Всякая власть исходит от народа. И никогда уже к нему не возвращается.Габриэль Лауб (Gabriel Laub), польский писатель и журналист
Если, просматривая новости, вы, прямо как Сергей Юрьевич Беляков, думаете, что вокруг одни глупцы, прошляпившие такую страну и уж вы-то бы на их месте показали, как надо управлять людьми и распоряжаться бюджетом, то спешу сообщить, что у вас появился неплохой шанс реализовать свои честолюбивые устремления и проявить лидерские качества, чтобы помочь простому народу. Правда, только в виртуальном формате. Но как будто вы ожидали чего-то другого от сайта, посвящённого видеоиграм!
Дебютный проект петербургской студии «Брезгъ» под названием For the People даст вам возможность попытать свои силы в роли мэра небольшого промышленного городка Железный-1. Опьянит ли управленца власть? Ждёт ли его народная любовь? А может, народный гнев? Всё это уже будет на вашей совести.
Партия сказала: «Надо!» Орсомист ответил: «Есть!»
Мир, в котором происходят события For the People, похож на реально существующий, но со своими нюансами. Так, вместо Союза Советских Социалистических Республик в игре фигурирует Содружество Народных Оранжевых Коммун с товарищем Стиллом во главе. Так же как в СССР, в СНОК в конце 1980-х назрел социально-экономический кризис. Народ разочаровался в правительстве и официальной идеологии, а на рабочих местах стали процветать воровство и взяточничество.
Пытаясь исправить ситуацию, партия решается на прогрессивные и смелые реформы. Например, делает мэром одного из городов совсем молодого (но подающего большие надежды) Фрэнсиса Ривера. Именно за него нам и нужно играть. 12 сентября 1988-го Фрэнсис вступает в должность главы городского комитета и начинает наводить порядок в Железном-1, одновременно стараясь угодить и местному населению, и начальству, ведь, если показатели одобрения народа или партии опустятся слишком низко, героя просто-напросто снимут с должности, а игра закончится.
Кто не работает, тот не ест
Вся игра поделена на дни, в каждый из которых вам придётся не просто просиживать штаны в кресле мэра, а разбираться с проблемами горожан, отправлять своих агентов на задания, распределять ресурсы и порой даже чувствовать себя настоящим детективом. К Фрэнсису постоянно захаживают посетители – руководители других ведомств, старые знакомые и обворожительная секретарша Хелен. В такие моменты For the People – это чистой воды визуальная новелла, выбор реплик в которой влияет на дальнейшие события и отношения с персонажами.
В свободное от приёма визитёров время Фрэнсису нужно заниматься своими должностными обязанностями. Все они привязаны к интерактивным объектам в кабинете: кипам бумаг, письмам, телефонам, городским картам. Рутинные дела не двигают сюжет игры, а, скорее, дополняют его и позволяют нам чуть больше узнать о Содружестве Народных Оранжевых Коммун и его жителях.
Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!
Каждый день Хелен приносит Фрэнсису стопку обращений жителей Железного-1, причём порядок этих просьб и требований в разных прохождениях меняется. Кто-то хочет организовать выставку, и ему для этого нужна финансовая поддержка, кто-то жалуется на плохое качество продуктов в магазинах, а кто-то подозревает своих знакомых в сочувствии капиталистам и прочим врагам партии. Вы вольны решить, что с этими заявлениями делать: к каким прислушаться, чтобы получить свои проценты любви горожан, а какие проигнорировать, чтобы поберечь бюджет.
Порой от бумажной работы начинаешь испытывать лёгкое раздражение: некоторые сумасбродные доносы хочется поскорее пробежать глазами и отправить в корзину. Судя по всему, подобную реакцию на эту часть игрового процесса авторы For the People и планировали получить. Бюрократическая волокита и должна быть такой: разбирать объёмные, щедро сдобренные канцеляритом обращения не совсем адекватных людей никому не покажется весёлым занятием.
Незаменимых у нас нет
Используя лежащую на столе карту города, Фрэнсис может отправлять своих агентов на задания в проблемные учреждения Железного-1. Скажем, поступила вам информация, что редактор местной газеты домогается сотрудниц, – значит, самое время начать расследование и отправить в контору своего человека. Проблемную ситуацию можно попытаться решить разными способами: уговорами, наблюдением и, конечно, грубой силой. Отправляя агентов, вы должны понимать, какой из них лучше подходит для конкретной задачи.
