14 ноября 2018 14.11.18 24 30K

11-11: Memories Retold: Обзор

Играл на PC

Время от времени возникающие разговоры о том, что видеоигры — зло, пропаганда насилия и причина различных преступлений, давно уже принято воспринимать с известной долей иронии. С другой стороны, если неискушённым взглядом посмотреть на то, что происходит практически в каждой игре, то можно заметить, что этого самого насилия и правда хватает. Драки, убийства, ограбления и прочие асоциальные деяния, пусть порой совершаемые с самыми благими намерениями, были и есть в центре внимания подавляющего большинства видеоигр.

Заговорить о ценности человеческой жизни, о границах права на насилие и подобных неудобных темах может решиться далеко не каждый разработчик. 11-11: Memories Retold, выпущенная Bandai Namco Entertainment в канун столетнего юбилея со дня окончания Первой мировой войны, — как раз об этом.

 

Все ушли на фронт

1916 год. Пока в Европе вовсю полыхает пожар войны, идущей уже два года, в Канаде продолжается обычная мирная жизнь, для которой сражения и ежедневные смерти тысяч людей где-то далеко за океаном остаются лишь сухими строчками в новостных сводках. Гарри, молодой парень, живёт в Торонто и работает помощником фотографа. Война его интересует куда меньше, чем дочь хозяина ателье — Джулия.

В один прекрасный осенний день к её отцу заходит не совсем обычный посетитель: статный военный, увешанный наградами, — майор Баррет, настоящий герой войны. После небольшой фотосессии он делает заманчивое предложение Гарри — мол, твои навыки фотографа зря пропадают в скуке и неге обыденной жизни, а вот на фронте всегда найдутся сюжеты для такого таланта. Кроме того, это шанс прославиться, да и девушки обожают парней в форме — Джулия, растаявшая от одного взгляда майора, не даст соврать. Видимо, Баррет угодил в самую точку — да и много ли надо юнцу, который о войне знает только из книг и газет?

Теперь Гарри — фронтовой фотограф, который отправляется в Европу на «самую настоящую войну», где уж точно сумеет показать себя, а когда вернётся — Джулия будет смотреть на него точно так же, как на майора в тот день…

Германия, военный завод по производству дирижаблей, на котором в основном трудятся уже зрелые мужчины — вся молодёжь в армии, как и большинство сыновей рабочих. По счастливому стечению обстоятельств многие из них служат в одном отряде. Но однажды на завод приходит страшная весть — 16 человек из этого отряда пропали без вести после тяжёлого боя на Западном фронте.

Курт в основном занят беседами с боевыми товарищами и помощью им в нелёгкой солдатской работе.
Курт в основном занят беседами с боевыми товарищами и помощью им в нелёгкой солдатской работе.

Если другие отцы смирились с потерей и стали уповать на чудо — вдруг кто-то остался в живых, то Курт, один из рабочих, чей сын Макс был среди этих бойцов, не в силах совладать с неизвестностью. Есть только один способ ответить на вопрос, жив ли Макс или погиб смертью храбрых, — самому отправиться на службу, пытаясь отыскать сына в пучине войны.

Курт оставляет дома жену и маленькую дочь, записывается в действующую армию и спустя некоторое время становится рядовым военным инженером на Западном фронте. Он здесь с единственной целью — отыскать своего сына и вернуться домой, к семье, или, если судьба окажется столь жестока, хотя бы найти его могилу и точно знать, что сына уже нет в живых. Служба для Курта — лишь инструмент достижения цели, а война за «фатерлянд», патриотические призывы и геройство остаются ничего не стоящими словами…

Два человека, непохожих друг на друга, каждый со своими стремлениями и желаниями, среди которых не было места мечтам о десятках убитых врагов и героических подвигах, оказываются втянуты в круговорот великой войны, который сведёт их вместе. Удастся ли им сохранить самих себя и вернуться домой?

