Kapital: Sparks of Revolution: Обзор
Управление городом в условиях классовой борьбы
В современной разработке видеоигр эксперименты — удел сильных. Либо — что встречается куда чаще — признак новичка. Уж кому, а тем, кто делает первые шаги, обычно сложно отказать в амбициозности. С умениями, которые помогают воплотить задуманные инновации в жизнь, бывает по-разному — порой звёзды на небе сходятся, и выходит проект, отличающийся не только оригинальностью, но и качеством исполнения.
Kapital: Sparks of Revolution от белорусской студии Lapovich Team стремится расшевелить застоявшееся болото экономических градостроительных симуляторов. Желание сделать что-то уникальное всегда похвально, но хватило ли навыка для столь сложного проекта?
Хлеба и зрелищ
С ходу определить жанровую принадлежность Kapital не так уж просто. Если взглянуть на скриншоты, то перед нами классический «градосим»: строим домики, обеспечиваем жителей всем необходимым и получаем удовольствие от неизбежно возникающей в процессе городской суеты. Аннотации от самих авторов, впрочем, обещают другое: по их словам, перед нами «стратегия-песочница о классовой борьбе, гибрид сити-билдера и социального менеджера». У меня же по итогам знакомства с игрой сложилось иное мнение, но об этом позже.
Итак, мы видим некое европейское государство начала прошлого века. Недавно отгремела большая война, страна лежит в руинах, но развалины старого мира всегда означают старт чего-то нового. Нам, мэру небольшого городка, только-только начинающего путь к мирной жизни, предстоит управлять поселением и вести его жителей к процветанию.
Население строго поделено на социальные группы: рабочие, буржуа и дворяне. Первые, самые многочисленные (их всегда примерно в два раза больше остальных) заняты в производстве — например, трудятся на фабриках. Дворяне, как отпрыски знатных родов, к черновой работе непривычны, зато никто, кроме них, не может справиться с административными делами, требующими образования и связей. Буржуа тоже не сидят без дела — на их плечах рыночная деятельность, которая занимает немалую нишу в жизни города.
У каждой группы свои потребности — от обеспечения права на жильё (не нашедшие угол горожане будут ютиться у костров в чистом поле) до развлечений. Стандартная, в принципе, история для подобных стратегий: людишки вечно чего-то хотят, а руководство должно всё как можно быстрее обеспечивать.
Интересно то, что ресурсов у нашего мэра, как правило, немного и на всех их не хватит. Приходится выбирать, кому дать крышу над головой — обычному работяге, который гнёт спину на заводе, или высокородному сэру, что обеспечивает выполнение городских законов. Речь, конечно, не идёт о микроменеджменте каждого жителя — мы всё-таки выступаем в роли градоначальника, решения наши глобальны и не ограничиваются постройкой зданий. Время от времени игрок может принимать законопроекты, которые постепенно открывают не только новые постройки, но и целые геймплейные возможности.
Бунд!
Это, кстати, очень подкупает, особенно при первом прохождении, — геймплей развивается не количественно, а качественно. Если на первом этапе обустройства города мы заняты простейшими занятиями, вроде обеспечения местных едой, то дальше открываются возможности, связанные с рынком и медициной, но больше всего внимания уделено правопорядку. Силовики в нашем городе всегда найдут занятие — от обычных полицейских патрулей до тайного сыска, вычисляющего бандитские группы и бунтовщиков.
Жители здесь любят публично проявлять свою гражданскую позицию: низкий уровень счастья отдельной социальной группы приводит к тому, что толпа недовольных собирается где-нибудь на отшибе и спустя некоторое время отправляется жечь дворец мэра. Остановить их можно, если выполнить требования, которые не сводятся к банальному «Отдать N единиц ресурса»: обязательно будет побочное задание — например «Обеспечить постройку нескольких домов для рабочего класса». Впрочем, недовольных можно разогнать с помощью грубой силы, вплоть до применения огнестрельного оружия — если не боитесь социального взрыва, конечно.
На позднем этапе придётся более плотно заниматься политикой: указания из продвинутого свода законов, открывающегося после изучения и постройки здания Думы, зависят от баланса сил между тремя политическими партиями, каждая из которых поддерживает свой социальный класс. Наконец, в режиме кампании нам ещё и сюжет подкинут, который, впрочем, традиционно выступает в качестве обучения, пусть и растянутого в данном случае на весь игровой цикл.
Геймплейные идеи, вложенные в Sparks of Revolution, — яркий пример стремления придумать что-то новое без оглядки на каноны жанра. И тут, как вы понимаете, пришло время для тех самых но, без которых, к сожалению, не обойдётся. Да, дело в качестве реализации задумок — и не только.
