Yooka-Laylee and the Impossible Lair: Обзор
Коллектив Playtonic Games почти полностью состоит из бывших сотрудников студии Rare, которая когда-то один за другим выпускала хиты, ставшие классикой. Судя по всему, задача этих разработчиков — дарить игрокам путёвки в прошлое, предлагая геймплей из 90-х в современной оболочке. Их дебютное творение, Yooka-Laylee (название не просто так напоминает Banjo-Kazooie), восторгов не вызвало — как мы писали в рецензии, свежих идей в нём нашлось не так уж много, хоть приключение и получилось ярким и весёлым. А вот к Yooka-Laylee and the Impossible Lair придраться трудно — это один из лучших платформеров этого года, а то и вовсе последних лет.
Раньше было лучше
Источниками вдохновения на сей раз стали игры, существовавшие ещё до Banjo-Kazooie, — Donkey Kong Country и старенькие The Legend of Zelda. Вместо трёхмерного путешествия мы получили смесь псевдотрёхмерного платформера и приключения с видом сверху на крупной локации, через которую герои попадают на новые уровни. Хотя в некоторых играх постоянное чередование жанров может утомлять, здесь такая проблема не возникает — обе составляющие выполнены на высоком (а иногда и на очень высоком) уровне.
По сюжету извечный противник Юки и Лэйли по имени Капитал Би остался после концовки первой части в королевстве Стингдом и создал устройство, способное контролировать разум пчёл. Целый вид насекомых оказался под угрозой, а солдаты пчелиного батальона (который тут называют beettalion — без каламбуров не обойтись) были порабощены злодеем и спрятаны в разных уголках мира, откуда никак не могут выбраться без помощи главных героев. На этом сюжет можно считать законченным: вы посещаете несколько десятков уровней, спасаете несчастных пчёл, число на счётчике постепенно увеличивается, а потом можно отправляться и побеждать Капитала Би ради просмотра финала.
Хотя сразиться с антагонистом позволяют сразу же, ещё до попадания в открытый мир. Во вступлении Юка и Лэйли пытаются дать отпор этой толстой пчеле в деловом костюме, но терпят поражение — слишком уж она сильна. После этого можно вернуться в ту же локацию и начистить ей морду, вот только битва длится очень долго, опасностей огромное количество, а погибают персонажи от пары попаданий.
Чтобы защитить себя, необходимо спасать тех самых солдат — каждый найденный боец добавляет одну жизнь, а всего их здесь 48. Очевидно, когда у тебя почти полсотни прав на ошибку, одолеть можно кого угодно, поэтому логичнее всего сначала завершить все остальные дела, а уже потом отправляться к боссу. Это позволяют сделать и после 10, и после 20 найденных пчёл — если хотите помучиться, никто не мешает. Однако, как только начинаешь знакомиться со здешним миром и изучаешь локации, желания закончить прохождение как можно скорее не возникает.
Возвращение домой
Многие элементы первой Yooka-Laylee были перенесены в новую игру. Уровни запускаются с помощью больших книг, среди коллекционных предметов есть пёрышки (валюта) и тоники (о них ниже), а на пути встречаются старые знакомые вроде девушки-осьминога-учёного в скафандре, говорящего автомата Венди и жадного до денег Траузера. Попадаются и странички, способные повлиять на окружение: изменить высоту платформ, убрать мешающие препятствия или иным образом помочь продвинуться по сюжету. Для этого они предлагают принять участие в испытаниях, которые получились совсем уж лёгкими — вас лишь просят уничтожить нескольких противников, что не очень-то трудно даже с учётом опасностей. Но идеи в этих эпизодах используются разные, что похвально.
В исследовании мира тоже нет ничего сложного, но изучать его жутко увлекательно: искать потайные проходы, залезать в невидимые области, высматривать секреты и добираться до труднодоступных мест. Какие-то пещеры закрыты каменными плитами, для разрушения которых требуется бросить в них бомбу, и ты начинаешь думать, где её найти и как успеть донести. Танцующие таблички за небольшую плату подсказывают, где искать спрятанные вещи, но точные координаты не дают — лишь описания. А лежащие то тут, то там тоники явно намекают на то, что до них как-то можно добраться, хоть путь к ним и не всегда очевиден.
Прыжки и перекаты
Однако всё это — лишь половина Yooka-Laylee and the Impossible Lair. В остальное время вы посещаете два десятка уникальных уровней, впечатляющих разнообразием используемых механик. То прыжки с верёвки на верёвку, то переключающиеся ленты, везущие в разные стороны, то поднимающиеся или опускающиеся платформы, которые активируются, только если персонажи стоят на них. Противники часто повторяются, но сражения — последнее, что здесь интересует. Куда важнее дизайн локаций, радующий отличными задумками на каждом шагу.
