Когда читаешь описание I Am Dead (хотя в данном случае достаточно взглянуть лишь на название) и узнаёшь, что это игра о смерти, сразу вспоминаешь недавнюю Spiritfarer – там вокруг этой темы построена вся игра. Однако общего между этими проектами мало – в I Am Dead мы практически не общаемся с умершими, зато много узнаём об их прошлом и об острове в Северной Атлантике, где происходит действие новинки. Переживать последние минуты жизни этих людей, как в What Remains of Edith Finch, не придётся, да и слезу игра выбить пытается не так упорно, зато интерактивности здесь значительно больше.
Смерть – это лишь начало
Главный герой I Am Dead – Моррис Лаптон, куратор музея на острове Шелмерстон. Он, как можно догадаться, мёртв, но его дух по-прежнему обитает в том же месте: совершает утренние прогулки, любуется прекрасными видами и скучает по собаке по кличке Спарки, которая обожала бегать за брошенными хозяином теннисными мячиками. После смерти Морриса музей был закрыт, но для духа запертые двери – не преграда, поэтому он свободно посещает своё любимое место работы.
Очень скоро оказывается, что его скончавшаяся собака тоже стала духом – мало того, она теперь может разговаривать! И питомец сразу предупреждает хозяина об опасности – совсем скоро произойдёт извержение вулкана, который все считали потухшим. Раньше вулкан успокаивал некий Хранитель, но сейчас его силы иссякли – слишком уж долго он этим занимался. К счастью, претенденты на его место есть, ведь на острове задержались пять призраков умерших несколько лет назад людей. С ними нам и предстоит пообщаться, предложив каждому эту непростую работу.
Просто так с ними не связаться. Главному герою и его собаке нужно посетить излюбленные места умерших людей и прочитать мысли обитателей, которым тот или иной человек был дорог. В этих мыслях будут упоминаться реликвии – их необходимо найти, чтобы потом со всеми этими объектами призвать призрака и поговорить с ним. Шелмерстон – довольно оживлённое место, поэтому туристов и местных тут много в каждой локации, но прежде всего нас интересуют те, у кого над головой появляются небольшие облачка.
Чтение воспоминаний напоминает игрушку-калейдоскоп – мы прокручиваем картинку в центре экрана и пытаемся сделать её чёткой несколько раз подряд. Тем временем персонаж, чьи мысли мы просматриваем, рассказывает историю, связанную с умершим. Кто-то вспоминает первое знакомство, кто-то попал с ним в передрягу или в непривычной ситуации узнал о нём что-то новое.
Почти никогда I Am Dead не давит на жалость – в большинстве случаев люди уже смирились со случившимся и продолжают жить своей жизнью. Они не горюют из-за утраты, не впадают в депрессию и не рыдают спустя столько лет, даже если их истории в воспоминаниях трогательны и душевны. Однако по их рассказам чувствуется, что умершие многим из них запомнились либо как-то на них повлияли, – почти все актёры, озвучившие второстепенных героев (а все диалоги и монологи тут озвучены), с очень убедительным упоением зачитывают свои реплики.
Лучше всех звучит сам Моррис в исполнении Дэвида Шонесси (David Shaughnessy). Образ героя будто списывали с него самого – сам он из Великобритании, деревушками которой вдохновлялись разработчики при создании острова, да и год рождения у него тот же, что и у протагониста. Он блестяще отыгрывает роль старичка, радующегося мелочам, готового при необходимости помочь и преданного своему делу. Его реплики в диалогах не хочется пропускать – всё дело в лёгком британском акценте в сочетании с добродушностью и мягкостью в голосе.
Быть призраком удобно
Прочитав мысли, игрок должен найти рядом с человеком (или животным – они тоже хотя бы раз сталкивались с усопшими) показанные в воспоминаниях вещи. Тут пригождается довольно интересная механика, делающая взаимодействие с предметами намного интереснее, чем во многих других играх. Обычно персонаж берёт в руки объект, камера приближается к нему и мы можем крутить вазу, яблоко или фотографию, рассматривая их со всех сторон. В I Am Dead же можно буквально заглянуть внутрь объекта – управляя камерой, мы понемногу «обрезаем» его с одной стороны, изучая внутренности, после чего отодвигаем камеру и возвращаем предмет к нормальному состоянию. Проще говоря, будто вводим в консоли ‘noclip’.
