Анонсированная ещё в 2015 году Ashen, совсем недавно ставшая эксклюзивом (надеюсь, временным) только что открытого Epic Games Store, сейчас там продаётся за 1 849 рублей. Казалось бы, на этом лавочку можно закрывать и дальше ничего не писать. Потому что мало кто у нас будет платить такие деньги за творение независимой студии, которое, если судить чисто по скриншотам, выглядит как очередной Dark Souls-клон, только со странноватой графикой и персонажами без лица. Поэтому некоторые тут же окрестили Ashen «Dark Souls для бедных».
Однако писать всё же хочется. Потому что на самом деле игра вполне заслуживает того, чтобы вы её попробовали — как минимум когда цена на неё упадёт.
Где-то я это уже видел…
Нельзя сказать, что Ashen вот совсем клон Dark Souls (в данном случае — третьей части). Это более традиционная RPG — с некоторыми механиками, подсмотренными у From Software, но при этом со своими особенностями, стилем и атмосферой.
То, что подсмотрено, лежит на поверхности, — враги тут сильные, в драках нужно следить за выносливостью, вовремя ставить блок или уворачиваться. Сохраняться можно только у специальных ритуальных и путевых камней, которые также восстанавливают здоровье и пополняют запасы Багряной Горлянки — это местный аналог Эстуса, то бишь многозарядной аптечки.
Если присесть и активировать путевой камень, то враги в локации возродятся, и вы сможете снова выбивать из них души. Они служат и опытом, который можно потратить на улучшение оружия или прокачку той же Багряной Горлянки, и монетами, за которые торговцы продают разные полезные расходники и материалы. Как вы понимаете, если вас убьют, весь запас душ будет потерян, и придётся возвращаться к собственной могилке, чтобы вернуть нажитое непосильным трудом.
Есть тут и свой аналог Храма Огня — базы, куда мы возвращаемся, чтобы поторговать, сдать квесты, что-то улучшить и так далее. Туда же перемещаются и встреченные нами в мире персонажи, которые потом начинают предлагать свои услуги, опять же чем-то торговать, изготавливать копья, мастерить магические талисманы и так далее.
Действие при этом происходит в достаточно мрачном, пережившем катастрофу мире, а сюжет, грубо говоря, строится вокруг защиты света от тьмы, поиска нового дома и сбора частей очередного Очень Важного Артефакта.
Выносимая лёгкость бытия
Казалось бы, диагноз поставлен. Однако Ashen отличается от Dark Souls своей «лайтовостью», облегчённостью, хотя я бы сказал — человечностью и более традиционным подходом. Первое и самое главное — тут вы не мучитесь с врагами на каждом шагу. Да, они сильны, но всегда на помощь приходит напарник, которым будет управлять либо ИИ, либо другой игрок, встреченный на местных просторах, если вы вышли в онлайн. С человеком мне побегать не довелось, а вот компьютерные напарники были весьма сильны (разве что иногда тупили). К тому же такой камрад может возродить павшего в бою вас — ну, или вы его.
И даже в одиночку с противниками реально расправиться куда быстрее, чем в любой Dark Souls. Нет, это не значит, что игра примитивна в боевой части. Расслабляться всё равно нельзя, так как прибить тут могут за пару секунд. Поэтому нужно ставить блоки, уворачиваться, пробовать разные виды оружия (а его много), каждый из которых по-своему и с разной скоростью бьёт. Да и «боссы» вполне себе индивидуальны, коварны и сильны.
Вернее будет сказать так: Ashen — не более примитивная, а более человечная и привычная именно как action/RPG в духе Gothic, например. Нескольких врагов тут убиваешь максимум за минуту, а «боссов» — минут за 15. И не с десятого раза, а со второго-третьего. Бывает, и с первого.
Кроме того, через какое-то время появляется возможность быстрого перемещения между ритуальными камнями на собственном ездовом драконе (!), а также между фигурами особых светящихся монахов (для этого используются так называемые «теневые копии»). Учитывая, что таких точек достаточно много, всё это вкупе с менее хардкорными сражениями делает исследование мира не то чтобы слишком лёгким и простым, но более динамичным, в духе традиционных action/RPG.