Загвоздка только в том, что выбор даже, казалось бы, подходящего по описанию человека необязательно приведёт к успеху. Как-то я послала физически сильного агента, который служил в народном ополчении, а теперь работает пожарным, выбить дверь в квартиру, чтобы спасти старика, но бывший вояка с задачей не справился. В следующий раз я выбрала агента попроще – у него в биографии было написано, что он тоже служил, но теперь работает сантехником, – и вот он уже свою миссию выполнил. Как можно было догадаться сразу, кого правильнее было бы послать, – непонятно.
Агента нельзя сразу же после одного поручения отправлять на другое, так что, когда появится новое задание, у вас под рукой может и не оказаться подходящего человека. Поначалу это нервирует, но потом понимаешь, что вся эта разведка, по сути, вообще не влияет на основную игру и миссии можно проваливать одну за другой. Да, партия будет в вас разочаровываться, но, чтобы опустить уровень её доверия в самый низ, придётся очень постараться.
Куда проще разочаровывать обычных людей. Время от времени им нужны еда, лекарства, непродовольственные товары и топливо. По правилам игры заниматься распределением продукции металлургического завода и обменивать её на жизненно важные ресурсы должен не кто иной, как глава городского комитета. На релизе многие жаловались на то, что менеджмент добавлен в For the People для галочки, этой механике не хватает проработки и удобного интерфейса и, опять-таки, она нужна игре как пятое колесо телеге.
Разработчики прислушались к отзывам и довольно быстро выпустили патч. Правда, разобраться с проблемной механикой у них получилось своеобразно – игра стала сложнее. В районах постоянно случаются эпидемии, дефицит и голод, а достать спасительные товары и медикаменты уже не так легко. Таким образом, манипуляции с ресурсами из просто непонятно зачем нужного сегмента превратились в сегмент такой же непонятно зачем нужный, но требующий к себе большего внимания.
Искусство принадлежит народу
For the People очень складно написана. Авторам игры во всём этом ворохе бумаг и происходящих вокруг героя событий удалось передать дух советской эпохи. Ну и выглядит новелла вполне достойно. Сама по себе она чёрно-белая, но в ней есть вкрапления оранжевого. Любопытно, что он в игре по смыслу подменяет красный, оттого там и «Совершенно секретно! Код оранжевый!», и «Великая Оранжевая революция».
Вот только вся эта история очень быстро заканчивается. For the People можно пройти меньше чем за три часа, даже читая все письма и обращения граждан. Поначалу кажется, что игра будет монументальной и покажет долгосрочные последствия наших поступков, но на деле её временные рамки ограничены только двумя неделями сентября. Когда начинаются финальные титры, ощущаешь лёгкое чувство недосказанности. Истории не хватает масштабности, а скорость, с которой развиваются события, кажется какой-то неправдоподобно высокой.
Получается, в For the People у нас, с одной стороны, есть интересный антураж и неплохой сюжет, а с другой – ряд шероховатостей, которые не дают всё это прочувствовать в полной мере. Перед главой горкома не стоят серьёзные моральные дилеммы, а правильные решения в большинстве случаев очевидны (если, конечно, речь не об отправке агентов на задания!). Помогая жителям Железного-1, Фрэнсис вовсе не ходит по острию ножа. Можно, конечно, отыгрывать и бессердечного управленца, вступить в коррупционный сговор, но зачем? Главный герой уже находится на высоком посту и мало в чём нуждается.
Во время прохождения сложно не заметить, что For the People – это дебют студии «Брезгъ». Разработчики, очевидно, не ставили перед собой задачу сделать большую игру. For the People привлекает прежде всего своим миром, и, будь у игрока больше времени, чтобы там как следует освоиться, а ещё лучше – серьёзно на этот мир повлиять, было бы совсем прекрасно. Вернее, преоранжево, конечно.
Плюсы: детально проработанный сеттинг, в который интересно погружаться; приятный визуальный стиль; обаятельная секретарша Хелен.
Минусы: бесполезность некоторых механик; игра быстро заканчивается и не успевает раскрыть свой потенциал.
Лучшие комментарии
Все плюс-минус рассказали об одном и том же, но немного разными словами.
Кстати, если покопаться в обсуждениях Steam, там много интересных концовок можно нащупать.
А по поводу проблем с механиками — их могут поправить патчами в будущем.
Саму игру при этом кардинально менять не придется. А если выпустят продолжение в виде бесплатного DLC, то мой поклон гарантирован, товарищи!
Спасибо, Госпожа
КрасноОранжевопольская=)