Реальную историю, как известно, не переписать — хотя попытки регулярно предпринимаются. Но в играх такую возможность нам дают частенько, в основном в исторических стратегиях. В этом смысле Through the Darkest of Times могла стать уникальной и позволить остановить Адольфа Гитлера ещё до того, как началась Вторая мировая война. Однако авторы с ходу заявляют: «Историческая точность означает, что ваша небольшая группа не изменит исхода войны — и не предотвратит всех нацистских зверств, но вы сможете сделать всё, чтобы спасти больше жизней и противостоять системе при любой возможности». Стала ли игра от этого хуже? Едва ли.
Коммунисты и монархисты против нацистов
Итак, Берлин, январь 1933 года, только что Гитлер стал новым канцлером, и зло под названием Третий рейх начинает побеждать. В этой ситуации несколько простых горожан решают организовать сопротивление. Игрок выбирает своё протеже (мужчину или женщину выбранной профессии и политических взглядов) и в этой роли берёт на себя управление подпольной ячейкой.
У лидера может быть несколько ближайших соратников, которых мы постепенно вербуем, выбирая опять же из простых людей — сантехников, врачей, священников, секретарей, торговцев. Они могут быть коммунистами, анархистами, социал-демократами, монархистами, умеренными либералами, христианскими консерваторами (только, понятно, не членами НСДАП).
У каждого из них помимо политических взглядов есть свои уникальные черты характера (спокойный, эгоистичный, безрассудный, верующий, спортсмен, человек с сомнительным прошлым, инвалид войны и так далее), а также специализации, формирующиеся исходя из того, какие параметры лучше развиты. Параметры следующие — образование, эмпатия, скрытность, пропаганда, сила. По мере прохождения и достижения успехов наши подопечные получают уровни и могут увеличить один из этих показателей.
Каждому — по заданию!
И вот вся игра фактически заключается в том, что на глобальной карте мы регулярно отправляем каждого соратника (и лидера тоже) на задания, ориентируясь на их показатели. На первых порах в каждой из четырёх глав нужно собирать пожертвования и привлекать соратников, общаясь с рабочими, священниками, молодёжью, предпринимателями, старыми друзьями, бывшими подругами и так далее. Также можно и нужно покупать бумагу и краску, печатать и распространять листовки, потом открывается вариант украсть форму штурмовиков, напечатать фальшивый паспорт или с кем-то пообщаться, чтобы проникнуть на важные объекты, например в концлагеря, где нужно раздобыть важные сведения и запечатлеть преступления режима.
Или мы воруем бензин, машины, взрывчатку, обустраиваем собственные мастерские, где печатаем книги. Или сначала узнаём о доставке оружия, а потом пытаемся его украсть — то же самое можно провернуть и с кассой нацистов. Так вот, у каждого задания есть уровень подготовки и уровень опасности, а посылать на него разрешают от одного до трёх человек. И у каждого указываются факторы, которые повышают или, наоборот, понижают риск, — куда-то лучше отправлять коммунистов, социал-демократов, анархистов, а вот монархистов на собрании рабочих, понятно, встретят как минимум недоумённо. Где-то лучше справится человек с сомнительным прошлым, а где-то полезными будут безрассудные спортсмены.
Уменьшить риск можно, если переодеть товарищей в форму врагов или взять с собой велосипед, чтобы быстрее оторваться от погони в случае обнаружения. И точно так же если взять на встречу с рабочими сведения, обличающие нацистов, то получится завербовать больше сторонников.
Гестапо не дремлет!
И фактически успех наших усилий всю игру зависит от того, как мы распределяем финансовые (рейхсмарки) и людские ресурсы. Хорошо выполненные задания повышают не только бюджет и количество сторонников, но и боевой дух. Однако провалиться из-за того, что нет денег или до нуля упал уровень морали, практически невозможно.
Главный фактор риска — это слежка и аресты со стороны гестапо. Во время каждого задания есть шанс, что вашего подопечного заметят (можно попытаться сбежать, укрыться или довести дело до конца), и тогда увеличится уровень его «засвеченности» в гестапо. Ну а потом за товарищем придут и бросят его в тюрьму на какое-то время — придётся ждать выхода или пытаться освободить самим. А вот лидера могут закрыть очень надолго, и тогда игра закончится. Чтобы избежать этого, нужно периодически убирать наиболее активных персонажей в подполье, но это дорого стоит.
