Rome: Total War: Прохождение
Проблемы рождаемости
Скорость прироста населения города зависит, в основном, от двух факторов: общей плодородности провинции и уровня налогов. Все остальное (общественное здоровье или нищета) - особого влияния на желание народа плодиться не оказывает.
Если город почти не увеличивается (два-три процента за ход) - не беспокойтесь, коль скоро он дает хорошие налоговые сборы. Деньги всегда можно потратить на инфраструктуру и армию. Экстенсивное развитие окупается в игре на ранних стадиях. Чем возиться как нянька с городом, который <не хочет размножаться>, проще захватить вражеский...
Обычно в процессе игры приходится выбирать несколько городов, которые будут служить <кузницей> армии. Они должны быть <плодовитыми>, иначе после тренировки нескольких отрядов город попросту опустеет. Выбирайте под такие <донорские> поселения города на самых плодородных равнинах. При необходимости снижайте в городе налоги.
Знаете ли вы: иногда в городе может вспыхнуть эпидемия. При этом население и боевые отряды тихо вымирают. Вы можете начать строить санитарные сооружения, но ваша главная задача - обеспечить карантин. Ни один отряд или агент не должен войти в город и выйти из него. Через несколько лет изолированная чума стихнет сама собой.
Чужие города
Вы взяли чужой город! Провинция - ваша! Это радостное событие в жизни каждого полководца. Сразу после этого перед вами встанет выбор. Что делать с городом: просто оккупировать, продать жителей в рабство или истребить? Не спешите выбирать первый вариант. Лучше давайте подумаем.
Оккупация города - это почти всегда недовольные жители. Чтобы обеспечить спокойствие, придется оставлять в нем большой гарнизон и тратить на это деньги. Война и так стоит дорого, и она обычно не кончается с взятием одного города. Армия еще пригодится, да и денег при этом казна получает с гулькин нос - редко больше сотни монет. А ведь даже простой конный отряд стоит дороже!
Продажа жителей в рабство - это уже интереснее. Половина жителей равномерно распределяется по вашим городам (но только по тем, в которых есть губернаторы). Это одновременно снизит напряжение в городе - держать меньшее число жителей в повиновении легче - и подстегнет развитие вашей империи. Денег с продажи можно получить уже чуть больше.
Но, как ни странно, самый стратегически выгодный вариант - истребление жителей. Да-да, всех на копья, и пусть они вдоль дороги на крестах висят! При этом в живых остается лишь четверть города, а в казну идут огромные средства, которые измеряются тысячами и даже десятками тысяч монет. На эти деньги можно подстегнуть отстройку инфраструктуры империи, собрать новые отряды и взять на службу наемников! Истребленный город не будет бунтовать, даже если оставить в нем всего один-два небольших отряда.
Единственная причина, по которой иногда стоит оставить поселение в неприкосновенности, - когда число его жителей близится к критическому размеру (например, шесть тысяч - граница между обычным и большим городом). Польза от улучшенного города может перевесить желание пополнить бюджет. Если же граница <раздела> пересечена городом недавно и новое здание <главы администрации> уже красуется у главной площади - смело истребляйте жителей! Назад в <маленькие городки> селение уже не перейдет.
Это интересно: чтобы вписаться в рамки рейтинга <игры для подростков>, разработчики были вынуждены в тактических сражениях полностью убрать кровь. Но истребление городов на стратегической карте сопровождается красноречивыми звуками и недвусмысленной иллюстрацией. Впрочем, кого это волнует, если формально рейтинг соблюден?
Там, где идет строительство
В первую очередь в городе необходимо строить:
_ Дороги. Прирост денег и лучшие возможности для передвижения армий.
_ Рынок. Прибыль в виде налогов.
_ Храм. У римлян для успокоения беспокойных лучше всего работает храм Юпитера. У Брутов есть хороший военный храм, снабжающий свежепостроенные отряды ценным опытом. Берегитесь эффектов храма Бахуса (я рассказывал о них выше).
