Иногда хочется вернуться в беззаботное детство, когда трава была зеленее, патчи первого дня не существовали, а игры (якобы) делались для души, а не ради денег. Activision путёвками в прошлое промышляет с 2017 года — сначала ремейки Crash Bandicoot выпустила, потом о Spyro вспомнила. Вот и издательство Microids решило тряхнуть стариной, представив публике переиздание Asterix & Obelix XXL 2. Оригинал вышел аж в 2006 году на PC и PlayStation 2, после чего полноценная третья часть серии свет так не увидела. Зато теперь она находится в разработке, а с помощью ремастера можно и старых фанатов порадовать, и новую аудиторию привлечь. Хотя последнее — спорное утверждение.
Галлы вернулись
Проблема Asterix & Obelix XXL 2 в том, что она во многом остаётся игрой позапрошлого поколения, хоть и неплохо сохранилась и может принести удовольствие современным геймерам. К сожалению, не знающих предысторию в курс дела никак не вводят — предполагается, что вы и комиксы читали, и фильмы об этих героях видели. Юлий Цезарь зачем-то строит парк развлечений «Лас-Вегум», какой-то друид Панорамикс оказывается предателем, персонажи отправляются бить морды римлянам. Зато видеоролики продолжительные, и основную идею уловить удастся даже тем, кто видит этих забавных галлов впервые.
Одной из сильных сторон оригинала был юмор, но за 10 с лишним лет он успел устареть. Напарник Астерикса и Обеликса прячется под потолком и носит очки Сэма Фишера, один из помощников Цезаря щеголяет в костюме Лары Крофт (и имя у него соответствующее), а некоторые противники вооружены щитами в виде Пакмена. Вот только такие пародии в 2018 году вряд ли даже ухмылку вызовут — мы подобные отсылки наблюдали во множестве игр, а тут всё обычно ограничивается лишь смешными именами и необычными образами. Сразу вспоминается последняя Shaq Fu, где были пародии на Джастина Бибера (Justin Bieber) с Пэрис Хилтон (Paris Hilton). Кому это интересно спустя столько лет?
В этом нет вины переиздания — всё-таки игра старая, и исправить юмор было невозможно. Зато наверняка не было проблемой улучшить драки, но они всё такие же утомительные и раздражающие. У авторов оригинала попросту не было чувства меры, поэтому они заваливали игрока римлянами на каждом шагу. Вот вы победили 70 противников, чтобы зайти в следующую комнату и нажать на кнопку. Вот вы вышли из комнаты и опять должны победить 70 врагов. Спустя минут 20 вы встречаетесь уже с сотней легионеров… В этот момент я сделал паузу и решил взять небольшой перерыв, вернувшись к игре лишь через пару часов.
Драться попросту скучно, и никакие попытки разработчиков внести разнообразие не спасают. Время от времени в углу экрана появляется испытание — нужно воспроизвести комбинацию приёмов и получить за это усиление или умножение выбиваемой из врагов валюты. Поначалу на это обращаешь внимание, однако чем больше вокруг врагов, тем труднее такие задачи выполнять — бонус дают за избиение конкретного противника, и приходится продираться сквозь толпу римлян, стараясь случайно не отправить нужного неприятеля к праотцам раньше срока.
Приёмов у Астерикса и его товарища не так много, как хотелось бы. По большому счёту делать игроку предстоит одно и то же: подпрыгивать, плюхаться пятой точкой на землю и оглушать таким образом всех вокруг, а потом хватать какого-то бедолагу и раскручивать его, сбивая всех на пути. Самая действенная тактика, которая работает против подавляющего большинства римлян. Иногда придётся с умом подходить к бою — если кто-то прикрывается щитом или мечом, просто так пробить его защиту не получится. Надо ждать, когда он совершит замах, и после этого начинать его безостановочно дубасить. Но это вряд ли можно назвать разнообразием — подобные оппоненты скорее надоедают своей медлительностью.
