945 84 70 15
Silent Hill f

Рейтинг игры

3.6 102
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Silent Hill f
Все отзывы к игре
Вчера
+5

Press f to pay...

Штош, надежд у меня никаких не было.

10+ лет комы серии, постыдный SH: Short Message, Сайлент Хилл на аркадные автоматы, вселенское зло в лице KONAMI - ничего из этого не могло обнадёжить или настроить хоть на сколько-нибудь положительное ожидание. Позитивной аномалией стал ремейк второго Сайлента, но это заслуга Блуберов, которые сами были фанатами SH и воспроизводили в своих работах многие художественные приёмы ныне покойной Team Silent. У Конами разве что хватило ума отдать серию им в руки, но весь остальной производственный контекст оставался весьма удручающим.

Не способствовала обретению уверенности и визуальная презентация: одного поредевшего тумана и заброшенного городка как-то маловато, чтобы сформировать устойчивые ассоциации с айдентикой серии. В отзывах игроки в шутку называют Silent Hill f третьим Форбиден Сиреном. Забавно, у меня в голове крутился Фатал Фрейм) Как-то весь этот японский антураж ближе к перечисленным проектам, чем непосредственно к SH.

И со всеми этими мыслями я запустил игру.

И она оказалась не так плоха
И она оказалась не так плоха

Да, я сам в шоке)

Начинается SHf довольно заурядно, но со временем подкидывает всё более и более интересные штуки. Японский город, его альтернативная версия (которая здесь почему-то выглядит как сон собаки), персонажи и их истории с подробным и не всегда очевидным содержанием, устойчивые метафоры с читаемым заделом на последующее раскрытие, тактильные загадки, вкраплённые в сюжетный контекст, и боёвка в стиле сурвайвл-соулс, о которой я поведаю чуть позже. Может, у тру-фанатов треснет днище от такого заявления, но в целом в "press f" воспроизведены все классические стилевые решения иконических частей. Тут вопрос - насколько качественно они воспроизведены?

Одно можно сказать наверняка - у игры получилось переломить моё апатично-безучастное состояние и зажечь интерес к дальнейшему прохождению.

Мне нравится, что SHf постоянно жонглирует разными приятными ништяками. То внезапную интригу нагнетёт, то прикольный хоррор-эпизод обставит, то предложит решить любопытную головоломку, то позволит просто пронаблюдать интересную кат-сцену. Центр тяжести не сводится к какой-то одной фиче, и игра старается не повторяться. Возможно, причиной моего удивления послужили заниженные ожидания и то, что даже на фоне ремейка от Блуберов Пресс Ф смотрится разнообразнее, но факт фактом - Эфка не исчерпывает весь свой потенциал в первые полчаса игры.

Но основным запалом на полное прохождение, безусловно, стал сюжет. Он не какой-то шедевральный, но мне было интересно узнать, чем всё закончится, да и перебирать в голове варианты мэин твиста - довольно приятное занятие (да, тут есть классическое для SH и фильмов Линча "травмирующее событие прошлого, ставшее причиной бед настоящего").

Порадовали многочисленные метафоры и визуальные детали, подчёркивающие основную идею. У игры в целом очень плотный лорный контекст: визуал, записки, кат-сцены - всё это изящно сплетено в общее сюжетное полотно и вознаграждает внимательного игрока дополнительными штрихами к истории. Да, сами смыслы тут не назвать глубокими (хотя я даже SH2 в этом плане считаю простоватой), но от этого они не становятся неинтересными. Вникать, изучать и размышлять над художественным содержанием мне понравилось, и игра не без успеха стимулирует к этому занятию.