Жертва амбиций
Чем больше в игре возможностей, тем сложнее собрать их в единую, непротиворечивую систему, которая будет не просто адекватно работать, а дарить пользователю удовольствие от созерцания того, что происходит на экране. Здесь же, как это часто бывает, в погоне за богатством фич, разработчики не смогли обойтись без кучи «костылей», которые всё равно не в состоянии сделать геймплей полноценно привлекательным. Я не буду касаться чисто технических особенностей, вроде багов, устаревшей графики и блёклого оформления (хотя, судя по скриншотам старых версий, первоначальные варианты были куда нагляднее), — в таком проекте это далеко не главное. А вот от проблем с балансом и так называемым игровым циклом (gameplay loop) никуда не деться — это бросается в глаза куда сильнее, чем неразборчивые надписи в интерфейсе.
Для экономических стратегий, где игрок принимает глобальные решения, очень важна подробная статистика — вспомните любого достойного представителя жанра. А в Kapital даже о доходах города можно узнать лишь в общих чертах, не говоря уж о таких тонкостях, как графики прибыли, полноценные отчёты с фильтрами и прочие незаменимые инструменты — ничего этого нет и в помине. Когда у тебя пара фабрик и сотня жителей — ещё куда ни шло, а что делать, когда город разрастается и за текущим состоянием дел уже не уследить вручную просматривая статистику каждого здания?
Управлять экономикой вслепую просто невозможно — последствия решений приходится угадывать, а не предвидеть исходя из знания механик. Геймплей превращается в хаос — ресурсы прибывают и убывают, жители занимаются своими делами, где-то на фоне мелькают потенциально интересные фичи вроде борьбы с преступностью, а мы лишь отстранённо наблюдаем за происходящим. Это не стратегия непрямого контроля, как я надеялся поначалу, но и командовать, вникая в каждую мелочь, не получится — игра просто-напросто не работает так, как должна.
К моменту, когда добираешься до самого интересного — продвинутого законодательства, позволяющего искать поддержку своих решений среди одной из трёх политических партий, геймплей разваливается окончательно.
Kapital: Sparks of Revolution не полноценный экономический симулятор — слишком скудна здесь экономика. Другой жанр? Но нам не рассказывают историю, сюжетные ходы которой создаются на лету, в зависимости от наших решений, как это подразумевает песочница с indirect control, — для этого не хватает свободы действий и уникальных игровых ситуаций. Это и не головоломка с поиском оптимального решения, искусно скрытая под оболочкой симулятора принятия непростых решений, как, например, Frostpunk (с которой у нашего нынешнего гостя много общих черт).
Что остаётся? Набор интересных идей, слабо связанных между собой, похороненный под ворохом ненужных и просто неработающих механик.
Плюсы: графический дизайн в стиле начала XX века; последовательное внедрение новых механик по мере игры.
Минусы: проблемы с балансом; баги; непрозрачная игровая экономика; многие элементы геймплея не работают так, как задумано.
Лучшие комментарии
Чисто за одну возможность разгромить буржуазию и аристократию силами пролетариата — игра заслуживает «изумительно».
Владимир Ильич и Иосиф Виссарионович одобряют.
У меня тоже опыт игры есть, но там вообще катастрофа была.
См. скриншот: это они не отдохнуть решили на улице — это они от болезней и голода помирают
а знаете почему? а не знаете, зато я знаю
Чтобы построить больницу или кладбище нужны деньги и древесина
Чтобы деньги добыть, нужно, чтобы буржуа платили налоги, а еще чтобы все классы тратили бабки в кабаках и борделях
Но кабаки и бордели не работают пока в них не будет бухла и еды
А чтобы производить еду и бухло (и древесину, кстати) нужны деньги
Но ты не можешь эти деньги заработать, потому что у тебя нет еды и бухла, а чтобы они (бухло и еда) появились нужно, чтобы деньги были
но их нет
потому что ты не можешь их заработать
а заработать не можешь потому что не можешь производить без денег
Нет денег = нет еды
Нет еды = нет денег
Даже **** в долг нельзя играть. Если у тебя 0 или -1, то всё — идёшь на три весёлых буквы и тебя закидывают коктейлями молотова (откуда, если не произвести бухло)
Т.е. в тропико тебя поддерживают мировые державы;
В ситис скайлайнс тебе дают кредиты;
В призон архитект — гранты на строительство и выполнение плана;
Здесь ты как ***** повышаешь налоги на буржуа, а они тебя пиздят, что логично, но других способов нет
А еще поезда ломаются и на починку нужны деньги и древесина
Прибавляем к этому еще трупы на улице, которые провоцируют болезни и депрессию и на выходе выходит какая-то не протестированная игра
А в голове звучит Ляпис Трубецкой.
Так точно, товарищ комиссар!
Карла Маркса забыли :/
Так игра совсем вышла или как?
совсем вышла, да.