтоваться перед другими донатными шмотками. Иначе зачем их покупать?

С фразой

игроков поджидают бесконечный и скучный гринд; полупустой мир, который планируется расширять в обновлениях

Не совсем согласен, игру изначальное позиционировали как спокойное времяпровождение где ты можешь хоть с нпс развивать отношения, хоть рыбачить, заниматься фермерством, охотой, ловлей насекомых, тебя не заставляют по будильнику просыпаться на рейды или собирать толпу на мирового босса, ты не будешь гореть из-за слитого похода в подземку или смерти от толпы агрессивных мобов, ты в этой игра отдыхаешь. За небольшой промежуток времени в палии я спокойно получал нужные ресурсы на крафты и квесты ведь эта игра не про гринд, не про потные ладошки.

Я так понимаю, что в этом и проблема в позиционировании. С одной стороны вы пиарите игру как ММО, а с другой — не напряжная гриндилка ничего неделанья, я хз как этот жанр даже описать.

Ну и как ты тут обзор сделаешь? В игре попусту нечего делать, если ты типа геймер. Честно говоря, я даже хз, зачем тут онлайн нужен. Чтобы типа скины другим свои показывать, но тут взаимодействий то почти нет, а значит и смотреть никто не будет.

Странная игра, откуда у разработчиков деньги на поддержание такой фри ту плей игры — загадка. Вряд ли ЦА довольно большая, я так понимаю, потому и выход в стим был с обманом про типа релиз. Им нужен приток игроков, чекнул СтимДБ, 12к в пике в день, вообще, не так плохо, но отзывы уже смешанные. Не знаю, хватит ли им. Но я совершенно не вижу смысла в этой игре,  когда есть сингловые аналоги, которые не просят от тебя дополнительных вливаний после покупки.

уже приевшимся тайм-киллерам вроде Stardew Valley

Ха? Стардью живее и резвее всех, там новый патч вышел.

Уже 40 часов оставил в одном только патче 1.6 и не надоела от словом совсем.

А там еще моды обновляются. Стардью это на тысячи часов.

Куда лучше этих ваших Палии с двадцатью часами. Абсолютно бездушный продукт судья по обзору.

Ну то есть это Stardew Valley, только трехмерный и не нужный?

Дата — официальный выход игры в Стиме БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ПРИПИСКИ О БЕТЕ НА ЕЁ СТРАНИЧКЕ. Спасибо большое, что хоть игра бесплатная, а то ведь скандал можно было бы устроить справедливый.

Спасибо за обзор!

Правда, прочитав его, мне кажется, что оценка «Проходняк» выдана авансом на будущие улучшения от разработчиков. И по описанию, и по роликам на стриминговых платформах я вижу «мобильный» проект в самом отрицательном смысле этого слова. Чем больше играешь, тем больше гриндволов, таймволов видно.

С другой стороны, это проект бесплатный… Но сравнивать его со Стар Дью Волли я бы не стал. Обидно за последний.

У игры в стиме, конечно, нет плашки раннего доступа — и это очень странно, но она официально в статусе открытой беты, а в новостях указывают версию вроде 0.178, что как бы намекает на расстояние до релиза. Тут уместнее бы смотрелось превью без оценки, наверное.

Ну похожий прикол с Dwarf Fortress произошёл, потому что у Steam стоят какие-то ограничения на тот же Early Access(Вроде теперь нельзя пихать игру в Ранний Доступ без чётких сроков выхода). Так сказать, намёк на то, что релиз 1.0 не скоро.

Не, это скорее Lego Fortnite, но только урезанный в 2 раза ещё.

Пока слишком сырая игра, с каждой обновой новые баги. Перевод, кстати, есть очень даже хороший, но не официальный, легко гуглится. Отдельное спасибо Lady_Jill за эту работу. За игрой слежу, привлекает своей лёгкой и доброй атмосферой, но пока играть так и не решаюсь начать.

В целом мне эта гриндилка понравилась, где-то сотню часов наиграла, приятно провела время и все это за бесплатно. Нпс в игре очень приятные и я ими прониклась, пейзажи симпатичные, но мой ноут их плохо вывозил, управление оставляет желать лучшего, но может уже поправили. С другими людьми я не взаимодействовала, разве что случайно. Хорошо играется часик до работы, часик после, в промежутках, когда не играешь, все таймеры проходят. Выполнила почти все квесты, прокачала почти все отношения и навыки до максимума, красиво обставила дом и участок и почуствовала, что всего достигла, контент кончился и игру забросила. Сейчас разрабы добавили нового персонажа, квесты, рецепты и ресурсы, но возвращаться не хочется

На самом деле мультиплеера здесь больше чем могло показаться на первый взгляд. Во-первых, почти все ресурсы можно добывать вместе. Даже самая топовая кирка не ломает ни один камень или жилу с первого удара, а топор ломает лишь самый дохлый кустик с одного удара. Если кто-то из твоих друзей включит компас руды, то вы будете паровозиком бегать и добывать руду. Каждую полночь на второй локации появляется так называемая «Grove» или роща с паливаемыми деревьями, которые надо рубить вместе. Об этом ОЧЕНЬ активно сообщают в чате, ждут игроков, которые попросили подождать в чате, кидают сигнальные огни и вообще появление этой рощи слышно издалека и видео тоже (огромный розовый столб, плюс точек спавна такой рощи примерно 4-5 на всей карте). Так как палиевые деревья восстанавливаются после удара, из надо рубить кучей, но при этом если до массовой рубки каждый просто сделает по удару, то не важно кто в итоге срубит, ресурсы получат все. Собирается обычно человек по 10, каждый делает по удару, потом ждут новоприбывших и ближе к 3 часам все срубают. 

