На Netflix выходит много разных сериалов, в которых порой творятся очень странные дела, но «Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления» выделяется особенно. С одной стороны, это эпичное фэнтези где-то даже в духе «Властелина колец». Но при этом некоторые персонажи тут выглядят так, словно сбежали со съёмок «Маппет-шоу» — создатели оного принимали участие в работе над сериалом. Дело в том, что «Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления» — это кукольный сериал, который является приквелом к одноимённому и такому же кукольному фильму 1982 года. Более того, он стал самым дорогостоящим и масштабным проектом с привлечением марионеток и кукол-аниматроников. И к тому же получил высоченные баллы от критиков. Жаль, что об игре по данному сериалу исключительно восторженных слов сказать нельзя. Хотя и совсем уж ругать не будем.
Мой мир огромен
По своей режиссуре, количеству героев и по тому, как их истории долгое время развиваются параллельно, этот кукольный, а потому вроде бы детский (на самом деле нет) проект местами не уступает «Игре престолов» и «Ведьмаку». Вот и игроизацию «Тёмного кристалла» многие его поклонники хотели бы видеть на уровне The Witcher — ну, или просто большую RPG/приключение. А получили достаточно камерную (даром что миссий очень много) пошаговую тактику в духе Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre.
Но основная проблема даже не в этом — в жанре японских тактических RPG много отличных игр с шикарным сюжетом и персонажами. Того же ждали и от The Dark Crystal: Age of Resistance — Tactics. А точнее, ждали новой истории в знакомом сеттинге, которая бы раскрывала новые подробности и показывала полюбившихся героев с неожиданной стороны. Да и сами разработчики обещали, что мы сможем поучаствовать в событиях, оставшихся за пределами сериала, встретить новых персонажей и исследовать новые области.
Вас обманули
Ждали-ждали, да не дождались. Вся игра — это подробный, усердный и близкий к тексту пересказ сериала. Сценарий там, при всей своей эпичности, шедевральных куклах и отлично проработанных персонажах со своими сюжетными линиями, достаточно наивный и простой. Есть плохие, есть хорошие, есть очередные магические артефакты, которые приходят в негодность и распространяют тьму.
Так вот, в тактической стратегии, где сюжет по определению стоит не на первом месте, эта фабула выглядит ещё проще. Персонажи тут и правда почти все похожи на кукол, но уже в переносном смысле — они схематично прописаны, без изюминки и характера. А ведь именно проработка героев во многом вытаскивала сериал. Да, есть и новые события, и новые персонажи, но их слишком мало, и они, как правило, не играют особой сюжетной роли — в основном на уровне появления нового бойца в партии или новой арены для очередной драки.
Поэтому сюжет игры может вызвать интерес разве что у тех, кто сериала не видел, но очень хочет прямо сейчас что-то в духе Final Fantasy Tactics. И они увидят действительно эпичную сказку, где много событий и героев, между которыми мы постоянно переключаемся то по воле разработчиков, то по своей собственной. И всё это вполне грамотно подаётся, сопровождается симпатичными комиксовыми вставками. Но и новичкам я бы всё-таки посоветовал сначала посмотреть сериал, а потом уже возвращаться, собственно, за тактикой.
Марионетки
Благо тактическая и привязанная к ней ролевая системы действительно удались. С одной стороны, тут и особой заслуги авторов нет — большинство вещей они просто скопировали из неоднократно упомянутой мною классики жанра. Есть герои разных классов — воины, скауты, маги плюс необычные экземпляры вроде милашки полевого медика. Изначально развиваясь в своей основной специализации (она же профессия), они открывают всё новые и новые умения. А потом получают доступ к более продвинутым классам — солдат, например, может выбрать между паладином и каменным стражем.
Параллельно разрешают взять ещё одну профессию в качестве второстепенной. Правда, чтобы открывать в ней новые умения, её почему-то нужно периодически делать первичной — вот это уже странное решение. Логичнее было бы привязать это к частоте использования «скиллов» из вторичной ветки.
Как бы то ни было, умений много, они постепенно открываются, расширяя круг тактических инструментов и усложняя выбор, что с собой взять — возможность отталкивать врага на две клетки, обездвиживать, «кастовать» защиту или лечить себя и коллег. Да, как и во всех подобных играх, в The Dark Crystal: Age of Resistance — Tactics разрешено творчески комбинировать разные классы и их умения. Какую марионетку вы соберёте для решения своих задач? Продвинутого воина-мага или мага-скаута? Вариантов поначалу немного, но, как я сказал, постепенно открываются более продвинутые специализации. Это всё равно не сравнится с тем изобилием, что мы видели, скажем, в Fell Seal: Arbiter's Mark, но нужный градус разнообразия поддерживает.
