Обзор фильма Resident Evil: Welcome to Raccoon City
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Я очень хорошо помню то время, когда первая Resident Evil от Пола Андерсона (Paul W. S. Anderson) вышла на большие экраны. Заголовки игровой и околоигровой прессы тогда пестрели каламбурами в духе «А зомби здесь тихие», а сами обзоры были в большинстве своём полны восторгов. Я тоже поддалась обаянию этого фильма и с тех пор не пропускала ни одной части, стараясь посмотреть их именно в день премьеры. Однако с каждым фильмом я разочаровывалась всё сильнее и сильнее. Первая часть так и оставалась для меня (да и не только для меня) лучшей во франшизе, самым качественным и интересным воплощением этой игровой вселенной на киноэкране. Ровно до тех пор, пока я не увидела Resident Evil: Welcome to Raccoon City.
Все хорроры разом
Сюжет «Обитель зла: Раккун-Сити» (приветственное «Добро пожаловать» в отечественном переводе названия почему-то отбросили) базируется сразу на нескольких играх серии: он собран из событий, показанных в Resident Evil, Resident Evil 2 и ремейках этих частей. Получилась этакая мозаика: вот вроде идёт сцена из первой части, как вдруг в её декорации внезапно врезается (в буквальном смысле) крупногабаритный объект, как это было во второй.
Наверное, сильнее всего в этой компиляции смущает то, что события Resident Evil и Resident Evil 2 происходят в один день (вернее, ночь) — 30 сентября 1998 года. Пока одна группа персонажей отправляется наводить порядок в особняке Спенсера, другая остаётся в полицейском участке Раккун-Сити. Впрочем, с такой хронологией быстро свыкаешься. Она даже придаёт истории динамичность, ведь сюжет регулярно переключается то на одних героев, то на других — заскучать точно не получится.
История всё же начинается не с того злополучного сентября, а намного раньше: с детства двух главных героев — Клэр и Криса Редфилдов. По версии фильма, брат и сестра выросли в приюте (том самом, что нам показывали в ремейке Resident Evil 2). В этот момент я, конечно, закатила глаза, но потом быстро вернула их на исходную позицию: а почему, собственно, и нет? Детство этих героев никогда особо и не освещалось, ну приют и приют, такая предыстория тоже имеет право на существование.
Благодаря стартовой локации Welcome to Raccoon City сразу же ощущается как хоррор. Мрачные, гнетущие коридоры, одинокая медсестра в красной кофте, розовый игрушечный заяц. А это точно Раккун-Сити, а не Сайлент-Хилл? Но когда действие переносится в 98-й, обстановка начинает куда лучше соответствовать городку, который вот-вот уничтожат.
Карусель фансервиса
«Обитель зла: Раккун-Сити» по самое не балуй напичкана отсылками к оригинальным играм, так что поклоннику серии наверняка будет сложно не тыкать в экран пальцем с фразой I understood that reference. Иногда намеренное заигрывание с фанатами начинало откровенно вгонять в краску, но, знаете, это было такое приятное смущение.
Например, вокруг фразы Itchy, tasty из первого «Резидента» выстроили целую сцену: зомби кровью написал этот текст на стекле. Когда-то это была просто мемная выдержка из дневника, а теперь вот получилась такая вот живопись. В нашем варианте перевода, правда, «чешется» опустили, оставив только «вкуснятину». Кстати, о ней — из «Джилл-сэндвича» тоже сделали отдельную сценку, и не прыснуть на этом моменте было решительно невозможно.
Да, фансервис. Да, зритель со стороны вообще не поймёт, что же в этом такого забавного. Но мне было чертовски приятно это всё это узнавать. Особенно учитывая, что от фильма я вообще ничего не ждала — от экранизаций Resident Evil я в принципе давно ничего хорошего не жду!
