23 апреля 2020 23.04.20 34 26K

XCOM: Chimera Squad: Обзор

Играл на PC

Не знаю, как вам, а мне по душе неожиданные релизы. Пусть маркетологи и любители долгостроев со мной поспорят, но если проект способен заинтересовать с ходу, то к чему эти месяцы ожидания, дневники разработки, полуминутные тизеры, трейлеры и прочие рекламные уловки? Поскорее бы получить игру в свои руки и самому посмотреть, что к чему. Если разработчики не зря старались, то приятный сюрприз никогда не помешает.

XCOM: Chimera Squad, конечно, не Apex Legends, анонсированная и вышедшая в один день, но и здесь долго ждать не пришлось: расстояние от анонса до релиза оказалось совсем скромным по современным меркам – десять дней. А в моём случае и того меньше – пока вы ждали, я вовсю играл, чтобы этот обзор неожиданной новинки от Firaxis Games и 2K поспел как раз к выходу новой части легендарной серии.

 

Когда закончилась война

Chimera Squad начинается спустя пять лет после событий XCOM 2. Земля выстояла в войне с инопланетными захватчиками, но мир уже никогда не станет прежним. Да, «Адвент» уничтожен, однако оккупация оставила после себя слишком глубокий след. Население планеты теперь представлено не только человеческой расой – солдаты армии вторжения остались на Земле и теперь вынуждены искать способы мирного сосуществования с людьми. Худо-бедно, но это получается: когда делить нечего, а межрасовые предрассудки остались уделом немногочисленных фанатиков, на планете наступила относительная стабильность. Новая реальность: бок о бок могут мирно жить и работать вайпер и человек, а сектоиду ничто не мешает стать политическим лидером.

Город-31 – один из мегаполисов, населённых такой разномастной публикой. Окончание полномасштабной войны вовсе не означает начало беззаботной жизни: бандиты, фанатики, террористы и те, кто не стал мириться с новым порядком, – все они представляют серьёзную опасность для обычного населения города. Борется с внутренней угрозой, как и положено, полиция, а когда и она не справляется, за дело берётся элитный штурмовой отряд «Химера», за который нам и предстоит сыграть.

«Химера» – живое отражение нового мира. Здесь есть как люди, так и представители иных рас, причём некоторые из оперативников в прошлом сражались на стороне «Адвента», а другие, наоборот, пострадали от его действий или были активными членами сопротивления. И это не просто строчки в описании персонажей – шуточки и подколы между спецназовцами, типичные для фильмов или сериалов о копах, порой перемежаются воспоминаниями о войне. Уход в сторону классических полицейских историй неплохо оживляет сюжет: на смену супергероям-спасителям пришли обычные работяги, которые по мере сил стараются помочь своему городу, несмотря на то что приходится идти в бой вместе со вчерашними противниками, абсолютно чужими для тебя как внешне, так и внутренне.

Город-31 – место работы и поле боя одновременно.
Город-31 – место работы и поле боя одновременно.

Инспектор инопланетного розыска

Всего в «Химере» 11 оперативников, но не все из них появляются в составе отряда с самого начала. Необходимый минимум – это четверо бойцов; именно столько помещаются в БТР, который доставляет группу на очередное задание. В бою участвует именно четвёрка, но и оставшимся на базе будет чем заняться. Помощь в изучении и разработке нового снаряжения, кооперация с иными городскими службами, приносящая доход в одном из трёх видов ресурсов, тренировки или лечение – поначалу на всё это жутко не хватает свободных рук, и лишь ближе к концу прохождения удаётся избавиться от дефицита.

Ради более эффективной прокачки лучше воевать стабильным составом, делая замены лишь для посещения лазарета: например, у меня двое оперативников так и просидели почти всю игру на базе, побывав в бою всего несколько раз. С другой стороны, чем меньше поводов пользоваться неуклюжим интерфейсом стратегического режима, тем лучше, а оценить «вечных дежурных» в деле можно и во время повторного прохождения.

Дефицит другого рода, уже привычный поклонникам серии, – это вечный цейтнот, не позволяющий засиживаться на месте. Здесь игрока подгоняет уровень анархии в городе. Чем он выше в каждой отдельно взятой части мегаполиса, тем больше вероятность увеличения общего показателя, а по достижении потолка игра закончится поражением. Чтобы такого не произошло, придётся выполнять разнообразные задания, совершая выбор между операциями в девяти районах Города-31. Кроме побочных миссий, нужных в основном для снижения уровня анархии и пополнения ресурсов, есть сюжетные, помогающие в расследовании, которое поручено «Химере». Их пропустить не получится, а готовиться к ним следует лучше, чем к рядовым задачам, – здесь, как правило, враги сильнее и многочисленнее.

