1266 89 2524 731
Horizon: Zero Dawn

Рейтинг игры

3.9 3264
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Horizon: Zero Dawn
Все отзывы к игре
24 февраля
+2

Бриллиант снаружи - пластик внутри

Как-то выходит, что вокруг эксклюзивов Сони все время возникает какая-то особенно сильная шумиха, почти каждая из игр от внутренних студий вызывает цунами обсуждений и, зачастую, восторгов. И вот из-за этой самой шумихи, ожидания от подобных игр на самом деле какие-то запредельные, а это редко идет на пользу хотя бы каким-то проектам. В случае с Horizon, уже в начале прохождения ждешь что перед тобой будет какое-то откровение и в геймплее, и в сюжете, и в графике. И на самом деле, даже не смотря на то, что игре уже 8 лет, в двух из трех пунктов игра оправдывает даже сверхвысокие ожидания, а вот с одним из них лично у меня возникли проблемы. Но обо всем по порядку.

Конечно же, начну с очевидного: выглядит игра на самом деле сногсшибательно, даже удивительно что для игры уже выпустили ремастер (при том, по видео из ремастера там все еще круче смотрится, он не выглядит совсем ненужным). Тут все какое-то сверхдетализированное, сочное, яркое, хочется просто запускать игру и созерцать. Созерцать колышущуюся на ветру траву, огромные машины, ведущие себя почти также естественно, как дикие животные, пылевые бури в величественных каньонах, метели в холодных горах, людей в поселениях, их одеяния, проработанные до мелочей, милую внешность главной героини, в общем все что тут есть. Мне настолько красивый открытый мир до этого попадался только разве что в ассассинах (юнити и синдикате), но там были очень крутые города, а здесь невероятно красивая природа.

И что важнее, ведь у нас здесь все же игра, а не кино, здесь есть чем заняться, и более того, занятия здесь по большей части весьма увлекательные, хотя и не совсем в том смысле, в котором ожидаешь от подобной игры. В первую очередь здесь интересно охотиться на машины. Авторы проделали великолепную работу во всем, что касается машин вообще, но именно боевка это буквально бриллиант, украшающий игру. У Элой (главной героини) довольно серьезный выбор вооружения, но в основном это конечно же различные луки и пращи с разными типами снарядов. Обычные стрелы, бронебойные, огненные, ледяные, электрические, бомбы, растяжки, все это тоже с разными стихийными эффектами, и, что самое важное, это все здесь применимо на практике. У каждой машины не просто есть набор сопротивлений и уязвимостей, а целый набор составных частей, которые уязвимы к разным типам урона, части эти отстреливаются, повреждаются, искрят, воспламеняются, и так далее. Дальше - больше: почти каждая часть несет функциональный смысл для машины, т.е.  отстрелив турели, машина больше не сможет из них стрелять, что логично, попав в радар, машина потеряет возможность обнаружить героиню в стелсе и т.д. Ну и, например, попав электрической стрелой в энергоблок машину можно застанить на время, попав огненной в топливный бак, он взорвется, воспламенив машину. Это многообразие сочетаний работает на протяжении всей игры и делает каждую охоту или стычку просто запредельно увлекательной. Плюс ко всему, базовое управление и стрельба здесь очень удобные и приятные. Единственный момент, что стелс для меня довольно быстро потерял какой-либо смысл, т.к. он попросту скучный, если сравнивать с тем, насколько весело здесь драться в открытом бою. Хотя все равно не скажу, что стелс здесь однозначно неудачный, так как иногда я все же к нему прибегал, когда встреченные группы машин были ощутимо сильнее меня: тут можно повыдумывать хитрые западни и ловушки, грамотно использовав окружение и расставив растяжки или натравив хакнутую машину на сородичей (тут и так можно).

И вот совместив нереально красивый открытый мир и отличную боевую систему получаем, что просто находиться здесь, путешествовать по карте, исследуя метки, зачищая аванпосты и вышки и собирая коллекционные предметы, уже интересно. Я зачастую просто включал игру чтобы поаутировать после тяжелого рабочего дня, и мне не надоедало на протяжении (страшно сказать) как минимум часов тридцати-сорока (за это время я как раз зачистил карту в неторопливом режиме + прошел DLC), а это, я считаю, высшая степень похвальности для игр с открытым миром.

