Первая сюжетная фантазия
Наверное, это можно считать за байт - конечно, какой-то сюжет был и во всех предыдущих играх серии. Но, начиная с четвёрки, он начал обретать ту форму, к которой привык современный игрок, перестав быть просто оправданием для очередного спасения мира. Что, в общем-то, повлекло другие проблемы.
Начинается игра... многообещающе. Боевой флот воздушных кораблей летит штурмовать чужую страну. Солдаты и их командир, Сесил, в смятении - они не понимают сути приказа, не хотят убивать мирных граждан, но долг перед королём не даёт чёрному рыцарю оспорить данный приказ.
И такими метаниями героев наполнена... первая треть сюжета. FF4 даёт куда более чёткое понимание того, за кого мы играем, прописывая каждому герою свой конфликт, из-за чего за историей следить довольно интересно - тем более, что завязка наполнена дворцовыми интригами, предательствами и внезапными поворотами. Только вот... прозвучит странно, но в старых Final Fantasy многовато "фентези". Вот и здесь, после действительно неплохого пролога, всё снова скатывается в древние пророчества об избранном, защиту четырёх кристаллов от сил зла и прочие клише, набившие оскомину ещё в предыдущих частях.
И, окей, клише не плохи сами по себе - даже если игра заимствует тропы из ЗВ, наверняка набившие всем оскомину ещё 10 лет назад, в год выхода фильма. Но из-за того, как они написаны, лично у меня возникал диссонанс с действиями основного протагониста, Сесила - для него эта история была куда более личной, чем для меня, да ещё внезапно объявился второй, поначалу скрытый злодей, скрывающийся на большом сферическом объекте, подвешенном на орбите планеты, о котором до этого не упоминали. Палыч, ты?
На этом этапе я немного жалею, что начал знакомиться с Final Fantasy с пиксель ремастеров - вики подсказывает мне, что в более поздних версиях был эпилог, рассказывавший про события N-лет спустя, и дававший другой взгляд на всю ситуацию (пиксель-ремастеры включают только контент оригинальной игры). На бумаге звучало неплохо, и, возможно, он бы сгладил дурное послевкусие после финала основной игры... но, что было, то было.
Из хорошего, напоследок, отмечу этот самый эпилог в основной игре - наконец FF не просто говорит, что всё было "долго и счастливо", а даёт полноценный обзор того, что случилось с героями после путешествия. Приятная мелочь.
Впрочем, что мы всё о сюжете (и кому, кроме меня, он вообще нужен), давайте об игровом процессе. А тут всё... неплохо. Во-первых, в квадриквел, из прошлой части, перекочевала система профессий, но видоизменённая. Теперь каждая профессия закреплена за определённым героем, и менять её нельзя, но, в силу сюжетных обстоятельств, 5 слотов для персонажей всё время заполняются новыми лицами. Кто-то из них полезнее, кто-то бесполезнее, но игра автоматом снаряжает новых героев лучшим обмундированием и прокачкой, поэтому это не так фрустрирует, как в прошлой игре - идея работает на развлечение игрока, заставляя всё время менять стратегию под разных персонажей. Да ещё и снаряжение с ушедших товарищей остаётся в сумке, привет FF2.
Продолжая тему прокачки: она, в целом, стала куда приятнее. Теперь не нужно искать магию, персонажи сами осваивают новые заклинания по мере прокачки уровней. Да и случайных битв стало гораздо меньше - почти всегда, в открытом мире, группе дают какой-то транспорт с защитой от чудовищ. Я даже, почти, не выключал стычки при прохождении (хотя пару раз пришлось подкачаться, т.к. сюжетные боссы оказались слишком сильными).
Во-вторых, начиная с FF4, в серии дебютировала активная боевая система. В чём суть: теперь порядок ходов в бою определяется не только показателями героев, но и шкалой внизу экрана, при заполнении которой тем даётся право сделать ход. Собственно, показатели теперь влияют на скорость её заполнения. При этом время в бою не останавливается - пока игрок думает, что сделать, враг успеет заполнить полоску и атаковать его вне очереди (можно включить паузу при выборе предметов и заклинаний, и на том спасибо). Полагаю, это было сделано, чтобы игра стала более "динамичной"... не, не сработало. В бою с обычными врагами новая механика не особо играет роль, а пара боссов, под которых эта система делалась, ну... в общем, в будущих частях будет реализовано лучше, наверное. В FF4 она нужна только для того, чтобы заставить игрока подождать переключения между двумя фазами боя, в которых у врага отличаются приёмы.
