Rome: Total War: Прохождение
Фаланга
Исторически фаланга - это плотный неразрывный ряд пехоты, вооруженной длинными копьями и щитами. Длина его может составлять километры, а глубина построения - от восьми рядов. Воины стоят в фаланге очень плотно, прикрывая друг друга щитами и выставив вперед копья (задние ряды выставляют копья вперед и наклонно вверх). Пехота не сможет пробиться через еж копий и быстро погибает. Конница против фаланги была бессильна - завидев непрерывную стену пик, лошади просто останавливаются и сбрасывают наездников. Щиты и броня прикрывают воинов от стрел. Ценой малой скорости и неповоротливости (попробуй сманеврировать отрядом такой длины) фаланга приобретала неуязвимость для прямой атаки.
В истории фаланга побеждалась ударами с флангов и тыла и тогда, когда порядок фалангистов расстраивался из-за маневров, оврагов и холмов. Потеряв строй, фаланга превращалась просто в толпу. В римские времена фалангу постепенно вытеснил маневренный манипуляторный строй.
Игровая фаланга, в принципе, похожа на реальную (если не считать неправдоподобно маленьких размеров). Отряд гоплитов или спартанцев сражается мечами. В режиме фаланги отряд выставляет вперед невесть откуда взявшиеся копья и теряет способность бегать. Шаг, только шаг!
Строй фаланги дает пехоте прибавку к защите - она исчезает, если строй нарушен. Использование фаланги выгодно там, где ее нельзя обойти с тыла или с фланга: в узких проходах, на мостах или в тех случаях, когда отрядов много и они образуют фронт с хорошо прикрытыми флангами.
Практически любая пехота (кроме той же фаланги) проигрывает фаланге фронтальный бой. Вместе с тем, с тыла и флангов эта формация очень уязвима. Самый страшный враг фаланги - конница. Удар конницы в тыл в считанные секунды вызывает панику и бегство. Фланговый удар тоже исключительно опасен.
Но самое забавное то, что конница может успешно атаковать фалангу с фронта. Во-первых, кони перепрыгивают через ряд копий и оказываются прямо в середине построения. Во-вторых, даже если <прыгучие> лошади наткнутся на выставленные вверх копья и погибнут, строй фаланги все равно будет нарушен, а это значит, что прибавки по защите пропадут. Создается парадокс - фаланга в игре более уязвима для конницы, чем простой отряд копейщиков (у которого никаких плюсов нет, и пропадать там, соответственно, нечему).
Легионы до реформ
До знаменитых реформ Мария римские легионеры разделялись по возрасту и состоятельности на три вида отрядов: молодые гастаты, опытные принципы и пожилые триарии. Войско выстраивалось в таком порядке: гастаты впереди, принципы в центре, триарии позади. Первыми в бой вступали юноши: они бросали во врага дротики-пилумы и бились на мечах. Если сопротивление врага продолжалось, гастатов поддерживали более опытные принципы (с тем же вооружением). Триарии в это время сидели, закрывшись щитами. В критический момент, если дело шло к поражению, триарии поднимались, выставляли копья-гасты и шли в атаку. Знаменитое римское выражение <дело дошло до триариев> означает крайнюю степень напряжения.
По правилам игровой механики Rome: Total War такая тактика невозможна в принципе. Но отряды остались. А мы уж найдем, куда их применить.
Гастаты. Защищены классическими полуцилиндрическими щитами системы <бронедверь>. Вооружены тремя метательными пилумами и коротким мечом-гладиусом. Относятся к классу легкой пехоты, но на самом деле это средняя пехота. Отличный <хребет> римской армии в первые пятьдесят-сто лет игры.
Это интересно: что такое пилум? Это специальный двухметровый дротик с метровым наконечником. Острие его сделано из незакаленного металла для того, чтобы наконечник, вонзившись во вражеский щит, согнулся и сделал использование щита невозможным. Таким это оружие сделал Гай Марий - величайший военный реформатор Рима. Но в игре таких тонкостей нет, и здесь пилумы только убивают.