Чем больше вариантов штурма, тем лучше – неизвестно, какой способ проникновения в здание окажется удачнее на этот раз.
Чем больше вариантов штурма, тем лучше – неизвестно, какой способ проникновения в здание окажется удачнее на этот раз.

К слову, о противниках. Теперь это не просто инопланетяне или силы «Адвента», а три совершенно непохожие друг на друга преступные группировки: псионики из «Потомков», религиозные фанатики культа Священной спирали и «Серый феникс» – собиратели инопланетных технологий. Для каждой фракции из этой тройки есть своё расследование, которое необходимо завершить для восстановления порядка в городе. Впрочем, «расследование» – слишком громкое название: все вопросы в Chimera Squad решаются с помощью оружия, пусть задачи при этом и варьируются от освобождения заложников и охраны ВИПа до полной зачистки локации или обороны точки. У нас всё-таки тактическая стратегия, а не детективный квест!

Входим без стука

В целом сражения происходят по проверенной годами схеме с сохранением ключевых признаков XCOM: пошагового режима, укрытий, двухфазной системы действий, специальных навыков и вездесущих промахов в упор при шансе попадания 90 % – революции ждать не стоит. Но есть несколько важных нюансов, которые, по задумке разработчиков, должны органично вписаться в канву полицейского боевика.

Самое заметное нововведение – это механика штурма, которая используется в начале боя. Не забываем, что отряд «Химера» – элитный спецназ, поэтому и методы проникновения на объект у него соответствующие: выбить дверь, пролезть в окно, взломать специальным ключом запертые ворота или без затей снести стену направленным взрывом.

Биография каждого персонажа находит своё отражение и в его поведении. Советую прислушиваться к диалогам между миссиями – иногда там встречаются весьма занятные беседы.
Биография каждого персонажа находит своё отражение и в его поведении. Советую прислушиваться к диалогам между миссиями – иногда там встречаются весьма занятные беседы.

Каждое задание, как правило, разделено на несколько тактических сражений, идущих одно за одним без перерыва. Перевести дух между ними не выйдет, максимум – перезарядиться (из-за этого порой приходится повременить с завершением боя, чтобы подлечить раненых). Такие сражения начинаются с фазы штурма, для которого используются одна или несколько точек проникновения, каждая со своими особенностями – где-то враги будут застигнуты врасплох, а где-то, наоборот, наши бойцы окажутся в невыгодной позиции. Иногда выбирать не приходится, а чтобы расширить спектр вариантов входа, нужно специальное снаряжение: понятно, что без взрывпакета не сделать пролом в стене.

Выглядит штурм достаточно эффектно, но только поначалу – вскоре начало операций становится рутинным. Возможность безнаказанно перебить как можно больше противников – вот главная его ценность. Да и пресловутая атмосферность несколько теряется за весьма небрежной постановкой: персонажи не стесняются стрелять и проходить сквозь объекты, а камера, положение которой на этом этапе нельзя изменить, обязательно будет закреплена максимально неудобным для осмотра поля боя образом.

Я не промахнусь! Наверное…
Я не промахнусь! Наверное…

Изменился и принцип очерёдности действий: оперативники «Химеры» и их противники чередуют ходы в рамках системы инициативы, и на эту очерёдность можно повлиять с помощью некоторых умений. Вражеский ронин, который любит в лучших традициях магазинных хамов сунуться в очередь «повыше», вряд ли обрадует игрока, когда жизнь кого-то из спецназовцев висит на волоске.

Им нельзя дать погибнуть – если кого-то из подопечных убивают, то игра заканчивается. Напрашивается вполне понятное недовольство таким строгим подходом к потерям (а вдруг в самом начале боя персонажа убьют ещё до того, как ход перейдёт к нам?), но разработчики всё предусмотрели: оперативник умирает не сразу, а истекает кровью несколько ходов. Если его стабилизировать, то всё обойдётся: самое страшное последствие – это необходимость отправки пострадавшего в лазарет, чтобы избавить его от шрамов, дающих штрафы к отдельным характеристикам. Но начатое задание придётся продолжать уже без раненого, а в следующей фазе, если она есть, место выбывшего займёт андроид. Их можно приобрести заранее, обвешать снаряжением на свой вкус, как и остальных бойцов, однако с железяками подобный фокус с лазаретом уже не пройдёт: гибнут они окончательно, как и положено безликим роботам, а не ярким индивидуальностям, которыми являются все 11 оперативников «Химеры».