Отмечу, что никаких особых проблем с трактовой местных символов не возникает: авторы довольно чётко осознавали, что они делают, и SHf стремится последовательно погружать игрока в свои смысловые пласты. А вот что нездорово, так это оставлять часть сюжетных веток без ответа. Финал у игры - 50/50. Он в целом логичен и закрывает один из сюжетных вопросов, но остаются остальные. Для начала, я так и не понял, какой у героини был главный траббл: проблемы в семье, ревностные переживания или её шизофренический эскапизм? Всё это отчётливо фигурирует в сюжете, но не даёт единого ответа о причине произошедшего. Может быть, сценаристом было задумано, что несколько негативных предпосылок повлияли на менталочку Хинако. Допустим, но тогда я бы хотел видеть более развёрнутое изложение динамики её недуга. Или более подробное описание мифологических параллелей - я предполагаю, что для японцев они яснее, чем для гайдзинов, но меня-то это никак не удовлетворяет. Возможно, часть ответов распихано в миллион записок, но читать всю эту графоманию у меня не было большого желания. В итоге я остался с ощущением недосказанности. Некоторые мои гипотезы нравились мне даже больше, чем то, что в итоговом виде было представлено в игре. Грустненько, хоть и в целом сюжет мне понравился.

Буквально в самом конце перед финальным босс-файтом сценарий выделывает финт ушами и подвязывает все бедствия к таблетосам и тому, что у героини на фоне их применения поехала кукуха. Я вижу это как попытку во всеобъемлющее объяснение, но это, чёрт возьми, делает всё только хуже. Во-первых, информация о зависимости Хинако появляется буквально в самом конце, и я не заметил ни одного раскрытия этой темы на своём пути к финалу. Во-вторых, тема зависимости никак не объясняет и не оправдывает проблемы с подругами и парнем (я очень сомневаюсь, что Хинако под таблеткам стала очень привлекательной для Сю), да и паскудный батя - это, скорее, причина зависимости, чем следствие. В-третьих, концовка, которая помимо сюжетных долгов наваливает ещё больше вопросов и вопросов фундаментальных: теперь Хинако 20-летняя сумасшедшая, сбежавшая со свадьбы, чтобы резать горожан. Чё мне делать с этой информацией, я не представляю. Разве что теперь мне более ясен образ финального босса, хоть я и сперва принял его одеяние за какие-то шмотки архиепископа)

Ах да, геймплей...

Простой клерк с трубой? Как насчёт простой японской школьницы с нагинатой в схватке с двухфазным боссом???
Простой клерк с трубой? Как насчёт простой японской школьницы с нагинатой в схватке с двухфазным боссом???

Даже не знаю, с чего начать. Помнишь, как Хогвартс Легаси в шутку называли хорошим дополнением для Элден Ринга? Ну вот c SHf примерно та же петрушка. Почему японская девочка в драматичном сюжетном хорроре заучивает паттерны вражеских атак, навешивает амулеты у сейвпоинтов, замедляет время и прокачивает свою полоску стамины, совершенно неясно. Нет, мне прекрасно известно, что это за механики и почему их решили завезти в игру, но это выглядит настолько дико и неуместно, что воспринимать их внутри сюжетного контекста просто не получается. Я играю не за Хантера, и не за Байонетту (тут за удачное уклонение в тайминг включается свой аналог witch time), и не за спасителя мира из очередной метроидвании, а за обычную девочку-школьницу. Я не особо горю с лудонарративного диссонанса, зато горю с чужой тупости и лености, которые, очевидно, не позволили придумать что-то своё или хотя бы попробовать воспроизвести более уместный концепт резидент-лайка с исследованием запутанных помещений, менеджментом ресурсов и тактическим решением боевых задач. Хотели вывезти на хайпе? Дали бы лучше героине топор Кратоса - и никаких проблем.

Сами механики, разумеется, упрощены вусмерть относительно тех проектов, откуда они родом. Никакой сложности или напряжения они не вызывают, ровно как и интереса себя исследовать. Смешно, конечно, смотреть, как местный моб таргетируется к уклоняющемуся игроку, как какой-нибудь великан в колодках, но воспринимать этот геймплей органично всё равно не выходит. Механик по меркам сурв-хоррора не так уж и мало, но многие из них или сырые, или едва заметные, или предельно очевидные. А с учётом того, что многих мобов тут можно без проблем обегать (да и драться с ними часто нет никакого смысла - ценный лут они всё равно не дропают), экшн в SHf можно расценить как рудиментарный. Хоть иногда игра и будет принуждать игрока к обязательной зачистке арен от мусора, приятным осадком в эмоциональном коктейле они точно не лягут.