Мини-босы тоже есть. Для начала скажу, что в игре есть олени (сернуки) волки и чаппы (мелкие грызуны, которые пытаются зарыться в землю). У всех них есть три степени и вот третья — магическая. Олени просто убегают, волки прыгают на деревья и чтобы их достать надо дерево срубить, а чаппы зарываются с концами в землю. Магические чаппы разделяются на 4-х и нужно попасть в основную, чтобы его убить. Магический волк становиться невидимым и пытается свалить. Магический олень не просто удирает, а делает это короткими телепортациями. И вот тут мультиплеер даёт сбой, но лишь немного. Чаппу убить в одного сложно, так как попасть в мелких грызунов 4 раза не просто. Волк живучий, постоянно уходить на дерево, а после срубки дерева из него может выпасть целая стая волков. Тут бы пару метких стрелков пригодилось. Но, если ты НИ РАЗУ не попал в волка, но срубил дерево на котором ты сидел — ты получишь за него лут. У нас так бегал человек тупо с топором, потому что кончились стрелы и спокойно собирал лут от волков. С оленем все вообще худо. Его надо долго гнать через всю карту толпой (обычно пол сервера сбегается) и/или бить магическими топовыми стрелами, которые отключают магические способности животинки. Опять же, достаточно одного попадания и всё, лут будет твоим, главное не упусти его из виду. Обычно мы первый выстрел делали все вместе, чтобы у всех было попадание, а дальше лупили по-возможности.

Готовка еды совместная. Каждый кто хоть как то поучаствовал в ее готовке (например, помешал что-то или порезал ингредиент свой) получит приготовленное блюдо. Так что постоянно собирались и готовили блюда на всех.

Огород своего коллеги можно полить, но на этом всё. Собирать и сажать он будет сам. 

Жуков можно ловить вместе, опять же есть компас жуков, все так же как с рудой, только жук не падает сразу, а в любом случае после броска мешочка у него есть пару секунд раздумья, даже если у тебя топовые мешки, а у твоих коллег нет — просто киньте их все в одного, пока тот под оглушением и жук будет у всех.

Рыбалка хоть и не даёт всем рыбу, но при ловле рядом с кем то даёт баф, позволяющий быстрее вытягивать рыбу. 

Гринд конечно полная туфта. Через 20 часов у тебя уже кончается место в сундуках (да там первоначальный лимит 3200 единиц ресурсов), нужно копить на новый месяц сундук за 15к или 25к. Способов добычи денег много, но все дают мало. Сбор помидоров (одно из топовых растений) с максимально участка 9х9 приносит не более 4к, а оно зреют 4 дня. Да, яблони приносят больше, но ты поди ещё из получи...

Расширение дома за деньги и ожидание в 5-8 часов. Супер. Расширение участка за Репутацию. Расширение фокуса и баф от фокуса в опыте — за Репутацию. Чтобы получать больше опыта и быстрее качаться нужно не просто кушать постоянно, а ЖРАТЬ. Потому что даже 800+ фокуса отлетает за пол часа активного города. 

Ну и куча багов, само собой. То во время готовки кто-то зависнет, то единственный путь для прохождение сюжетного данжа вдруг перестанет работать (например, нужно залезть на возвышенность, а персонаж просто отказывается забираться на плоскую поверхность, у тебя кончается стамина и ты падаешь). Волки и олени постоянно куда-то исчезают и где-то застревают. Персонажи то проваливаются под текстуры, то летят в космос (правда только у тебя, у них то все ок). 

Так что в целом, согласен с Джуди, проходняк, но нам втроём было чем заняться вечерами. Но игра себя уже исчерпала достаточно быстро и что будет с ней дальше — вопрос на миллион. 

Чуть ли не первый чем заинтересовала игра — выход на Nintendo switch. MMO на консоли не хотят приживаться, что немного печалит. А тут на те, условная ответка Animal Crossing, надо пробовать.

В итоге не пробыл в игре и неделю. Сильно поспособствовало отсутствие локализации. Я не то чтобы против гринда, фарм циферок меня не шибко беспокоить, но частые диалоги и задания, которые ты не сразу понимаешь в силу языкового барьера — напрягает. Плюс на момент моего присутствия тусоваться пришлось в окружении зарубежных игроков, с которыми вести диалог получалось в основном жестами.

Я бы рад дать игре шанс, но только с приходом официального перевода

Читай также