Поеденная ржавчиной шестерня
Эксклюзивы Xbox 360 всегда держались на трёх столпах — Halo, Fable и Gears of War. И если с первыми двумя я ознакомился сполна, то серия Gears of War лично для меня вызывала минимальный интерес. «Квадратные мужики» и «мясной магазин» меня мало привлекали, но интерес ознакомиться всё же был. Оттого я сел и прошёл первую часть Gears of War. Играл на Xbox 360, как водится, ради аутентичного опыта без улучшений, которые мог бы дать ПК, обратка на Xbox Series или ремейк Ultimate Edition. Мультиплеер и кооператив мне тоже малоинтересны, поэтому рассказ пойдёт исключительно об одиночной сюжетной кампании.
Со старта игра мало что объясняет о своём сюжете. Главного героя — Маркуса Феникса, вытаскивают из тюрьмы, и нас сразу же бросают в пекло. Мы узнаём, что люди уже 14 лет ведут войну с подземной расой Локустов (или Саранчи), и война не приближается к развязке. Феникса и его друга и напарника Дома прикомандировывают к отряду Дельта и поручают найти отряд Альфа, с которым не так давно была потеряна связь. Альфа несла важную миссию и предмет — некий резонатор, способный разметить сеть локустовских туннелей и найти их логово, после чего люди смогут отправить ящерам пару ядерных приветов. На этом всё. Дальнейший сюжет разворачивается в рамках этой миссии и не развивает ни основной конфликт бесконечной войны, ни конфликт Феникса с командованием. Есть «неожиданный поворот», когда резонатор не сработал, но в одно мгновение рождается новый план, оставляя тебя в полном недоумении и с кучей вопросов — Откуда персонажи достали нужную информацию? Почему туннели ведут к фамильному особняку Фениксов? Что за лаборатория в его подвалах? Что за женский голос вещал за кадром? И вообще почему Феникс сидел в тюрьме? Игра не отвечает на эти вопросы, да и герои не спешат задаваться вопросами. Ведь есть куда более насущные проблемы — крошить орды Саранчи. У Gears of War получается представить интересный мир, частично напоминающий подобный Warhammer 40k, но сюжет кроме как банальным не назовёшь. Персонажи также глубокими не назвать. Плюс-минус каждый обладает какой-либо выделяющейся чертой, но за всю игру они не выходят за рамки очерченного образа.
С геймплеем же, напротив, проблем не так много. Gears of War, если не придумала жанр шутера с укрытиями, то точно привела его к великой народной любви. Феникс ловко, не под стать своей могучей комплекции, скачет меж укрытий. Изредка бывали случаи, что персонаж прилипал не к той стене или невовремя отлипал от неё, но не настолько критично, чтобы запороть весь процесс боя. Прицеливание и стрельба отменная, пушки выглядят и звучат хорошо, придраться не к чему. Разве что хвалёная бензопила «Лансера», хоть и дарила зрелищную расправу над зазевавшемся локустом, редко пригождалась как неотъемлемая melee-атака. Всё из-за того, что «Лансер» приходится заблаговременно заряжать, и удерживая кнопку, бежать на врага. Вот только любой полученный в этот момент урон сбивает анимацию бензопилы, оставляя тебя в крайне невыгодном положении. Поэтому часто попытки красиво покончить с ящером заканчивались для меня возвратом на чекпоинт. А убивают в Gears of War быстро, особенно на сложности Hardcore, на которой я игру и проходил. Описание сложности гласит: «Для тех, кто способен ставить хэдшоты». Что ж, я способен, но локусты это такие губки для пуль, что даже в голову приходилось тратить не меньше половины рожка, чтобы уложить одного. В бою, кстати, могут помогать напарники, контролируемые искусственным интеллектом. Иногда они даже кого-то убивают, но чаще сами умирают, едва начнётся бой, и остаются мигать индикатором на экране до самого его окончания. Поднимать их себе дороже — в процессе можно и самому пулю словить.
Что действительно у Epic вышло на славу, так это разнообразие ситуаций. Порой дают выбрать один из двух альтернативных путей, которые в итоге всё равно сойдутся, но в сингле это даёт повод перепройти иным маршрутом, а в коопе — разделиться и уже иначе найти возможность помогать друг другу. В каждой главе присутствует собственная уникальная геймплейная фича, не давая заскучать. Например, во втором акте, игроку предстоит перебегать от одного источника света к другому, поджигая канистры с топливом или двигая горящие автомобили, дабы не оказаться мгновенно сожранным роем летучих мышей. Или дадут прокатиться на броневике, время от времени останавливаясь, чтобы отбиться от этих самых мышей. Или запрут в тесном склепе с неубиваемым слепым монстром и заставят использовать его таранные атаки, чтобы пробить себе путь наружу, где ты сможешь эпично сжечь его лучом смерти с орбитального спутника. И это только в первых главах. Чтобы сильно не спойлерить, скажу, что удивил меня совершенно неожиданный практически хоррор-эпизод, как нельзя кстати разбавивший серую шутерную обыденность.
Кстати о серости, поговорим о графике, дизайне и производительности. Ох уж, эти серые шутеры 00-х. Серое всё: окружение, герои, враги. Все краски спектра вышли из чата. Дизайн локаций тем не менее выполнен на отменном уровне. Руины монструозных строений, заброшенные дома и переулки, подземные шахты, всё выглядит достойно и какой-либо фальши в том, как спроектированы локации я не приметил. И вы можете, конечно, сказать, что «квадратные мужики» это гротеск, но по-моему выглядят они потешно на фоне совершенно нормальных NPC.
С производительностью на Xbox 360 всё вполне неплохо, но есть один жирный нюанс. В геймплее кадровая частота держится стабильно (тесты из интернета указывают, что игра работает в 30 fps), к чему у меня претензий нет, но в катсценах кадры падают аж вдвое. Я не придирчив к счетчику кадров и даже редкие просадки на зачастую не различаю, но в такие моменты наблюдать натуральное слайдшоу неприятно. Особенно учитывая местную постановку, которая любит трясущуюся камеру, быстрые смены планов, слоу-мо.
Что же в итоге? Что сделало Gears of War такой популярной? Мой ответ — мультиплеер и геймплей.
Да, играл я один, но видно, как игра задизайнена с учётом кооперативного прохождения. Боевые арены и альтернативные маршруты выстроены так, что один игрок всегда может прикрыть второго. В былые годы один мой друг, любитель сессионных шутанов, постоянно играл в режим «Орда», и не переставал говорить какой он крутой.
На мой взгляд, однопользовательской кампании не хватает более продуманного сюжета, и хотя мир продуман, не хватает более продуманного погружения игрока в этот мир и объяснения некоторых событий. Тем не менее крепко скроенная шутерная механика, отменный дизайн, зрелищные сражения и разнообразные ситуации превозносят Gears of War из проходняковой полосы в крепкое «Похвально».
Лучшие комментарии