а чуть ли не фотореалистичной графики
Это заявление объясняет характеристику «отлично выглядит» в обзоре Grimshade.
Картинка тут хорошая, но термин «фотореалистичная» (пусть и «чуть ли не») тут не к месту.
Dungeon crawler с видом от первого лица в духе Wizardry — настоящий динозавр ролевого жанра, родившийся ещё в начале 80-х годов прошлого века. Но он упорно отказывается вымирать. И никакие катастрофы и падения продаж The Bard’s Tale IV ему не помеха. Японцы продолжают взбадривать его своими специфическими экспериментами, не оставляя без работы цензоров всего мира, — взгляните хотя бы на совсем свежую Zanki Zero: Last Beginning, где можно не только под юбчонки «смертными грехам» заглядывать, но и драться с козлами — в буквальном смысле.
Более классический сегмент тоже подаёт признаки жизни — примерно в те же дни на PlayStation 4 вышла Vaporum, о которой мы уже писали. А в Epic Games Store эксклюзивно появилась очень амбициозная, поддержанная Microsoft игра Operencia: The Stolen Sun. Не спешите забрасывать авторов гнилыми помидорами — игра-то у них получилась замечательная. В следующем году вы в этом сами убедитесь в вашем любимом Steam. Ну а пока читайте про неё здесь и сейчас.
С первых же секунд в Operencia: The Stolen Sun становится понятно, почему эта «олдскульная» по своей сути RPG от авторов Pinball FX3 встала в один ряд с другими звёздными эксклюзивами от Epic Games Store. Первые же 20 минут вмещают в себя всё, чтобы вы полюбили эту игру так, как той же The Bard’s Tale IV и не снилось: вас ждут короли и королевы, трёхглавые драконы, симпатичные суккубы, предающие своих хозяев-магов с козлиными головами вместо шлема, масштабные головоломки, зрелищные массовые сражения, где участники бомбардируют друг друга фейерверком спецэффектов…
Всё это — под аккомпанемент хорошо написанных и выразительно озвученных реплик, в которые даже хочется вслушиваться, и в обрамлении не то что даже красивой, а чуть ли не фотореалистичной графики. И такая красота, самое главное, идеально оптимизирована — ни просадок fps, ни вылетов.
Это был только пролог, в котором нам дают играть сразу же максимально прокачанными персонажами. Дальше короли и королевы уступают место менее крутым, начинающим (вроде бы) героям, но это не значит, что начнётся бытовуха и рутина с истреблением несчастных крыс в подвалах за пригоршню золота.
Operencia: The Stolen Sun — это концентрированная сказка о сказке. Первая же миссия — пройти сквозь расступающиеся воды озера и спасти девять вдов-пленниц из затопленной башни короля, превращённого собственным же проклятием в огромную жабу. Вторая — найти украденное солнце.
А будут ещё и марш-броски на вершину Древа мира, и сражения с мёртвыми стражами в гробницах королей, и прогулки по заколдованному лесу, где нужно кормить чем-нибудь голодный зубастый мост, чтобы тот позволил пройти, а также общаться с огромным деревом, помогая ему освободить свои корни. Да, подземельями и катакомбами наши приключения совсем не ограничиваются.
Причём эта сказка навеяна в том числе историческими реалиями. И если король Аттила тут имеет весьма опосредованное отношение к реальному вождю гуннов, то рассказы про семерых местных клановых лидеров явно отсылают к известной истории про семерых мадьярских вождей. А ещё мы посетим несколько реальных румынских и венгерских крепостей.
Весь этот вкусный сюжетный винегрет только выигрывает от того, что подаётся под соусом The Bard’s Tale. Дело в том, что первым же персонажем, который присоединяется к нашему собственноручно созданному герою (или героине), становится весёлый и несколько циничный вор. Он постоянно острит, рассказывает байки на привалах и ведёт дневник, который — и это редкий случай на моей памяти — действительно интересно читать.
Здесь его чувство юмора берёт новые высоты, а описания персонажей пестрят забавными и местами тонкими наблюдениями. Например, в разделе про девять вдовушек есть такое: «Да, каждая пленница, которую мы спасли, была вдовой скелета воина. Насколько это жутко? И я чувствую себя негодяем за предположение, что они все были девственницами. Отдаю почести создателю проклятия за то, что он избежал клише».
