Время от времени возникающие разговоры о том, что видеоигры — зло, пропаганда насилия и причина различных преступлений, давно уже принято воспринимать с известной долей иронии. С другой стороны, если неискушённым взглядом посмотреть на то, что происходит практически в каждой игре, то можно заметить, что этого самого насилия и правда хватает. Драки, убийства, ограбления и прочие асоциальные деяния, пусть порой совершаемые с самыми благими намерениями, были и есть в центре внимания подавляющего большинства видеоигр.
Заговорить о ценности человеческой жизни, о границах права на насилие и подобных неудобных темах может решиться далеко не каждый разработчик. 11-11: Memories Retold, выпущенная Bandai Namco Entertainment в канун столетнего юбилея со дня окончания Первой мировой войны, — как раз об этом.
Все ушли на фронт
1916 год. Пока в Европе вовсю полыхает пожар войны, идущей уже два года, в Канаде продолжается обычная мирная жизнь, для которой сражения и ежедневные смерти тысяч людей где-то далеко за океаном остаются лишь сухими строчками в новостных сводках. Гарри, молодой парень, живёт в Торонто и работает помощником фотографа. Война его интересует куда меньше, чем дочь хозяина ателье — Джулия.
В один прекрасный осенний день к её отцу заходит не совсем обычный посетитель: статный военный, увешанный наградами, — майор Баррет, настоящий герой войны. После небольшой фотосессии он делает заманчивое предложение Гарри — мол, твои навыки фотографа зря пропадают в скуке и неге обыденной жизни, а вот на фронте всегда найдутся сюжеты для такого таланта. Кроме того, это шанс прославиться, да и девушки обожают парней в форме — Джулия, растаявшая от одного взгляда майора, не даст соврать. Видимо, Баррет угодил в самую точку — да и много ли надо юнцу, который о войне знает только из книг и газет?
Теперь Гарри — фронтовой фотограф, который отправляется в Европу на «самую настоящую войну», где уж точно сумеет показать себя, а когда вернётся — Джулия будет смотреть на него точно так же, как на майора в тот день…
Германия, военный завод по производству дирижаблей, на котором в основном трудятся уже зрелые мужчины — вся молодёжь в армии, как и большинство сыновей рабочих. По счастливому стечению обстоятельств многие из них служат в одном отряде. Но однажды на завод приходит страшная весть — 16 человек из этого отряда пропали без вести после тяжёлого боя на Западном фронте.
Если другие отцы смирились с потерей и стали уповать на чудо — вдруг кто-то остался в живых, то Курт, один из рабочих, чей сын Макс был среди этих бойцов, не в силах совладать с неизвестностью. Есть только один способ ответить на вопрос, жив ли Макс или погиб смертью храбрых, — самому отправиться на службу, пытаясь отыскать сына в пучине войны.
Курт оставляет дома жену и маленькую дочь, записывается в действующую армию и спустя некоторое время становится рядовым военным инженером на Западном фронте. Он здесь с единственной целью — отыскать своего сына и вернуться домой, к семье, или, если судьба окажется столь жестока, хотя бы найти его могилу и точно знать, что сына уже нет в живых. Служба для Курта — лишь инструмент достижения цели, а война за «фатерлянд», патриотические призывы и геройство остаются ничего не стоящими словами…
Два человека, непохожих друг на друга, каждый со своими стремлениями и желаниями, среди которых не было места мечтам о десятках убитых врагов и героических подвигах, оказываются втянуты в круговорот великой войны, который сведёт их вместе. Удастся ли им сохранить самих себя и вернуться домой?
Полевая почта
Решение судьбы Курта и Гарри — на совести игрока. Именно он будет управлять обоими персонажами, причём зачастую переключаться между ними можно в любой момент, что необходимо для дальнейшего прохождения.
11-11: Memories Retold — классическая адвенчура. Игровой процесс незамысловат и представляет собой большей частью путешествия по локациям, перемежаемые выполнением несложных заданий и решением простеньких загадок. Открыть проход, отодвинув ящик, найти ключи, чтобы отпереть дверь, — ничего особенного, на первый взгляд. Но не всё так просто — благодаря фантазии разработчиков с помощью несложных приёмов удаётся довольно сильно оживить игру, сделав её чем-то большим, чем обычное линейное приключение.
К примеру, у Гарри всегда под рукой фотоаппарат, который в любой момент можно использовать по прямому назначению. Фотографировать разрешают что угодно, но некоторые объекты подсвечиваются отдельно — их снимки могут быть использованы для раскрытия сюжета. Впрочем, ничто не мешает «щёлкать» окружающий мир как душе угодно, не забывая, впрочем, о суточном лимите в 16 кадров. Как ни странно, практически любая фотокарточка получается на редкость удачной — их можно в любой момент просматривать в меню. Эти же фото Гарри посылает Джулии, причём какую именно фотографию отправить в письме, тоже можно выбрать. Ответы девушки, кстати, меняются в зависимости от высланной карточки.
Курт обходится без фотоаппарата, но тоже любит писать письма. Чем больше он общается с окружающими и путешествует по локациям, тем больше у него тем для весточки близким. Соврать маленькой дочке или написать ей суровую правду, обнадёжить родных или готовить их к худшему — выбирать игроку.
В остальном геймплей, как уже говорилось, ничего примечательного собой не представляет и может заинтересовать лишь поиском записок, спрятанных в укромных местах. Каждая полностью собранная запись (а они могут быть из двух и более частей) открывает доступ к фотографии или картинке с описанием различных аспектов Первой мировой — от пропаганды до снаряжения и оружия.
