В Expeditions: Conquistador и Expeditions: Viking студия Logic Artists сформировала и развивала базовые принципы серии — смесь стратегии, пошаговой тактики и ролевой игры с диалогами и выбором. И вот в лице Expeditions: Rome она выпустила, пожалуй, самую масштабную и стратегически глубокую часть, которая при этом не утратила и своей ролевой направленности.
Моральный компас
Играем мы за молодого легата, отца которого убили в результате заговора. Опасаясь за жизнь сына, мать отправила его к высокопоставленному другу семьи, который в это время занимался наведением порядка в греческих провинциях. Нетрудно догадаться, что вскоре именно наш герой становится ответственным за эту кампанию, которая в итоге приведёт к тому, что мы будем завоёвывать не только Грецию, но также Галлию и Северную Африку, а кроме того, определять судьбу и своего легиона, и всего Рима.
Одновременно с наступательными и оборонительными действиями разворачивается личная история героя — надо ведь узнать, кто убил отца, и отомстить. В процессе происходит много интересного — то пытаемся отравить одного из местных правителей, то идём на переговоры с греческим царём, главным врагом, где тоже есть выбор, травить или нет (Древний Рим всё-таки — такие нравы!), то проникаем под прикрытием в его лагерь и крадём важный политический договор, то ищем предателя в своих рядах, а потом решаем его судьбу.
Дилемм много, в том числе во время случайных событий, и многие влияют на отношение к нам со стороны напарников — это несколько ключевых для истории и для героя преторианцев. У каждого из них свои черты характера: одни миролюбивы, другие воинственны, одни склонны к скромности, другие — к горделивости. Кто-то предпочитает действовать честно, а кто-то любит хитрить. И вот в зависимости от принятых нами решений и даже сказанных слов (согласиться отравить или действовать в открытую, ответить скромно или высокомерно), напарники эти действия одобряют или нет. В итоге кто-то, возможно, даже захочет покинуть отряд.
Мой легион — моя крепость!
Точно такая же система моральных принципов действует и в отношении центурионов, которых мы назначаем своими помощниками в деле управления легионом и его форпостом. Таких людей нужно нанимать, они смертны и куда охотней готовы покинуть легион, если раздражены нашими поступками.
Впрочем, по крайней мере на нормальном уровне сложности это мало на что влияет. Куда важнее другие характеристики соратников. Тут надо сказать, что ровно половина (если не больше) игры — это стратегия на глобальной карте. Здесь мы перемещаем отряд героя, собираем ресурсы, открываем новые их источники и прочие «точки интереса». Там же происходят и упомянутые выше случайные события, требующие принять то или иное решение, — в их ходе кто-то из напарников может быть ранен или нам придётся вступить в бой.
А вот для захвата города или крепости нужно отправить туда свой легион, а потом решить, кто из центурионов поведёт его в бой. На успех влияют разные параметры, включая класс и командную специализацию: один лучше управляет кавалерией, другой — артиллерией и так далее.
Мы видим процент вероятности успеха, насколько будут велики возможные потери и объём добычи. После выбора военачальника, битва идёт в автоматическом режиме в несколько этапов, на каждом из которых мы выбираем одну из доступных тактик — защищать фланги, ослабить центр и заманить туда врагов, броситься в атаку или занять глухую оборону, добивать всех после победы или пополнить свои ряды пленными. По мере прохождения открываются и новые тактики. На успех также влияют боевой дух, общая сила и численность легиона.
Одержав верх, нужно ещё успешно закончить миссию по усмирению недовольных, и тогда регион переходит под наш контроль — теперь можно посылать легион на захват окрестных источников ресурсов. Например, охотничьи угодья приносят пайки, которые идут на содержание нашей армии. А захваченные каменоломни, дубильни, железные рудники, фермы нужны для улучшений форпоста. Там можно возвести оружейную, открывающую крафт, госпиталь, мастерскую для изучения новых тактик, бани (там раздражённый центурион сразу теплеет) и казармы, где вербуются новые легионеры. Но чтобы это всё работало, нужно назначить кого-то управлять постройками — и желательно тех, у кого лучше развиты соответствующие навыки.
