14 октября 2020 14.10.20 3 6443

I Am Dead: Обзор

Когда читаешь описание I Am Dead (хотя в данном случае достаточно взглянуть лишь на название) и узнаёшь, что это игра о смерти, сразу вспоминаешь недавнюю Spiritfarer – там вокруг этой темы построена вся игра. Однако общего между этими проектами мало – в I Am Dead мы практически не общаемся с умершими, зато много узнаём об их прошлом и об острове в Северной Атлантике, где происходит действие новинки. Переживать последние минуты жизни этих людей, как в What Remains of Edith Finch, не придётся, да и слезу игра выбить пытается не так упорно, зато интерактивности здесь значительно больше.

 

Смерть – это лишь начало

Главный герой I Am Dead – Моррис Лаптон, куратор музея на острове Шелмерстон. Он, как можно догадаться, мёртв, но его дух по-прежнему обитает в том же месте: совершает утренние прогулки, любуется прекрасными видами и скучает по собаке по кличке Спарки, которая обожала бегать за брошенными хозяином теннисными мячиками. После смерти Морриса музей был закрыт, но для духа запертые двери – не преграда, поэтому он свободно посещает своё любимое место работы.

Очень скоро оказывается, что его скончавшаяся собака тоже стала духом – мало того, она теперь может разговаривать! И питомец сразу предупреждает хозяина об опасности – совсем скоро произойдёт извержение вулкана, который все считали потухшим. Раньше вулкан успокаивал некий Хранитель, но сейчас его силы иссякли – слишком уж долго он этим занимался. К счастью, претенденты на его место есть, ведь на острове задержались пять призраков умерших несколько лет назад людей. С ними нам и предстоит пообщаться, предложив каждому эту непростую работу.

Интересные детали, о которых не говорится напрямую в «основном» сюжете, встречаются даже во вступительной локации.
Интересные детали, о которых не говорится напрямую в «основном» сюжете, встречаются даже во вступительной локации.

Просто так с ними не связаться. Главному герою и его собаке нужно посетить излюбленные места умерших людей и прочитать мысли обитателей, которым тот или иной человек был дорог. В этих мыслях будут упоминаться реликвии – их необходимо найти, чтобы потом со всеми этими объектами призвать призрака и поговорить с ним. Шелмерстон – довольно оживлённое место, поэтому туристов и местных тут много в каждой локации, но прежде всего нас интересуют те, у кого над головой появляются небольшие облачка.

Чтение воспоминаний напоминает игрушку-калейдоскоп – мы прокручиваем картинку в центре экрана и пытаемся сделать её чёткой несколько раз подряд. Тем временем персонаж, чьи мысли мы просматриваем, рассказывает историю, связанную с умершим. Кто-то вспоминает первое знакомство, кто-то попал с ним в передрягу или в непривычной ситуации узнал о нём что-то новое.

Как и в других играх Annapurna Interactive, весь текст здесь прекрасно переведён на русский язык.
Как и в других играх Annapurna Interactive, весь текст здесь прекрасно переведён на русский язык.

Почти никогда I Am Dead не давит на жалость – в большинстве случаев люди уже смирились со случившимся и продолжают жить своей жизнью. Они не горюют из-за утраты, не впадают в депрессию и не рыдают спустя столько лет, даже если их истории в воспоминаниях трогательны и душевны. Однако по их рассказам чувствуется, что умершие многим из них запомнились либо как-то на них повлияли, – почти все актёры, озвучившие второстепенных героев (а все диалоги и монологи тут озвучены), с очень убедительным упоением зачитывают свои реплики.

Лучше всех звучит сам Моррис в исполнении Дэвида Шонесси (David Shaughnessy). Образ героя будто списывали с него самого – сам он из Великобритании, деревушками которой вдохновлялись разработчики при создании острова, да и год рождения у него тот же, что и у протагониста. Он блестяще отыгрывает роль старичка, радующегося мелочам, готового при необходимости помочь и преданного своему делу. Его реплики в диалогах не хочется пропускать – всё дело в лёгком британском акценте в сочетании с добродушностью и мягкостью в голосе.

Под землёй тоже есть жизнь.
Под землёй тоже есть жизнь.

Быть призраком удобно

Прочитав мысли, игрок должен найти рядом с человеком (или животным – они тоже хотя бы раз сталкивались с усопшими) показанные в воспоминаниях вещи. Тут пригождается довольно интересная механика, делающая взаимодействие с предметами намного интереснее, чем во многих других играх. Обычно персонаж берёт в руки объект, камера приближается к нему и мы можем крутить вазу, яблоко или фотографию, рассматривая их со всех сторон. В I Am Dead же можно буквально заглянуть внутрь объекта – управляя камерой, мы понемногу «обрезаем» его с одной стороны, изучая внутренности, после чего отодвигаем камеру и возвращаем предмет к нормальному состоянию. Проще говоря, будто вводим в консоли ‘noclip’.