Принципы. Тяжелая пехота, лучше защищается и атакует. Вооружение такое же, как у гастатов. Принципы останутся <хребтом> армии вплоть до реформ.
Триарии. Классические копейщики с отличными показателями. Хорошо воюют как против пехоты, так и против конницы. (Пилумов у них нет.)
Римские легионеры - не единственная пехота, совмещающая метательные дротики и обычное вооружение. Точно так же воюют, к примеру, иллирийские наемники.
Залп пилумов хорошо прореживает вражеский строй, правда, копья летят очень недалеко - максимум на десять-пятнадцать метров. По умолчанию атака гастатов и принципов выглядит так: они подбегают к врагу, останавливаются за пятнадцать метров до него, бросают один раз пилумы и снова бегут в атаку.
Итак, бросать или не бросать? Однозначно не бросать, если враг атакует ваших легионеров бегом. Во-первых, те просто не успеют бросить пилумы и будут смяты. Во-вторых, драгоценные секунды лучше использовать на то, чтобы рвануть навстречу врагу и приобрести <штурмовое> преимущество. Напоминаю, что принудительная рукопашная атака - атака с зажатой клавишей Alt.
Если враг ушел в оборону и не собирается нападать даже тогда, когда гастаты подошли на расстояние броска пилума, - бросайте. Если враг связан боем и не может ответить - бросайте. Если враг сформировал фалангу и неспешно подходит пешком - бросайте, а потом отходите назад. Можете даже активировать режим <стрельбы по желанию>, как у лучников.
Это баг: если у <пилумных> легионеров не осталось дротиков, то мало просто скомандовать им: <В атаку!> Если вы это сделаете, то они по привычке остановятся за пятнадцать метров от врага и начнут хлопать по карманам, и только потом вспомнят, что копья все потрачены. Используйте клавишу Alt.
Легионы после реформ
На определенном этапе игры (примерно в конце второго века до нашей эры) реформа римской армии позволит строить унифицированных легионеров. Усилив атаку и защиту, они сохранили пилумы, характерные щиты и гладиусы. Только после реформ легионы научатся использовать формацию <черепаха>.
Армянские и нумидийские легионеры (был в свое время такой забавный плагиат) в игре умеют то же, что и римские, за исключением <черепахи>.
Варварские отряды
Отряды варваров (к ним относятся галлы, германцы и бритты) обладают хорошим параметром натиска, но слабой броней и невысоким боевым духом. Управлять ими сложно, а побеждать их легко (играя за Юлиев, вы в этом убедитесь). Классические отряды - легкая варварская пехота, варварская фаланга (именно так!), мечники.
Почти все пехотные отряды варваров могут на несколько секунд повышать свой параметр атаки с помощью боевых воплей. Ими стоит предварять атаку.
Слабый боевой дух варваров призваны поддерживать друиды - малочисленные отряды тяжелой пехоты. Они <колдуют> и тем самым вселяют храбрость в сердца воинов. Вражеские друиды - первая цель для ваших лучников и отрядов.
Необычный отряд <кричащие женщины> близок к крестьянам, но обладает лучшими характеристиками. Их способность визжать действует ободряюще на пехоту и слегка деморализует противника.
Еще один замечательный отряд варваров - метатели голов. Убойная сила сыплющихся на головы врага голов удивительно велика. Сам факт обстрела такими копчеными <тыквами> снижает боевой дух врага. Не подпускайте метателей близко, перехватывайте конницей и отстреливайте из луков.
Собаки и свиньи
Недорогие дрессированные боевые собаки - уникальный отряд одноразового пользования. Самое близкое сравнение - кластер самонаводящихся ракет. Всех собак можно спокойно положить в бою, но коль скоро живы <егеря>, это не имеет никакого значения. К следующему бою количество псов вновь вырастет.