В остальном — банальный бег от точки до точки, беседы с товарищами по оружию и минимальные возможности взаимодействия с окружением. Однако игру это практически не портит — она не об этом: здесь на первом месте история двух простых людей, оказавшихся на войне.
Выбор есть всегда
Один из ключевых инструментов подачи сюжета — это оригинальный визуальный стиль, имитирующий рисунок масляными красками. Впрочем, вы и сами всё видите. Но имейте в виду, что скриншоты вряд ли в состоянии передать всю красоту происходящего — в динамике оно смотрится куда симпатичнее. Не подкачала и музыка — она отлично подчёркивает состояние главных героев и в нужные моменты создаёт необходимую для той или иной сцены атмосферу. Мирный город вдали от войны или ужас газовой атаки, тихая ферма среди пасторальных пейзажей или фронтовые будни в затопленных водой окопах — эффект присутствия всегда на высоте, несмотря на довольно слабую графику.
Игра очень напоминает фильм, но фильм всё-таки интерактивный. Есть возможность влиять на ключевые события, совершая выбор за Курта или Гарри. Впрочем, порой эта вариативность лишь иллюзия, а на деле в сюжете поменяется лишь пара фраз или действий.
Сама история, если продолжить аналогию с кинематографом, под стать не современным блокбастерам с кучей спецэффектов или вычурному артхаусу, а картинам середины прошлого века. Простая постановка, размеренная речь главных героев, некоторая наивность и, может быть, даже сказочность происходящего — порой это начинает раздражать, чем ближе к финалу, тем больше. Хочется увидеть чуть больше реалистичности в действиях и мотивах героев. Но последняя глава ставит всё на свои места — несмотря на предсказуемость, концовка весьма драматична. Здесь же игроку предстоит совершить самый главный выбор, от которого зависят судьбы главных героев и их близких. Получилось очень сильно — за финальную сцену можно простить 11-11: Memories Retold все недоработки.
Совсем недавно, 11 ноября, в Париже прошли памятные мероприятия по случаю столетнего юбилея со дня окончания Первой мировой войны. Европа до сих пор помнит о столь давних событиях, несмотря на прошедшие годы. И 11-11: Memories Retold, конечно, рассчитана именно на западную публику, а для нас эта тема далеко не так важна — хотя Россия принимала участие в Первой мировой, нам ближе другая Великая война. Тем не менее это нисколько не мешает получать удовольствие от прохождения и сопереживать главным героям.
Плюсы: великолепная музыка; трогательная история об обычных людях на войне; красивый визуальный стиль; вариативность прохождения.
Минусы: порой сюжет кажется слишком наивным и упрощённым; однообразный игровой процесс.
Лучшие комментарии
А я профан, уж извините ¯\_(ツ)_/¯
Детализация не меньше чем условно 2015 год, а поверх, постобработка имитирующая масляную живопись, это далеко не простая графика.
Там текстуры стерилизованы, сами модели совершенно обычные, полигональные.
Нет такого понятия «стилизовать модель», как и нет технологии.
Это лишь один из вариантов, сымитировать в 3D 2D стиль.
И тут нужен не условный художник, в первую очередь, а человек который занимается компьютерной графикой в целом.
Откровенно говоря не очень понимаю =D
Существует определенна планка ожидаемого качества от проекта ААА уровня. Поэтому в оценке его творений уже применяются более сложные, не так легко интерпретируемые критерии. Именно их интерпретация задачей хорошего игрового журналиста. Конечно, мейнтсримовые издания, увидев хорошую картинку, красивые анимации, достоверную актерскую игру и боле-менее интересный сюжет, уже ставят 80-90 баллов.
Во-вторых, Детройт далеко не первая игра Кейджа. Что бы получить «изюм», ей надо, если не на голову, то в значительной мере превзойти своих предшественников. Но все игровые механики уже были реализованы раньше, здесь они просто отточены, некоторые сюжетные моменты перекликаются с другими играми Кейджа. Но что более важно, как мне кажется, ни один человек в мире не сможет сделать идеальную нелинейную игру с речениями, которые могли бы кардинально повлиять на историю.
Когда я слышу «игра с отличным сюжетом в открытом мире» или что-то в этом духе, у меня в голове сразу рисуется треугольник, вершины которого состоят из «хороший сюжет», «открытый мир» и «нелинейность». Иными словами, если в игре будет идеальный сюжет, который держит в напряжении до самого конца, то это будет линейная игра с небольшой вариативностью. Если есть невероятно крутой открытый мир, то будет провисать сюжет. И так далее.
Так, ладно, возвращаюсь к сабжу. Увы (или к счастью), в данную игру я не играл и вряд ли буду, потому судить не могу. Вероятнее всего, сюжет или его подача чем-то зацепила автора обзора, потому он и поставил ей такую высокую оценку, посчитав, что плюсы в значительной степени превышают минусы.
А вот Курск я опробовал. И могу сказать только одно — эта игра сделана весьма неопытными людьми. И техническая составляющая хромает на все четыре конечности. Я там застревал и в текстурах, и не мог кликнуть по объекту, потому что надо было попадать пиксель в пиксель. Свет у меня мерцал, озвучка была сделана студентами, которые работали на еду. А анимация настолько деревянная, что в играх начала этого столетия выглядела куда живее. В общем, я не смог в нее играть дольше первого часа.
Э-э, нет. Дешевле вообще не заморачиваться каким-то особым визуальным стилем, и уж тем более имитировать определённый стиль живописи.
Ни разу не эксперт.