Hyperdimension Neptunia — удивительная, очень специфическая серия японских RPG, включающая также ранобэ, мангу и аниме-сериал по мотивам. Концентрированное и очень симпатичное аниме, лупоглазые тян в кружевных нарядах, ориентация на фансервис, местами жесточайший гринд — всё это тут соседствует с откровенно постмодернистскими сеттингом и сюжетом, написанным гиками для гиков. Действие разворачивается в мире Gamindustri, а играем мы в основном за четырёх симпатичных вайфу, которые периодически принимают форму богинь — хранительниц этого мира, но при этом олицетворяют собой… игровые консоли: Sega, PlayStation, Nintendo и Xbox.
То есть если вы гик и любитель игр в принципе, то, сами понимаете, познакомиться с Hyperdimension Neptunia просто обязаны — даже если не особенно любите JRPG. Помимо номерных выпусков серии (первый вышел в 2010-м, четвёртый — в 2015-м) есть ещё куча спин-оффов — например, два года назад на PS4 появилась Cyberdimension Neptunia: 4 Goddesses Online, рассказывающая о приключениях наших героинь-богинь в вымышленной MMORPG. И вот в этом июне появился новый спин-офф — первый двухмерный в серии. По всем законам этой гиковской вселенной главными злодеями в Super Neptunia RPG как раз являются 2D-ретрограды, выступающие против новых технологий, «тридэ» и VR.
И снова амнезия!
Как вы уже догадались, в этой серии много юмора, всевозможных отсылок и шуточек про игры, злодеями зачастую являются «пираты», а сценарии позволяют пережить знаковые для гейм-индустрии события — консольные войны, закат Atari и Sega Dreamcast, эру Steam и так далее. Но всё это — в завуалированной форме, в духе типичного фэнтези о противостоянии добра со злом.
Авторы при этом не стесняются использовать заезженные приёмы — например, с амнезией. Вот и в Super Neptunia RPG наша любимая главгероиня Неп-Неп, у которой вместо бантиков в розовых волосах крестовины от геймпада, после некоторых событий обнаруживает себя совершенно без памяти. И даже когда встречает своих верных соратниц, никто из них не узнаёт друг друга.
Тем не менее вечные подружки и на этот раз объединяются, чтобы противостоять коварным злодеям из гильдии Bombyx Mori, которые скрывают от жителей Гейм-индустрии наличие 3D, VR и соответствующих консолей, заставляют платить налоги на поддержку двухмерных игр, подавляют всякую инициативу и новые идеи у сограждан-разработчиков и вообще выступают за тотальное «двухмерье». Наши героини присоединяются к местному сопротивлению, которое хочет вернуть народу трёхмерные игры и современные консоли.
Девушки, которые играют
Всё это, как и раньше, сопровождается кучей шуточек и забавных диалогов. «Почему ты уверена, что тебя зовут Нептуния?» — «Ну ведь эта игра называется Neptunia, да?» Наши подружки выполняют квесты для студента, изучающего влияние игр на мозги человека, с трудом вспоминают древнее заклинание под названием Click и удивляются странным командам из магической книги в духе «Быстро нажмите на кнопку 23 раза подряд!».
При этом сама история способна зацепить и тех, кто равнодушен ко всем этим гиковским шуткам, — событий много, мы посещаем разные города и регионы, путешествуем даже под водой, выполняем кучу квестов, вызволяем одну из четвёрки героинь из заточения, спасаемся бегством, совершаем проникновение со взломом в местные архивы, где нужно сражаться с книжками. А главное, наблюдаем, как героини пытаются вспомнить всё и лишь где-то к 40-му уровню возвращают память, а также возможность принимать свои божественные формы. Но кто эти странные тени, похожие на двойников наших богинь и всё время повторяющие: «Sink, sink, sink»? Интрига сохраняется долго.
И всё это обильно сдобрено фансервисом (хотя тут он куда более лёгкий, чем в некоторых номерных выпусках серии) и типичной аниме-милотой. Главная злодейка — это, конечно, смешная девочка. А наша Нептуния, как и раньше, с ума сходит от пудингов — трапезы главных героинь иллюстрируются отдельными кат-сценами и вызывают чувство глубокого умиления. Ну и вообще игра выглядит великолепно — уютно, красиво и кавайно. Разве что анимацию идеальной не назовёшь…
Прыгай и бей!
