Трилогия хоррор-квестов от Harvester Games (Downfall, The Cat Lady, теперь вот Lorelai) — это как если бы фильмы Андрея Звягинцева, где депрессия, бытовая чернуха и общий мрак переплетаются с мистикой, снимались на языке видеоклипов Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson; речь в первую очередь про Sweet Dreams). Разве что в Lorelai меньше тяжёлого рока, а больше Evanescence. Получается так же безумно, страшно, депрессивно, стильно и в целом очень круто. Эти игры уже получили статус культовых, а их автор, Ремигуш Михальски (Remigiusz Michalski), теперь считается художником, творящим настоящее искусство — пусть местами и весьма неуютное. И всё же, при всей схожести трёх проектов, Lorelai во многом отличается от остальных.
Про уродов и людей
Действие трилогии разворачивается во вселенной Devil Came Through Here, придуманной Михальски. Первой в 2009 году вышла Downfall: A Horror Adventure Game, которая в первую очередь запоминалась обилием жутких, кровавых сцен. Их было так много, и всё так пульсировало безумным кошмаром, что некоторых — я это знаю лично — даже мутило от увиденного.
Картинка была стильной, но какой-то грязноватой, неопрятной. В сочетании со слабым техническим исполнением это оставило бы игру на уровне нишевого инди-треша, если бы не шикарный саундтрек и по-хорошему безумный, сложный сюжет. История рассказывала о том, как главный герой, находящийся на грани развода с женой, вместе с ней останавливается в отеле захолустного городка, после чего они ссорятся, супруга бесследно исчезает, а муж оказывается между миром живых и мёртвых. Принимая непростые решения и периодически совершая ужасные поступки, мы могли влиять на концовку.
В 2012-м Harvester Games выпустила The Cat Lady, где и картинка, и техническое исполнение уже были на качественно другом уровне. А сюжет рассказывал об одинокой женщине, которая жила с кошками, зазывая их к себе в квартиру игрой на пианино. Потом она покончила с собой, но опять же попала на границу между мирами, где встретила местного Мефистофеля — Королеву червей. Та предложила ей сделку — убить пятерых людей-«паразитов» в обмен на возвращение к жизни и даже бессмертие. Атмосферная музыка, очень живые, эмоциональные диалоги и отлично прописанные персонажи прилагались.
В 2016-м вышел ремейк Downfall, в котором Рем Михальски не только поправил общий визуальный стиль, явно оглядываясь на The Cat Lady, но и убрал логические нестыковки оригинала, фактически связав две истории воедино. Не всем это понравилось, зато все с нетерпением ждали третьей части, на которую явно намекал автор.
Нелюбовь
Дождались. Lorelai, заключительная часть этой трилогии, вышла и в целом не разочаровала. А чисто визуально — это на сегодня, пожалуй, лучшее, что рисовал Михальски. Здесь он впервые смешивает 2D и 3D, не забывая при этом постоянно менять ракурс и цветовую палитру, переходя от ярких, почти ядовитых цветов к стильной чёрно-красной и чёрно-белой палитре, чередуя на коротком пространстве кадра крупные и дальние планы, добавляя разные хитрые фильтры, размытие. И заливая всё это стенами дождя, видом стекающих по стеклу капель, которые вместе с печально-прекрасной музыкой так точно отражают внутреннее состояние главной героини.
Девушка Лора (но все её зовут Лорелай) с бутоном розы в чёрных волосах словно живёт в фильме того же Звягинцева. Отец умер, мать курит, пьёт и страдает депрессией, отчим (тот, естественно, почти не просыхает) бьёт маму и периодически пристает к её старшей дочери. Да, у Лорелай есть грудная сестричка Бетани, которую мамин сожитель, понятно, на дух не переносит. С учёбой в колледже тоже не заладилось, и Лорелай вынуждена идти мыть старух в доме престарелых.
В какой-то момент мать кончает с собой, а отчим слетает с катушек — и начинается привычный для этой серии кровавый ужас. Лорелай после смерти попадает в странное пограничное измерение, где встречает всё ту же Королеву червей. Та, как водится, предлагает вернуть её к жизни, но не за красивые глазки…
Полёты во сне и наяву
С этого момента действие постоянно переключается между прошлым и настоящим, границы реальности смещаются, Лора то погибает, то возрождается и перемещается между миром живых и владениями Королевы червей. А мы, как и в прошлых играх, отчаянно не понимаем, происходит это во сне или наяву.
Михальски, конечно, использует знакомые приёмы. Коридоры квартиры могут окраситься кровавыми узорами и надписями, а выйдя на кухню, Лорелай рискует попасть в другое измерение. Скримеров практически нет, зато есть манекены, которые внезапно вырастают за спиной и в какой-то момент обязательно повернут голову. Или, например, мёртвые старушки в доме престарелых даже после смерти начинают сжимать тревожную кнопку, зовя на помощь в палату с жуткими картинами. Что будет, если дотянуться до их руки и разжать ладонь, — сами понимаете…
Однако в исполнении Рема Михальски даже клише впечатляют благодаря тому, как стильно, мощно и атмосферно это подаётся. Особую роль при этом играет музыка, за счёт которой более-менее размеренное повествование (ну, насколько об этом вообще можно говорить в данном случае) периодически превращается в крутые музыкальные клипы. В итоге всё это начинает походить на какое-то артхаусное кино — ну, или на типичную серию «Легиона» Ноя Хоули (Noah Hawley).
Умирать, так с музыкой. И улыбкой!
