Утреннее солнце разогнало ночную тьму — рецензия на четвёртый сезон сериала Castlevania
Четыре года прошло с премьеры первого сезона Castlevania от Netflix. История о Треворе, Сайфе, Алукарде и, конечно, самом Дракуле сразу же успела зарекомендовать себя как одна из лучших адаптаций видеоигр. С одной стороны, на безрыбье и мёрман рыба, но с другой — не принижать же заслуги авторов одной экранизации оттого, что работы их коллег по цеху куда слабее и не передают дух первоисточника! А у «нетфликсовской» Castlevania с этим как раз всё в порядке. Три сезона мы пристально следили за развитием (надо отметить, порой весьма неторопливым) событий, и вот наконец дождались финала.
Удалось ли новому сезону удержать планку качества? Этим вопросом я задаюсь каждый раз, когда приступаю к просмотру свежих эпизодов Castlevania и написанию рецензии (кстати, не забудьте освежить в памяти обзоры первого, второго и третьего сезонов!), и каждый раз отвечаю на него утвердительно. Но сейчас к этому вопросу добавились и другие — у нас тут как-никак долгожданная развязка. Получили ли все сюжетные линии достойное окончание? Уделили ли главным героям достаточно внимания, чтобы их судьбы не вызывали вопросов? На какой ноте завершился заключительный аккорд сериала Castlevania? Пришла пора разбираться.
От заката до рассвета
В третьем сезоне параллельно шли четыре основные сюжетные линии, и финальные эпизоды закономерно продолжили их развитие. Некоторые из этих линий, в свою очередь, стали разветвляться, чтобы сфокусироваться на конкретных персонажах. Так, арка Кармиллы и её соратниц была раздроблена: Стрига и Морана покинули вампирский замок, чтобы воевать с людишками, а Ленор, хоть и осталась в его стенах, большую часть времени проводила с дьявольским кузнецом Гектором. Кармилла меж тем жаждет поработить мир — и для этого ей нужна армия Гектора.
Ещё один одержимый в сериале — граф Сен-Жермен, но власть ему не нужна, он хочет найти и спасти возлюбленную (и как тут не провести параллели с самим Дракулой). Свои хитроумные планы вынашивают и другие — и упираются эти самые планы в возрождение легендарного кровопийцы. Это классический ход для франшизы Castlevania. Как и появление ещё одного ключевого антагониста серии. Главные герои — Тревор, Сайфа и Алукард — активно стремятся помешать воскрешению Дракулы, но уже измучены постоянными сражениями с ночными тварями. Не стоит списывать со счетов и второго дьявольского кузнеца, Айзека: он как раз работает с такими монстрами, но предпочитает не делать из них машины для убийств, а смотреть прямо в их душу. Или что там от неё осталось.
И пускай персонажи не всегда ведут себя логично (например, защищаются от врагов снаружи замка, когда можно было бы сразу укрыться за его стенами), они по-прежнему ощущаются живыми. Никуда не делся и юмор — зачастую грубый, с шутками ниже пояса. Да и саркастичность главных героев осталась на месте. «Я превращаюсь в Бельмонта, стоит ли дальше жить?» — патетично вздыхает Алукард в начале сезона. Приятно, что есть вещи, которые не меняются!
Хоть четвёртый сезон и финальный, не обошлось в нём и без новых персонажей. Самый примечательный из них — лондонский вампир по имени Варни. Английских манер он, увы, лишён, зато обладает такой предысторией, что не грех поговорить о ней подробнее. Варни пришёл в сериал не из игр, а из литературы: он главный герой бульварных ужастиков Джеймса Малкольма Раймера (James Malcolm Rymer) и Томаса Пекетта (Thomas Peckett). Рассказы про Варни издавались в середине XIX века, и именно в них впервые описывались вампирские клыки, которыми можно прокусывать человеческие шеи. Ещё он гипнотизировал своих жертв и любил охотиться на женщин по ночам.