Также в SHf есть элемент исследования города, но в основном он содержит какие-то лёгкие бенефиты для игрового процесса - я бы всё же предпочёл видеть полноценные небольшие истории, как в downpour
Также в SHf есть элемент исследования города, но в основном он содержит какие-то лёгкие бенефиты для игрового процесса - я бы всё же предпочёл видеть полноценные небольшие истории, как в downpour

Так что же в итоге? Игру я точно могу порекомендовать на одно прохождение. Разумеется, "f" не так хороша, как некоторые предшественники, но и то, что получилось, - сильно лучше того, что можно было ожидать. Лично я остался ей вполне доволен.

История. Сюжет имеет как интригу с метафорическими ружьями, так и интересные события с последовательным раскрытием заложенных идей. Он не идеальный, но у него есть глубина и характер, хоть финал и оставляет многие вопросы без ответа.Оригинальные загадки, построенные на лорном фундаменте, благодаря чему выглядят уместными и увлекают.Весьма неплохая атмосферная музыка. Порадовала тремоло-отсылка на ту самую легендарную тему первого Сайлента, да и в целом музыкальное сопровождение приятно обращало на себя внимание и радовало мой слух. Правда, с одним но: я сперва думал, что это добротные композиции, не без успеха пытающиеся повторить стиль Ямаоки, а потом залез в OST и узнал, что это сам Ямаока... И для его уровня такой саундтрек тянет максимум на четвёрку с минусом - всё-таки этот дядька мог выдавать материал гораздо круче.Визуально город непримечателен. Скучный, безвкусный и однотипный. Базовую атмосферу он создаёт, но даже близко не вовлекает так, как это делали предыдущие части. Даже "нетрушные" Downpour и бескрайне обожаемая мной Shattered Memories погружают в свой мир гораздо лучше. Предполагаю, что причина банально в смене сеттинга: всё же отсутствие той самой атмосферы американского захолустья, отдающего вайбами знакомой нам российской глубинки, сильно сказывается на общем восприятии игры.Сырой геймплей. Я даже не знаю, что вызывает у меня больше вопросов: затянутые и душные сегменты с беготнёй, странный и неоправданный крен в сторону механик полновесных экшнов или неравномерность общего игрового темпа. Хотя игровой процесс обладает рядом потенциально интересных решений, назвать его приятным в нынешнем виде я не могу. Максимум - приемлемым. Ну и наличие типично соулсборновых пэрри, уворотов, амулетов и прокачки общему погружению совершенно не способствуют. В следующей игре жду возможность расстреливать врагов в слоу-мо а-ка Макс Пэин и чтобы можно было метать топор Кратоса.Новые хоррор-фетиши в виде цветов меня как-то совсем не впечатляют.

Лучшие комментарии

Короче, подружки у неё были такие себе. На нг+ в святилище перед их убийством лежат дневники, которые обрастают дополнительными записями негативного характера по отношению к Хинако. Ринко — считала её и Сакуко(подружку с косичками) тараканами и жуками, так как у второй были беды с башкой, а у первой семья бедная из-за долгов. Еще её бесило то что Хинако всё время общается с Сю, поэтому она желала ей смерти и распускала сплетни. А Сакуко, точно не помню, но она завидовала Хинако радовалась её неудачам и тоже желала ей смерти. Впринципе Ринко тоже завидовала главной героине, в одной записи она негодовала из-за того что Сю в ней нашел, ведь «У меня лучше получается макияж и одеваться». Единственным другом можно сказать был Сю, но там не всё так однозначно, потому что тот снабжал её теми таблетками, возможно не осознавая их сильных эффектов. В локации со сбором его личных предметов у него лежал рисунок Хинако, очень хреново нарисованный и с подписями «Гадина» и так далее. Но он в складе у своего дома оставил ей записку где пожелал всего хорошего, так что пока не понятно. Я еще полностью не прошел нг+, наверное в доме гг всё раскроется.
ГГ оставила подругу в полной темноте, чем темнее становилось, тем сильнее та паниковала. И могу соврать, но, по-моему, именно в этой зоне появились фонари, что позволяют навсегда уничтожить врагов. Причины выбора способов других убийств я не понял, возможно, надо в японскую культуру углубиться, чтобы понять символизм, или дневник героини перечитать, а, в целом, это же было в голове Хинако, ритуалы можно рассматривать как прощание с детством и дорогими ей людьми перед обязательной свадьбой, причём принудительное прощание, судя по тому, что действует она в эти моменты как под гипнозом.

