19 января 19 янв. 6 8594

Aquatico: Обзор

Скука из бездны

Степан Песков Играл на PC

В первом месяце 2023 года вышли сразу две стратегии на подводную тематику —  Aquatico и  Surviving the Abyss. Обе — градостроительные симуляторы, что предполагает мирное развитие, выстраивание технологических цепочек, логистики и производства, а не жаркие схватки у морского дна, которыми запомнилась самая известная стратегическая серия о подводном мире —  Submarine Titans (у нас известна как «Морские титаны»).

Сравнений не избежать — у проектов много общего, да и даты выхода отстоят друг от друга меньше чем на неделю, поэтому напрашивается очевидный вопрос: во что лучше поиграть тем, кто хочет почувствовать себя мэром подводного мегаполиса? Давайте попробуем ответить на него вместе — раз уж Aquatico выходит на несколько дней раньше, то ей мы посвятим наш обзор, а вы в комментариях расскажете, чем вам запомнилась Surviving the Abyss и чем она лучше или хуже.

 

Спасение утопающих

В Aquatico человечество отправилось покорять морские глубины не от хорошей жизни. Океан стал единственной надеждой на спасение, после того как глобальная катастрофа уничтожила наибольшую часть цивилизации, которая достигла того уровня развития, что позволял задуматься о покорении иных звёздных систем. Зато опыт выживания во враждебном для людей окружении пришёлся как нельзя кстати — под водой без скафандра или защитного купола человек проживёт едва ли дольше, чем в марсианских песках или вакууме открытого космоса.

Кроме роботов нашу колонию населяют и люди, которые могут создавать семьи и воспитывать детей.
Кроме роботов нашу колонию населяют и люди, которые могут создавать семьи и воспитывать детей.

Весь сюжет — небольшой заставочный ролик с рассказом о произошедшем катаклизме. Не ждите ни прописанного сценария для заскриптованной одиночной кампании, ни генератора историй по образу и подобию  RimWorld, когда геймплей сам создаёт нарратив, ни жутковатой атмосферы ледяной безысходности  Frostpunk. Всё куда проще — есть морское дно, набор доступных для постройки на этом дне зданий и небольшое количество жителей, за нуждами которых необходимо следить. Игрок вынужден развлекать себя сам, двигаясь к самостоятельно поставленной цели, — у Aquatico нет финишной черты, после достижения которой можно считать, что игра пройдена.

В глубине шторма нет

Геймплей получился настолько же пресным. Пожалуй, единственная уникальная особенность, отличающая Aquatico от типичного градостроительного симулятора, — это строгое разделение жилых и производственных зон. На морском дне мы занимаемся разработкой полезных ископаемых, строим заводы и фабрики, прокладываем трубопроводную сеть, которая становится основной транспортной артерией, а люди живут и отдыхают немного ближе к поверхности моря, под защитной огромных прозрачных куполов, установленных на длинных сваях.

Все взрослые покинули базу, но почему-то не забрали с собой детей. Четверо младенцев, впрочем, чувствуют себя нормально в населённой дронами колонии. Почти что сюжет фантастического фильма!
Все взрослые покинули базу, но почему-то не забрали с собой детей. Четверо младенцев, впрочем, чувствуют себя нормально в населённой дронами колонии. Почти что сюжет фантастического фильма!

Звучит интересно, но почти никак не отражается на игровом процессе: причина тому огромное количество свободного пространства и минимальное влияние расстояний между зданиями. По трубам ресурсы передаются мгновенно, а те производственные мощности, которые требуют ручного труда людей или автономных дронов, почти никак не страдают от растянутых маршрутов, по которым двигаются рабочие.

Кажется, затруднять жизнь должен тот самый трубопровод (вспомните конвейеры из  Factorio, например), но ничего подобного не происходит — трубы лишь слегка мешают размещению зданий, что совсем не проблема, учитывая огромное количество свободного места.

Ресурсов очень много, но разницы между ними почти нет — разнообразие ради разнообразия.
Ресурсов очень много, но разницы между ними почти нет — разнообразие ради разнообразия.

