23 сентября 23 сент. 6 14K

Больше не «Мусор»? Чем попытались спасти ремейк XIII

«Признаться, в такое позорище стыдно играть и даром. А платить за него — нет, спасибо, настолько бессмысленной траты денег не пожелаешь даже злейшему врагу».

Пару лет назад я и многие другие критики вынесли вердикт ремейку культового шутера  XIII, и он был неутешительным. Плохой геймплей, уродливая картинка, десятки багов разной степени комичности — казалось, после такого фиаско его авторы сделают что угодно, лишь бы о позорном релизе никто не вспоминал. Но не тут-то было: 13 сентября, подобно оркам из  Shadow of Mordor, «Мусор» восстал из мёртвых. И вот кто бы мог подумать — смерть пришлась ему очень даже к лицу.

 

Просто магия

Когда в 2019-м Microids дала ремейку зелёный свет, едва ли компания полагала, какой головной болью для неё станет перевыпуск комикс-боевика. На вид-то работёнка была непыльная: просто взять любимый в народе оригинал, подтянуть графику, исправить пару странных дизайнерских решений, добавить контента по вкусу — и вуаля, шедевр готов. План и правда был безукоризненный, вот только не учёл издатель самого важного: потенциальные хиты надо поручать людям талантливым. Или хотя бы опытным.

Увы, воскрешение Тринадцатого гн доверили не первым, не вторым, а Playmagic — команде, которой невдомёк, что пункт «Продолжить» в главном меню по умолчанию должен стоять выше «Новой игры». Итог оказался предсказуем: вместо триумфального возвращения классики 10 ноября 2020 года фанатов ждало чудовищное разочарование.

После такого на какую-нибудь The Last of Us Part I неудобно даже косо смотреть — она хоть не глючит каждые пять минут.
После такого на какую-нибудь The Last of Us Part I неудобно даже косо смотреть — она хоть не глючит каждые пять минут.

Многие приняли бы такой удар по репутации молча. Как-никак без осечек в бизнесе не обойтись, да и Microids не впервой садиться в лужу ( Syberia 3, кхе-кхе). Однако французский издатель принёс публичные извинения и пообещал довести шутер до ума.

Устав от некомпетентности Playmagic (та месяцами строгала почти бесполезные патчи), правообладатель сначала нанял другого подрядчика — малоизвестную студию Tower Five, а потом анонсировал большое бесплатное обновление, призванное сделать из игры если не конфетку, то хотя бы что-то съедобное. И программу-минимум новая команда выполнила с блеском. Вот только стал ли шутер сильно лучше — вопрос открытый.

Дьявол в мелочах

Вынести чёткий вердикт сложно по простой причине: технически это абсолютно тот же боевик, что и два года назад. Что бы там ни говорили охочие до громких утверждений журналисты, это вовсе не «ремейк ремейка»: уровни, гейм-дизайн, количество и расположение врагов, даже пережатые кат-сцены — всё идентично тому, что выдавила из себя Playmagic в позапрошлом ноябре. Шести гигабайт (именно столько весит чудо-патч) и нескольких месяцев производства недостаточно для того, чтобы перекроить даже среднебюджетный релиз.

Чем же занимались авторы Lornsword Winter Chronicle всё это время? Если вкратце — «косметикой». Не в силах собрать  XIII с нуля, они попытались привести экшен хотя бы в товарный вид, сделать его как можно ближе к идеализированной версии, о которой поклонники грезили с нулевых. Что подверглось изменениям? Загибаем пальцы.

Визуальный ряд

Первое, что бросается в глаза, — стилистика: Tower Five решила избавиться от излишне реалистичных эффектов (в частности, от правдоподобных теней и освещения) и выпятить комиксные истоки боевика. Идея отличная, да и исполнение на уровне:

  • У персонажей появились штрихи а-ля  Borderlands, подчёркивающие скулы и морщины.
  • Эффекты от стрельбы и взрывов стали мультяшнее (и потому немного красивее).
  • Свет ламп и прожекторов теперь не просто загораживает предметы, но выделяет их силуэты, превращая часть картинки фактически в скетч.

Вполне тянет на безоговорочный апгрейд, если не считать одного — декораций.

Дизайнеры и программисты поступили очень просто: пропустили изображение через фильтр, добавили предметам обводку пожирнее, местами даже переработали цветовую гамму, чтобы приблизить графику к сочному, очень характерному рисунку Уильяма Вэнса (William Vance). Кое-где — как на скриншотах выше — результат смотрится почти идеально. Однако ряд локаций, например Брайтон-бич, выглядят чудовищно: на больших открытых пространствах заметны артефакты, которые не так страшны на Switch, но совершенно не к месту на ПК. Что ж, герои теперь не контрастируют с окружением — и на том спасибо.