Уколы их метки
Градус тактического напряжения тоже достаточно высокий, даже на нормальном уровне сложности, — правда, не в начале прохождения. Там драки кажутся слишком лёгкими, а во второй половине и рядовые бои начинают проходиться только раза со второго-третьего. И боссы иногда воспринимаются как откровенные «читеры».
Вторую встречу с Охотником моя партия пережила, что называется, на честном слове и на одном крыле — в живых оставался один полумёртвый герой, который успел нанести критический удар отмеченной нами вражине. Правда, ничего случайного — не зря же, зная особенности предстоящего боя, я дал скаутам способность ставить метки на врагах и концентрироваться для нанесения критического удара.
Помимо грамотной комбинации умений и специализаций важно также правильно выбирать состав отряда на предстоящую миссию. И заранее определить, на кого будете делать ставку всю игру и кого будете централизованно усиливать с помощью экипировки — её мы получаем за победы в боях или покупаем в магазине за честно заработанные жемчужины. Если не хватает опыта и средств, можно перепроходить особые миссии-испытания. Только так в умелых руках эти марионетки действительно превращаются в мощных воинов, без которых вам никак не справиться.
Эй, куклы, бегите!
Да, в тактической схеме не хватает некоторых вещей — например, удары с фангов или тыла наносят такой же урон, как и в лицо противнику. Нет встречных внеплановых атак по пробегающему врагу. Зато во многих ситуациях персонажи почему-то могут проходить друг сквозь друга, чтобы занять соседнюю клетку.
Поначалу очень не хватает дальнобойных атак — их ассортимент и, собственно, дальность крайне ограниченны. Но по мере развития некоторых классов и открытия новых профессий этот дефицит более-менее нивелировался, и мой нежно взращиваемый маг наконец научился метать «файрболы». Есть также бонусы за атаки с возвышенности.
А самое главное, что сглаживает некоторые недостатки тактической схемы, — сами миссии практически всегда построены интересно, со своими условиями и никогда не повторяются. В одном задании, например, нужно скорее добежать до выхода силами как минимум трёх героев, в то время как враги прибывают, а по карте периодически проносится шторм, отбрасывающий всех назад. Приходится вовремя укрываться и скидывать на противников огромные валуны, отталкивающие их от нас. А первый бой с Охотником получится выиграть, только если вы исхитритесь и несколько раз сбросите его в хорошо знакомое всем поклонникам сериала плотоядное растение. Ну и так далее — авторы всегда придумывают что-то новое или дают вариации старого.
Как игра по известному сериалу The Dark Crystal: Age of Resistance — Tactics мало что нового даёт поклонникам и скорее разочаровывает. Хотя возможность лично поиграть за Риана, Брею, Дит и многих других знакомых героев, безусловно, сбрасывать со счетов нельзя. Как тактика она тоже вносит мало нового в жанр, но при этом бросает реальный вызов, держит в напряжении и в целом стимулирует проходить дальше — не столько чтобы увидеть финал, сколько чтобы проверить свои тактические навыки. И потом уже с чувством глубокого удовлетворения увидеть финал. Так что поклонники Final Fantasy Tactics и тому подобных ролевых тактик, даже если уже видели сериал, всё равно должны попробовать Age of Resistance. А фанаты таких развлечений, кто ещё не смотрел, после прохождения, вполне возможно, захотят приобщиться.
Плюсы: можно играть за полюбившихся персонажей; ролевая и боевая системы в целом выглядят прилично; широкий выбор бойцов, умений и профессий; непохожие друг на друга миссии с уникальными условиями; реальный тактический вызов во многих битвах; симпатичная картинка; эпическая музыка.
Минусы: сюжет в основном повторяет события сериала; большинство персонажей получились плоскими; в тактической и ролевой системах практически нет ничего оригинального, а боям не хватает некоторых возможностей.
Лучшие комментарии
«Мой мир огромен, а я так скромен.
Вся жизнь спектакль — я в ней актёр.» — сразу же стало звучать на фоне прочтения статьи, согревая унылое дождливое утро теплыми нотками ностальгии.
А игра, к сожалению, таки никакая. Простенький очередной проект «по мотивам»…
Интересно, удастся кому-то хоть приблизиться к абсолютно шедевральному Final Fantasy: Tactics?
А что с Металликой не так? Языковой барьер?)))