15 декабря 2019 15.12.19 11 16K

Mosaic: Обзор

В знаменитом романе Бориса Виана (Boris Vian) «Пена дней» серой рутине, войне, государственной машине, превращающей людей в винтики, и заводам, где из человеческих тел выращивают винтовочные стволы, противостоят весёлый сюрреализм, джаз, говорящие мышки, живые цветы, сражающиеся с раком, и прекрасные металлические розы, которые упорно выращивает вместо оружия «дефектное» тело главного героя. Mosaic, новая работа авторов Among the Sleep, — современная вариация на эту тему, только в формате видеоигры. Ну, или интерактивная иллюстрация к стихотворению Владимира Маяковского «А вы могли бы?».

 

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана

Впрочем, когда видишь, как и чем тут живёт главный герой, первым делом вспоминается не Виан, а антиутопические книги и фильмы про то, как в невесёлом мире будущего всем управляют цифровые технологии и машины, да и сами люди становятся машинами. Под свинцовым небом они ежедневно сплошной и такой же серой толпой ходят на работу, чтобы давать результат и приносить прибыль. Места для чувств и красок в этой бесцветной рутине бесконечного «Дня сурка» практически не осталось, и если где-то пролетит жёлтая бабочка, то вскоре её засосёт в какую-нибудь вентиляцию и выплюнет наружу лишь горсткой переломанных крыльев…

Хотя почему антиутопия и мир будущего? Всё это и сейчас происходит с нами в больших и малых городах. Авторы намеренно приближают происходящее к современности. Например, единственное развлечение всех жителей в Mosaic — это смартфон, в котором можно часами бессмысленно кликать по кнопкам в примитивнейшей мини-игре или читать новости про то, что всё теперь нужно делать для выгоды инвесторов и получения денег, а все, кто не вписывается в эту схему жизни, просто лентяи.

Или про то, что современная синтетическая еда абсолютно безопасна, а для пастеризации в ней используются лишь умеренные дозы радиации. А ещё есть приложение для знакомств, где все мужчины и женщины, независимо от возраста, абсолютно похожи друг на друга — словно клоны или роботы.

Я показал на блюде студня косые скулы океана

Во всём этом очень много от Кафки (Franz Kafka) с его одой маленьким людям, которых давит грузом депрессии, рутины и огромной бюрократической машины. Вспомните его «Замок» или «Превращение». А что же от Виана? Отвечаю — джаз (да и вообще музыка в целом) и истинно виановский сюрреализм. Если у Кафки в том же «Превращении» сопротивление окружающей действительности и рутине вылилось в гротескный и уродливый сюр, то в Mosaic, как и в «Пене дней», он куда живее и светлее.

Узнаёте свою жизнь?
Узнаёте свою жизнь?

У Виана были говорящие коты и мышки, а тут — говорящая рыбка, которую однажды герой игры обнаруживает у себя в раковине. Он может взять её с собой или слить в унитаз, но она всё равно будет являться и всё чаще, настойчивее говорить о том, что нужно что-то менять в жизни, спрашивая с упрёком, когда мы, мол, в последний раз делали что-нибудь помимо работы.

И вот уже наш герой начинает выделяться из толпы, останавливаться, чтобы посмотреть на жёлтую бабочку, на небо, помочь кошке слезть с дерева или послушать уличного музыканта. И естественно, теперь он постоянно опаздывает на работу, о чём его регулярно отчитывают по смартфону. Может быть, лучше сразу загадать у рыбки желание круто изменить свою жизнь и заняться тем, что действительно по душе?

На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ

Все эти темы, метафоры и символы более чем просты и очевидны. Истории о том, как чувства, эмоции, музыка и цвет противостоят серым будням, бездушной работе и рутине, мы слышали не раз и не два. Но тут надо видеть, как талантливо, с чувством настоящего художественного вкуса и стиля это показывают авторы Mosaic.

То герой вдруг взмывает в небо, оставляя позади город-муравейник, то куда-то ввысь улетает бесконечная лестница, по которой он идёт на работу, а крыши домов превращаются в платформы — по ним нужно идти, как по лабиринту. То камера улетает к бабочке, следуя за ней и лишь фоном показывая нашего героя, не отрывающего от глаз от жёлтого комочка настоящей жизни. То за дыркой в заборе мрачная серость улиц и шум машин сменяются цветущим садом и джазом, а в героя врезается какое-то яркое облако цвета.

Есть тут и намёки на акробатические упражнения.
Есть тут и намёки на акробатические упражнения.