Это позволяет разработчикам рассказывать куда больше подробностей о бывших и нынешних обитателях Шелмерстона, сопровождая найденные предметы небольшими описаниями (а иногда и обходясь без них). Вот мы натыкаемся в парке на большую неказистую статую – заглядываем внутрь, а там на её дне лежит саркофаг. Оказывается, землевладелец попросил сделать эту скульптуру его усыпальницей после его смерти. В следующей локации видим кораблик – снаружи это обычное судно, но стоит приблизить камеру и «поделить» его пополам, как внутри увидишь винокурню для производства виски. Подпольное производство алкоголя продолжается там уже не один десяток лет, а кораблик служит лишь прикрытием.

Удобная сумка!

Такой подход к исследованию локаций делает их внимательное изучение куда более интересным, нежели в других играх. Даже простая обувь может хранить в себе секреты – что уж говорить о закрытых коробках, чемоданах и ящиках. Жаль, вокруг много мусора, на который тратишь время впустую. В первой локации полно шлёпанцев, ничего не рассказывающих ни об одном из жителей, в третьей около корабля разбросана куча банок с краской, внутри которых ничего нет, – желание всё рассмотреть приводит к лёгкому разочарованию.

Другой недостаток – коллекционные предметы, от которых тоже мало толку. В каждой локации можно найти около десяти груников – это такие крошечные духи, которые приносят удачу. Если игрок приближается к месту, где находится груник, в углу появляется изображение, и нужно найти рядом определённый предмет, развернуть его и «обрезать» так, чтобы получившееся было похоже на показанную картинку. Не всегда очевидно, с какой вещью необходимо провернуть эти манипуляции, но при правильном выборе картинка начинает пульсировать – хоть какая-то подсказка. Остаётся лишь правильно расположить камеру (порой получается далеко не с первого раза) – тут игра сильно помогает и самостоятельно доводит камеру, если вы достаточно близки к решению.

Иногда примерно понимаешь, где искать груника, однако со временем заниматься этим хочется всё меньше.
Иногда примерно понимаешь, где искать груника, однако со временем заниматься этим хочется всё меньше.

За это не получаешь никакую награду (даже если собрал всё на локации), нарушаешь темп повествования и портишь впечатление из-за того, что оригинальная поначалу механика начинает утомлять. Уже на середине второй локации я старался игнорировать всплывающие сообщения о груниках и шёл лишь по сюжету, хотя это не так просто – и собака постоянно о них напоминает, и в процессе исследования предметов регулярно видишь эти дурацкие картинки.

Тут приходит понимание того, что прелесть I Am Dead заключается в сюрпризах, на которые натыкаешься сам, не ища их по чьей-то указке. Пройти игру можно, не копаясь в чужих комодах и столах, – просто отыщите по пять указанных объектов в каждой области и двигайтесь к финальным титрам. Но стоит хотя бы один раз узнать об умершем персонаже небольшую, совсем незначительную для сюжета деталь, и остановиться будет трудно. Биографии выдуманных жителей острова кажутся очень интересными, когда по собственному желанию собираешь их по крупицам, читаешь описания, никуда не спешишь и не тратишь время на бессмысленные коллекционные предметы.

А вот залезть в черепные коробки людей так не позволяют.

Уже ни для кого не секрет, что изданные Annapurna Interactive игры всегда достойны внимания. I Am Dead исключением не стала. Душевная, симпатичная и здорово озвученная история, которая рассказывает не столько о смерти, сколько о том, что́ человек оставит после себя. Что́ о нём будут вспоминать жители, как они продолжат жить после его смерти, а главное – какие истории смогут рассказать оставленные им вещи. С последним пунктом игра справляется особенно здорово, позволяя узнать столько подробностей о людях и локациях, сколько захочется. А хочется много – и чтобы у вещей были подробные описания, и чтобы удавалось самому сделать выводы, заглянув в закрытую ото всех коробку или комнату.

Плюсы: душевная история о смерти и о том, что́ мы после себя оставим; блестяще озвученный главный герой и по большей части добротная игра остальных актёров; оригинальная механика с изучением нутра предметов, делающая исследование локаций увлекательным; возможность узнать больше о героях и острове по собственному желанию, отыскивая секреты; симпатичный визуальный стиль.

Минусы: коллекционные предметы не стоят того, чтобы тратить на них время; мусор на локациях, с которым зачем-то можно взаимодействовать.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

I Am Dead

Платформы
PC | NSW
Жанр
Дата выхода
8 октября 2020
41
3.1
9 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Забавно, что в 2020 это уже вторая на моей памяти игра о смерти. Спасибо за обзор.
Звучит интересно. Игр, где тебе дают хотя бы в основном без навязчивых указателей, не так много.
Кто не думает о смерти в 2020? Слишком уж год депрессивный.
Читай также