Аудио

Хотя новая студия при всём желании не могла исправить все проблемы со звуком — для этого потребовалось бы заплатить Дэвиду Духовны (David Duchovny) лишние миллионы и вытащить Адама Уэста (Adam West) из могилы, — она всё равно внесла пару достойных правок. В частности, свезло любителям громко жахающих пушек: теперь автоматы и пистолеты звучат куда басовитее, чем раньше. Особенно это украсило дробовик: да, каждый пятый выстрел вместо дробин во врагов по-прежнему летит сладкая вата, зато бабахает ружьё как подобает.

Гораздо реже XIII теперь «теряет голос» — в 2020 году музыка то и дело замолкала, а то и вовсе не включалась, когда того требовали скрипты. Занятный факт: на консолях Playmagic это так и не исправила (кое-что даже сломала).

Техническая сторона

Багов стало гораздо меньше. Ремейк порой немного заклинивает (загрузка контрольной точки после смерти почему-то не всегда обнуляет прогресс), но от серьёзных проблем, вроде непрогрузившихся комнат, проваливающегося сквозь землю в начале уровня Тринадцатого или застревающего в окружении вертолёта, шутер успешно вылечили. Некоторые правки откровенно бюджетные — например, напарнику просто не дают бежать в зону, где раньше приключался один особо комичный глюк. Но лучше так, чем никак.

К сожалению, вместе с улучшениями возникли новые мелкие огрехи. В частности, противников стало гораздо сложнее брать в заложники: команда на экране возникает слишком поздно, фактически когда главный герой дышит жертве в затылок. Проблема забавная, но не очень серьёзная — от живого щита, кроме двух сюжетных моментов, пользы никакой.

Геймплей и удобство

Хотя новая студия не смогла перелопатить игру, дизайнеры добавили от себя пару полезных геймплейных штрихов. Во-первых — показатель скрытности в духе Hitman и  Metal Gear Solid V. Что в 2003-м, что в 2020-м красться приходилось «на ощупь», теперь же на экране есть индикатор видимости персонажа. Он смотрится настолько элегантно и к месту, что может даже показаться, будто был здесь изначально.

Второе изменение касается ИИ противников. Да, злодеи по-прежнему ведут себя не шибко умнее нацистов из  Wolfenstein 3D, зато теперь они гораздо активнее передвигаются в бою, охотно кувыркаются от попаданий и очень красиво «рэгдоллят» после гибели (раньше они вяло складывались гармошкой с частотой 5 fps). Плюс программисты убрали из их репертуара анимацию получения урона, чтобы слегка увеличить динамику перестрелок. Сложно поверить, но подобные мелочи значительно меняют восприятие экшен-сцен в лучшую сторону — теперь от них можно даже получить какое-никакое удовольствие!

Третья особенность свежей XIII — баланс оружия и сложности: арбалет теперь убивает с одного попадания в любую часть тела (что заметно упрощает стелс-сегменты), а Тринадцатый утратил возможность регенерировать себе HP. Последнее, впрочем, не сделало приключение сильно сложнее: допотопный оригинал всё ещё гораздо злее.

Увы, из важного и действительно заметного на этом всё — другие отличия мелкие, и место им на странице в Steam, а не здесь. Ни Playmagic, ни Tower Five не запрограммировали в ремейк систему быстрых сохранений: проходить уровни по-прежнему надо залпом, контрольные точки игра всё ещё не запоминает. Так и не добавили нормальный экран Game Over — в оригинале непутёвый шпион хотя бы падал на землю после смерти, а тут и такой роскоши нет. Остаётся только гадать, что же за чудесный исходный код наваяли разработчики с Мальты и насколько мизерным был бюджет патча/порта на Switch.

Резюмируя — нет, гадкий утёнок так и не превратился в прекрасного лебедя. Глядя на все эти правки, поначалу сложно не почувствовать долю разочарования: изменилось не так много, как хотелось бы. Понятно, что на самом деле обновление приурочено к релизу Switch-порта и глобальных перемен никто и не планировал. Но серьёзно, это всё? Этим Microids пыталась привлечь уже обжёгшихся однажды фанатов?

Онлайновый мультиплеер (представленный одним-единственным режимом «XIII убийств») оценить не удалось — он оказался никому не нужен.
Онлайновый мультиплеер (представленный одним-единственным режимом «XIII убийств») оценить не удалось — он оказался никому не нужен.

Однако чем больше размышляешь на тему, тем сложнее вынести оценку. С одной стороны, назвать игру хорошей по-прежнему язык не поворачивается: даже после генеральной уборки душок слабого гейм-дизайна нулевых вкупе с технической компетентностью двадцатых так никуда и не делся. Это всё ещё в лучшем случае посредственный шутер с корявым стелсом, разве что теперь его можно пройти без отвращения.