То он вдруг оказывается в стеклянном лабиринте и, куда ни поглядит, видит своё отражение вокруг — чтобы выбраться, нам нужно идти по следу из травы и цветов и переключаться на другое отражение, оказавшись по ту сторону стекла. То падает в воду, отчаянно плывёт к свету, видит кровь на воде или кошмары, где с ним говорит какая-то машина. То есть это опять же чисто виановский сюрреализм, который так выгодно выделяет Mosaic на фоне других современных высказываний на вечные темы.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Если же говорить чисто о геймплее, то от других симуляторов ходьбы (а это опять он, как вы уже догадались!) Mosaic отличает наличие мини-игр. Помимо тех необязательных мини-игр, что есть в смартфоне, присутствует ещё одна, важная для сюжета.

Каждый день мы идём из дома на работу, а там нам нужно с помощью бегающих точек (они схематично показывает работников) захватывать ромбики и добывать ресурсы. Чем больше бегающих точек, тем быстрее мы это делаем. А чем выше ромбики тянутся, тем быстрее мы достигнем плановых показателей и выполним свою рабочую норму по сбору ресурсов на сегодня. Новые же точки-работники генерируются с помощью особых клеток, которые также нужно захватывать, а потом ещё и прокачивать. Кроме того, иногда появляются нарушители — это всё те же разноцветные облака, которые пытаются раскрашивать в зелёный или фиолетовый наши чёрные ромбики.

В принципе, ничего сложного тут нет, но нельзя не отметить саму концепцию, идею этой мини-игры, которая очень удачно вписалась в общую атмосферу. В остальном это чистокровный симулятор ходьбы, где мы всю дорогу просто кликаем мышкой, чтобы герой встал, что-то взял, открыл дверь, куда-то пошёл или, например, взял кошку. Плюс ещё есть элементы головоломок, когда мы, например, пытаемся выбраться из того же стеклянного лабиринта с отражениями.

Это, безусловно, одна из лучших сцен в игре.

Можно, конечно, завести привычное нытьё по поводу того, что перед нами очередной симулятор ходьбы фактически без геймплея, да ещё и очень медленный, где нас заставляют повторять одни и те же действия. Но в данном случае это будет особенно глупо. В этой медлительности и повторяемости как раз и состоит концепция — это нужно, чтобы заставить нас как следует прочувствовать монотонную рутину, когда герой каждый раз встаёт, выключает будильник, чистит зубы и идёт на работу, сливаясь с толпой. Тут нет места для сложных пазлов, развлечений или разухабистого экшена, а есть только медленное и унылое существование, которое может разрушить лишь какое-то чудо вроде говорящей рыбки у вас в раковине — ну, или просто желание что-то изменить в своей жизни. Чего Mosaic действительно не хватает, так это более удобного управления мышью (персонаж плохо реагирует на её указания) и нелинейности, свободы в том, как идти по сюжету. Но всё это не отменяет того факта, что перед нами ещё одна стильная и атмосферная инди-игра, которую так и хочется назвать произведением искусства.

Плюсы: интересная, пропитанная символизмом история; шикарно переданная атмосфера бездушного города и ежедневной рутины современного офисного человека; выдающийся художественный стиль; яркий сюрреализм в стиле Бориса Виана; отличная режиссура и работа с камерой; необычные концептуальные мини-игры; атмосферная музыка.

Минусы: управление мышью не всегда кажется удобным; не хватает нелинейности и полноценной свободы выбора в сюжете.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Mosaic

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | NSW | iOS
Жанр
Дата выхода
1 ноября 2019
46
2.9
24 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Чет по описанию выглядит как что-то, пытающееся баян и передергивание выдать за глубокие мысли.

Было бы прикольно, если бы можно было оставаться «винтиком».

пытающееся баян и передергивание

Что?
ну нелинейность есть в эпизодах про сны. например можно не плыть на верх, к солнцу, а спускатся на дно к тьме. Такой выбор дается постоянно. Я так понял что он ни на что не влияет но все же. И я к примеру пропустил момент с кошкой. Надеялся что есть таки вариант чтобы не обращать внимания на отвлекающие факторы типо бабочки и забора- чтобы не потерять таки работу) но нет, если ты на это натыкаешся то полюбому должен среагировать.
а еще ж рыбку можно смывать в унитаз по идее? Я не пробовал, но на какой то день он сам взял и смыл ее.
это нужно, чтобы заставить нас как следует прочувствовать монотонную рутину, когда герой каждый раз встаёт, выключает будильник, чистит зубы и идёт на работу, сливаясь с толпой

Не, спасибо, мне такого ИРЛ хватает. Но творческим личностям, наверное, зайдет.
Зарекомендовать себя банальными идеями? ЛОЛШТО?
К тому же это не первый проект студии
Это же инди проект, студия должна сначала зарекомендовать себя, хотя бы по «банальным идеям». А там уже может и чего то получше будет.
В смысле у игры достаточно банальная идея про серость бытия, из которой надо выбираться (да, в обзоре сказано, что это не влияет, но по мне очень влияет) и при этом показана лишь в одной своей крайности — работать для планктона, бегай за бабочками.
Я говорю про то, что все начинали с малого…
Они не «начинают». Это не первый их проект
Читай также