Разработчики немного схитрили и вместо целой охапки разных уровней сделали два десятка локаций, которые можно менять через открытый мир. Если книжка расположена в воде, то в этой локации будут встречаться фонтаны. А когда вы бросите в книгу замораживающую бомбу, тот же уровень преобразится — всё на нём превратится в ледышки. Непростой эпизод на фабрике, где полно движущихся платформ и шипастых препятствий, станет совсем иным, когда второстепенный персонаж прольёт на книжку мёд. Даже новая механика появится — герой сможет прыгать по стене и добираться таким образом до верха, а механизмы при этом перестанут функционировать.
Детский восторг
Такими необычными «фишками» игра и цепляет, а подогревают интерес коллекционные предметы. Конечно, можно носиться от одного конца локации к другому и всё пропускать, однако здесь всегда полно секретов, которые хорошо спрятаны, а монетки и вовсе необходимы для прохождения (но не все). Коробки, легко разрушающиеся при перекате, нередко расположены на своих местах не просто так — стоит попробовать запрыгнуть на них, как там отыщутся ещё один коридор или залежи перьев. Бывают секретные выходы, ведущие к заточённой пчеле, а удачный прыжок на голову противника может позволить добраться до недостижимой иначе платформы.
Забавляет и возможность активировать бонусные испытания, за которые дадут дополнительные перья. Если видите цветное перо, то при взаимодействии с ним оно может улететь, оставив за собой шлейф, по которому можно проследовать для получения ценной валюты. Или из него будут сыпаться десятки перьев — успевай ловить, пока не исчезли. Когда вокруг постоянно появляются противники, а опасные преграды могут отнять жизнь, пробегать мимо таких развлечений всё равно не хочется — лучше попробовать, в случае чего просто возродишься на контрольной точке, а их тут полно.
Хотя спасение пчёл дарует игроку бонусные жизни в сражении с боссом, на обычных уровнях эта механика не работает — право на ошибку у вас лишь одно. При ранении Юки сопровождающая его летучая мышь пугается и начинает носиться по локации, улетая спустя несколько секунд, — если не успели её схватить, лишитесь напарника. А без него невозможно использовать некоторые способности, в том числе совместный удар по земле и разворот в воздухе. Вернуть Лэйли можно только при взаимодействии со специальными колокольчиками и при возрождении после гибели Юки, но велика вероятность, что во время поисков вы пропустите некоторые коллекционные предметы.
Благодаря прекрасному дизайну уровней и тому, какой яркой и жизнерадостной получилась Yooka-Laylee and the Impossible Lair, она с первых же минут захватывает и не отпускает. Идея с «игрой внутри игры» реализована просто чудесно — делать перерывы между платформенными эпизодами и исследовать мир, как в двухмерных «Зельдах», не надоедает, и каждый раз интересно, каким образом очередную книжку можно «испортить», чтобы уровень внутри неё трансформировался. Да и шутки здесь забавные — на пути будут встречаться герои, нуждающиеся в помощи и открывающие доступ к новым зонам, и связанные с ними истории не раз вызовут улыбку.
А чтобы сделать прохождение ещё более разнообразным, можно использовать тоники, вернувшиеся в игру из прошлой части. Какие-то влияют на внешний вид и окрашивают всё в чёрно-белый цвет, меняют разрешение или модифицируют персонажей. Другие более полезны и упрощают прохождение — к примеру, при приближении к секретам вы будете слышать звуки, либо после гибели Юки собранные монетки не будут исчезать до достижения контрольной точки. С последними тониками количество собранных перьев будет уменьшатся, поэтому лучше ими не злоупотреблять.
То, что над Yooka-Laylee and the Impossible Lair работали авторы трилогии Donkey Kong Country, сразу бросается в глаза — игру создавали мастера своего дела, не растерявшие таланта. Возможно, в ней нет серьёзных инноваций, двигающих жанр вперёд. Но даже такие платформеры появляются очень редко, особенно если не учитывать релизы для Nintendo Switch, которая есть далеко не у всех. Здесь столько разнообразия, так много интересных идей и так мало скучных или кажущихся лишними эпизодов, что от начала до конца лишь получаешь огромное удовольствие и с нетерпением ожидаешь, какие сюрпризы ждут тебя на следующем уровне.
Плюсы: необычная смесь платформера и путешествия с лёгкими головоломками и кучей секретов; несколько десятков разнообразных уровней — даже «ремиксы» играются свежо благодаря новым механикам; яркая картинка, поднимающая настроение; весёлая атмосфера; отличная музыка.
Минусы: пазлы и испытания в открытом мире порой чересчур просты; озвучивание не изменилось со времён первой части и по-прежнему может вызывать дискомфорт.
Лучшие комментарии