Но вместе с тем с первых же минут заметно, что Tower Five искренне пыталась спасти провальный проект. Она внесла правки где надо, сделала экшен терпимым и почти приятным, даже картинку приблизила к первоисточнику — да, дешёвым методом, но та же Playmagic вообще не стремилась сохранить комиксный дух за пределами пары эффектов и cel-shading на моделях. Жаль, что проект не поручили инди-команде с самого начала, — быть может, сейчас мы бы ждали сиквела, а не препарировали запоздалый патч.

Увы, спасти один из главных провалов последних лет издателю не удалось. Для исправления некоторых ошибок нужна машина времени, а не 5 гигабайт новых файлов. Тем не менее бесплатный апгрейд получился сносным — настолько сносным, что игру даже тянет повысить в звании.

Ремейк XIII больше не «Мусор» — теперь он крепкий «Проходняк». Неси это звание гордо, Тринадцатый, ведь лучшей похвалы тебе, к сожалению, не светит.


Игорь Ерышев
Поддержи Стопгейм!

XIII (2020)

Платформы
NSW | PC | PS4 | XONE
Жанр
Дата выхода
10 ноября 2020 г.
+54
2.6
27 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

dypso 23 сентября, 23:55

Играл до патча совсем немного, сейчас пытаюсь осилить, но идёт очень тяжело конечно. Духовны я бы вообще выкинул из ремейка, настолько убого он озвучил оригинал в своё время, плюс я ещё помню его «шедевральную» работу в Area 51.

Визуально стало намного приятнее, безусловно.

Игорь Ерышев 24 сентября, 2:11

Да, это всё прямиком проблемы версии 2020-го (фундаментальные, видать, из разряда «не починить»).
Ещё на базе Emerald не работают камеры слежения (их можно было смотреть на некоторых терминалах, выводились в отдельном окошке), битва с Мангустом в упростилась донельзя (она заканчивается так быстро, что ракеты в шахты не успевают вернуться) и упростилась механика брони (шлемы не роляют).

Удивительно, как сегодня некоторые студии не способны дотянуть даже до уровня «просто неплохой игры Ubisoft начала нулевых» (мне нравится XIII, но там много спорного даже в оригинале). Быть может, раньше действительно трава была зеленее хотя бы по части идей и творческого драйва?

Александр Заикин 24 сентября, 2:45

Тут не патчи делать, а игру заново делать, с нуля. Но ремейк XIII и так видимо влетел в копеечку разработчику и издателю, что этого естественно не будет. Ну и про продолжение, конечно, можно забыть. Эх, а ведь какие надежды были...

Стас Михайлов 24 сентября, 1:23

По понятным причинам ремейк 20 года пропустил и сейчас, с выходом обновы, решил таки попробовать скорее из спортивного интереса — посмотреть насколько всё хуже по сравнению с оригиналом. Собственно вот, что я заметил — прожектора на базе в джунглях не вырубаются выстрелами, на уровне в порту дают гарпун, но враги-подводники взяли в ремейке отгул и нафига нужен гарпун совершенно неясно, смерть федерального агента от рук номера пять просто нужно видеть самому (это что то!), Мангуст теперь умирает обычным «прилёг отдохнуть» вместо эффектного падения в ракетную шахту, кат сцены просто отвратительны и комиксным стилем в них и не пахнет, в целом все комикс приёмы в виде всплывающих рамок и надписей выглядят куда мельче и невзрачнее по сравнению с оригиналом, ну и рэгдол анимации смертей вместо заранее отрисованных как в игре 2003 года тоже не добавляют ремейку очков. Вообщем да, с автором согласен — играется сносно, но зачем, когда есть куда более старательно сделанная классика, не понятно...

LootHunter 24 сентября, 12:06
Быть может, раньше действительно трава была зеленее хотя бы по части идей и творческого драйва?

Просто раньше разработчиками ААА проектов были команды из пары десятков человек, закалённые в создании с нуля собственных оригинальных проектов, заслуживших признание. А сейчас студии имеют сотни и даже тысячи единиц персонала, многие из которых наняты неизвестно где, дай бог если за профессиональные навыки, а не знакомства и политические взгляды на «разнообразие и инклюзивность».

Игорь Ерышев 24 сентября, 0:40

Да уж. Если ради какого-то актёра в XIII играть, так это ради Адама Уэста — даже если он тоже сыграл на автопилоте (хотя мне так не кажется), у него великолепный автопилот.

Ради материала я купил дисковое издание на PlayStation 4, чтобы сверить детали, и даже с мелкими улучшениями обновлённая версия по сравнению с оригинальной просто небо и земля. На консоли, правда, игра совсем плохо играется, невыносимые тормоза вкупе с НОВЫМИ багами (я точно помню, что даже в 2020-м механика с топотом врагов работала, но в 1.07 на PS4 она не работает почему-то) — просто жесть.

Прозвучит странно, но по-моему теперь XIII всё же можно в разряд guilty pleasure записать. Оригинал всё ещё целостнее по стилизации, но там геймплей местами как скисшее молоко, особенно стелс-сегменты без чекпоинтов.

Читай также