Если смотреть глобально, теме человеческих чувств и взаимоотношений в книгах и фильмах зачастую уделяется больше внимания, чем в видеоиграх. Впрочем, всегда можно найти проекты, целиком и полностью посвящённые переживанию людских радостей и страданий. Взять хотя бы множество визуальных новелл или, например, When The Past Was Around, сентиментальную новинку от индонезийской команды Mojiken. Это далеко не первый проект студии, все работы которой отличаются приятным рисованным стилем (за это стоит поблагодарить художницу Бригитту Рену – Brigitta Rena).
Предполагалось, что When The Past Was Around выйдет ещё весной, но в планы студии вмешался злокозненный COVID-19, и команде пришлось работать из дома, превозмогая проблему медленного индонезийского Интернета. Давайте взглянем, что в итоге получилось у Mojiken и раскрывает ли When The Past Was Around обозначенную выше тему, особенно если учесть, что в игре не произносится ни единого слова.
Любовь зла – полюбишь и Филина
Главная героиня When The Past Was Around – девушка по имени Эда. Она была одинокой и потерянной, пока не встретила игравшего на скрипке Филина. Вся игра, по сути, – это разрозненные кусочки из совместного прошлого Эды и антропоморфной птицы. Сюжет (если его можно так назвать) поделён на несколько глав, а те, в свою очередь, разделены на экраны-комнаты, в каждой из которых необходимо совершить определённые действия, чтобы перейти к следующим воспоминаниям.
Геймплей When The Past Was Around до неприличия прост: щёлкай мышкой по вещам, ищи ключи и подсказки, собирай предметы в инвентарь и используй их. При этом ни Эда, ни её спутник, кажется, не обращают никакого внимания на то, что творит игрок. Они сидят себе на месте, пока мы разбиваем цветочные горшки или ищем способ напоить парочку чаем. Невозможность напрямую управлять героиней словно дистанцирует нас от игровых персонажей и перемещает в роль стороннего наблюдателя.
Невесёлые картинки
Сотрудники студии Mojiken заявляют, что их игра посвящена теме любви и потери. По их словам, это история принятия и преодоления, а воспоминания, которые мы видим в When The Past Was Around, столь же прекрасны, сколь и болезненны. Но пусть игра и пронизана духом меланхолии, назвать её хоть в какой-то степени драматичной язык не поворачивается.
Мы практически ничего не знаем о двух главных героях, из-за чего персонажам сложно сопереживать. Филин играет на скрипке и болеет – это буквально всё, что о нём известно. Что он сделал, чтобы Эда полюбила его? Чем она ему приглянулась? When The Past Was Around – это по большому счёту просто череда бессвязных красочных иллюстраций, а не игра о том, как оставить прошлое.
Без слов, зато в музыке
Игра полностью отрисована вручную и покоряет своим стилем. Что-что, а рисовать Бригитта Рена умеет! В When The Past Was Around она не только изобразила повседневный быт молодой пары, но и нашла место для того, чтобы вписать туда элементы декора и архитектуры в индонезийско-голландском колониальном стиле. А ещё в игре очень много зелени: художница обожает растения, поэтому в мире игры просто не мог не появиться целый городской сад.
Отдельно стоит отметить и композитора Масдито Бахтияра (Masdito Bachtiar). Его ненавязчивая музыка идеально вписалась в игру про воспоминания о счастливых временах. Впрочем, давайте уж называть работу студии Mojiken не игрой, а интерактивным графическим романом – так будет точнее.
Как видите, обзор вышел совсем небольшим – под стать самой When The Past Was Around, которая пробегается часа за полтора-два. Она, очевидно, рассчитана не на хардкорных игроков, любящих сложные головоломки и лихо закрученный сюжет, и отлично подойдёт для того, чтобы скоротать один вечер. Игра не оставит после себя никакого негатива – но и пищи для размышлений тоже.
When The Past Was Around подкупает в первую очередь стилем, и судя по тому, что 95 % отзывов в Steam положительные, она уже нашла почитателей. Но кроме красивых иллюстраций в этом проекте, увы, ничего и нет. Как артбук When The Past Was Around заслуживает наивысшей оценки, но как интерактивное произведение она весьма слаба.
Плюсы: очаровательные рисунки Бригитты Рены; расслабляющий саундтрек.
Минусы: поверхностная история, которую даже нет смысла перепроходить; неизобретательные головоломки.
Лучшие комментарии
Насчёт проходняка я согласен, но меня игра зацепила.
По одной простой причине — автор явно знал на личном опыте, каково это терять любимого человека. И это чувствуется. Конечно, игра пустовата и проста, но мне, как человеку потерявшему близкого человека (только наоборот, не парня, с девушку) она немного помогла. Тема принятия мне достаточно близка.
А насчёт совсем бессмысленности игры, я бы не согласился — тут идёт размышление на тему того, как память вырезает из жизни все плохие моменты, а оставляет только хорошие. И парень — это не сова. Это просто такой светлый образ, который отличен от реальности. В начале игры он даже не был оформлен, помните?
Фактически эта история — жертва ненадёжного рассказчика, ведь девушка рассказывает историю, пытаясь пережить утрату.
Меня история зацепила. Она короткая и достаточно светлая, а главное, может помочь людям отпустить и принять смерть любимого человека.
Многим это может показаться достаточно чуждым, но если (не дай бог) это произойдет, есть шанс что игра хоть немного поможет пережить боль.
PS: Екатерина, спасибо что обратили внимание на эту игру. Она далеко не идеальна, но что-то в ней есть.
В минусах про них написано.
Ого, игровые журналисты наконец-то начали отмечать и понимать, что игры должны быть играми, а не просто другим форматом с минимум интерактивностей.
Впрочем, разрабов тоже можно понять. Артбуки, фильмы, мульфильмы, рисунки, музыка — сейчас все это чуть ли не бесплатно в интернете валяется. И лишь формат игры еще как-то можно продавать.
Я от Florence тоже не в восторге была, хоть там и механик побольше было.
Какой – то невыразительный клон квестов от Rusty Lake. Тем более, для их фан базы, в стиме уже вышла Cube Escape Collection. Про головоломки в обзоре ни слова, они есть вообще?
Спасиб. Не обратил внимание.