Но вот какое дело. Вы наверняка заметили, что я в своих диферамбах еще ни разу не заикнулся о сюжете и персонажах, хотя казалось бы это обычно оставляет впечатлений куда больше, чем тот же геймплей (у меня во всяком случае). Дело в том, что вот эта часть игры оставила у меня больше всего негатива. Сначала все же оговорюсь, что мир (лор игры) у авторов получился действительно классный, весь этот трайбал анутраж в совокупности с постапоком и роботами - это конечно все еще вау. Ну и история самого апокалипсиса получилась очень увлекательной и даже весьма свежей и неизбитой, что в наши времена важное достижение. Но вот все что касается основного сюжета, который нам подается непосредственно в катсценах и в течение основных миссий - это прямо вот... ну вот... ну совсем... не блещет.

Ни один персонаж, даже сама Элой, не вызывают никаких эмоций, их истории кажутся плоскими, а характеры однобокими. Ну хотя ладно, пара-тройка персонажей все же вызвали интерес (это Нил, охотник на людей, шаман Банук, который пил "кровь" машин и Сайленс), но на 50 часов игры это ну никуда не годится. В любом случае все они могут быть описаны словосочетанием из двух слов: добрый король, злой культист, мстящий брат, заложник обстоятельств и т.д.

А отсюда уже вытекает другая, более глобальная проблема: здесь есть только добро и зло, чего-то между здесь почти не бывает. Только наверное уже упомянутый Сайленс получился относительно осязаемым: рационалист, ищущий знаний, готовый ради них на все, но однако все еще способный на какую-то эмпатию по отношению к миру и старающийся исправить свои ошибки, пока они не привели к чему-то совсем страшному. Причем исправляет он все опять же не из эмпатии к миру, а из-за той же рациональности и немного из мести. Вот подобных персонажей хотелось бы видеть вокруг Элой, живых людей, которых интересно слушать и исследовать также как и окружающий мир. При том соглашусь, что самой Элой вовсе не обязательно быть драматическим персонажем, это все же протагонист-наблюдатель, но даже она получилась какой-то совсем однобокой, даже не смотря на возможность изредка отыграть одну из трех эмоций. Да даже в сюжете о предтечах персонажи не отличаются глубиной, это такие же архетипы, почти всегда придерживающиеся либо крайне положительной морали, либо крайне отрицательной. Тут исключением можно назвать разве что программиста, который разрабатывал Аида, там получилось тоже довольно архетипично, но все же какая-то искра живости в нем присутствует.