И... мне даже добавить нечего. Если вторая и третья часть запомнились хоть чем-то, то четвёртая, спустя неделю, почти выветрилась из памяти. Забегая наперёд, пятая часть куда лучше поработала со многими вещами, ранее введёнными в серию, но о ней мы поговорим чуть позже. У игры ещё есть шанс меня разочаровать.
Это была "почти" хорошая, с моей колокольни, часть серии Final Fantasy. Не без огрехов, франшиза начала обретать тот облик, за который её, наверное, и любят, именно с этой части.
Лучшие комментарии
Игре уже 33 года. Зерон:
Так вроде понятно что речь про оригинальную трилогию ЗВ, на релизе оригинальной игры, как раз лет десять всего прошло
Десятилетней давности относительно времени выхода игры. Ну и говоря, что «ну, тогда так писали», ты принижаешь произведения того времени. Конечно, игры тогда писали довольно просто, но та же манга переживала ренессанс как раз с середины восьмидесятых (и в пятёрке это влияние уже заметно — сюжет там детский, но куда более комплексный).
Ну и проблема даже не в самом клише, а в том, как этот сюжетный твист подаётся.
Вот смотри (спойлеры): в какой-то момент игры нас предаёт Каин. Конечно, дальше окажется, что он находился под контролем врага и вообще не виноват, но… а зачем тогда было, между делом, пробрасывать Розе фразу, которая намекает на то, что он предал Сесила из ревности к их отношениям? Дальше эта тема вообще никак не упоминается, и он прямо говорит, что находился под полным контролем.
Или другой момент: окей, я смирился с тем, что местный злодей (Голбез, кажется) берётся в истории из ниоткуда. Но… а почему было не пробросить имя истинного антагониста в диалогах с четырьмя элементалями? Они, как потом выяснится, подчиняются именно ему, а не его прокси, и это был бы хороший вброс, который плавно ввёл бы его в историю. Но нет, мы наблюдаем обеление антагониста в последней трети истории, которое даже не кончается его трагической смертью — только затем, чтобы ввести ещё большее зло, показав его только в финальной кат-сцене.
Ну и тема с древним пророчеством, в контексте общего сюжета, слегка не работает — конечно, она находится в контексте того, что для местных аборигенов технологии с Луны сродни магии, но тогда появление того же голема вызывает вопросы — вы остались на Луне, чтобы подождать развития жизни на планете, но зачем-то оставили там нечто, что может выжечь её под корень? Зачем?!
Потому что в душе он действительно ревновал. И поэтому его так легко было взять под контроль, из-за негативных чувств. И поэтому Каин не пришёл на свадьбу, потому что не хотел являться к ним пока не переборет себя.
Узнаешь скоро.
Я не очень помню его финальный монолог, но вроде он не вернулся из-за желания превзойти своего отца и искупить вину за содеянное перед собой же. Т.е. на гору он пошёл, чтобы тренироваться, как Сесил.
И опять же — у меня не было бы к этому претензий, не будь в тексте сказано, что он находился под полным контролем. Т.е. главгад, в теле Каина, сказал это только по одной причине — обмануть игрока. Это же, в общем-то, касается и Голбеза — в конце есть фраза про то, что «ты вступил на путь тьмы», из-за чего он и не может использовать силу кристалла, но игра вообще никак не говорит, кем он был до событий игры, и как на этот путь встал.
Всем болотом ждём. Учитывая историю дополнения — видимо Вавилонская башня окажется творением с той стороны. Или они запихали сюжет в какую-нибудь новеллизацию, что ещё хуже.
P.S.: надеюсь они ещё пояснят, как Голбез, будучи рукой, вообще умудрился выжить