Тонем

Если в самом начале прохождения посмотреть на количество доступных для постройки сооружений или оценить разнообразие профессий, то кажется, что в Aquatico будет настоящий логистический ад с десятками взаимосвязанных ресурсов и потребностей населения, цепляющихся друг за друга, как детали сложного механизма. На самом деле перед нами сугубо линейный процесс, длинных производственных цепочек почти нет, а ресурсы добываются лишь для того, чтобы удовлетворять возрастающие запросы жителей.

Улучшения зданий — ещё одна раздражающая часть микроконтроля: обновлять каждое строение вручную надоедает очень быстро.
Улучшения зданий — ещё одна раздражающая часть микроконтроля: обновлять каждое строение вручную надоедает очень быстро.

Ко всему прочему, процесс разблокировки новых зданий и технологий, выполненный с помощью научных исследований, ужасно растянут во времени. Что отдельно раздражает, каждый пункт этой огромной схемы изучается сравнительно быстро, но поставить сразу несколько в очередь нельзя. В итоге приходится каждую минуту отвлекаться на окно исследований, чтобы выбрать новый элемент. При этом многие открытия — это всего лишь новые типы производственных и общественных зданий.

Другого стимула, кроме как изучить все доступные улучшения и открыть все «техи», игра не даёт. Единственная технология, вызывающая интерес и хоть чем-то отличающаяся от очередного завода для производства новых ресурсов, — это экспедиции. Строим базу подводных лодок, набираем экипаж, грузим топливо и ресурсы, после чего отправляем разведчиков на изучение отмеченных на глобальной карте точек. Там и ценными товарами можно разжиться и популяцию колонии увеличить, например за счёт спасённых отшельников. Иногда даже какой-никакой выбор предлагают с возможностью рискнуть для получения большей награды — но что толку, если в основном поселении всё идёт своим чередом, сюжет отсутствует, а атмосфера никуда не годится?

Я ещё не пробовал Surviving the Abyss, но что-то мне подсказывает, что Aquatico в противостоянии двух подводных стратегий с треском проиграет. Как градостроительный симулятор она слишком скучна и однообразна, а подводный сеттинг, за исключением внешнего вида, почти не используется — ни в геймплее, ни в сюжете, ни в атмосфере. Ничем не подкреплённого глубоководного антуража мало, чтобы привлечь к проекту внимание, — прямой конкурент выходит спустя несколько дней и, судя по описанию, постарается увлечь как минимум оригинальным сюжетом.

Плюсы: подводный сеттинг; возможность без особого напряжения извилин построить город на морском дне.

Минусы: затянутость исследований; отсутствие вызова; игрок вынужден заниматься банальным строительством домиков без чётких и сложных целей.

Оценка игры

Степан Песков
Поддержи Стопгейм!

Aquatico

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
12 января 2023
+21
2.0
7 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Letroz 19 января, 17:53

Вообще, наблюдается какой-то бум градостроительных и околоградостроительных игр. Правда, как по мне, выигрышно и интересно среди них выглядят либо те, кто как в Farthest Frontier пытаются в глубину процесса, либо в смешение жанров, как в Against the storm. Всё же остальное проигрывает ещё на взлёте, ибо «старичков-бодрячков» вроде Cities: Skylines никто не отменял.

conik917 19 января, 17:58

Заслуженный проходняк, вообще если посмотреть повнимательнее то это вылитый Patron с парой нововведений, а так древо технологий развивается ровно по той же схеме как и улучшение зданий, как и миллиард разных ресурсов только для того чтобы угождать жителям. У них там как будто не конец света случился а просто решили построить подводный курорт для богатеньких или не очень туристов.

Your_Popobawa 20 января, 16:56

А вообще есть какой-то геймплей, завязанный именно на подводном мире? Давление там, опасность затопления, ктулху какой-нибудь, на худой конец? А то кроме синей гаммы и пузырьков, других отличий от 100500 подобных стратегий не вижу.

Читай также