Задачки наша героиня решает соответствующие. Найти обезглавленные трупы самой себя и матери, а потом разыскать их головы и приделать обратно; на отчима надеть свиное рыло; правильно разложить предметы на могилах членов своей семьи (и на собственной, конечно, тоже); вытащить ключ из пасти мёртвой акулы, — каково, а?
Слава богу, Михальски при этом не теряет чувства юмора. У Лоры есть забавный сосед Зак, который обожает видеоигры и сам их делает. В разговоре с ним можно минут 10 реального времени слушать уморительные рассказы о том, какие проекты он сейчас готовит — а в некоторые (естественно, «пиксельные») даже поиграть. Зак, в частности, уверяет, что авторы Fortnite и тому подобных королевских битв украли идею именно у него.
Однажды он предложит помочь вскрыть замок — потому что видел, как это делают в «Скайриме». Сама же героиня вспоминает, что кошки вроде как боятся огурцов, и охотно использует это знание, чтобы заставить одного уличного котяру, взвизгнув и подпрыгнув, умчаться вдаль и увлечь за собой мешающую нам пройти собаку.
Проще значит хуже?
В Lorelai всё хорошо — визуальный стиль, музыка, диалоги, сюжет, персонажи, которые, несмотря на царящую вокруг мистику, очень похожи на реальных людей. Однако если сравнить игру с предыдущими частями этой трилогии, то можно заметить, что загадки стали намного проще (мы в основном ищем, применяем и комбинируем один-два предмета из инвентаря), а история — более понятной, простой и лаконичной. В любом другом случае это считалось бы благом, но от хоррора Harvester Games ждёшь именно что более высокого градуса безумия, цветущей сложности и диких, необъяснимых поступков. Иными словами, тут мы получаем «Левиафана» того же Звягинцева (ну, или «Дурака» Юрия Быкова) про бытовуху, только с мощной мистикой — а хотелось бы, например, «Антихриста» Ларса фон Триеера (Lars von Trier)!
Как и раньше, мы периодически принимаем решения, как поступить и что ответить: быть дерзкой и даже грубой или послушной; закурить свою первую сигарету или нет; назвать Зака своим бойфрендом или сохранять дистанцию; подлить слабительное в чай мерзкой старшей сестры в доме престарелых или попытаться наладить с ней отношения. Но теперь решения стали более очевидными — и по большому счёту лишь одно-два из них хоть как-то повлияют на финал.
Другие дилеммы уже не вызывают того же эмоционального отклика. В The Cat Lady от нас в какой-то момент зависело, доведём ли мы главную героиню до истерики или нет. А в Lorelai нечто похожее случается только в отношении малознакомого дядьки — ну какое нам до него дело?
Точки над i
С другой стороны, надо понимать, что времена изменились. И сегодня авторы (что было заметно ещё по ремейку Downfall) работают также и на новую аудиторию. Именно поэтому, видимо, они решили сделать историю более вменяемой, доступной. К тому же если мы говорим именно о завершающей части трилогии, то тут явно было важно расставить точки над i, дать, наконец, ответы. В этом плане решение упростить сюжет, финализировать образ той же Королевы червей (пусть и не всем может понравиться, как именно это сделано) выглядит как раз верным.
К слову, в Lorelai много отсылок к Downfall и The Cat Lady — все линии авторы постарались более-менее собрать воедино. Видимо, в том числе поэтому понадобилось сделать историю более линейной — чтобы игроки обилием своих решений не рвали на части складывающийся пазл.
В любом случае и Lorelai, и вся эта прекрасно-безумная трилогия от Harvester Games — это, конечно, явление. То, что начиналось как нишевый инди-кошмарик, в итоге превратилось в такое же нишевое, независимое, но уже настоящее искусство — с выдающимся визуальным и музыкальным сопровождением, нетривиальной режиссурой, живыми персонажами. И с правом на надежду. На самом деле ведь тут нет насилия ради насилия. Несмотря на всю мистику и гипертрофированную жестокость, это игры про всех нас, про нашу жизнь — и жестока эта виртуальная реальность прямо пропорционально тому, насколько жестоко наше всамделишное экзистенциональное существование. Здесь нашлось место и чёрной депрессии, и светлой грусти, и меланхолии, и уродам, и людям. Получается этакая заместительная терапия для тех, кто оказался в похожих ситуациях. Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady. А потом будем вместе ждать новых игр от Harvester Games.
Плюсы: по-настоящему увлекательный сюжет; живые, проработанные персонажи и диалоги; шикарная режиссура; взрослые темы; выдающееся визуальное и музыкальное сопровождение.
Минусы: сюжет по сравнению с предыдущими играми стал проще, короче и линейнее; упростились загадки; анимация такая же топорная, как и раньше (хотя это можно назвать и осознанным стилевым решением).
Лучшие комментарии
Загадки упростили. Единственный плюс ремейка это улучшение технической части, ну и немного по мелочам. Но игра то вывозит именно сюжетом.
И ведь начиналось-то все за здравие. И технических плюсов у игры не отнять, визуальное исполнение на две головы обходит предыдущие проекты, некоторые мелочи радовали лично меня, например, то, как героиня начинала дремать сидя на диване (игра местами лагала как тварь на моей картохе, но это мои проблемы). И музыка, как это ни парадоксально, лучше предыдущих частей, хотя казалось бы, куда ж ещё. Даже идиотский трешевый гротеск создавал некоторую атмосферу — главзлодей изумителен в своей непрописанности, необоснованности и упёртости. Его бы посильнее подвязать к основному сюжету… Но концовка — это слив. Обидно.
Даже интересно стало опробовать эту трилогию.
Вот кстати не знаю, видел стримера, которому Cat Lady вообще не зашла, но Lorelai не слабо затянула.