Вот герои играют Лунную сонату Бетховена, чтобы стенка отъехала и открыла тайный путь. Вот медленно поворачивающий голову зомби. Вот Крис, зажигалкой освещающий себе путь. Вот чувак играет в «Змейку» на старом телефоне, а в игре его убивает гигантская змея… Так, стоп, это ж не его убила, а Ричарда. Эх, а какая могла бы быть отсылка! Но ничего, со змеёй другой неплохой момент был! Единственное, что расстроило, — это отсутствие какого-нибудь тирана (Мистера Икс или Немезиса, например). Вообще, с монстрами в фильме скудненько — зомби, вороны, доберманы, всего один ликер; остальное спойлерить не хочется, но, поверьте, врагов не хватает.
Действие фильма разворачивается в девяностых, и дух времени в нём отлично передан с помощью соответствующей музыки. Так, Клэр едет с дальнобойщиком под песню The Cardigans — My Favourite Game (буду считать это признанием режиссёра, ну или музыкального супервайзера, на худой конец). А сцена в полицейском участке под Crush от Дженнифер Пейдж (Jennifer Paige) — это вообще идеальное комбо. Уверена, для тех, кто вырос в то время, саундтрек новой «Обители зла» будет как бальзам на душу. Остальным подборка попсовых песен может показаться странной: всё-таки «Обитель зла» — это вам не «Стражи Галактики».
Больше никакой Миллы
И раз уж речь зашла о режиссёре — снял фильм Йоханнес Робертс (Johannes Roberts). Всю свою жизнь он выпускал низкобюджетные хорроры, которые, при средних оценках, всё же умудрялись окупаться. Бюджетами крупнее, чем у Welcome to Raccoon City (40 млн долларов), он ещё не ворочал. Для сравнения — в 2002-м Полу Андерсону на его адаптацию выделили 33 млн, что при пересчёте на сегодняшний день составляет где-то 51 млн, если верить онлайн-калькуляторам.
Понятно, что при таких суммах не стоит ждать ни именитых актёров в главных ролях, ни дорогого экшена. Продюсеры с помощью «Обитель зла: Раккун-Сити», скорее всего, просто хотели прощупать почву, узнать, как люди отнесутся к перезапуску киновселенной. И в рамках заложенного бюджета Йоханнес Робертс с задачей-минимум справился. Он, слава богам, не стал делать драму, а просто бодро рассказал хорошо знакомую геймерам историю. Рассказал не без своих прикрас, конечно, — где-то он поломал хронологию, где-то переписал биографию героев, а кого-то вообще убрал.
При этом я бы не сказала, что откровенной отсебятины в фильме чересчур много. Всё показанное смотрелось в рамках сюжета вполне уместно. По сравнению с работами того же Андерсона, эта лента куда ближе и бережнее относится к первоисточнику. Проще говоря, сага Пола — это кино по мотивам, а здесь мы видим самую настоящую адаптацию видеоигры. Даже когда в фильмах Андерсона пересказывались события игр, как это было, например, в «Обитель зла 2: Апокалипсис», чувствовалось, что плевать он хотел на канон, несмотря на все отсылки. В качестве главного примера я всегда привожу Немезиса, у которого в конце пробуждались человеческие чувства. В фильме Йоханнеса Робертса такой откровенной пошлости ради драмы, к счастью, нет.
И хоть у Андерсона все игровые персонажи — это просто камео на фоне неустрашимой Миллы Йовович (Milla Jovovich), которая всех всегда побеждает, ему всё же стоит отдать должное за подбор актёров. Видимо, в перерывах между восхвалением своей жены у него всё-таки нашлось время найти в Интернете картинки с героями игр. У Андерсона были каноничная Джилл в голубом топике, очень крутой Вескер в солнцезащитных очках и Леон с чёлкой. Но, как оказалось, одного этого явно не хватило, чтобы сделать фильмы интересными и качественными.