Но есть еще третий слой проблемы, который губит даже таких персонажей как Сайленс и Тейт (тот самый программист). Однако, предупрежу, что вот тут я уже совсем ступаю на почву субъективности и соглашаться со мной здесь не обязательно вовсе. В общем, проблема в повесточности. Ох. Ну вот я и дожил до того момента, когда я ругаюсь в обзоре на это и считаю это проблемой. Обычно у меня не возникает проблем с этой частью, я ее просто игнорирую, но все же здесь игнорировать ее не получается. В Horizon все просто пышет превосходством женщин и несостоятельностью мужчин. Будьте уверены, если вам встретился здесь мужской персонаж, то он обязательно будет раскритикован сценаристами, либо подан как чудной чудила, либо выставлен тряпкой и нытиком. При этом, если это женщина, то она почти всегда будет умной, сильной, смелой, доброй и вообще светочем этого мира (за редкими исключениями). Конечно я сгущаю краски, но все же, на протяжении всей игры меня преследовала мысль, что, по мнению сценаристов, главная проблема мира - это мужчины (причем чем белее мужчина, тем больше он проблема). Главзлодей, злобный помешанный культист - мужчина, зазнавшийся сексист, руководитель дома охотников - мужчина, безумный король, устраивавший кровавые набеги и жертвоприношения - мужчина, да даже чувак, который буквально устроил апокалипсис из жадности и глупости - мужчина (его еще в конце решили сделать совсем мерзким гадом, но это уже сильные спойлеры). А те мужчины, которые все же положительные - едва ли могут сделать что-то без женщин, а если и могут, то обязательно проявят свою гаденькую похотливую натуру в каком-нибудь диалоге. Эренд - так и пил бы не просыхая если бы не Элой, а после того как ему помогли превращается в какого-то совсем унылого нытика, распускающегося в глупой улыбке при виде Элой. Авад - едва ли стал бы королем, если бы не могучая Эрза, которая возвела его на трон, а после того как ему помогает Элой он буквально сразу же с ехидной улыбкой уговаривает ее стать своей "помощницей" (вроде бы безобидно, но по реакции самой Элой мы можем понять, какой смысл закладывают сюда сценаристы). Варл - вроде бы даже претендует на звание любовного интереса Элой, но ближе к финалу представляется сценаристами как тупая деревенщина, не способная воспринять Элой как человека, а только лишь как высшее существо, которой можно только поклоняться. Есть еще Сайленс, который весьма самодостаточен, умен и вообще-то довольно крут, но любой диалог Элой с ним показывает, что она едва ли воспринимает его лучше чем главзлодея, и ей просто приходится с ним общаться и если бы не общая цель, он бы давно уже получил копье промеж глаз за свою умность. И напротив, персонаж Элизабет Собек выглядит кем-то вроде Иисуса в юбке в мире тупых и злобных мужиков, которые этот самый мир и погубили.

Ну в общем, грустно как-то, особенно, что здесь есть все, чтобы встать нарративно на один уровень с сюжетами и персонажами, например, старой Bioware. Нужно просто было добавить немного полутонов во все происходящее и не акцентировать так сильно внимание на феминном превосходстве, и тогда бы это было бы просто великолепно, но имеем что имеем, отчего обидно. Здесь даже можно было бы оставить почти всех персонажей на своих местах и со своими функциями, просто добавив им чуть больше серой морали. Ну а акценты бы растворились сами, если бы вокруг не было столько идеализированных женских персонажей-статистов.

Кстати, еще одна деталь, которая довольно сильно вырвала меня из мира: почему, спустя тысячелетия после развития нового мира в узких социумах, вроде племен и небольших поселений, не стерлось расовое разнообразие? Почему в пределах одного племени, живущего довольно закрытым способом, за сотни лет все еще есть однозначно определяющиеся негроиды, монголоиды и европеоиды? Разве не должны были они уже сотню раз все перемешаться и подстроиться под окружающую природную среду? Вот вроде мелочь, но именно это тот первый акцент, на котором я сломался и стал замечать повесточные нарративы во всем мире Horizon.

Потрясающая графикаКлассная музыкаКруто реализованная боевкаОтличное разнообразие машинПочти идеальный открытый мир, находиться в котором интересно очень долгое времяУвлекательный лор и незатертый вариант апокалипсисаПлоские персонажиПолное отсутствие полутонов в нарративе: есть только добро и злоОчень сильно раздражающий акцент на феминном превосходстве и ущербности мужчинНевнятные второстепенные заданияНепонятно как сохранившееся расовое разнообразие в мире маленьких племен, существующих тысячи лет

Лучшие комментарии

Проверил по Вики, текущий цикл жизни идет с 2326 по 3040 год, т.е. 714 лет (в 2326 Илифия-9 выпустила людей). За такой период конечно не может быть речи об эволюционных изменениях в фенотипе (существенных во всяком случае), однако, банально путем скрещивания уже через десяток поколений внешность людей должна была свестись к чему-то усредненному, они должны бы по идее выглядеть все как, ну плюс-минус персы. Так или иначе, за 700 лет скрещивания с ограниченным количеством предков (сомневаюсь, что из ИЛИФИИ вышло больше 50 человек, судя по количеству мест в обучающей комнате АПОЛЛО), из наборов внешности уже однозначно бы пропали яркие представители вроде чисто черного негроида или голубоглазых блондинов (они кстати исчезли бы в первую очередь). Если бы люди предпочли оставаться внутри своих расовых групп, то с таким количеством предков неминуемо начались бы существенные мутации при близкородственном скрещивании, что привело бы к болезням и в целом возможному вымиранию, но как мы видим все здесь сильные, здоровые и вымирать не собираются. Я понимаю, что на момент выхода Horizon отсутствие репрезентативности могло бы сыграть злую шутку с игрой, но все равно, хотелось бы чуть больше логики в этом вопросе, а то все же выбивает из погружения (конечно я понимаю, что глупо требовать логики от очередного вымышленного мира, но обычно логичность составных частей и делает мир не «очередным», а запоминающимся, во всяком случае для меня).

