Совсем недавно я рассказывал про Nanotale — Typing Chronicles — экшен/RPG, где многие механики построены на наборе слов. То есть эта игра фактически обучает быстрой печати. Terra Alia — ещё одна смесь RPG и обучения, только обучает она иностранным языкам. Как это устроено и что получилось в итоге?
На контрасте
Terra Alia рассказывает о мире, где сосуществуют магия и технологии. И это очень наглядно показано. Начинаем мы в Академии магии, которая напоминает Хогвартс — тут подмигивают люди с портретов, мусор убирают летающие сами по себе мётлы. А студенты периодически вызывают друг друга на магическую дуэль, где, стоя друг напротив друга, кидаются заклинаниями с помощью волшебных палочек.
А во второй главе мы оказываемся уже в городе, где находится технократическая корпорация с научными лабораториями и компьютерами. Это футуристический мегаполис — кругом неоновые вывески, красивые авто, болтливые то ли роботы, то ли андроиды.
Скандалы, интриги, расследования
Так вот, магия и технологии сосуществуют, но между ними, естественно, есть конкуренция и зависть. При этом практически во всех странах использование колдовства ограничивают — местная ООН решилась на это, чтобы избежать очередной мировой войны. Вокруг этого и крутится сюжет.
Мы — ученик ведущего профессора магической академии. Героя приглашают продолжить обучение за границей. Однако по приезде выясняется, что она, профессор Эсперанто, чуть ли не заложившая основы современной магии, бесследно исчезла. И оставила голограмму, которая говорит, мол, худшие опасения подтвердились, и теперь, чтобы докопаться до истины, нам нужно искать важные фрагменты памяти.
Вот всю дорогу мы этим и занимаемся — ищем фрагменты и выясняем, что случилось с профессором Эсперанто и кто виноват. В процессе намечаются предательства и неожиданные открытия. Мы совершаем проникновение со взломом, попадаем в плен, получаем нож в спину, сталкиваемся со злобным культом и даже становимся свидетелем теракта во время митинга. В общем, следить за сюжетом интересно.
Дуэль! К барьеру!
Terra Alia обладает всеми приметами классической RPG. Мы общаемся, сражаемся, выполняем квесты, торгуем, примеряем новые шмотки, периодически решаем загадки и получаем новые уровни. Можно прокачивать разные виды магии, а также таланты, которые дают пассивные бонусы к накоплению энергии, к общему магическому урону, к вероятности «крита» и даже к количеству монет из полученных в награду сундуков.
Сражения проходят в полупошаговом режиме. Ждём, когда заполнится особая шкала, и применяем заклинания. На них используется либо наша мана, либо лингва — энергия, генерируемая механической птицей Фалько, которая всю игру летает рядом и помогает.
В магической дуэли главное — вовремя прервать заклинание противника, следя за тем, насколько он близок к его применению. Ведь все чарыа различаются скоростью чтения. Если понятно, что противника уже не прервать, то лучше мгновенно создать щит, чем медленно читать свой файербол — вас гарантированно прервут.
Во время боя, накопив достаточно энергии сосредоточения, можно войти в состояние, когда нам позволят наложить несколько любых заклинаний подряд.
Русская магия
Как же со всем этим связано обучение языкам? Ограничения на использование магии в мире Terra Alia в основном территориальные: чтобы колдовать на территории страны, нужно уметь говорить и думать на её наречии.
Поэтому многие действия требуют знания иностранных слов и даже умения правильно выстраивать из них предложения в диалогах. В самом начале вы выбираете тот язык, на котором будете проходить игру (по логике это должен быть ваш родной), и тот, которому она вас будет обучать. Всего на выбор 10 вариантов — есть и испанский, и китайский, японский, и русский, не говоря уже об английском.
Процесс обучения таков. Мы кликаем правой кнопкой мыши по всем активным предметам, нам озвучивают, что это, дают +1 к мане и лингве и заносят слово в базу выученных. Причём на предмете всегда написано название и на вашей родной, и на иностранной мове. А потом, при открытии сундуков, при решении пазлов и даже иногда в сражениях, вас попросят определить, как, к примеру, на английском будет «книга», «стол» или «шкаф».