Если с сюжетом, сеттингом, шутками, персонажами (и их голосами) в Super Neptunia RPG всё хорошо, то с геймплеем, как обычно бывает в этой серии, не всё так однозначно. Суть понятна — бегаем по двухмерным локациям (пытаясь спасти трёхмерные игры, да!), сражаемся в пошаговых драках, выполняем квесты (в подавляющем большинстве, конечно, на сбор предметов/убийство врагов), ищем сокровища в сундуках, торгуем, прокачиваемся, примеряем новую экипировку, занимаемся привычным для серии гриндом.
В эту рецептуру добавились платформенные элементы, но вот сами прыжки реализованы не слишком удачно. Хотя на них многое построено именно в плане исследования мира — в некоторые области не попасть и до некоторых нычек с сокровищами не добраться, пока не выучите двойной прыжок или не научитесь призывать ручной пудинг (ну естественно), который Нептуния может использовать как трамплин. Впрочем, ничего критически неудобного тоже нет.
Самое спорное — сражения и их баланс. Драки проходят в несколько необычном пошаговом режиме, когда мы по мере накопления шкалы ходов должны вовремя активировать ту или иную героиню, которая проведёт назначенное на эту клавишу действие — ударит, наколдует полезную ауру, подлечит и так далее. При этом прямо в бою можно менять героическую формацию — и именно от того, кто и на какой позиции из девушек оказывается, зависит набор доступных приёмов и действий.
А до этого вы сами на отдельном экране должны определить, кто, что и при каком месторасположении будет делать. Можно назначить атаку с физическим или, наоборот, магическим уроном, которая бьёт только по одному или по всем врагам; можно решить, что вот с этой позиции одна должна лечить, а вот тут другая будет накладывать усиление физического урона.
А соперники где?
Система интересная и позволяет гибко подстраиваться под ситуацию в каждом бою. Встретили, например, врага, устойчивого к физическому урону от Нептунии, стоящей в авангарде, — сменили формацию, поставив вперёд другую героиню. И так далее.
На эффективность барышень мы также влияем экипировкой. Каждый предмет увеличивает живучесть, или интеллект, или здоровье, даёт устойчивость к разным типам урона и так далее. Но сначала эти навыки у предмета нужно прокачать по мере его использования — потом они становятся доступны, и вы можете активировать их. Но включить всё не получится — надо уложиться в лимит очков умений, который постепенно увеличивается по мере прокачки персонажа.
Проблема, однако, в том, что большинство врагов в Super Neptunia RPG на протяжении практически всей игры не представляют никакой опасности. Тут ещё реализована удобная функция ускорения времени в бою, и в итоге львиная доля сражений не занимают и 10 секунд, в течение которых мы просто зажимаем ускорение и «спамим» одну-две кнопки. Проблемы возникают только с редкими врагами, за которых назначена награда, и с боссами — да и то далеко не со всеми. То ли я так хорошо качался и правильно использовал игровые механики, то ли есть дыры в балансе.
С одной стороны, в таких условиях практически не ощущается груз фирменного для серии гринда. И это вроде бы хорошо, особенно с учётом того, что главное тут — это история, юмор и персонажи. С другой — для JRPG как-то слишком мало вызова.
Super Neptunia RPG — милая, уютная, симпатичная и какая-то детская, что ли. Даже фансервис, как я сказал, тут очень лёгкий. Хотя и, безусловно, приятный для всех поклонников серии.
Именно фанаты — главная целевая аудитория игры. Здесь очень аккуратно, с любовью выдержаны и показаны все ключевые для серии и её специфической атмосферы фетиши, а история, персонажи и их голоса оставляют исключительно приятное впечатление (особенно удалась, понятно, милашка Хен). Но как собственно игра Super Neptunia RPG едва ли способна заинтересовать тех, кто равнодушен к этой франшизе. Хотя попробовать можно — как это ни странно звучит в свете самой истории, Super Neptunia RPG своим внешним видом доказывает, что двухмерные игры выглядят во многом лучше трёхмерных.
Плюсы: увлекательная история; фирменный юмор; знакомые и любимые персонажи серии, к которым добавились новые колоритные герои и злодеи; интересная система экипировки; множество возможностей при формировании боевой тактики; шикарная рисованная графика; отличная музыка; добротное озвучивание.
Минусы: большинство противников не представляют никакой опасности; слабо реализованные платформенные элементы.
Лучшие комментарии
А они там были? Со скрипом прошел первую часть сей франшизы, и кроме кучи отсылок не увидел ничего хорошего. Обычная проходная jrpg, коих на внутреннем японском рынке просто куча. И судя по геймплейным роликам других частей, отличий у следующих частей от первой не так уж и много.