5 мая 2019 5.05.19 19 25K

Lorelai: Обзор

Трилогия хоррор-квестов от Harvester Games (Downfall, The Cat Lady, теперь вот Lorelai) — это как если бы фильмы Андрея Звягинцева, где депрессия, бытовая чернуха и общий мрак переплетаются с мистикой, снимались на языке видеоклипов Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson; речь в первую очередь про Sweet Dreams). Разве что в Lorelai меньше тяжёлого рока, а больше Evanescence. Получается так же безумно, страшно, депрессивно, стильно и в целом очень круто. Эти игры уже получили статус культовых, а их автор, Ремигуш Михальски (Remigiusz Michalski), теперь считается художником, творящим настоящее искусство — пусть местами и весьма неуютное. И всё же, при всей схожести трёх проектов, Lorelai во многом отличается от остальных.

 

Про уродов и людей

Действие трилогии разворачивается во вселенной Devil Came Through Here, придуманной Михальски. Первой в 2009 году вышла Downfall: A Horror Adventure Game, которая в первую очередь запоминалась обилием жутких, кровавых сцен. Их было так много, и всё так пульсировало безумным кошмаром, что некоторых — я это знаю лично — даже мутило от увиденного.

Картинка была стильной, но какой-то грязноватой, неопрятной. В сочетании со слабым техническим исполнением это оставило бы игру на уровне нишевого инди-треша, если бы не шикарный саундтрек и по-хорошему безумный, сложный сюжет. История рассказывала о том, как главный герой, находящийся на грани развода с женой, вместе с ней останавливается в отеле захолустного городка, после чего они ссорятся, супруга бесследно исчезает, а муж оказывается между миром живых и мёртвых. Принимая непростые решения и периодически совершая ужасные поступки, мы могли влиять на концовку.

В 2012-м Harvester Games выпустила The Cat Lady, где и картинка, и техническое исполнение уже были на качественно другом уровне. А сюжет рассказывал об одинокой женщине, которая жила с кошками, зазывая их к себе в квартиру игрой на пианино. Потом она покончила с собой, но опять же попала на границу между мирами, где встретила местного Мефистофеля — Королеву червей. Та предложила ей сделку — убить пятерых людей-«паразитов» в обмен на возвращение к жизни и даже бессмертие. Атмосферная музыка, очень живые, эмоциональные диалоги и отлично прописанные персонажи прилагались.

В 2016-м вышел ремейк Downfall, в котором Рем Михальски не только поправил общий визуальный стиль, явно оглядываясь на The Cat Lady, но и убрал логические нестыковки оригинала, фактически связав две истории воедино. Не всем это понравилось, зато все с нетерпением ждали третьей части, на которую явно намекал автор.

Ну чем не «Город грехов»?
Ну чем не «Город грехов»?

Нелюбовь

Дождались. Lorelai, заключительная часть этой трилогии, вышла и в целом не разочаровала. А чисто визуально — это на сегодня, пожалуй, лучшее, что рисовал Михальски. Здесь он впервые смешивает 2D и 3D, не забывая при этом постоянно менять ракурс и цветовую палитру, переходя от ярких, почти ядовитых цветов к стильной чёрно-красной и чёрно-белой палитре, чередуя на коротком пространстве кадра крупные и дальние планы, добавляя разные хитрые фильтры, размытие. И заливая всё это стенами дождя, видом стекающих по стеклу капель, которые вместе с печально-прекрасной музыкой так точно отражают внутреннее состояние главной героини.

Девушка Лора (но все её зовут Лорелай) с бутоном розы в чёрных волосах словно живёт в фильме того же Звягинцева. Отец умер, мать курит, пьёт и страдает депрессией, отчим (тот, естественно, почти не просыхает) бьёт маму и периодически пристает к её старшей дочери. Да, у Лорелай есть грудная сестричка Бетани, которую мамин сожитель, понятно, на дух не переносит. С учёбой в колледже тоже не заладилось, и Лорелай вынуждена идти мыть старух в доме престарелых.