Да и сюжет в Ashen подаётся более классическим способом, то есть внятнее и опять же динамичнее. А вокруг полно побочных квестов, только выполняя которые можно прокачивать базовые характеристики здоровья и бодрости (так тут называют «стамину») — то есть игра намеренно выстраивается не столько вокруг сражений и «боссов», сколько вокруг заданий.
Дивный, странный, интересный мир
Главное, что исследовать мир действительно хочется. Да, он в целом мрачный, декадентский, но на самом деле тут хватает оттенков и красок. Совершенно шикарны архитектура и дизайн. И куча тайн. Встречаются не только пещеры и древние храмы, но и реки, живописные луга и водопады. А через какое-то время это может смениться какой-то полупустыней, усеянной чёрными руинами, где пепельные бури дуют так, что ничего не видно. Впрочем, оглядываясь, можно заметить огромный череп какого-то чудища. Башня? Или просто такие древние останки? Но явно там что-то интересное. Ещё через пять минут на вершине холма вы увидите, как по небу медленно пролетает огромная рыба. Разговор с одной из местных богинь, косы которой занимают почти весь экран, тоже входит в программу развлечений.
Несмотря на борьбу света с тьмой и поиски очередного артефакта, сам сеттинг в Ashen достаточно интересный, с изюминкой. Дескать, была божественная птица, нёсшая свет всем мирам. И, умирая, тремя своими предсмертными вздохами она зародила три эпохи: тьмы, титанов и человечества. А теперь воскресла пепельным птенцом, чтобы вернуть свет. И мы вместе с выжившими титанами должны её охранять от служителей тьмы.
Всё это завораживает и интригует. Тем более что везде постоянно мелькают отметки, указывающие, что вот на том камне или на той лестнице, куда ещё непонятно как забраться, лежит явно что-то ценное. И ты действительно хочешь залезть и забрать. Да, ориентироваться, как куда-то попасть, тут непросто, приходится искать обходные пути, прыгать, помогая друг другу с напарником. Проход в некоторые локации (притом что сам мир тут открытый) закрыт до выполнения некоторых важных заданий. Но это только поднимает градус интереса.
Наконец, авторы смогли реализовать идею развивающегося и растущего у вас на глазах собственного поселения, а потом и города. Да, база игрока «слизана» с Храма Огня, зато с каждым прибывшим сюда NPC она реально становится больше, оживает. Вы видите новые строительные леса, где какие-то люди что-то делают, стучат молотками, потом там появляется кузница, новый дом, новый флюгер — всё работает на то, чтобы ваш лагерь оживал и превращался в полноценное поселение.
Ashen —это не «Dark Souls для бедных». Это, скорее, Dark Souls для тех, кто всегда хотел попробовать творения From Software, но боялся всего этого мрака, мучений, садомазохизма и хардкора. Здесь же вы получаете более динамичную, лёгкую и привычную action/RPG, сдобренную элементами «соулс-лайка». Причём это не просто тренажёр для «нубов» перед погружением в настоящий ад, а полноценная, по-своему уникальная вещь с кучей достоинств и лишь парой недостатков.
Плюсы: затягивающий игровой процесс; большой, интересный и шикарно нарисованный мир; развивающееся у нас на глазах поселение; кооператив; запоминающийся дизайн локаций; стильная картинка; атмосферная музыка; русская локализация.
Минусы: иногда ИИ-напарник стоит в сторонке, пока вас бьют; анимация и прыжки выполнены неидеально; можно застрять где-нибудь; встречаются малообоснованные «фризы».
Лучшие комментарии
И есть ли в игре возможность кооперироваться с определенными игроками?
Да, есть такая возможность. Так как и в DS.
Он кишечно-ветвистый, как Душная серия, или с просторными локами и инстансами, как последняя Зельда?
И как качается поселение? Просто через встречи с НПС, или нужно башлять деньги/ресурсы и выполнять квесты?