Полевая почта

Решение судьбы Курта и Гарри — на совести игрока. Именно он будет управлять обоими персонажами, причём зачастую переключаться между ними можно в любой момент, что необходимо для дальнейшего прохождения.

Очень скоро Гарри поймёт, что война — это не только ордена и красивая форма.
Очень скоро Гарри поймёт, что война — это не только ордена и красивая форма.

11-11: Memories Retold — классическая адвенчура. Игровой процесс незамысловат и представляет собой большей частью путешествия по локациям, перемежаемые выполнением несложных заданий и решением простеньких загадок. Открыть проход, отодвинув ящик, найти ключи, чтобы отпереть дверь, — ничего особенного, на первый взгляд. Но не всё так просто — благодаря фантазии разработчиков с помощью несложных приёмов удаётся довольно сильно оживить игру, сделав её чем-то большим, чем обычное линейное приключение.

К примеру, у Гарри всегда под рукой фотоаппарат, который в любой момент можно использовать по прямому назначению. Фотографировать разрешают что угодно, но некоторые объекты подсвечиваются отдельно — их снимки могут быть использованы для раскрытия сюжета. Впрочем, ничто не мешает «щёлкать» окружающий мир как душе угодно, не забывая, впрочем, о суточном лимите в 16 кадров. Как ни странно, практически любая фотокарточка получается на редкость удачной — их можно в любой момент просматривать в меню. Эти же фото Гарри посылает Джулии, причём какую именно фотографию отправить в письме, тоже можно выбрать. Ответы девушки, кстати, меняются в зависимости от высланной карточки.

Курт обходится без фотоаппарата, но тоже любит писать письма. Чем больше он общается с окружающими и путешествует по локациям, тем больше у него тем для весточки близким. Соврать маленькой дочке или написать ей суровую правду, обнадёжить родных или готовить их к худшему — выбирать игроку.

В остальном геймплей, как уже говорилось, ничего примечательного собой не представляет и может заинтересовать лишь поиском записок, спрятанных в укромных местах. Каждая полностью собранная запись (а они могут быть из двух и более частей) открывает доступ к фотографии или картинке с описанием различных аспектов Первой мировой — от пропаганды до снаряжения и оружия.

В остальном — банальный бег от точки до точки, беседы с товарищами по оружию и минимальные возможности взаимодействия с окружением. Однако игру это практически не портит — она не об этом: здесь на первом месте история двух простых людей, оказавшихся на войне.

Кошка и голубь — ещё одни участники этой истории.
Кошка и голубь — ещё одни участники этой истории.

Выбор есть всегда

Один из ключевых инструментов подачи сюжета — это оригинальный визуальный стиль, имитирующий рисунок масляными красками. Впрочем, вы и сами всё видите. Но имейте в виду, что скриншоты вряд ли в состоянии передать всю красоту происходящего — в динамике оно смотрится куда симпатичнее. Не подкачала и музыка — она отлично подчёркивает состояние главных героев и в нужные моменты создаёт необходимую для той или иной сцены атмосферу. Мирный город вдали от войны или ужас газовой атаки, тихая ферма среди пасторальных пейзажей или фронтовые будни в затопленных водой окопах — эффект присутствия всегда на высоте, несмотря на довольно слабую графику.

Игра очень напоминает фильм, но фильм всё-таки интерактивный. Есть возможность влиять на ключевые события, совершая выбор за Курта или Гарри. Впрочем, порой эта вариативность лишь иллюзия, а на деле в сюжете поменяется лишь пара фраз или действий.