В какой-то момент мать кончает с собой, а отчим слетает с катушек — и начинается привычный для этой серии кровавый ужас. Лорелай после смерти попадает в странное пограничное измерение, где встречает всё ту же Королеву червей. Та, как водится, предлагает вернуть её к жизни, но не за красивые глазки…

Полёты во сне и наяву

С этого момента действие постоянно переключается между прошлым и настоящим, границы реальности смещаются, Лора то погибает, то возрождается и перемещается между миром живых и владениями Королевы червей. А мы, как и в прошлых играх, отчаянно не понимаем, происходит это во сне или наяву.

«Кто поцелует меня на ночь?»
«Кто поцелует меня на ночь?»

Михальски, конечно, использует знакомые приёмы. Коридоры квартиры могут окраситься кровавыми узорами и надписями, а выйдя на кухню, Лорелай рискует попасть в другое измерение. Скримеров практически нет, зато есть манекены, которые внезапно вырастают за спиной и в какой-то момент обязательно повернут голову. Или, например, мёртвые старушки в доме престарелых даже после смерти начинают сжимать тревожную кнопку, зовя на помощь в палату с жуткими картинами. Что будет, если дотянуться до их руки и разжать ладонь, — сами понимаете…

Однако в исполнении Рема Михальски даже клише впечатляют благодаря тому, как стильно, мощно и атмосферно это подаётся. Особую роль при этом играет музыка, за счёт которой более-менее размеренное повествование (ну, насколько об этом вообще можно говорить в данном случае) периодически превращается в крутые музыкальные клипы. В итоге всё это начинает походить на какое-то артхаусное кино — ну, или на типичную серию «Легиона» Ноя Хоули (Noah Hawley).

Умирать, так с музыкой. И улыбкой!

Задачки наша героиня решает соответствующие. Найти обезглавленные трупы самой себя и матери, а потом разыскать их головы и приделать обратно; на отчима надеть свиное рыло; правильно разложить предметы на могилах членов своей семьи (и на собственной, конечно, тоже); вытащить ключ из пасти мёртвой акулы, — каково, а?

Слава богу, Михальски при этом не теряет чувства юмора. У Лоры есть забавный сосед Зак, который обожает видеоигры и сам их делает. В разговоре с ним можно минут 10 реального времени слушать уморительные рассказы о том, какие проекты он сейчас готовит — а в некоторые (естественно, «пиксельные») даже поиграть. Зак, в частности, уверяет, что авторы Fortnite и тому подобных королевских битв украли идею именно у него.

Есть тут и своеобразные QTE.
Есть тут и своеобразные QTE.

Однажды он предложит помочь вскрыть замок — потому что видел, как это делают в «Скайриме». Сама же героиня вспоминает, что кошки вроде как боятся огурцов, и охотно использует это знание, чтобы заставить одного уличного котяру, взвизгнув и подпрыгнув, умчаться вдаль и увлечь за собой мешающую нам пройти собаку.

Проще значит хуже?

В Lorelai всё хорошо — визуальный стиль, музыка, диалоги, сюжет, персонажи, которые, несмотря на царящую вокруг мистику, очень похожи на реальных людей. Однако если сравнить игру с предыдущими частями этой трилогии, то можно заметить, что загадки стали намного проще (мы в основном ищем, применяем и комбинируем один-два предмета из инвентаря), а история — более понятной, простой и лаконичной. В любом другом случае это считалось бы благом, но от хоррора Harvester Games ждёшь именно что более высокого градуса безумия, цветущей сложности и диких, необъяснимых поступков. Иными словами, тут мы получаем «Левиафана» того же Звягинцева (ну, или «Дурака» Юрия Быкова) про бытовуху, только с мощной мистикой — а хотелось бы, например, «Антихриста» Ларса фон Триеера (Lars von Trier)!

