Интересное начало, унылый конец
Мною была пройдена «игра года 2022» под названием Elden Ring. Игра, про которую я слышал чуть ли не из каждого утюга, её все постоянно хвалили, обсуждали и, казалось, что игра действительно достойна звания игры года. Правда, находились и более умные ребята, что писали про одинаковых боссов, про неинтересный открытый мир и прочие недостатки. Кто же из них прав, а кто заблуждается? У меня на этот вопрос свой ответ, который одновременно и угождает, и противоречит обеим сторонам.
Начнём с самого начала, создаём персонажа, после появляемся в каком-то помещении... Мы качаем фиксы, чтобы разблокировать FPS и расширить экран для Ultrawide монитора(Flawless widescreen). В 2022 году в играх до сих присутствует 60 FPS лок и отсутствует поддержка ультрашироких экранов... Продолжим. Мы появляемся в каком-то помещении идём вперёд несколько десятков шагов и натыкаемся на босса, которого неопытный игрок одолеть не сможет, а значит мы умираем, более того, так задумано, что даже после победы над боссом персонаж игрока должен умереть. После возрождения появляемся в пещере, проходим простенькое обучение и выходим в открытый мир. Теперь мы вольны идти куда хотим, сражаться с кем хотим, но сражаться пока смысла нет. По неведомой мне причине, игрок должен сперва активировать несколько мест благодати aka костров, чтобы к нему пришла девушка по имени Мелина и открыла возможность прокачиваться.
Честно, не понимаю зачем это надо, это убивает смысл в убийстве мобов, потому что полученные руны aka души некуда тратить, кроме как на покупку всякой ерунды. Что же, открываем возможность прокачиваться и начинаем фармить уровни. И это очень важно, ведь Elden Ring – самая обычная игра, только она этого старательно не показывает. На самом деле, если прокачка персонажа слишком низкая, то в высокоуровневых локациях над противниками просто висит черепок, просто невидимый для игрока. Нет никакого смысла идти к первому сюжетному боссу без прокачки, битва будет банально на износ, и вы скорее заучите наизусть мувсет босса и пройдёте его практически без получения урона, потратив перед этим уйму времени. И так можно пройти абсолютно любого босса, даже голым с дубинкой в руках. Но это уже для тех, кому нечем больше себя занять. В нормальном же прохождении мы начинаем исследовать локации в поисках экипировки и фарма опыта.
Исследование
На начальных этапах вполне интересно исследовать локации, находить различный лут, одевать персонажа в новые тряпки и выдавать ему новые ковырялки противников. Но потом это всё теряет всякий смысл. Расскажу свою ситуацию: я знал в какую игру шёл, поэтому заранее нашёл себе нужный билд и понимал, что если мне что-то нужно, то проще найти это в гугле, чем самому в игре. Я просто смотрел что мне нужно и шёл, пропуская мимо весь контент игры, к нужным вещам, чтобы позже вернуться и проходить контент уже с тем, что мне нужно. И если на броню, в целом, плевать, она здесь бесполезна, но об этом позже, то вот оружие – другое дело. В игре всюду раскиданы материалы для усиления оружия, но их, на самом деле, всегда мало, по крайней мере в первой половине игры, и тратить драгоценные материалы на каждую попавшуюся тебе ковырялку – расточительство. Посему даже игрок без гайдов быстро поймёт, что прокачивать всё подряд не стоит и остановиться на прокачке полюбившегося больше всего оружия, из-за чего потеряет интерес к любому луту, кроме нужных камней усиления и талисманов, это местные кольца, что дают весьма полезные баффы. Также ещё полезны мечевидные ключи, что открывают доступ к запертым местам. Помимо этого лута, весь остальной лут – бесполезен. В игре есть крафт, но я крафтил один раз за всё время и то для квеста, следовательно, я считаю крафт материалы мусором. Разве что, вспомнил, есть ещё один полезный лут – прах, это навыки, которые можно применять к обычному оружию. Эти навыки позволяют поменять способность оружия. Появляется новый удар или что-нибудь иное в боёвке. Вернусь к броне. К сожалению, здесь это чуть ли не косметический предмет, самый полезный стат у брони – это «Баланс», он нужен для того, чтобы в очередной раз, после получения по харе твой персонаж не застанился. Все же остальные статы не несут какого-то особого смысла, даже если одеться по максимуму, то броня будет впитывать в себя 10-15%, по ощущениям, урона от ударов. На некоторых боссах проще бегать голышом, чтобы увеличить расстояние переката и его кадров неуязвимости, чем пытаться пережить шквал ударов. Свойства переката зависят от веса на персонаже, поэтому уж совсем тяжелую броню и вовсе нет смысла носить, разве что с талисманами на переносимый вес. И плюсом к этому броня ещё никак не прокачивается. Большая редкость, но порой на броне есть особенности, которые, к примеру, в моём случае усиливали силу атаки персонажа на 10%, когда кто-либо в небольшом радиусе от персонажа истекал кровью. Ну и главная проблема исследования – враги постоянно возрождаются. Абсолютно ужасная фишка, которая убивает всякое желание сражаться с рядовыми врагами. Первые часы это ещё и может захватывать, но потом, когда ты уже найдёшь нормальное место для фарма опыта, это только раздражает. Бессмысленная трата времени и сил на унылых противников, которые в большинстве своём просто закликиваются. Из-за этого заходить во всякие руины и прочие места, где нет боссов, желания не находится.
