В медиакультуре очень часто мелькает стереотип о том, что мужчины, проходящие через кризис среднего возраста, очень часто находят отдушину в моделировании, в частности моделировании железных дорог и ландшафта вокруг. Чем ближе я к 30, тем больше понимаю, что стереотип взялся не из воздуха. Чем дальше, тем больше хочется в своей жизни контролировать хоть что-то, а вот такая вот игрушечная железная дорога вполне может помочь удовлетворить это желание хотя бы отчасти. Конечно у всех по-разному, но если все же душа тяготеет в эту сторону, то можно за гораздо меньшую цену достичь тех же целей в играх на подобие Railway Empire.
Здесь уже есть красивый ландшафт с городками, а наша задача, как игрока, проложить по этому ландшафту ж/д сеть, которая еще будет приносить денежки. В общем-то все просто. На первый взгляд. Игра в общем-то даже тебя обучает: строй вокзалы побольше, запасные пути, настраивай семафоры, будет тебе счастье. Ты впитываешь и довольный пускаешься выполнять задания в первой из сюжетных миссий (здесь есть небольшой сюжетец про трансконтинентальную железную дорогу в Америке 19 века). Но потом ты понимаешь, что то, что игра удосужилась рассказать прямым текстом - это всего лишь капля в море тех знаний, которые нужны, чтобы совладать с железнодорожной империей. Вместо того, чтобы напрямую рассказать обо всех тонкостях, игра поступает изящнее - на протяжении всей кампании она ставит тебя во все более жесткие рамки, победить в которых ты можешь только если будешь изучать механики игры глубже. Вторая миссия, к примеру, ставит тебя в условия, когда тебе нужно расширить город до 100000 населения. Вроде не сложно, поставляй товары, будет тебе счастье. Однако именно здесь я понял, что наиболее эффективно отправлять поезда от каждого предприятия, чтобы ресурс гарантировано поступал в город. Третья миссия ставит тебе непростую логистическую задачу, когда производство базового ресурса в одном конце карты, а перерабатывающее предприятие в городе на другом. Тебе приходится оптимизировать сеть, так чтобы ресурс попадал в овсе инстанции без задержек. Четвертая миссия ставит нас перед очень узкими временными рамками, так что оптимизация продолжается (именно здесь я понял, что эффективнее всего иметь по пути в каждом направлении, а станции с ресурсами размещать на отдельных ветках, а не на основной). И все в таком духе. К пятой миссии ты уже либо подойдешь мудрым железнодорожником, знающим как делать все быстро и точно, либо забросишь игру, сгорев от сложности.
Однако, процесс погружения в глубины механик все же скорее приятен чем нет. Все эти маленькие паровозики, шныряющие туда сюда, красивые сети, видные с высоты птичьего полета, просторы Америки 19 века, все это гипнотизирует, заставляя задержаться в игре еще на чуть-чуть. Так что в итоге, получается некоторая странная смесь из медитации и постоянной концентрации на процессе. Степень аддиктивности геймплея лично для меня сравнима с играми серии Civiliztion, когда ты не можешь оторваться от игры, просто потому что хочешь постоянно прогрессировать, а для этого тебе нужно всего то ничего, еще пара минут, которые потом растягиваются на пару часов.
Хотя конечно не обошлось из без минусов, причем достаточно существенных. Про нарочито мультяшный стиль я не буду рассуждать, это вкусовщина, кому-то он зайдет, однако есть проблемы и по серьезнее. Первая - нечестные боты. Да, в игре есть ИИ соперники, которые развивают свои сети параллельно твоей на той же карте. В теории, при особо успешной игре, их можно было бы поглотить, присоединив их сеть к своей, однако, каким-то чудом, даже не расширяя свою сеть больше твоей, цены за их компании растут в какой-то неприлично геометрической прогрессии. Вот она пока еще доступные 10000000, а вот ты отвернулся и цена скаканула до невозможных 40000000. В итоге, как ты не играй, ты не сможешь скупить чужие компании (разве что каким-то чудом) и будешь вынужден наблюдать хаос из разных переплетений сетей и постоянную конкуренцию за предприятия. Вторая ощутимая проблема - баги. Игре уже порядочно годиков, однако встречаются проблемы, когда вроде бы есть свободные пути, но состав упорно отказывается по ним ехать (даже если там есть семафор), блокирую еще два десятка составов. Благо эта проблема решается перестановкой семафоров (в те же положения). Однако, что меня раздражало куда сильнее, так это баги с сохранениями. Даже играя с одного устройства, заходя в меню кампании после прохождения очередной миссии, ты обнаруживаешь, что все кроме первой миссии закрыто и не пройдено. Заходя после этого в меню загрузки ты не обнаруживаешь своих сейвов ни в обычных, ни в облачных сохранений. К счастью помогает перезагрузка игры. Но вот если ты захочешь продолжить с другого устройства (наличие облачных сохранений как бы намекает на такую возможность), то тут не поможет даже переустановка игры - сейвы другое устройство отказывается видеть при любых шаманствах.
В конечном итоге, даже если учесть нечестный ИИ и баги, то это все еще более чем достойная, а главное крайне аддиктивная экономическая стратегия, причем довольно хорошо подходящая новичкам, т.к. механики хоть и достаточно глубоки прощупываются весьма быстро, причем игра продолжает приносить фан даже в процессе изучения оных, не душа тебя постоянными сообщениями, а позволяя понять где ты не прав и как это исправить.