В Operencia: The Stolen Sun много отлично озвученных диалогов и реплик — вообще-то, редкость для этого спартанского в целом жанра, что также выдаёт стремление авторов сделать игру высшего уровня. Тут все персонажи по-своему интересны, все могут отпустить колкое замечание и не прочь выдать что-то интересное. А есть ещё и невидимый рассказчик, который тоже периодически вставляет свои пять копеек.
На этом фоне сам геймплей в Operencia: The Stolen Sun может показаться слишком уж банальным. Здесь нет большого мира с городами, храмами, лавками, NPC и их побочными квестами, как в сериях Wizardry и Might & Magic, — а это как раз и был бы самый настоящий высший уровень. Нет интересных экспериментов с механикой сражений, как в The Bard’s Tale IV.
Мы в составе партии из четырёх персонажей разных классов с видом от первого лица ходим по клеточкам (видимым или невидимым — это вы решаете сами в настройках), исследуем карту, сражаемся, ищем сокровища, открываем сундуки, решаем загадки, зарабатываем деньги, экипировку и опыт. Последний и сделает наших героев ещё более героическими — точнее, правильно распределённые очки талантов и атрибутов, выдаваемые каждому на новом уровне.
Постепенно к партии присоединяются всё новые и новые персонажи, и у нас появляется выбор, кого из них брать в бой. А там всё тоже достаточно привычно: в свой ход выбираем, кого и чем бить, кого подлечить, какую ауру на своих или чужих наложить и так далее. Вот разве что сбежать из битвы почему-то не дают. Да и никто из наших не может перемещаться по полю. Впрочем, по- настоящему сложные драки начинаются лишь во второй половине. И вот там уже действительно приходится учитывать уязвимости и иммунитет врагов к разным стихиям и заниматься полноценным менеджментом энергии у каждого воина.
После драки можно подлечиться и отдохнуть у костра — если вы его нашли, конечно, и если в запасе есть дрова. Вот эта необходимость всегда искать дрова — фактически единственная примета механики выживания, которой многие другие представители dungeon crawler, наоборот, уделяют особое внимание. На привале также разрешают заняться зелье- (ну, или бомбо-) варением, поторговать и перетасовать состав отряда.
Зато тут есть внимание к деталям. Например, при создании персонажа нужно выбирать его происхождение — это влияет на характеристики. Вроде стандарт уже, но на самом деле далеко не везде такое встречается. В сражениях, используя умения и заклинания нужной стихии, можно заряжать соответствующую особо мощную способность — это заставляет не «спамить» всем подряд, а думать.
Во время исследования уровней нам разрешают использовать волшебную лопату, отбитую в честном бою у гоблина-великана, — она сама подсказывает, сколько метров до ближайшего зарытого сокровища. А при решении некоторых загадок нужно заряжать волшебный фонарь волшебным же светом и, пока он говорит, разглядывать и запоминать увиденные на стенах руны. Это изрядно оживляет привычные поиски ключей и возню с рычагами. А чем дальше, тем чаще и без фонаря попадаются действительно интересные и разнообразные пазлы — будут даже манипуляции со временем.
Да, волшебный фонарь и волшебная лопата — это как раз то, что нужно Operencia: The Stolen Sun. Брести в кромешной тьме пещеры, молясь на затухающий факел и прижимая к груди последний ломтик хлеба и флягу воды, которыми ещё кормить и поить полумёртвых героев, — это не про неё. Это игра-сказка, игра-праздник. Яркая, разнообразная, ироничная, волшебная. И очень — это надо отдельно подчеркнуть, — очень качественная. Но при этом совсем не такая простая, как может показаться поначалу. Для знатоков скажу так: это ещё не Legend of Grimrock II (не хватает той же остроты, разнообразия врагов, загадок и ловушек), но уже где-то рядом. А по уровню подачи истории и проработки персонажей (не говоря уже о техническом исполнении) — однозначно лучше.
Плюсы: интересная сказочная история; яркие приключения; колоритные персонажи; уровни интересно исследовать в поисках сокровищ и секретов; изумительной красоты картинка; классный саундтрек; великолепная игра актёров.
Минусы: боевая механика достаточно банальна; есть огрехи в управлении героем при перемещении свободным методом.
а чуть ли не фотореалистичной графики