Литературный образ Варни сильно повлиял на стокеровского Дракулу, но ирония в том, что сейчас о лондонском вампире мало кто помнит. Это и обыгрывается в Castlevania от Netflix — Варни постоянно сетует на то, что про него все забыли, и хочет добиться признания среди своих кровожадных соратников. Ну, хотя бы благодаря сериалу английский вампир получил немного заслуженного внимания.
Пляска смерти
Во время просмотра финального сезона Castlevania я поймала себя на мысли, что по сравнению с ним предыдущий теперь вспоминается и ощущается совсем филлерным. На контрасте с неспешным третьим четвёртый очень бодр, ведь сражения тут гремят чуть ли не в каждой серии. И какие сражения!
Безостановочный экшен завораживает, кровь льётся рекой, нашинкованные разнообразнейшим оружием монстры разлетаются на кусочки (людям, впрочем, тоже досталось). Не стоит забывать и про магию Сайфы: волшебница очаровывает своими стихийными атаками не хуже, чем старая добрая сталь. Создатели финальных эпизодов явно вложили в бои, их постановку и детализацию немало сил. И если сейчас вы сравните какую-нибудь битву из первого сезона и последнего, то поразитесь, насколько улучшилось качество анимации.
Отдельно я бы выделила шестой эпизод: в нём кроваво-прекрасный танец смерти раскрывается по-максимуму. Но и кульминационная битва с «боссом» сделана на совесть — четыре года, и вот он, апогей художественных возможностей Castlevania. И если вы, как и я, порицали предыдущий сезон за обилие диалогов и малое количество сражений, то изменения в финале вам точно придутся по нраву.
Миллион мелких осколков
Несмотря на то что в сериале рассказывается оригинальная история, четвёртый сезон Castlevania (как и предыдущие три) содержит в себе множество отсылок к первоисточнику — одноимённой видеоигровой серии о борьбе клана Бельмонтов с Дракулой. Увы, создатели экранизации снова обошлись без музыки из игр, и нам остаётся только с ностальгией вспоминать сражение под Bloody Tears во втором сезоне.
Отсутствие каноничной музыки активно компенсируют визуальные «пасхалки». Взять хотя бы врагов: вооружённые мечами или луками скелеты, с которыми Тревор и Сайфа дерутся в первом эпизоде, — это типичные для серии чудища, которых обычно нужно «валить» пачками. Противники покрупнее тоже имеют свои игровые прототипы — так, в финальном сезоне засветился напоминающий безрукого динозавра Гергот, впервые появившийся в Castlevania: Dawn of Sorrow.
Облик Алукарда — история, заслуживающая отдельного абзаца. Щит и накидка сына Дракулы — это очевидная отсылка к Castlevania: Symphony of the Night: там они были точно такими же. В момент, когда плащ дампира превращался в крылья, можно вспомнить двойной прыжок героя в той же «Симфонии ночи» — у него была похожая анимация. Ну а полуголая грудь Алукарда уже смахивает на его образ из Castlevania: Lords of Shadow 2.
Появившаяся в четвёртом сезоне Грета сражалась вместе с легендарной троицей прямо как Грант Данасти, четвёртый персонаж Castlevania III: Dracula’s Curse. Не в том плане, что она похожа на пирата, а в том, что Тревору, Сайфе и Алукарду по канону как раз не хватало последнего «сопартийца». На то, что Грета является «грантозаменителем», указывает ещё и то, что девушка родом из деревни под названием Данасти. Совпадение? Не в этом сериале!
Разумеется, в обзоре упомянуты далеко не все «пасхалки» — для полного перечня, пожалуй, нужно было бы писать (или даже монтировать) отдельный материал. Ну а мы лучше вернёмся к четвёртому сезону и его итоговой оценке.
Финал Castlevania вряд ли сильно удивит фанатов прославленной франшизы Konami: даже единственный внезапный «вот это поворот» вполне себе органичен и ожидаем для серии. Но это нисколько не мешает четвёртому сезону быть достойным окончанием истории, которая началась четыре года назад. Каждый значимый персонаж получил своё экранное время, а зрители, в свою очередь, — понимание того, к чему тот или иной герой в итоге пришёл. Финал не оставляет после себя ощущения недосказанности, ведь сюжет завершён вполне логично и, пожалуй, даже слишком жизнеутверждающе для сериала, в котором части тел разлетались направо и налево, а из отрубленных конечностей вытекали литры крови. Но ведь все мы знаем, что после ночи настанет рассвет и утреннее солнце обязательно разгонит страшных монстров.