Фаза штурма, с которой начинается любой бой, позволяет расправиться сразу с несколькими противниками, но очень скоро подобные сцены начинают раздражать из-за нелепых ракурсов камеры.

Эта самая индивидуальность персонажей или, если смотреть шире, упор на сюжет, сотканный из столь непохожих друг на друга жанров, как научная фантастика и полицейский детектив, остаётся едва ли не единственным достоинством игры. Она не выглядит как полноценное продолжение серии. На обкатку новых механик перед выходом третьей части Chimera Squad тоже не тянет – где они, эти новые механики? Штурм и очередь ходов – этого явно мало, а изменения в стратегической части носят скорее косметический характер. Атмосфера полицейского боевика, пусть и в таком нетривиальном антураже, сценаристам удалась на все сто, однако в плане геймплея Firaxis так и не решилась на значительные эксперименты и пошла по пути упрощения.

Плюсы: атмосфера полицейского детектива в научно-фантастическом сеттинге; образы и характеры персонажей.

Минусы: упрощённый по сравнению с предыдущими играми серии геймплей; баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

XCOM: Chimera Squad

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
24 апреля 2020
237
3.4
130 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Она не выглядит как полноценное продолжение серии

В отрыве от прочего текста, но мне кажется странным просить от явно спин-оффа без претензий за треть от стандартной ААА-цены (игра стоит 20 бачей) глобальных изменений. Вероятно 2K это тоже понимали, поэтому игра с самого начала и аж целую неделю+ после релиза еще и отдается с 50% скидкой. Условно говоря это видать такой лайтовый эксперимент с минимум новых механик для тех кому хочется больше XCOM, а предыдущие XCOM, да и схожие игры в жанре, уже пройдены, затерты до дыр и тому подобное. А вот для тех кто хочет чего-то посвежее и побохаче видимо стоит подождать еще несколько дней и отправиться пилить саранчу. Хотя там тоже пока не ясно на 100% что же получилось из Gears Tactics…
религиозные фанатики культа Священной спирали
Ух ты, а Симон, как я погляжу, успел там религию в честь братана основать.
бок о бок могут мирно жить и работать вайпер и человек


Я видел машиниму, начинающуюся точно так же!
для тех кому хочется больше XCOM, а предыдущие XCOM, да и схожие игры в жанре, уже пройдены, затерты до дыр и тому подобное

Вот лично я именно из таких. Сам XCOM уже много раз перепройден, для Phoenix Point жду DLC, Gears Tactics жду обзоров. А тут небольшая, но предсказуемая закуска. Как по мне, неплохое предложение за такую цену
Игра вроде бы не претендовала на что-то большее, чет тоже самое, только компактнее и проще, нет?
За что проходняк? За то что она стала компактнее и на старте получилось несколько багов?
За неоправданные ожидания автора. XD
На смену супергероям-спасителям пришли обычные работяги

Это ты про тех рекрутов-неудачников которым повезло попасть ко мне в отряд, и их «легендарную» точность?
Автор видимо ожидал XCOM 3, хотя никто этого не обещал.
может для того чтобы не было вопросов «а почему инопланетяне победили вить я выиграл» игра подводит к сюжету 3 части +опробывание новых механик
Она не выглядит как полноценное продолжение серии

Какая-то очень странная придирка. С самого анонса игра и не думала позиционироваться как что-то крупное и полноценное, это просто небольшой спин-офф, главная цель которого — создать лорный мост между второй и третьей частью.
На мой взгляд, игра полностью стоит своих денег и вполне тянет на «похвально»
Кстати говоря, бойцы в этой части гораздо реже мажут и не впадают в панику при ранении напарников. Так что кто тут ещё супергерой)
А фракция Жнецов упоминается? Помнится, они крошили пришельцев с особым фанатизмом, как они отреагировали на «мир»?
Хуже SJW активистов могут быть только параноики которые видит SJW элементы везде где только можно.
А всё потому, что его бур пронзил небеса, как мы помним :)
явно, игра более чем заслуживает похвально но явно не проходняк.Нехто не говорил что это полноценая игра и цена соотвецтвеная. Взял за 8 баксов на хамбле и более чем доволен.
Может у них была идея и ресурсы на реализацию, да и это лишняя возможность поэкспериментировать.
Хз. Я ещё не играл, хочу залететь со всеми dlc сразу
Не сказал бы, что это хуже, но друг друга они стоят
Читай также