_ Порт. Дает деньги и возможность строить флот.
_ Шахты (если есть такая возможность). Долговременное вложение денег.
_ Фермы. Сельское хозяйство советую развивать в последнюю очередь. Не вовремя наступивший демографический взрыв может стать опасным.
Выбрав два-три города в качестве <военных городков>, снижайте в них налоги и выстраивайте военную и промышленную инфраструктуру (Бруты строят храм).
Дальше смотрите по обстоятельствам. Когда город достигнет предела развития (об этом вам скажут), не забудьте выстроить улучшенную <мэрию> - только после этого у вас будет возможность строить продвинутые здания. Приграничные города, на которые враг смотрит, облизываясь, не постесняйтесь обнести стеной. Чтоб не чихал ваш любезный народ, не забывайте водные сооружения.
Ну и, само собой, армия!
Уходили комсомольцы
Ради них собираются налоги. Ради них строятся конюшни и казармы. Без них ничего не сделают с врагом даже самые талантливые генералы. Я говорю об армии, о простых солдатах. Гордые легионеры, сдержанные гоплиты, простая и шумная варварская братва - обо всех отрядах надо заботиться в первую очередь на стратегической карте. Только тогда армия выйдет на поле битвы вооруженной до зубов, натренированной и полностью готовой к встрече с врагом.
Осенний призыв
Даже в самом захолустном городе, где нет ни одного здания, вы сможете призвать к знаменам толпу крестьян или базовый оборонительный отряд городской стражи. Про крестьян советую сразу же забыть - даже самый простой пехотный отряд лучше их по всем параметрам, а стоит его прокорм столько же. Не вспоминайте про работников сохи до тех пор, пока не захотите устроить <маленькое переселение народов> - для контролируемой миграции лучше ватаги селян не придумать.
С постройкой военных сооружений и с ростом города вариантов станет куда больше. Специализируйте развивающиеся города.
Но не только в городах генерал может найти людей для своей армии. Почти в любом месте карты можно найти и взять на службу <псов войны> - наемные отряды.
Наемнические дела
В Medieval наемники стоили дорого и просились на службу только в городах. Теперь генерал может взять на службу отряд хоть в чистом поле, даже посреди вражеской территории! Во-первых, для побитой армии лучше способа пополнить ряды нет, особенно если собственные города далеко. Во-вторых, наемники теперь стоят меньше (впрочем, кушать требуют регулярно). В-третьих, наемные отряды в игре обрели свою нишу. И это - поддержка слабых мест армии.
Простой пример: римская армия не дружит с дальнобойными отрядами. В самом начале игры даже лучников добыть негде! Но Цезарь не горюет. Он сажает сына на бирему и шлет его в Испанию. Там по сходной цене можно купить нескольких превосходных отрядов балеарских пращников. Все, у нас есть пращники, которые лучше обычных ровно в два раза. А в Греции живут критские лучники - не чета римским.
Это интересно: в знак принадлежности к касте <псов войны> все наемники игры одеты в зеленое.
В лесах Галлии всегда можно найти легкую пехоту и легкую же конницу для поддержки штанов. В македонских полях ищут работу фалангиты. Даже отряд слонов можно купить и использовать как танки.
Главное - помните несколько простых правил .
_ Конкретные отряды можно купить обычно в нескольких соседних провинциях, которые образуют их цельный <ареал обитания>. Это значит, что если нанять отряд в одной провинции, то он исчезнет и в других. Обычно число доступных отрядов невелико: максимум три-пять.
_ В отношении наемников действует правило сухариков: кто успел, тот и съел. Если все наемники в ареале <выкуплены> врагом, то вы уже ничего не сделаете - <ареал> опустел на несколько лет. Со временем отряды наемников снова появляются в <ареале>, и снова кто-то получает шанс купить для своей армии элитный отряд.