Согласен практически со всем, хоть и читаю подобные претензии далеко не в первый раз. Я лично когда играл не придавал какого-то особого значения расовым и гендерным различиям персонажей. То, что в западной игровой индустрии существует т.н. «повесточка», к сожалению давно ни для кого не новость. Плюс, небольшую скидку, я думаю, можно сделать на то, что жанр игры для студии всё-таки новый.

Однако хочу отметить, что есть, конечно, некая недостаточность в обзорах, сделанных на игру спустя значительное время после релиза. Игра сравнивается и оценивается с высоты уже вышедших за это время проектов, временной контекст полностью отсутствует и зачастую невозможно понять, что именно в игре было такого крутого или особенного на момент выхода.

Этот вайб можно попытаться уловить посмотрев на YouTube реакцию игроков на E3 конференцию Playstation в 2016-м году, когда в первый раз нормально показали геймплей.

По поводу наличия рас. Могу наврать, но с момента катастрофы прошла, если не ошибаюсь, всего одна тысяча лет. Большая часть этого времени была потрачена на взлом роя и терраформирование планеты до состояния достаточного для заселения её людьми. Плюс, если вспомнить сюжет Forbidden West, то данная итерация нового человечества далеко не первая — к сожалению не помню точно сколько раз Аид запускал всё сначала.

В любом случае, речь идёт о десятках поколений, т.е. никакое «стирание расового разнообразия» за такой короткий срок попросту невозможно. Тем более что люди, вышедшие из Колыбелей, неминуемо и естественно сгруппировались по расовому признаку, даже находясь в одном «племени». Это, кстати, наглядно демонстрируют три верховных матриарха племени Нора, представляющие три разные этнические группы.

Ну и то, о чём можно не упоминать — отсутствие «репрезентативности» неминуемо сказалось бы на продажах игры, чего по понятным причинам странно было бы ожидать...

Количество мест в классе не показатель, надо знать точное число искуственных маток или мест в жилых помещениях, т.к. обучение могло идти в несколько смен или не каждый день. Давай считать, что Элизабет всё это знала и была в состоянии посчитать сколько человек должны выйти из каждой конкретной Колыбели.

Пусть то, что все люди в игре не выглядят как китайцы, будет её самой большой проблемой.

Мне другое интересно. Если Колыбель могла произвести клона Э.С., почему не может быть клона того же, скажем, Трэвиса Тейта?..

Почему же, думаю что может, предполагаю, что все альфы так или иначе подготовили свои ДНК аналогичным образом.

Я думаю, что я все проясню позицию, мне на самом деле не важно, какой расы люди вокруг Элой, мне важно, что этот элемент мира нелогичен и выбивает из погружения. Если бы авторы смогли бы как-то обосновать наличие такого многообразия в фенотипах, то я бы сказал «ок» и пошел бы тыкать машины дальше) И также замечу, что эта история с расами это действительно небольшая деталь, просто она первой бросилась мне в глаза, после чего я уже начал цепляться за другие, более критичные недостатки повествования.

Ну а я просто жду третью часть.

Я даже представить себе не могу, что такое эта Немезида и как она будет выглядеть, когда доберётся до Земли...

Ну а я когда-то доберусь и до второй) Может быть даже в этом году) Мир в игре все же получился ну очень красивым и интересным, несмотря на все мои фыркания, так что обязательно и в запретный запад поиграю)