В перезапуске Робертса актёры куда меньше походят на своих игровых прототипов. Особенно это касается Джилл и Леона, но и тот же Вескер стал совсем другим. Поставив его рядом с Крисом, их можно ненароком перепутать — больно уж типажи похожи. До похода в кинотеатр я игнорировала все промоматериалы и трейлеры фильма, так что такой каст стал для меня сюрпризом. Но удивление очень быстро угасло: к персонажам в новом облике привыкаешь, и их внешность на протяжении всего сеанса не вызывала у меня никакого дискомфорта. Зато дискомфорт вызвали комментарии к трейлеру, который я посмотрела, вернувшись с премьеры. Я, конечно, ожидала, что зритель будет негодовать, но чтобы негатив был настолько силён, вплоть до призывов бойкотировать фильм?.. Это выше моего понимания.
Наверняка среди читателей этого обзора тоже есть люди, которых сильно резанул подбор актёров. И разумеется, никакие мои слова о том, что фильм-то классный, сделан с любовью и знанием материала, их не переубедят. Так что да, если вас оскорбляет смена внешности персонажей, то лучше поберечь себе нервы и не смотреть фильм. Всем остальным я бы рекомендовала Welcome to Raccoon City без всяких сомнений — на данный момент это лучшее, что происходило с серией Resident Evil на киноэкране.
После CGI-мультфильмов и киносаги Пола Андерсона планка для того, чтобы снять лучшую экранизацию «Обители зла», была задрана не сказать чтобы высоко. Нужно было всего лишь бережно отнестись к первоисточнику, дать героям эффектно разобраться с монстрами и не высасывать из пальца лишнюю драму.
Мне сложно оценить то, насколько фильм будет интересен случайному зрителю, незнакомому с франшизой, насколько логичным и уместным ему всё покажется. В первую очередь Resident Evil: Welcome to Raccoon City — это всё-таки экранизация, рассчитанная на фанатов. Чуть ли не в каждой сцене видно, что Йоханнес Робертс и его команда старались, придумывая, как вплести игровые мемы, фразы и ситуации в свой фильм, сохранив при этом дух оригинала, в котором было место и юмору, и пафосу, и дурацкому трешу.
Лучшие комментарии
Для кого был снят этот фильм я ума не приложу. Предположим, что для фанатов. Но тогда вопрос: зачем, если мы уже проходили игры? Мы и так уже всё знаем, и оттого у нас ещё больше претензий. Почему Ракун Сити — это какой-то одноэтажный посёлок? Зачем в таком посёлке большое отделение полиции и тем более вертолёт? Почему герои даже не пытаются включить свет в особняке, может там есть электричество? Почему Леон смотрит на потолок, видит, что там кто-то движется, но через секунду не понимает, куда мог деться капитан? Почему лизуна так легко убить голыми руками? Почему Леон такой дегенерат во всём своём поведении? Почему он не проснулся от взрыва бензовоза, а от выстрела из пистолета сразу подпрыгнул? Почему Джилл постоянно раздражает? Почему Шерри плевать на своих родителей уже через секунду после их гибели? Почему Клэр плачет, вспоминая, как ставили эксперименты на детях, хотя она сама этого не видела, ведь сбежала прямо перед тем, как её туда завели? Почему ей стало так плевать на Лизу и её дальнейшую судьбу? Почему в 6:00 особняк развалился, как карточный домик? Зачем нам весь фильм показывают время на экране, если это не создаёт никакого саспенса? Почему зомби ведут себя, как призраки — я буду надвигаться на тебя спереди, а потом исчезну и подкрадусь сзади? Зачем нужна была экранизация плёнки с близнецами Эшфорд и улыбающийся Биркин на ней, который будто хочет сказать «соситес!»? Почему СТАРС — это какие-то обрыганы, которым плевать на своих напарников и шеф должен уговаривать идти их спасать? Как пилот успел завести вертолёт и взлететь, когда на него уже напали? Как вообще зомбак мог так резко проломить стекло в вертолёте? Почему на Криса навалились зомбаки, а в следующем кадре он уже просто бежит по коридору? Зачем эта финальная позорная злодейская речь Биркина перед нападением на Криса?