Можете использовать собак против легкой конницы, легкой и средней пехоты, метателей и стрелков. Егеря, один раз спустив собак (для этого они должны подойти к цели на половину полета стрелы), теряют над ними всякий контроль. После этого псы сами бегают по карте и атакуют всех, кого хотят. Егерей лучше быстро отвести в тыл - иногда они по неизвестной причине выбегают вперед и могут пострадать.
Боевые псы быстро бегают (со скоростью легкой конницы), пугают врага и хорошо кусаются. Их можно использовать для преследования, если у вас мало конницы. Собак хорошо спускать на защитников при штурмах городов и холмов. В критический момент боя стая боевых псов может сыграть решающую роль и помочь опрокинуть врага.
Свиньи - отряд для еще более узкого применения. Это <оружие возмездия> против всевозможных слонов. Пастухи (как их еще назвать?) обливают свиней маслом, поджигают и спускают. Визг и огонь мгновенно приводят слонов в состояние гаки. Большие серые товарищи становятся неуправляемыми. Через несколько секунд такого <боя> свиньи превращаются в бекон и по понятным причинам перестают бегать.
Легкая конница
В игре много разновидностей легкой конницы: римские эквиты, варварская и нильская конница. Отличает ее слабая броня, хорошая скорость и не очень высокие параметры атаки. Только в секунды штурма легкая конница что-то собой представляет. После этого она либо опрокидывает врага, либо становится легкой добычей.
Злейшие враги этого типа отрядов - копейщики, фаланга и вообще тяжелая пехота. Правда, опасны они только с фронта. Удар легкой конницей во фланг и даже в тыл (с последующим отходом) относительно безопасен. Собственно, для этого она и существует - для окружения и внезапных атак с неожиданных направлений. Бегущий враг - легкая добыча для любой конницы, не только легкой.
Конные стрелки
Практически всех конных стрелков отличает почти полное отсутствие <штурмовых> надбавок к атаке. Поэтому слать их в бой бесполезно. Даже перед тем, как отправить конных стрелков в атаку с тыла, надо хорошенько подумать. Это лучники на лошадях, и сражаться они не приучены. Они предназначены для обстрела и беспокойства врага, и только для этого. Бегающий в режиме кантабрийского круга конный отряд полностью оправдывает свою зарплату.
Особняком стоят некоторые восточные конные отряды. Они обладают возможностью стрелять по-персидски, то есть прямо на скаку. Удобство - необычайное! Скифская наемная конница, живущая в провинциях восточной Европы, может сильно помочь в любом бою.
Тяжелая конница
Тяжелая конница (к ней относятся генеральские отряды почти всех народов) - живой таран на поле боя. Выставив копья, катафракты, сарматские наемники или скифская знать несутся во весь опор к пехотному отряду, чтобы сбить почти весь отряд с одного удара. Мало кто может сопротивляться напору катафрактов. Легкие македонские конные копейщики формально могут быть отнесены к тяжелой коннице, из-за их параметра натиска.
Рецепт использования тяжелой конницы прост: наскок, отвод и опять наскок. Противопоказания тоже знакомые: не рекомендуется встреча с фронтом пеших копейщиков и фаланги.
Возможности преследования у тяжелой конницы ограничены - кони быстро утомляются. Впрочем, генеральских коней щадить не следует никогда.
Слоны
Слоны в игре слишком сильны. Это признали все, с этим согласились даже разработчики, снизив в первой заплатке их защиту. В игре помочь справиться со слонами может только долгий обстрел огненными снарядами, частые атаки тяжелой конницы с тыла и, само собой, свиньи. После заплатки 1.1. к этому списку прибавились еще и острые копья. Все это помогает только вывести слонов из равновесия, заставить их впасть в бешенство и бегать по карте случайными кругами, топча и своих и чужих. Опыт показывает, что убить слона может только другой слон, прямое попадание из онагра или долгое поливание горячим маслом в городских воротах.
Слоны делают с войсками врага три вещи: пугают, разрушают строй и иногда убивают солдат, топча их или подбрасывая бивнями в воздух. У индийских слонов (военных или бронированных) на спине оборудована башенка с лучниками. Помните - пока слон жив и вменяем, лучники на башенке неуязвимы!
