Когда неожиданно натыкаешься в Steam на игру, у которой больше тысячи рецензий и ошеломительные 98% положительных обзоров, начинаешь подозревать, что пропускать её не стоит. Хотя, если верить названию There Is No Game: Wrong Dimension, игры здесь вроде как и нет… На стартовом экране просят ни на что не нажимать, а в меню кнопка выхода обвешана яркими красными стрелочками – её буквально умоляют нажать. Однако, раз уж заплатил деньги, поиграть всё-таки хочется, хоть тебе здесь и не рады.
Игр нет
Впервые о There Is No Game стало известно в 2015 году, когда на одном из «геймджемов» (темой был обман) появилась и выиграла главный приз коротенькая игра с этим названием. Судя по всему, победа проекта побудила его автора создать полноценную игру – Wrong Dimension может похвастаться цельным сюжетом, качественным озвучением и тоннами разнообразных геймплейных «фишек», а на её прохождение уйдёт от четырёх до пяти часов.
Wrong Dimension начинается с попыток игрока приступить к прохождению – чертовски приятный голос за кадром раз за разом намекает, что лучше развернуться и уйти, делать тут нечего. Рассказчик всячески мешает, закрывает кнопки и вынуждает решать загадки – игрок преодолевает все эти препятствия, взаимодействуя с окружающими объектами. Да и сам рассказчик то небольшие подсказки даёт (жалея о сказанном и пытаясь сменить тему), то «невольно» подводит игрока к решению. «Пожалуйста, не надо сотрясать экран, всё развалится!» – восклицает он в какой-то момент, и эту просьбу, конечно, тут же игнорируешь.
Дальше всё становится только интереснее – из-за бага в системе мы попадаем в другие измерения и посещаем игры разных жанров, в том числе point’n’click-квест и малобюджетную копию двухмерной «Зельды». Управление в каждом эпизоде остаётся прежним – всё осуществляется нажатием на левую кнопку мыши. Однако то, как много уникальных механик и необычных идей с этим связано, восхищает буквально каждую минуту. Игра регулярно ломает четвёртую стену, раз за разом встречаются отсылки к произведениям искусства (от книг до фильмов), и всё это сопровождается замечательными шутками, от переизбытка которых сидишь с улыбкой до ушей на протяжении всего прохождения.
Point’n’click, но не квест
Хотя в большинстве ситуаций Wrong Dimension работает по правилам классических квестов (подбираем предметы, они лежат в нижней части экрана, используем их при необходимости и решаем с их помощью головоломки), игра постоянно находит новые способы удивить. То приходится применять вещи не на окружении, а на интерфейсе, то за нарисованные предметы вдруг можно хвататься и вытаскивать их из картинок. Расширяющийся курсор подсказывает, с какими объектами можно что-нибудь сделать, а игроку остаётся лишь экспериментировать и мыслить как можно более нестандартно.
Чтобы не приходилось слишком долго мучиться с какими-то головоломками, почти на каждом этапе есть подсказки. Обычно их по две или три – сначала дают очень лёгкий намёк, но если и это не помогает, то можно полностью узнать решение. Делать это, конечно, не рекомендуется – догадываться самостоятельно в случае с такими абсурдными загадками особенно приятно. Да и чем дольше думаешь, тем больше шансов услышать дополнительные реплики рассказчика или других персонажей, а значит, и добротные шутки не пропустишь – с ходу и не вспомнишь среди них хоть одну откровенно неудачную.
Тут высмеивают и жанровые клише, и состояние игровой индустрии, и житейского юмора тоже полно. Примерно так же я описывал вышедшую в начале года Lair of the Clockwork God, но если там часто были «сетапы» с последующими «панчлайнами», то тут чаще всего хохмят здесь и сейчас. Причём делать это могут даже без слов – либо сами головоломки так нелепо решаются, что вызывают смешок, либо герои говорят с такими интонациями или акцентами, что с серьёзным лицом сидеть невозможно.
Больше всего удивляет то, что здесь есть полноценная история. К сожалению, любые уточнения будут спойлерами не самой продолжительной игры, так что я вынужден обходиться общими понятиями. Тут и персонажи появляются неожиданные, и озвучены все восхитительно, и драма между ними разворачивается нешуточная (некоторые моменты даже можно назвать трогательными) – до финальных титров действительно доходишь с большим интересом. К счастью, концовка не разочаровывает – отличное завершение отличной игры без излишней недосказанности и двойных смыслов.
There Is No Game: Wrong Dimension – чудесное комедийное приключение с отличными шутками, увлекательным сюжетом и массой оригинальных идей. Ничего подобного в этом году не было и не будет, и хорошо, что игре удалось завоевать в Steam большую популярность. Жаль, на русский её не перевели – без знания английского впечатления будут не такими яркими. Но если это для вас не проблема (или если в ближайшее время появится русификатор), то покупать игру следует без раздумий, особенно когда за неё просят всего 299 рублей.
Плюсы: неиссякаемый поток оригинальных идей; разнообразный геймплей, несмотря на управление одной лишь кнопкой мыши; захватывающая история; отличное озвучение и местами замечательный саундтрек; шикарный юмор с тонной удачных шуток и отсылок; система многоэтапных подсказок позволяет не задерживаться надолго из-за трудных загадок.
Минусы: парочка слегка затянутых моментов.
Лучшие комментарии
текстовые обзоры здесь для того чтобы обратить наше внимание на более скромные и неизвестные проекты. среди них There Is No Game настолько хороша, что автор обращает на нее внимание изюмом. А видео обзоры, они для «тяжелой артиллерии» — игр, которые так или иначе обсуждает коммьюнити. Данная игра не настолько хороша, чтобы получить изюм в видео, потому что она несколько нишевая. А Бласфемос достаточно хорош и популярен для видео, но соперничать с тяжелой артиллерией не может (мне игра понравилась, но не изюм). Они просто в разных лигах и не надо их сравнивать.
А вообще для одного человека изюм это очередное похвально для другого, и наоборот. Все вкусовщина. Так что просто смотри, чтобы игра не была мусором и проходняком (и все равно проходняк или изюм), затем чекни трейлер и, если интересно, геймплей на ютюбе. Так и решай. За тебя здесь не решат, но помогут отсеять проходники и мусор.
Воть, я это так вижу =]
Например, майский проходняк — Predator Hunting Grounds, мне очень зашел, и я бы ему поставил похвально. Но из-за обзора теперь будет меньше людей. Поэтому я, если честно, на оценку обзора в-основном не смотрю, и проверяю сам.