Как и раньше, мы периодически принимаем решения, как поступить и что ответить: быть дерзкой и даже грубой или послушной; закурить свою первую сигарету или нет; назвать Зака своим бойфрендом или сохранять дистанцию; подлить слабительное в чай мерзкой старшей сестры в доме престарелых или попытаться наладить с ней отношения. Но теперь решения стали более очевидными — и по большому счёту лишь одно-два из них хоть как-то повлияют на финал.

Разнообразие визуальных решений в этой игре поражает.
Разнообразие визуальных решений в этой игре поражает.

Другие дилеммы уже не вызывают того же эмоционального отклика. В The Cat Lady от нас в какой-то момент зависело, доведём ли мы главную героиню до истерики или нет. А в Lorelai нечто похожее случается только в отношении малознакомого дядьки — ну какое нам до него дело?

Точки над i

С другой стороны, надо понимать, что времена изменились. И сегодня авторы (что было заметно ещё по ремейку Downfall) работают также и на новую аудиторию. Именно поэтому, видимо, они решили сделать историю более вменяемой, доступной. К тому же если мы говорим именно о завершающей части трилогии, то тут явно было важно расставить точки над i, дать, наконец, ответы. В этом плане решение упростить сюжет, финализировать образ той же Королевы червей (пусть и не всем может понравиться, как именно это сделано) выглядит как раз верным.

К слову, в Lorelai много отсылок к Downfall и The Cat Lady — все линии авторы постарались более-менее собрать воедино. Видимо, в том числе поэтому понадобилось сделать историю более линейной — чтобы игроки обилием своих решений не рвали на части складывающийся пазл.

Типичная для этой игры ситуация.

В любом случае и Lorelai, и вся эта прекрасно-безумная трилогия от Harvester Games — это, конечно, явление. То, что начиналось как нишевый инди-кошмарик, в итоге превратилось в такое же нишевое, независимое, но уже настоящее искусство — с выдающимся визуальным и музыкальным сопровождением, нетривиальной режиссурой, живыми персонажами. И с правом на надежду. На самом деле ведь тут нет насилия ради насилия. Несмотря на всю мистику и гипертрофированную жестокость, это игры про всех нас, про нашу жизнь — и жестока эта виртуальная реальность прямо пропорционально тому, насколько жестоко наше всамделишное экзистенциональное существование. Здесь нашлось место и чёрной депрессии, и светлой грусти, и меланхолии, и уродам, и людям. Получается этакая заместительная терапия для тех, кто оказался в похожих ситуациях. Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady. А потом будем вместе ждать новых игр от Harvester Games.

Плюсы: по-настоящему увлекательный сюжет; живые, проработанные персонажи и диалоги; шикарная режиссура; взрослые темы; выдающееся визуальное и музыкальное сопровождение.

Минусы: сюжет по сравнению с предыдущими играми стал проще, короче и линейнее; упростились загадки; анимация такая же топорная, как и раньше (хотя это можно назвать и осознанным стилевым решением).

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Lorelai

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 апреля 2019
84
3.8
44 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