То яма, то канава
Если бы количество врагов сократили в несколько раз, игра бы ничего не потеряла, а лишь стала бы лучше. Потому что в остальном она не так уж и плоха — это экшен с головоломками и десятками хорошо спрятанных предметов. Часто в какие-то зоны может попасть только Астерикс — он не такой толстый, как напарник. В других случаях пройти участок не удастся без Обеликса, который садится в пушку и высоко подлетает после выстрела. Немалая доля загадок основана на взаимодействии галлов — то один помогает другому добраться до нужной точки, то им надо одновременно встать на разные кнопки. Трудных эпизодов нет, но всё равно скучными такие моменты не кажутся.
В переиздании были добавлены испытания, доступные на некоторых аренах после уничтожения толпы римлян. За отведённое время необходимо расправиться с несколькими сотнями врагов, и от количества поверженных противников зависят выданная медаль и количество шлемов для покупки не особо полезных улучшений. Может, кто-то и порадуется лишнему поводу подраться, но мне этого всего хватало в сюжетной кампании. Самое раздражающее испытание связано с водомётчиками, с которыми Астерикса и Обеликса запирают в небольшой комнате. Они не наносят урон, но отталкивают персонажа снарядами, делая его неподвижным на несколько секунд. Даже вспоминать об этом эпизоде больно — то ли я что-то не так делал, то ли это нормально, что мой герой примерно полминуты прыгал сам по себе среди водомётчиков и вообще ничего не мог сделать.
В остальном изменений по сравнению с оригиналом не так уж много. Графика стала лучше, но игра выглядит далеко не так современно, как приключения Крэша и Спайро. Хотя и бюджет у этого переиздания был соответствующий. Очень странно видеть столь высокую цену — в Steam проект стоит почти полторы тысячи рублей, а на PS4 и вовсе обойдётся в 2 899 рублей. Даже трилогия Spyro стоит дешевле, и по качеству она на несколько голов выше XXL 2. Ведь там, в отличие от «Астерикса», полностью перерисовали все видеоролики — а тут приходится смотреть на окошко с рамками, как в новой PaRappa The Rapper.
Есть проблемы и со звуком: то он просто некачественный, то громкость вдруг начинает скакать. Иногда, когда игровой процесс прерывается для демонстрации видеоролика, пару секунд после его завершения продолжается старая сцена с относящимися к ней звуками. Не обошлось и без геймплейных недочётов — особенно трудно не поругать игру за отвратительную камеру. Она не только медленно поворачивается, но и застревает в стенах и не регулируется автоматически в подавляющем большинстве эпизодов. Зайдя в зал с колоннами, где непременно предстоит драться с толпой римлян, готовьтесь часто смотреть именно на эти колонны, а не на своего персонажа. Пока сами камеру не повернёте, ничего толком не увидите.
Ремастер получился странный — игра выглядит неплохо, а нововведения придутся по душе фанатам, но новую аудиторию привлечь будет трудно. И дело не только в абсурдной цене за переиздание посредственной древней игры, но и в некоторых недостатках, которые наверняка при желании можно было исправить. Уменьшить количество врагов, чтобы драки не были столь утомительными, поправить камеру, добавить пару лишних приёмов. Вероятно, в грядущей третьей части мы это всё увидим, если разработчики собираются учиться на своих ошибках. Но что-то мне подсказывает, что следующая игра опять будет рассчитана на фанатов, которые смогут простить ей недочёты.
Плюсы: несколько неплохих шуток; подтянутая графика; хорошие загадки.
Минусы: устаревший юмор; утомительные драки; новые для переиздания испытания связаны всё с теми же утомительными драками; периодические проблемы со звуком; порой неадекватная камера.
Лучшие комментарии
Я ищу подарок для младшего брата (9 лет). Он прочитал уже все комиксы, посмотрел все мультфильмы и тд. Можете посоветовать игру или лучше обратить внимание на Крэша и Спайро?