Дополнительное финансирование, поддержку и даже возможность удалить данные на кого-то в гестапо мы получаем, если находим нужных людей и потом обращаемся к ним за помощью в разделе «Контакты».
Страшная правда
Вся эта стратегическая механика напоминает смесь из This Is the Police и Republic: The Revolution, но едва ли столь же глубока. К тому же вызывает недоумение, как в одной команде могли работать монархисты и анархисты, например. И почему, даже зная о зверствах нацистов с начала войны, наш герой потом не верит, что они могли сжигать целые деревни вместе с мирными жителями? Поэтому я бы ниже оценил Through the Darkest of Times, но ситуацию спасают, во-первых, возможность узнать многие интересные исторические факты о том, что творилось во время становления Третьего рейха, а во-вторых, интересные и эмоциональные сюжетные сцены, встречи и диалоги.
Мы ходим слушать речи Гитлера, смотрим на горящий Рейхстаг, встречаем писателя Эриха Кестнера, книги которого вместе с остальными публично жгут во время акции студенческого союза «Против негерманского духа», видим, как штурмовики пристают к старику-еврею на улице или как не пускают людей в еврейские магазинчики. Можем пройти мимо или вмешаться, но тогда увеличится шанс, что главгерой угодит в гестапо.
В каждой главе есть свои ключевые цели — например, раздобывать важные сведения о зверствах нацистов, прорваться на радио и рассказать о них миру во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Приходится посещать гетто для цыган, тайком снимать, как детей оттуда увозят на опыты, встречаться с американскими журналистами и передавать им информацию. В какой-то момент появляется вариант поработать на советскую или британскую разведку. А, например, в третьей главе мы пытаемся помочь спрятать дочку знакомых, которая страдает от эпилепсии и потому может подвергнуться принудительной эвтаназии.
Тяжёлые решения в тёмные времена
Из всего этого складывается очень мрачная, печальная и эмоциональная картина, которая дополняется ещё и драматичными событиями в жизни наших соратников. Кто-то переживает, что сын или жена поддерживает нацистов, одна девушка хочет выйти из игры, потому что беременна и боится за ребёнка, кто-то подозревает другого в предательстве — и нам нужно решить, как поступить в этой ситуации.
Брат одного из соратников, например, в какой-то момент устраивается на работу к нацистам, и мы можем попросить его работать нашим информатором, но если сильно нажимать на него, то есть риск, что человека попросту раскроют и арестуют. То есть и нам самим постоянно приходится выбирать из двух зол, а потом сталкиваться с последствиями. Ведь от того, что говорим, какие решения в таких ситуациях принимаем, также зависят и боевой дух, и отношение соратников к делу — недовольные могут покинуть группу. Но в любом случае, как правило, участников сопротивления и в реальной жизни, и в этой игре ждёт печальная участь — аресты, расстрелы, концлагеря, самоубийства…
В этом и есть печальная прелесть Through the Darkest of Times — это очень честная, исторически верная (по большей части) и оттого очень эмоционально тяжёлая хроника становления нацизма, дающая нам возможность узнать, что же тогда творилось на самом деле, с какими ужасами люди сталкивались и как пытались хоть что-то изменить в ситуации, когда изменить почти ничего нельзя. Но потому даже маленькие, локальные успехи вызывают искреннюю радость — и эту историю очень хочется прожить до конца.
Плюсы: драматичный и интересный сюжет; увлекательное историческое чтение, позволяющее узнать многое о том, что творилось во времена становления нацизма; нетривиальный стратегический геймплей; возможность влиять своими решениями на жизни героев; простенькая, но стильная картинка; аутентичная музыка.
Минусы: стратегический геймплей местами сваливается в рутину; игровые условности иногда вступают в противоречие с исторической достоверностью.
Лучшие комментарии
А вообще да, если мы как в Fire Emblem добавим к стратегии элементы РПГ и симулятора свиданий, то это таки да — смешение жанров.
И с этим признанием всё становится на свои места. И невозможность что-то изменить — ведь сегодняшние бложиги левой направленности служат лишь посмешищем для всех, кто не разделяет их идей. И привязка к президентству/канцлерству — ведь как мы знаем из «прогрессивных» бложигов именно с приходом Трампа американцы превратились в сексистов, расистов и нацистов.
туфта полная. Все разнообразие геймплея сводится к дурацким побочным миссиям, которые можно выполнять в любом порядке (или не выполнять).
пипец, кэп очевидность. У вас игра стратегия — конечно ваши действия оказывают влияние на подконтрольных юнитов, я бы сказал, любые действия