То же самое в диалогах. — Who are you? — I am visiting the Academy. Думаю, даже те, кто не знает английский, поймут, о чём речь, и смогут правильно составить предложения. То есть поначалу всё проходит на уровне «Лондон из зе кэпитал оф Грейт Британ».
Другое дело, что дальше, особенно с началом третьей главы, всё будет сложнее. Во-первых, поначалу игра, что логично, считает нас новичком. А во-вторых, представьте, что вы выбрали бы в качестве языка обучения не английский, а, к примеру, бразильский вариант португальского или китайский. Вот тут бы всё стало в разы и сложнее с самого начала — и по-настоящему полезнее с точки зрения обучения.
Важно и то, что по уровням разбросаны специальные автоматы, где можно попрактиковаться и в запоминании слов, и в том, как выстраивать из них предложения. К тому же за успехи в этом восстанавливают запасы лингвы.
Хорошо то, что хорошо заканчивается
В первый раз я зачем-то выбрал в качестве языка обучения английский, притом что долгие годы прохождения игр на нём позволили выучить много слов и выражений. Поэтому поначалу все эти лингвистические потуги были для меня слишком просты и скучны. А ещё и чисто геймплейные моменты: нам то и дело подкидывают простенькие побочные квесты на сбор предметов и при этом не очень точно объясняют, что нужно делать по сюжету.
В итоге приходилось наматывать круги по локациям, через каждые три минуты вступая в случайные магические дуэли с не шибко сильными врагами. Шли они все по одному и тому же сценарию, неимоверно раздражали (после десятого раза-то!), и рука уже тянулась к кнопке «Выйти», чтобы затем влепить Terra Alia «Проходняк».
Однако где-то с середины игра преобразилась. Начались и сложные (для меня) языковые упражнения, и интересные пазлы, и трудные сражения с боссами и «перекачанными» культистами. Количество рандомных боёв снизилось. Да и сюжет лихо завертелся.
Одна из самых распространённых у нас претензий к играм, особенно к ролевым, — дескать, нет русского, а английского я не знаю. И вот Terra Alia предлагает вроде бы идеальный способ решить эту проблему: вы одновременно и в RPG играете, и «инглишу» потихоньку обучаетесь. Конечно, в идеале нужно проходить Disco Elysium на английском со словарём, а Terra Alia обучит только основам. Да и в реализации есть проблемы, вроде чрезмерного количества драк и ошибок в переводе (они редкие, но всё равно надо исправлять). Но авторам хочется сказать спасибо — и за уникальную концепцию, и за то, что у них получилась вполне приличная RPG. Только лучше выбрать тот язык, который вы не знаете, — вот тогда вы получите в одном флаконе и интересную ролевую игру, и оригинальную программу обучения.
Плюсы: интригующий сюжет; интересный мир; оригинальный геймплей, совмещающий RPG-механики и обучение иностранным языкам; приятный арт; есть озвучка иностранных слов.
Минусы: чрезмерное количество случайных сражений; примитивные побочные квесты; изредка встречаются ошибки в переводе.
Лучшие комментарии
Спасибо за обозреваете такие редкие и необычные игры!
Издали главный герой похож на Ньюта Саламандра.
Прошёл игрушку с огромным удовольствием для «Свежачка 18» (там подробнее).
В целом, согласен. Я поставил игре пользовательские 9/10.
Но в игре есть две большие проблемы:
1. Игра по мелочи, но часто багует;
2. В игре есть много, но мелких неточностей перевода.
В принципе, это можно игре простить за счёт уникальной интересной механики игры и изумительного вплетения всего этого в остальные элементы геймплея.
—
Ачипятка.
Спасибо за обзор, кажется весьма ламповой, на самом-то деле.
Название, кстати, созвучно с «Террария».
Ну, и слово, раз уж отписываю. :)
Насчёт рандомных боёв вы пишите, что они случаются каждые три минуты. Но у меня такое дело, что просто шагу по школьному двору нельзя ступить — каждые 10 секунд нападают. Похоже на баг, играть стало невозможно, хотя игра в целом нравилась :(
-Опять играешь?
-Нет мама, языки изучаю. )