Мне в этой экранизации было омерзительно абсолютно всё. Понравилось исключительно три момента: стильная сцена на перекрёстке, где Клэр стоит на байке, а вокруг происходит всякое; шутка от Леона «а теперь вы снова главный?»; и актёрская игра шэфа полиции. В остальном фильм выглядел, как фанфик с ютуба, в котором нет ни авторского подчерка, ни креативных решений, ни оригинального стиля (хотя в первые минут пять показалось, что он есть). Господи, да в фильмах с Йовович хотя бы пафоса было много, экшен-сцены были как-то эффектно сняты, а тут всё действие в темноте, где разглядеть можно только зомбаков, которые даже не касаются ртами героев при «укусе в шею».
Я по-прежнему считаю, что экранизация видеоигры никогда не сможет быть хорошей, если она повторяет те же события, которые мы проживали лично в этой самой игре на протяжении десятка часов. Единственный вариант для успеха — это делать качественные спиноффы про тех же героев, но в других обстоятельствах.
P. S. Моё лицо, когда увидел Аду Вонг
а то что из Леона сделали непойми что, шута какого то автора не смутило?) не ну норм адптация культового героя серии.
Леон вообще главное разочарование фильма, из лучшего в своей учебке, парня которого в СТАРС х\хотели взять, насколько я помню, превратили в неумелого косячника, которого шпыняют буквально все, не понятно за что именно его в будущем отправят спасать дочь президента. Однако, если смотреть в перспективе будущих сиквелов, то именно у Леона в киноверсии есть потенциал для роста как персонажа и превращения в того челкастого эмо-брутального истребителя зомби текущего от Ады Вонг. А вот Джил, лучше бы стала сендвичем, чем той эмоционально нестабильной негритянкой.
После предыдущих частей там уже не планка, а лежачий полицейский, практически. Так что создателям главное, не споткнуться и собрать необходимый минимум кассы для окупаемости.
А монстры в фильме также дешево смотрятся, как в трейлере или они это исправили?
Я не могу назвать этот фильм Обитель зла. Косплееры решили совместить обе части в одной и напихали фансервиса из игр. Вот и весь фильм. Меня ещё удивляло что они не сократили первую половину, чтобы ещё туда и Немезиса впихнуть, который будет за СТАРС бегать.
Да, нужно закрыть глаза и уши и тогда фильм будет норм.
Фильм говнище дикое, как такое можно рекомендовать? Особенно фанатам игр.
Ну все, теперь Катя точно больше не будет стримить с Дауром)
ты веришь что будет продолжение и там будет прогресс?) я нет.
Я сейчас нахватаю минусов, но фильм неплохой. На 6-7 баллов. Но и оригинальные игры, это не какие-то сценарные шедевры. Это Б-шки. С вирусами, монстрами, злобными мегакорпорациями и опереточными злодеями, которые каждый час вкалывают себе по вирусу и превращаются в очередной НЕХ, чтобы через минуту отлететь от главных героев. Я к тому, что сюжет первых частей — это не то, за что любили эти игры. Он просто выполнял свою функцию давая обоснование для героев, почему они должны идти туда и откуда тут монстры.
Недостаток бюджета ощущается и монстры, особенно компьютерные, смотрятся хуже игровых. Но и бюджет этого фильма пониже первой части, а если учитывать инфляцию, то бюджет будет в два раза меньше. С другой стороны, фильм определенно лучше серии от Андерсона. Где казалось, что хуже фильма сделать нельзя было, но каждый раз при выходе очередной части снизу начинали активно стучать.