в том то и проблема что оригинальный Downfall не был частью вселенной, а был самостоятельным произведением. Они сюжет переделали что бы подвязать Downfall к кошатнице, и сделали это как по мне плохо. Да в целом они сюжет переделали в худшую сторону, некоторых персонажей похерили.
Загадки упростили. Единственный плюс ремейка это улучшение технической части, ну и немного по мелочам. Но игра то вывозит именно сюжетом.
Прошёл надысь Лорелай. Господи. Очень грустно такое писать, обожаю игры Михалски, до хрипоты спорил с чуваком, которому не зашли Даунфол и Кошатница. Но это — буйня из под коня. Начало? Шикарно! Да, Звягинцев или Быков, но в рамках эмо-говнарского (в хорошем смысле) стиля игры — более чем норм. Чернушность на грани сюра — наше все. Вторую главу все ругают, дескать скукота, но по мне — лучшая часть игры. Игра с эмоциями, мрачные намёки, вот это все. Дальше крутой момент с моральными выборами и отсылками к Cat lady. Вроде бы все начинает закручиваться и… и трындец. Дальше сюжет становится отупляюще прямолинейным, дико гротескным, пафосным и упрощенным. Ждёшь поворота, который придаст событиям смысла и глубины, чтобы происходящее перестало напоминать анекдот (что в предыдущих играх происходило по нескольку раз за главу), но нет. Категорически не согласен с автором рецензии начет Королевы, упрощение тут напрочь убило любые попытки подвести итоги, сюжетные отсылки и намёки предыдущих частей тупо повисли в воздухе. И мораль в конце кувалдой в лоб, без какой-либо связи с сюжетом.
И ведь начиналось-то все за здравие. И технических плюсов у игры не отнять, визуальное исполнение на две головы обходит предыдущие проекты, некоторые мелочи радовали лично меня, например, то, как героиня начинала дремать сидя на диване (игра местами лагала как тварь на моей картохе, но это мои проблемы). И музыка, как это ни парадоксально, лучше предыдущих частей, хотя казалось бы, куда ж ещё. Даже идиотский трешевый гротеск создавал некоторую атмосферу — главзлодей изумителен в своей непрописанности, необоснованности и упёртости. Его бы посильнее подвязать к основному сюжету… Но концовка — это слив. Обидно.
главное первую часть играть оригинал а не в ремейк.
«Про уродов и людей» не Звягинцев, вроде, снимал, а Балабанов. )
Блин, подумал об стихотворении Лорелей, мб как-то связанно, а тут… кровькишкирасбросало…
Даже интересно стало опробовать эту трилогию.
Прошел предыдущие игры, по своему они шикарны, но о этой не слышал, но с первого же скрина понял что к чему и от кого игра) Вот что значит свой стиль.
На счет стоит ли играть, ну если понравился ремейк то думаю да. Все таки хоть основа сохранилась но в деталях оригинал лучше раскрывался.
Наконец-то дождался выхода игры) висела в списке желаемого еще со времен НЭПа ) Приятно, что Стопгейм не пропустил такой нишевый проект. Так держать!
Ну не знаю. Оригинал и ремейк сильно отличаются, и там где слаб один, другой выигрывает. Оригинал — это как сырой эксперимент, все грязно отбито и упорото, но круто. Ремейк уже лучше понимает, чем хочет быть, причём это и и минус, и плюс одновременно. Полной отвязности, внезапного Гитлера и летающих гитаристов там уже нет, зато Айви уже не мебель, а персонаж, отношения с которой неплохо прописаны. Агнесс в первой тупо сайдкик, во второй она своей харизмой тащит всю игру как паровоз.
В чем там принципиальное отличие, если не секрет? Лично я сначала прошел Cat Lady, потом, через n-ое количество времени, узнал, что Downfall тоже часть вселенной. Есть предположение, что играл уже в ремейк. Стоит ли наверстать упущенное?
Интересненько. Столько отсылок к кинематографу, у меня же отчего-то великолепный фильм с Николь Кидман в главной роли всплывает в памяти после прочтения — «Другие».
Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady.

Вот кстати не знаю, видел стримера, которому Cat Lady вообще не зашла, но Lorelai не слабо затянула.
а где в тексте утверждается обратное? про уродов и людей вообще упоминается в контексте, никак не связанном со Звягинцевым
А в данную игру можно играть, не ознакомившись с предыдущими играми или отсылающими к ним?
Просто информация для тех, кто думает, что такую дичь только Звягинцев творил. К сути обзора никак не относится. )
От Зака отсылка была на игру «Rust», а не «Fortnite». Он же даже говорил, что назвал бы ее «Dust»
Однозначно самая слабая часть серии. Очень жаль, серию люблю и такой финал ее недостоен
В принципе да, отсылки разве что мимо пройдут. НО! С The cat lady я точно рекомендую ознакомится
Читай также