_ Пополнять численность наемников в городах нельзя - можно лишь улучшать оружие и броню.
_ Если в городе у вас есть лишь губернатор с крестьянами, а враг наступает, то быстрый наем может оказаться единственной возможностью отбить атаку. Для этого надо вывести губернатора из города и в тот же ход вернуть его обратно уже с войсками.
Форсированный марш
Отдельные отряды и группы перемещаются по стратегической карте очень просто. Выделив отряд, игрок видит всю область, в пределах которой войско может перемещаться в течение хода.
Правой кнопкой мыши армия посылается в нужную область, в город или в атаку на врага. Пробел позволит пропустить анимацию передвижения - отряд окажется сразу в нужном месте.
Если вдруг в пределах видимости отряда появится до этого невидимый противник, то отряд остановится и будет ждать ваших указаний.
Знаете ли вы: если зажать Alt и щелкнуть мышью на карте, то в этом месте будет установлена <точка сбора>. Все созданные войска автоматически будут собираться там.
Дальность, на которую войско может перейти в течение одного хода, зависит от местности и отрядов, составляющих армию. Дороги, особенно качественные, позволяют пройти намного дальше. Горы и реки полностью закрывают проход - надо искать горные проходы или переправы.
Если вы прикажете армии отправиться за пределы зеленой области, то войско будет двигаться самостоятельно каждый ход, пока не дойдет до места.
Армия движется со скоростью самого медленного отряда. Быстрее всего передвигается конница, затем - пехота, а самыми медленными на карте оказываются осадные машины.
Знаете ли вы: онагры (камнеметные осадные машины) в армии позволяют брать плохо защищенные города <с хода>, не тратя время на постройку осадных машин. Расплата за онагр - медленное перемещение всей армии по стратегической карте.
Римский стройбат - здания на века
По пути армия под командованием генерала может строить дозорные башни (только на своей территории). Это самый простой способ избавиться от <тумана войны> в стране. Башни позволяют постоянно просматривать все дороги на предмет бандитов и приглядывать за границами.
Вышки стоят недорого, работают в безлюдном режиме и не требуют ухода. Но самое интересное - их нельзя уничтожить. Ни ваша армия, ни вражеская ничего с вышками не сделает. Сотни лет они будут стоять на одном месте и <освещать> карту.
Римская армия с генералом, согласно традиции, может за пятьсот монет построить оборонительный лагерь. Если неподалеку расположился сильный враг, имеет смысл в конце хода обустраивать эту <крепость, которая всегда с собой>. Вид у лагеря классический: палатки, две улицы крестом, площадь <претория>. Правда, рва нет, а вместо насыпи лагерь окружен квадратным частоколом.
Стычка за стычкой
Чтобы напасть на вражеский отряд или армию, надо лишь выделить армию и щелкнуть правой кнопкой мыши по врагу. Символизирующий армию человечек прокричит что-то воинственное и махнет мечом. Если враг сочтет себя слишком слабым для боя, он отступит (его можно попробовать догнать).
Если враг решил не отступать или у него не осталось <очков хода> для отхода, откроется предбоевое меню. В нем вы сможете посмотреть армию врага и прикинуть примерное соотношение сил. У вас есть три варианта поведения: начать бой на тактической карте, провести автоматический расчет боя или отступить. Это меню - ваша последняя возможность сохраниться перед боем. Тактический режим сохранения не предусматривает.
Знаете ли вы: напоминаю, что на стратегической карте (до появления меню атаки или обороны) виден лишь уровень генерала (звездочки) и примерное количество войск (величина темной полоски на флаге). Более подробную информацию заранее может дать лишь шпион.
Обратите внимание на красноватую область рядом с врагом. Это, если можно так выразиться, <геометрическая окрестность> боя. Все отряды (ваши, союзнические и вражеские), которые окажутся в пределах красного квадрата, попадут на поле боя.