Но едва ли не главный ресурс в Expeditions: Rome — это рабы, которые в большом количестве тратятся на захват источников ресурсов (кто-то же должен работать в каменоломнях!), а пополняются через специальные миссии или после захвата вражеских городов.
Лучники рулят, но не всегда
По традиции вторая геймплейная составляющая — это пошаговые сражения на местности. И они в Expeditions: Rome стали и интереснее, и масштабнее, и сложнее. С одной стороны, всё знакомо — очки перемещения и действий, укрытия, возможность занимать возвышенности и получать бонусы для лучников, использование умений, которые в данном случае зависят от используемого оружия.
Но при этом ещё огромное внимание уделяется возможности накладывать различные состояния — возгорание, кровотечение, измождение, увечье. Кругом интерактивные объекты и честная физика — и мы, и враги можем бросаться горящими факелами, разливать масло, усиливающее действие возгорания, взрывать ящики с греческим огнём.
Многие миссии как раз построены на том, чтобы успеть что-то сжечь или подорвать (например, корабли или древесину в порту). К врагам постоянно подходят подкрепления — приходится непросто, и нужно грамотно продумать свои действия так, чтобы за несколько ходов выполнить задачу, пока не стало совсем жарко. Как часто бывает в таких случаях, лучники особенно полезны, но это частично нивелируется тем, что некоторые противники используют щиты — от них стрелы просто отскакивают. Поэтому обходиться силами только лучников не получится — нужны воины, способные снимать защиту врага.
Среди спорных моментов в Expeditions: Rome — горы одинакового лута, который приходится подолгу переводить на осколки в инвентаре. Последние нужны для крафта, но и его ценность я бы поставил под сомнение.
Но в целом Expeditions: Rome — игра не просто хорошая, а отличная и затягивающая. К тому же тут отлично выдержан баланс сложности — на «харде» трудно и в драках, и на карте, где начинает ощущаться дефицит ресурсов. Но и на нормальном уровне расслабляться нельзя.
Плюсы: интересная история; множество персонажей со своими характерами; затягивающий геймплей на стыке стратегии, пошаговой тактики и ролевой игры; увлекательные сражения и интересные миссии; игра отлично выглядит и звучит и при этом неплохо оптимизирована.
Минусы: много лишнего и одинакового лута; крафт кажется не слишком востребованным; неудобное использование расходников.
Лучшие комментарии
Читая обзор, думаю ну поставят наверное изумительно, оказалось похвально и крафт как минус О_о
Не знаю, что там неудобного с расходниками было, но крафт очень важный и сильный аспект в данной игре. Плюс он позволяет изменять имеющиеся доп параметры на твое снаряжении и добавлять дополнительные абилки. Можно разобрать золотую шмотку с крутым эффектом и потом этот эффект добавить в любую другую шмотку или заново перековать по тому же чертежу, с шансом получить статы повыше. Плюс тактические предметы.
Прошел на макс сложности, даже и не знаю как я бы проходил без крафта, он тут очень важен.
Ну а так игра шикарная, концовки разные могут быть, графика мне понравилась, ни одного вылета и автоматически игра подобрала параметры ультра (хотя по требованиям по идее на средних должно было идти).
Начал заново проходить (хочу поэкспериментировать необычными раскачками и выбирать другие варианты ответов по сюжету), наткнулся на тайный подвал, где был легендарный рецепт шипов на пол (тактическое снаряжение), которое я пропустил в первом прохождении, приятно был удивлен)
Лично для меня это Дивинити не из мира фентези)
Ну по поводу Крафта не согласен, личные предметы глав героев нужно улучшать, так же при крафте оружия рандомные абилки дают, можно так подобрать наиболее оптимальные набор скиллов, но для этого конечно надо много ресурсов, тактические предметы так же надо крафтить, там много интересных предметов есть, единственное что хотелось, что бы после боя автоматом происходил сбор Лута и автоматический разбор предметов которые ниже уровня который ты можешь скрафтить
Все можно ускорить в настройках
Игра очень классная
Особенно играя за женского персонажа, где практически каждый нпс наравит тебе напомнить, мол баб в легионе не было, особенно легатов
И как понимаю, концовки там весьма вариативные
Короче каеф
Счастье было так близко))) Спасибо ещё раз.))