Опаснее всего слоны для неповоротливой тяжелой пехоты. Все, что можно сделать - это приказать отрядам встать в свободную формацию и яростно обстреливать их всем, что есть под рукой: пилумы, дротики, камни и стрелы (лучше всего горящие). Потери при встречах со слонами почти всегда очень тяжелы.
Вменяемые слоны могут спокойно проходить через дружественные отряды. Не опасайтесь вида опрокинутых солдат - они не ранены, и через пару секунд поднимутся с земли. Другое дело, когда слоны сходят с ума - тогда они легко могут затоптать ваших же солдат. Если ваши индийские слоны сдали и начали бегать кругами, не реагируя на приказы, подумайте об эвтаназии. Одним щелчком мыши вы можете обезвредить всех своих слонов в отряде навсегда. Но слоны стоят дорого, а частью пехотных отрядов можно и пожертвовать. Почти всегда лучше дать слоникам перебеситься.
Колесницы
В истории колесницы почти всегда оказывались очень неудобным и несуразным вооружением. Над ними смеялись, перед ними расступались, чтобы потом просто взять в плен. Достаточно было убить одну лишь лошадь, чтобы колесница потеряла подвижность. <Так не годится>, - решили разработчики и сделали из колесниц бюджетный вариант слонов.
Колесницы в игре пугают пехоту. Врезавшись в строй, колесница расстраивает его и сбивает солдат с ног. Длительный бой - не их сильная черта: параметр защиты любой колесницы равен защите среднего крестьянина. Такая дань исторической достоверности позволяет успешно использовать в борьбе с колесницами окружение пехотой и обстрел. Как ни странно, опаснее всего колесница для легкой конницы. Никогда не пытайтесь перехватить их легкой конницей, лучше используйте собак, которых потом можно списать по ведомости.
Стрелковые колесницы чуть-чуть полезнее обычных. Они могут заменить отряд конных лучников, а перехватывать их легкой кавалерией - себе дороже.
Удивительнее всего серпоносные колесницы, знаменитые по тому же голливудскому <Гладиатору>. Они не только сильно пугают и вносят беспорядок в строй - у них есть чисто <слоновое> свойство: серпоносные колесницы могут впасть в неистовство! При этом уничтожить коней, в отличие от слонов, нельзя: если уж резать, так резать всех подряд.
& & &
Вот и все о <Риме> вкратце. Подробности - в следующих номерах в разделе <Советы мастеров>.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Слоники Ябдзеб
Creative Assembly уже давно славятся тем, что оставляют игровую информацию - от текстов до параметров отрядов - в открытых текстовых файлах. Забурившись в текстовые пущи, игроки с удивлением выудили описание необычного отряда - слонов Ябдзеб (Yubtseb). Если не считать странного названия, то на вид и на вкус это обычные наемные слоны.
Но описание отряда еще загадочнее: <Эти загадочные существа родом из средних княжеств далекой Терры Новы. Это дети Гнитекрама, Бога Блестящих Вещей, в Которых Люди не Нуждаются, Но Все Равно Хотят. Темны и отвратительны церемонии, в которых они призываются; велики и страшны их бивни; ужасен их взгляд; немыты их наездники; жестоки и злопамятны их хозяева. Бегите, спасайтесь в холмах!>
Если попробовать прочесть название слонов наоборот, то получится
, а бог, стало быть, <Маркетинг>. Перед нами - типичный образчик английского юмора, первое обнаруженное в игре пасхальное яйцо.
В самой игре этих слоников еще не встречали.
Автор: Тимур Хорев. Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания" (http://www.igromania.ru).Размещается с разрешения редакции журнала.
Лучшие комментарии
После боёв отряды, в которых осталось 1-5 солдат, отправлять на сохранение в безопасные города. Обслуживание таких отрядов очень дешёвое, а когда экстренно понадобится крупное войско, можно будет за 1-2 хода их переобучить.
NewWeskerпомню брата любил за этого играть
а я за этого)
жалко имён не помню