Но после солнечного дня вновь наступит вечер, и создания тьмы вновь выйдут на охоту. А значит, миру срочно нужен какой-нибудь спин-офф с другими героями, но в той же вселенной. Netflix, видя популярность сериала, конечно же, готова работать в этом направлении. Пока ещё неизвестно, про кого нам расскажут в ответвлении: простор для фантазии тут большой. Например, Ади Шанкар (Adi Shankar), исполнительный продюсер экранизации, как-то обмолвился, что ему очень нравится как персонаж Сома Круз (главный герой Aria of Sorrow и Dawn of Sorrow). А ведь история Сомы — это только один из путей развития сериала. Предлагайте свои варианты для потенциального спин-оффа Castlevania в комментариях и не забывайте делиться своими мнениями о финальном сезоне.
Лучшие комментарии
В третьем сезоне Сан Жермен показал Драклу с женой в аду, не помню там других намёков
Не соглашусь. Мне арка персонажа показалась самой интересной. С одномерного персонажа, который хочет убить всех людей из-за того, как с ним обращались, до интересного и многогранного персонажа. Его диалоги, что с капитаном, что с тварями были сами интересными.
Сериал прекрасен. Боевка и визуал отличный. Филлеров, в отличие от предыдущих сезонов, нет. Финалы арок персонажей отличные.
Единственное, к чему могу прикопаться, так это к тому, что события, видимо, происходит в какой-то «факовой» вселенной. Где факают все. Когда факают крестьяне — я могу понять. Когда факают древние вампиры — у меня случается небольшой кринж. Но когда факает
Смерть
— меня просто рвет на части.
Он и был филлерным, особенно там досталось Алукарду с каким-то невнятным и притянутым сюжетом ради экранного времени.
Довольно смешно вышло с планами Камиллы, как будто книжная фантазия столкнулась с человеческими реалиями. Как можно было отбросить Айзека, кто два последних сезона тянул сюжет? Без него я на 3-ем сезоне дропнул бы просмотр. Но зато финал в целом удался, правда последний антагонист — это перебор.
Так и знал. Вот напишешь о 2х намеках и человек это проигнорирует. Напишешь, что это было в игре и человек зацепится именно за это. Обожаю эту избирательность.
Бои в 4 сезоне крутые, но они в конце третьего были не менее бодрыми, особенно бой Айзека с магом в башне под стильную музыку и, одновременно, бой Тревора, Сайфы против адских тварей под собором.
Она поняла, что ненужная стала в своей шайке-лейке, но после краха планов Кармиллы для неё ничего не поменялось, всё такие же тяжелые времена. Я думал, что она это преодолеет, но теперь кажется, что она бы в любом случае померла, неважно кто там стоял бы, Гектор или Кармилла. От этого стало жалко дурочку, не суметь найти себе место в новом мире...
Просто <спойлер> очень долго жил среди людей. Вот и нахватался. :P
Мне кажется что этот поворот с воскрешением еще в третьем сезоне как-то делал вообще весь сюжет сериала корявым. Нам типо показали что можно вот просто так взять и воскресить кого-то. Ага. Ну и на кой хер тогда вся эта история с жуткой местью и уничтожением мира вообще появилось в голове Дракулы раз он свою жену мог взять и воскресить. Типо с его ресурсами и возможностями это блин как два пальца.
Я может думал в третьем сезоне когда эту концепцию впервые презентовали что там есть нюансики. Но нет, их нет, ты просто можешь взять и воскресить кого хош. Ну и блин че, типо дракула не додумался до такого варианта чтоли?