Это позволяет разработчикам рассказывать куда больше подробностей о бывших и нынешних обитателях Шелмерстона, сопровождая найденные предметы небольшими описаниями (а иногда и обходясь без них). Вот мы натыкаемся в парке на большую неказистую статую – заглядываем внутрь, а там на её дне лежит саркофаг. Оказывается, землевладелец попросил сделать эту скульптуру его усыпальницей после его смерти. В следующей локации видим кораблик – снаружи это обычное судно, но стоит приблизить камеру и «поделить» его пополам, как внутри увидишь винокурню для производства виски. Подпольное производство алкоголя продолжается там уже не один десяток лет, а кораблик служит лишь прикрытием.
Такой подход к исследованию локаций делает их внимательное изучение куда более интересным, нежели в других играх. Даже простая обувь может хранить в себе секреты – что уж говорить о закрытых коробках, чемоданах и ящиках. Жаль, вокруг много мусора, на который тратишь время впустую. В первой локации полно шлёпанцев, ничего не рассказывающих ни об одном из жителей, в третьей около корабля разбросана куча банок с краской, внутри которых ничего нет, – желание всё рассмотреть приводит к лёгкому разочарованию.
Другой недостаток – коллекционные предметы, от которых тоже мало толку. В каждой локации можно найти около десяти груников – это такие крошечные духи, которые приносят удачу. Если игрок приближается к месту, где находится груник, в углу появляется изображение, и нужно найти рядом определённый предмет, развернуть его и «обрезать» так, чтобы получившееся было похоже на показанную картинку. Не всегда очевидно, с какой вещью необходимо провернуть эти манипуляции, но при правильном выборе картинка начинает пульсировать – хоть какая-то подсказка. Остаётся лишь правильно расположить камеру (порой получается далеко не с первого раза) – тут игра сильно помогает и самостоятельно доводит камеру, если вы достаточно близки к решению.
За это не получаешь никакую награду (даже если собрал всё на локации), нарушаешь темп повествования и портишь впечатление из-за того, что оригинальная поначалу механика начинает утомлять. Уже на середине второй локации я старался игнорировать всплывающие сообщения о груниках и шёл лишь по сюжету, хотя это не так просто – и собака постоянно о них напоминает, и в процессе исследования предметов регулярно видишь эти дурацкие картинки.
Тут приходит понимание того, что прелесть I Am Dead заключается в сюрпризах, на которые натыкаешься сам, не ища их по чьей-то указке. Пройти игру можно, не копаясь в чужих комодах и столах, – просто отыщите по пять указанных объектов в каждой области и двигайтесь к финальным титрам. Но стоит хотя бы один раз узнать об умершем персонаже небольшую, совсем незначительную для сюжета деталь, и остановиться будет трудно. Биографии выдуманных жителей острова кажутся очень интересными, когда по собственному желанию собираешь их по крупицам, читаешь описания, никуда не спешишь и не тратишь время на бессмысленные коллекционные предметы.
Уже ни для кого не секрет, что изданные Annapurna Interactive игры всегда достойны внимания. I Am Dead исключением не стала. Душевная, симпатичная и здорово озвученная история, которая рассказывает не столько о смерти, сколько о том, что́ человек оставит после себя. Что́ о нём будут вспоминать жители, как они продолжат жить после его смерти, а главное – какие истории смогут рассказать оставленные им вещи. С последним пунктом игра справляется особенно здорово, позволяя узнать столько подробностей о людях и локациях, сколько захочется. А хочется много – и чтобы у вещей были подробные описания, и чтобы удавалось самому сделать выводы, заглянув в закрытую ото всех коробку или комнату.
Плюсы: душевная история о смерти и о том, что́ мы после себя оставим; блестяще озвученный главный герой и по большей части добротная игра остальных актёров; оригинальная механика с изучением нутра предметов, делающая исследование локаций увлекательным; возможность узнать больше о героях и острове по собственному желанию, отыскивая секреты; симпатичный визуальный стиль.
Минусы: коллекционные предметы не стоят того, чтобы тратить на них время; мусор на локациях, с которым зачем-то можно взаимодействовать.
Лучшие комментарии