На мировой карте заходишь в инвентарь и вкладка Помощь, там назначаешь врача и пока бегаешь по миру, он лечит твоих тиммейтов, если у него достаточно навыка для этого. Для этого, собственно, и нужны медикаменты)
Не увидел такой настройки, но видимо невнимательно искал. Спасибо, если буду перепроходить пригодится.
Игра понравилась, но и мелких шероховатостей с достатком. В игре довольно много бектрекинга на глобальной карте (часть трафика лежит на постоянных случайных событиях, где после травмы нужно возвращаться дабы положить компаньона в лазарет). На локальной же часть локаций неоправданно большие (пустые по своей сути с двумя-тремя активностями), много времени тратится на само перемещение (как и персонажи любят «застревать» у всяких лестниц\лазов\ спрыгивая со стен). Нет карты (камерой приходится забираться в угол локации и «сканировать» куда идти). Камера любит пролюбливать ракурсы. Нельзя управлять лагерем «из вне», каждый раз необходимо входить на локацию и бегать по палаткам лично (привет лазарет, из которого нужно самостоятельно забирать и «вставлять» людей, а так же события, которые травмируют всю группу разом). Я допускаю, что сам создал себе трудности и внутри игры есть способ всего этого избежать (вроде как у некоторых преторианцев есть перк хирург, как он работает так и не разобрался), не претендую на истину в последней инстанции.
В Древнем Риме, как в интернете — без травли никак. Фьють ха! =3
В целом полностью согласен с обзором. Но лично меня утомило количество врагов. А именно, что их много, а ускорить их движение нельзя и между ходами иногда проходит несколько минут. Это знатно так утомляет. Возникает ощущение, что ты не играешь, а просто смотришь как компьютерный дурак фигурки двигает.
Давно не играл в качественную пошаговую игру, которая бы мне понравилась. Последняя была XCOM и то первая и вторая, ну и gears. Конечно с ними не сравнится, но хороша. Стоит попробовать. Правду написали в плюсах о сюжете. Интересные сцены происходят, но и болтают бывает не о чем.
! ИГРАТЬ СТОИТ ОДНОЗНАЧНО !!! 8/9 из 10 ! Особенно тем кто любит мечи-щиты-луки, СВЕРХ ИНТЕРЕСНЫЕ пошаговые бои, древний Рим, немного приключений и тд. Давненько я НЕ играл в что то настолько интересное со времён XCOM 1 и Tyranny, хотя в целом я вообще НЕ любитель пошаговых сражений.
На фоне «современных игр» (бездушные сюжеты, безинтересные, унылые боевые системы) прям «глоток свежего воздуха» а точнее слоган «вот, ЕСТЬ ЕЩЁ УМЕЛЬЦЫ делающие ХОРОШИЕ интересные игры! „ , печалит лишь что среднебюджетные ...
“минусов» конечно предостаточно — инвентарь, предметы (оч. часто что б полностью одеть/настроить даже основную пати может уйти 1-2 ч.!), прокачка, малоинтересные бои армий, бюджет, крайне мало самой РПГ (хотелось бы много больше...), МНОГО сомнительных игровых решений (воздерусь от перечислений) и тд. поэтому это НЕ супер хит и не 9-10 из 10, где 10 — «игра моей мечты»
Жаль что прошёл на предмаксимальной сложности, хочеться перепройти но интереса мало, а «рвать кукан» на суперхарде — увольте )))
8/9 из 10 Всем удачи и хороших игр !