Я еще орал как сволоч в конце когда Тревор такой пафосно идет на файнал босс файт и его друзя смотрят на него издалека и такие
-Тревор! Неееет! ТРЕЕЕЕВООООРРР
И в общем ничего не делают, стоят, орут и грустят лол
Дракула воскрес с женой
Конечно можно что угодно оправдать тем что мы увидели не все, или где-то полуслово обронил какой-то из третьестепенных персонажей, про то что странно персонажи относятся (как по твоим словам в концовке), но как бы я сужу по тому что нам показали, а показали то что кого-то воскресить это в целом изи катка. Сен-жермену понадобилось чуть больше месяца рисерча всего-то чтоб все понять и организовать и тд.
Ну с этим я согласен, я изначально об этом и говорил
Смотрел 4 сезон и он очень хорош, нужен 5ый с новым Бельмонтом
Показали статую смерти и рассказали о ней. В сериале, где все несутся куда-то, явно не просто так. И это не говоря уже о том, что если ты играл хотя бы в пару частей игры, то понимал, что смерть должна появиться. Алхимик же предлагающая поубивать всех ради женщины, заставляет задуматься, что это не простой персонаж. И она может быть либо Дьяволом, либо Смертью.
Тут можно текст
С помощью второй кнопки сверху слева в окне комментария, при его написании.
Нет, нельзя.
Во-первых, надо иметь доступ к Бесконечному Коридору. Адриан, например, даже считал его просто выдумкой. Возможно считал и Дракула.
Во-вторых, надо ещё иметь контроль над Коридором, а для этого нужно принести в жертву тысячи душ. Думаю Дракула понимал, что Лизу такая цена за возвращение в мир живых е обрадует.
В-третьих, смерть меняет людей. Нет никаких гарантий сценария «Кладбища домашних животных».
Единственное, я могу согласиться, что сериал действительно мог бы обойтись без возвращения Тревора, Дракулы и Лизы в конце. Вообще Дисней какой-то получается. Впрочем, в случае с Дракулой и Лизой не всё так ясно — в их «эпилоге» негр-портье совершенно не обращает внимание на клыки, да и Цепеш — достаточно известное прозвище Дракулы. Так что может они не воскресли, а попали в Рай и это просто окружающая их иллюзия.
Я дико извиняюсь, но для меня логика повествования и поведения персонажей всё-таки важна. Как я могу очаровываться глубиной персонажей и восхищаться батальными сценами, если как минимум половину экранного времени я держу ладонь на лице, думая «Ну, вот нафига перс так поступил!»?
Может Castlevania и неплохая адаптация в целом (я пока на третьем сезоне), но явно не «одна из лучших».
Ну зато анигиляция всего живого в ее честь сильно лизоньку бы обрадовала, ага.
Ну и тысяч это громко сказано, в 3 сезоне они в масштабах задрипанной деревни почти что смогли его вернуть, без ключей и прочих имба артефактов. Собственно в 4 также, там же недобитки из деревни в замке прятались
А то что Адриан не знал — так ему же 16 лет по Лору. Полагаю он много не знал о чем папке хорошо известно
Ну и как бы насчёт того что меняет — ну как бы нам этого не показали. Показали что все нормально, вон даж цепеш какой то дофига спокойный и довольный. Наоборот нам показали что это рабочий варик
Во-первых, «почти» не считается. Во-вторых, там была не только деревня, но и собственно катакомбы и тварь, которые тоже могли поглотить немало душ до событий сериала.
Про то, что нам показали в конце я написал под спойлером.
А это уже, как говорится, второй вопрос. И вообще, я уже писал в другом комменте, что мотивация и интеллект персонажей в целом вызывает множество претензий.
Я не об этом, в 3 сезоне нам показали, что он не умер
Может вам получится мне объяснить. Мне сериал очень понравился, да, для меня был даже ожидаем такой хеппи энд, но… дальше спойлер. Мне показалось это слишком глупым, что Ленор решила умереть а не остаться с Гектором.
А меня вот последний сезон не сильно зацепил. Рад окончанию истории, было интересно, но четвертый сезон как-то прошёл быстро, и для меня оставил меньше впечатлений. Да и вообще, чего вы к обилию диалогов придираетесь?))
Интересно было бы посмотреть материалы про отсылки к играм, очень не хватало на каждый пример в тексте — сравнение кадров, но спасибо и за те несколько имеющихся