Касательно актеров, мне не понравилась Джил. Можно что угодно говорить про ремейк третьей части, но Джил там была отличной. Вескер был не Вескером. Я с одной стороны понимаю почему его изменили. Вескер — это действительно опереточный злодей. Бухахает, постоянно носит темные очки и и ничего человеческого в нем нет. Его надо было менять, но не так, как они сделали. Возможно стоило сделать нечто среднее между тем, что было в играх и сделали в фильме. Клер — хороша, хоть и излишне боевая, а не простая студентка. Криса почти нет в фильме и говорит там не о чем. Шерри запихнули, просто чтобы была. Кого-то забыл? А, точно, Леон. У кого горит с такого Леона, но я смеялся с него. Возможно режиссер решил, что в фильме итак уже перебор с этими лучшими из лучших. А с тем учетом, что по сюжету Ракун тут полная дыра, то странно зачем лучшего выпускника послали туда. И сделали его комик релиф персонажем. Я не против. Как заметили выше, у него действительно есть возможность роста, как персонажа.
Фильм неплохой, портит его только последние 10 минут с Биркиным. Так бы были крепкие 7 баллов.
Отсылки в виде «Это сэндвич Джилл» — это не фансервис, а издевательство какое-то.
А я считаю — наоборот. Потому что кино «Кредо ассассина» получилось говном именно потому, что игроки хотели увидеть Альтаира и события первой игры (а кто-то, возможно, хотел увидеть Эцио), тем более, что там и переделывать почти ничего не надо было. Или почему экранизация «Дум» была вообще не про портал в Ад?
Две единственные нормальные экранизации игр были «Silent hill 1» и, простигосподи, «Postal», так как они были почти что по играм: оттуда выкинули игровые условности, поменяли кое-какие штуки, заменили героев, упростили переусложнённые вещи и метафоры — но общий-то сценарный замут остался прежним, никто не пытался выкатить свой «гениальный» сюжет.
И почему тогда книги стараются экранизировать максимально близко к тексту? Чем игровые сценарии одиночных игр без развесистого дерева концовок хуже? Пойдёт ли условный среднестатистический зритель на какое-то «Кредо ассассина», если совсем не знаком с игрой? А вот фанат и игравший — пойдёт и будет потом плеваться...
Но это, конечно, моё мнение. Возможно, дело упирается в авторское право сценариста игры, но их высказываний по поводу экранизаций я ни разу не видел.
А чего вы ещё ждали от режиссёра, который стал снимать адаптацию с абсолютно мискастным составом, при этом рассказывая замечательные истории про то, как его актёры должны походить на оригинальных персонажей прежде всего характерами, а не внешностью? Разумеется вы не получили ни того, ни другого. Этот фильм такой же треш, как и недавно отснятый для сохранения прав Дум Аннигиляция.
Катька имеет представление о серии, она свои первые видосы и статьи тут делала про оригинальных персонажей резика. Просто это уровень современной игро и кинокритики верхнего интернета — даже откровенно дешевую трешанину, уродующую оригинальные образы и сюжет, боятся ругать.
Сильно позже относительно какого времени? Во второй части игровой серии, которую в этом фильме экранизировали в том числе, город уже был полноценным.
Не думаю. тут скорее у автора рецензии нет никакого понятия о серии и напрочь отсутствует чувство вкуса
Не верьте, фильм полная шляпа. Тупо, дёшево, изнасилование хорошего вкуса. Актёры ужасно играют, диалоги — безысходность
Так можно сказать только про первую часть, в силу её бюджетности и экспериментальности. Вторая часть уже делалась по лекалам дорогих фильмов тех времён, лишь с налётом категории Б. Третья часть и вовсе была блокбастером, начальная CGI заставка которой собирает миллионы просмотров и имеет кучу перезаливов.
Вот скриншоты из оригинальных игр, в которых фигурировал Ракун Сити (в первой части были лишь окрестные леса города). Ты бы хоть разок их прокликал, прежде чем писать подобную чушь