Сама история, если продолжить аналогию с кинематографом, под стать не современным блокбастерам с кучей спецэффектов или вычурному артхаусу, а картинам середины прошлого века. Простая постановка, размеренная речь главных героев, некоторая наивность и, может быть, даже сказочность происходящего — порой это начинает раздражать, чем ближе к финалу, тем больше. Хочется увидеть чуть больше реалистичности в действиях и мотивах героев. Но последняя глава ставит всё на свои места — несмотря на предсказуемость, концовка весьма драматична. Здесь же игроку предстоит совершить самый главный выбор, от которого зависят судьбы главных героев и их близких. Получилось очень сильно — за финальную сцену можно простить 11-11: Memories Retold все недоработки.

Стоит ли спасать своего врага? Да и становится ли человек врагом только потому, что на нём другая форма и он говорит на чужом языке?
Стоит ли спасать своего врага? Да и становится ли человек врагом только потому, что на нём другая форма и он говорит на чужом языке?

Совсем недавно, 11 ноября, в Париже прошли памятные мероприятия по случаю столетнего юбилея со дня окончания Первой мировой войны. Европа до сих пор помнит о столь давних событиях, несмотря на прошедшие годы. И 11-11: Memories Retold, конечно, рассчитана именно на западную публику, а для нас эта тема далеко не так важна — хотя Россия принимала участие в Первой мировой, нам ближе другая Великая война. Тем не менее это нисколько не мешает получать удовольствие от прохождения и сопереживать главным героям.

Плюсы: великолепная музыка; трогательная история об обычных людях на войне; красивый визуальный стиль; вариативность прохождения.

Минусы: порой сюжет кажется слишком наивным и упрощённым; однообразный игровой процесс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

11-11: Memories Retold

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2018
179
3.8
74 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Судя по описанию игра хорошая, может даже нужно попробовать. Но этот графический стиль когда некоторые объекты не совсем уж неразборчиво выглядят, сильно отталкивает.
Кругом одни эксперты.
А я профан, уж извините ¯\_(ツ)_/¯
Ты глубоко заблуждаешься считая что это графика низкого качества.
Детализация не меньше чем условно 2015 год, а поверх, постобработка имитирующая масляную живопись, это далеко не простая графика.
как у TellTale, там сама моделька стилизована под комикс

Там текстуры стерилизованы, сами модели совершенно обычные, полигональные.
Нет такого понятия «стилизовать модель», как и нет технологии.

а на пост обработке они только доводят жирные контуры в зависимости от перспективы.

Это лишь один из вариантов, сымитировать в 3D 2D стиль.
И тут нужен не условный художник, в первую очередь, а человек который занимается компьютерной графикой в целом.

любую игру от TT, например ходячих, и ты поймешь за что художники кушают свой хлеб.

Откровенно говоря не очень понимаю =D
я бы этот «красивый визуальный стиль» в главные минусы записал)
На последний вопрос у меня есть точный ответ. Нельзя применять одинаковые сравнительные лекала для игр заведомо разных уровней. Кейдж уже много лет в игровой индустрии, на его счету есть изумительные игры (лично я считаю Фаренгейт таковой игрой). Учитывая его финансовые возможности и многолетний опыт, наличие косяков в анимации или геймплейных затупов по типу застревания в текстурах или в том солдате, было бы непростительной ошибкой. Но и за их отсутствие уже нельзя ставить «изумительно» — это уже пройденный урок, так сказать.

Существует определенна планка ожидаемого качества от проекта ААА уровня. Поэтому в оценке его творений уже применяются более сложные, не так легко интерпретируемые критерии. Именно их интерпретация задачей хорошего игрового журналиста. Конечно, мейнтсримовые издания, увидев хорошую картинку, красивые анимации, достоверную актерскую игру и боле-менее интересный сюжет, уже ставят 80-90 баллов.

Во-вторых, Детройт далеко не первая игра Кейджа. Что бы получить «изюм», ей надо, если не на голову, то в значительной мере превзойти своих предшественников. Но все игровые механики уже были реализованы раньше, здесь они просто отточены, некоторые сюжетные моменты перекликаются с другими играми Кейджа. Но что более важно, как мне кажется, ни один человек в мире не сможет сделать идеальную нелинейную игру с речениями, которые могли бы кардинально повлиять на историю.