«Во-первых, информация о зависимости Хинако появляется буквально в самом конце, и я не заметил ни одного раскрытия этой темы на своём пути к финалу». Я как минимум находил записку где-то в середине игры, в которой говорилось, что героиня из-за стресса пристрастилась к таблеткам, поставляемым её другом. Уже тогда у меня возникли подозрения о том, чем на самом деле являются происходящие события. Плюс в начале то ли в разговоре, то ли в дневнике героиня благодарила друга за лекарства. И как я понял, много новой информации дают в NG+, до которой я ещё не добрался.
Это да, я находил записку про психдиспансер) Она лежала в почтовом ящике дома той девчонки с косичками (ещё ключ от него в другом конце карты находился). Энивей, это довольно дешёвый приём. Сам по себе не особо интересный + не дающий нормального раскрытия остальных поднимаемых тем. Счас ещё немного переосмыслил сюжет и пришёл к выводу, что у него есть проблема с акцентированием. Тем он поднимает достаточно, но вот ни на одной не может толково сфокусироваться. Я долгое время предполагал основным трабблом именно ревность и конфликт с подругами: была идея, что та сцена, где Хинако вырезают лицо, подразумевает некую диссоциацию, тип что на самом деле какая-то другая девчонка хотела быть на месте Хинако, потому что была влюблена в Сю. Но затем сценарий начал мне расписывать проблемы в семье и не то чтобы как-то углубил этот пласт относительно вступительной зарисовки (а потом мы ещё файтимся с маман и папан в стиле битвы с Орнстейном и Смоугом, хех). Шизофрению героини сценарий начинает расписывать ближе к концу, когда происходят кат-сцены с двумя Хинако и соответствующими головоломками. И вот это до сих пор вызывает у меня очень много вопросов касательно причин и следствий, но о них расписывать слишком долго. И буквально в самом конце вылезают таблетосы, и я просто выпадаю в осадок. Тип серьёзно, и это ваш мэин твист? Это было очень натянуто. Если была идея свести всё к психотропам, то я бы хотел видеть, что и основной сюжет крутится вокруг них. А мне семь часов показывали вообще другое, и лёгкий намёк о единой причине в виде той сцены, где Сю даёт Хинако коробку с таблетками, меня совершенно не удовлетворяет. Как-то так)
Эта записка относится к подруге, а не к ГГ, у той лёгкий аутизм и боязнь темноты, что проявляется в катсцене их последней встречи. И на проблемах в семье с самого начала делается акцент, конфликт с подругами — это уже следствие плохих отношений с родными и постоянного стресса. В любом случае, не вижу смысла дальше обсуждать сюжет, пока не пройду NG+.
Я бы сказал, что лёгкий аутизм проявляется в той записке про бусик) Но ладно, тут я чего-то не усмотрел. А вот про боязнь темноты не понял (помню ту кат-сцену, но как-то вывода такого не сделал). Хотя у меня больше вопросов вызывает, в чём смысл сожжения своей подруги? Тип она её рили сожгла? В сцене, где показаны друзья-висельники Хинако, можно обратить внимание, что одно из тел как будто обгорело. Окей, а зачем Хинако вообще убивала эту девчонку с косичками? Ладно, Рэнко — она показана как соперница в борьбе за сердце Сю, но ту девчонку зачем было трогать? Короче, у меня всё ещё лежит в голове ворох вопросов к этому сюжету) К слову про НГ+, да, как будто часть значимых ответов целенаправленно загрузили туда, но игру я перепроходить пока точно не планирую, да и это не оправдывает пустоты в изначальном сценарии.