Если в случайно оказавшихся рядом ваших отрядах нет генерала, то они станут подкреплением. Отряды появятся на поле боя с той стороны, где они находились на стратегической карте. Однако если ваша главная армия заполнена до предела (а максимум в игре - двадцать отрядов, включая генеральский), то подкрепление останется стоять за границей поля боя. На помощь войска придут, только если вы прикажете своему отряду отступить с поля битвы, освобождая место для другого.
Знаете ли вы: подкрепление можно использовать для окружения врага. Стратегия такая: основная армия на стратегической карте подходит к врагу вплотную, но не нападает. Из армии выходят два-три конных отряда и обходят вражескую армию с тыла (следите, чтобы они не сошли с красной области). После этого основная армия вступает в бой, а конный резерв выходит на карту за спиной врага!
Все меняется, если в <подкреплении> есть генерал. В этом случае компьютер неминуемо возьмет его армию под свое управление. Войско, придя вам на помощь, начнет действовать по своему усмотрению. Звучит тревожно: заставь ИИ игроку помогать, так он в лепешку расшибется.
На самом деле все куда серьезнее. Ваш второй генерал, управляемый ИИ, стремясь помочь игроку, теряет всякое представление о чувстве опасности. В числе первых отрядов он обрушивается на врага в пароксизмах психических атак. Если у противника есть отряды копейщиков, то можете попрощаться со своим генералом. Самое удивительное, что обычно ИИ своих генералов бережет и старается не рисковать ими без толку, даже если в бою участвуют союзнические армии других стран.
Как избежать этой неприятности? Не держите армии с хорошими генералами близко друг к другу. Пусть их разделяет хотя бы треть хода. Перед нападением на врага отсылайте всех <медвежьих помощников> подальше от их армий, оставляя только одного генерала во главе главного войска. Используйте в качестве <камикадзе> только тех военачальников, о которых потом не будете сожалеть.
Это интересно: иногда после героических побед (не обязательно ваших) против превосходящих сил противника на карте появится символ двух скрещенных мечей. Эти мечи обозначают памятное место исторической битвы. Наведите мышь на символ, и вы узнаете, кто с кем бился и кто в результате победил.
Квинквиремы по-флотски
Тактических сражений на море мы так и не дождались. Ваше участие в морских делах кончается на постройках бирем, трирем и квинквирем. Все остальное - в руках компьютера.
Все бои на море рассчитываются автоматически, все, что вы иногда можете сделать - приказать своим не ввязываться в бой. Правила расчета непрозрачны, результаты могут удивить, особенно на высоких уровнях сложности. Могу дать лишь один совет - пусть корабли ходят по морю большими толпами, так у них больше шансов выжить вместе.
Утешать себя можно тем, что и в древности исход морских баталий часто решали случайности, например, удачный попутный ветер или буря, выбросившая вражеские корабли на скалы.
Флот применяется для транспортировки армий с берега на берег и для контроля над морями. При транспортировке войск старайтесь держать корабли до поры до времени в безопасной гавани (квадрат рядом с портом), красться по морю, <прижавшись к стенке>. Лучше всего стараться достигать противоположного берега и высаживать там десант за один ход. В один флот умещаются до двадцати сухопутных отрядов; если нужно переправить больше - делите флот на части. Чтобы вражеские корабли не смогли высадить войска на ваш берег, заслоните его своими триремами.
Контроль над морями выражается в блокировке чужого порта (при этом обрываются торговые связи, а сам порт изолируется как снаружи, так и изнутри). Это акт войны, и иногда Сенат будет требовать от вас совершать такие вещи.
Лучшие комментарии
После боёв отряды, в которых осталось 1-5 солдат, отправлять на сохранение в безопасные города. Обслуживание таких отрядов очень дешёвое, а когда экстренно понадобится крупное войско, можно будет за 1-2 хода их переобучить.
NewWeskerпомню брата любил за этого играть
а я за этого)
жалко имён не помню