Когда я слышу «игра с отличным сюжетом в открытом мире» или что-то в этом духе, у меня в голове сразу рисуется треугольник, вершины которого состоят из «хороший сюжет», «открытый мир» и «нелинейность». Иными словами, если в игре будет идеальный сюжет, который держит в напряжении до самого конца, то это будет линейная игра с небольшой вариативностью. Если есть невероятно крутой открытый мир, то будет провисать сюжет. И так далее.

Так, ладно, возвращаюсь к сабжу. Увы (или к счастью), в данную игру я не играл и вряд ли буду, потому судить не могу. Вероятнее всего, сюжет или его подача чем-то зацепила автора обзора, потому он и поставил ей такую высокую оценку, посчитав, что плюсы в значительной степени превышают минусы.

А вот Курск я опробовал. И могу сказать только одно — эта игра сделана весьма неопытными людьми. И техническая составляющая хромает на все четыре конечности. Я там застревал и в текстурах, и не мог кликнуть по объекту, потому что надо было попадать пиксель в пиксель. Свет у меня мерцал, озвучка была сделана студентами, которые работали на еду. А анимация настолько деревянная, что в играх начала этого столетия выглядела куда живее. В общем, я не смог в нее играть дольше первого часа.
Наверно, она хорошая но, вот графен на минималках это слишком. Инди и то презентабельней выглядит.
Никто не хотел умирать, ооохоо, никто не смог выбирать. Поёт у меня в голове Летов.
Стилистика под акварель мне не очень, но трейлер и обзор, который я по диагонали пробежал глазами, уже вызывает желание поиграть.
Да нет, это как раз когда ты хочешь закос под масло, но денег на дорогие масляные модельки у тебя нет. И денег на дорогой алгоритм пост обработки у тебя тоже нет. И ты делаешь вот это.
Что такое «масляные модельки»?
Мне не нравится визуал. Очень слабый (и дешевый что ли) закос под масляную картину. Вся атмосферность рушится топорными анимациями. Зато конечно со звуком все отлично. А к таким сюжетам я питаю особую слабость. Valiant Hearts в свое время доставила. Пойду что ли и эту игру заценю.
Ну и зачем эта постобработка? Просто выпендриться, типа «смотрите как стильно». Такой или подобный спецэффект в играх уже применялся не раз, но в отдельных локациях, и не успевал сильно утомить. Но во всей игре? Нафига?
(и дешевый что ли)

Э-э, нет. Дешевле вообще не заморачиваться каким-то особым визуальным стилем, и уж тем более имитировать определённый стиль живописи.
Да ладно, просто на акварель меньше всего похоже. В школе же все рисовали, гуашью и акварелью в младших классах. А масло в музеях увидеть можно и не только.
Ни разу не эксперт.
Не хотел писать коментарий. Игра по трелейру не заинтересовала( отпугивало гениальное решение стилистики), но после обзора решил приобрести. И здесь меня поразило странная оценка игр, это игра получило изумительно, а за что? Графический стиль явно на любителя, квестовые задачи: переташи яшик или иди найди деталь, явно на изюм игра не тянет, даже на похвально мало вероятно. Взбесило управление, когда застреваешь в траншее, когда стоит солдат и ты не можешь пройти, и это встретилось не только там. Да, есть интересные фишки: это делать фотографии, писать письма но это не изюм. Тогда и игре Курск надо было изумительно ставит, подумаешь клюква, фризы и устарелая анимация, но и здесь анимация не лучше. Тогда почему Detroit: Become Human ставим похвально, а этому кривому чуду изумительно?
В некоторых моментах очень сильный перебор со «стилизацией» — слишком грубо всё сделано и смотреть неприятно. Но игра довольно неплохая, хотя до максимальной оценки и не дотягивает.
Читай также