Есть старый спор о том, что же представляют собой видеоигры: развлечение или искусство. Как водится, однозначного ответа не найти – примеров, подтверждающих ту или иную точку зрения, хватает. Есть и те, для кого игры стали занятием всей жизни, позволяющим заработать на кусок хлеба и удовлетворить свои амбиции: киберспортсмены, создатели творческого контента или торговцы виртуальной валютой в MMO.
Fall Guys: Ultimate Knockout от Mediatonic представляет собой концентрат того самого развлечения, каким были видеоигры изначально. Чистый «фан», несмотря на то что соревновательный элемент здесь поставлен во главу угла, – показательно, что именно Devolver Digital стала издателем всего этого весёлого безобразия. Проект мгновенно завоевал огромную популярность, но в чём секрет успеха и долго ли продлится этот праздник удовольствия?
Царь горы
Основная идея Fall Guys подсмотрена в старых телевизионных развлечениях. Помните «Форт Боярд», «Большие гонки» или «Жестокие игры»? Несмотря на все различия, суть у этих телепроектов примерно одинакова: несколько команд или отдельные участники должны преодолеть ряд испытаний в погоне за ценным призом. В отличие от официальных спортивных состязаний, правила которых строго регламентированы, в подобных соревнованиях поставленные перед участниками задачи и условия их выполнения могут быть самыми разными и ограничены лишь фантазией авторов шоу.
Из простых примеров – полоса препятствий, с которой участника пытаются столкнуть огромные боксёрские перчатки, удержание равновесия на вращающемся круге или покорение облитой маслом горы. Но есть варианты и куда более впечатляющие: коррида с настоящим быком, гладиаторские бои в смешных костюмах – чем более разнообразные и нелепые условия, тем веселее. О совершенно безумных «челленджах» из японских шоу лучше умолчать.
Fall Guys представляет собой именно такую «Большую гонку». Шесть десятков участников должны дойти до конца уровня, представляющего собой изощрённую полосу препятствий. Иногда это бег по разделённой дверями дорожке: какие-то двери открываются от лёгкого тычка, а какие-то крепко заперты – если не угадал, значит, потерял время. Иногда – цепочка переворачивающихся под весом бегунов платформ-качелей, падение с которых приводит к откату на ближайшую точку возрождения. А иногда – бесконечный бег по вращающемуся цилиндру, богатому на барьеры и провалы, через которые надо перепрыгивать.
Не успевшие добраться до финиша в числе первых выбывают из соревнования, а остальные переходят к следующему испытанию, где гонка начинается на новых условиях. И так – до тех пор, пока не останется единственный победитель. Часть уровней представляют собой состязания между несколькими группами участников – например, футбол с огромными мячами или сбор как можно большего числа разбросанных по арене яиц для своей команды.
Уровней не так много, но досконально изучить все удастся не сразу, а в каждом конкретном испытании нужны своя тактика и «знание трассы». Например, в гонке с закрытыми дверями лучше держаться чуть позади лидирующей группы, чтобы не долбиться в закрытые ворота, а точно знать, куда бежать. Отставать, впрочем, тоже не вариант – обязательная сутолока у последней открытой двери может привести к обидному опозданию на оставшиеся победные места.
Я уже играл в это
Или нет, подождите, Fall Guys – это вовсе не аналог телевизионных шоу, а оригинальное воплощение подсмотренных у других игр идей. Здесь, как и в Trackmania, есть одна трасса на всех участников, пройти которую в числе лидеров практически невозможно без долгих тренировок и наблюдения за настоящими мастерами, изящно преодолевающими все препятствия и знающими, где лучше срезать путь.
На некоторых уровнях вспоминаешь забавную браузерную аркаду Transformice, в которой вроде бы каждый сам за себя, но ради успеха необходимо кооперироваться с соперниками. Здесь то же самое. Не успели проскочить те же платформы-качели в одиночку? Придётся действовать сообща, чтобы наклонить их в нужную сторону. Про командные испытания и говорить нечего – там без вариантов победит та группа, которая сможет быстрее найти общий язык (а ведь чата, хоть текстового, хоть голосового, здесь нет).
Внешний вид персонажей и возможность цеплять соперника, чтобы сбить ему «тайминг» перед важным прыжком или столкнуть его в пропасть, чем-то напоминают о файтинге Gang Beasts. Уровни с игрой в футбол – точь-в-точь Rocket League, даром что в пешем формате и без диких скоростей. А основная идея постепенного выбывания отстающих, замысловатые трассы и принцип «Должен остаться только один» будто взяты из популярной среди стримеров забавы Marbles on Stream.
Игра на выбывание
Ну а по сути своей Ultimate Knockout – это очередная королевская битва, очень весёлая и доведённая до абсолюта в своей простоте. Управление лаконично настолько, насколько это возможно, – достаточно кнопок передвижения, двух видов прыжка и возможности удерживать предметы или соперников. Ничего лишнего: не надо придумывать унылые тактики с засадой в ожидании, когда большинство противников перебьют друг друга; нет нужды метко стрелять; нет ощущения потраченного впустую времени, которое сопровождает почти каждый затянувшийся раунд «рояля».
Зато последний уровень, который должен выявить победителя, очень напоминает те ожесточённые схватки, которые случаются на финальном этапе сужения круга в PUBG и аналогах. В ход идёт всё – хитрость и подлость, умение и удача. Если нет оружия, значит, будем использовать окружение: запутать соперника, заперев его на клочке осыпающихся после касания плиток, – бесценно. И ведь при всей простоте заполучить вожделенное первое место довольно сложно – иногда не хватает самой малости везения.
Главное, и соревноваться, и просто наблюдать за другими игроками необыкновенно весело. Эффект толпы, когда орава неуклюжих пузатых человечков несётся к цели, подчиняясь единому порыву, но при этом постоянно друг другу мешая, – есть в этом что-то завораживающее. Даже если не брать во внимание забавные ситуации, в результате которых лидер может мгновенно оказаться в числе последних, а победа зависит больше от случайности, чем от умения.
Mediatonic – большие молодцы, раз сумели воплотить в одной игре то, благодаря чему перечисленные выше примеры пользуются популярностью. Тем не менее авторам ещё рано почивать на лаврах. Бомбёжка отрицательными отзывами в Steam вовсе не случайна – раздражение от технических проблем Fall Guys прямо пропорционально её славе. Мало приятного, когда ты не можешь подключиться к серверу или, что ещё хуже, тебя выкидывает прямо во время очередного забега. Столь стремительный взлёт народной любви вовсе не исключает будущего забвения: спустя некоторое время уровни, при всём их разнообразии, начинают надоедать, а отдельные спорные решения, вроде командных раундов с разным количеством участников на каждой стороне, не добавляют положительных эмоций.
Разработчикам необходимо трудиться не покладая рук, если они хотят добиться стабильного успеха. Пока они лишь активно добавляют разнообразные скины для персонажей (есть тут, например, костюм Гордона Фримена), хотя после исправления сетевых неполадок в приоритете должна быть разработка новых уровней. Будет совсем замечательно, если Mediatonic прикрутит к Fall Guys поддержку модификаций и даст сообществу инструменты для самостоятельного создания испытаний. Вот тогда можно будет говорить о том, что игру ждёт долгая жизнь.
Плюсы: разнообразные испытания; простота управления; весёлые ситуации, постоянно возникающие во время игры.
Минусы: проблемы с сетевым соединением.
Лучшие комментарии
Как отдельный плюс в сторону оверхайпа — игра казуальная, красива и фэмили-френдли, в общем.