Гайды
Стоит ли играть самому или же по гайдам, не испортят ли они впечатления от игры? Поначалу я думал, что испортил своё прохождение гайдами, но нет, только улучшил. Вся игра довольно запутанная, некоторый лут спрятан так, что, не потыкавшись во все стены и не посмотрев в каждый обрыв, ты его вряд ли найдёшь. Квесты, что отдельная тема, без гайдов тоже не пройти, только случайно. Да и билд собирать самому на первых порах не вижу особого смысла, лучше уж на половине игры начинать экспериментировать, когда уже начнёшь понимать что к чему и шмоток много накапливается. Ну а ещё на вики написан сюжет, потому как в игре…
Сюжет
Квесты
Ну даже по гайдам их делать не интересно, а без них выполнить чуть ли не только за счёт удачи. Банальный пример, персонаж с нужным мне лутом, дамочка, что лежит раненная в храме. Первый квест вполне простой, она рассказывает мужика неподалёку, тот даёт лекарство, потом возвращаемся, отдаём лекарство, ждём, потом говорим, потом снова к мужику. Находим на хате у мужика, и она говорит, что она отправится в путешествие. Потом её можно найти на Плато Альтус чуть ли не случайном месте. Никаких намёков на то, что её можно будет найти там я не обнаружил. Из всех квестов разве что квест Ранни прикольный, потому что проводит по подземным локациям. Ну а ещё на ней женишься. Других я как-то не запомнил, да и вообще игру как сюжетную воспринимать сложно. Я так и не понял, что там надо было этой Ранни, что она сделала и что там в эпохе Звёзд. Да и с такой подачей не особо и интересно то следить за сюжетной частью, если честно. Зато на Вики всё написано, даже понятным языком. Но в целом верю, что если понять весь лор и сюжет, то может даже понравится.
Боёвка
Очень часто я вижу, как люди хвалят боёвку дс, говоря, что это лучшая боевая система из всех игр. Бред. Вся боёвка завязана на противниках, ты ищешь к нему подход, а потом просто уворачиваешься от его атак и бьёшь в окна для нанесения урона. Вот и вся боёвка, завязана на две кнопки: уворот и удар. Все остальное: парирование, сильный удар, заряженный сильный удар, навыки и заряженные навыки скорее только навредят, чем принесут пользу. Слишком большие риски и слишком маленькое вознаграждение. Ну и всё, мне нечего больше рассказать про боёвку. Даже комбо никаких нет, кроме продолжающегося простого удара(атака, атака, атака), скука.
Боссы
Самая важная часть соулсов. И в своём большинстве, боссы в Elden Ring – говно. Они либо сломаны, либо огромные, либо не дают челленджа. Я поделил боссов на плохих, нормальных и хороших. Поскольку проще перечислить хороших, то я назову только их: Годрик Сторукий, Морготт, Мог, Маликет, Маргит, Зверочеловек из Фарум-Азулы(хороший босс для начального этапа), Родич Чёрного Клинка и, хоть и не уверен от того, что на тот момент я уже просто хотел пройти игру, Радагон из Золотого порядка. Хороший босс для меня тот, что имеет интересный и адекватный мувсет, т.е. у него нет атак, от которых невозможно уклониться, босс не засирает экран различными эффектами, он относительно нормального размера и всегда видно, что босс собирается делать. Короче говоря, босс интуитивен, но не прост. Нормальных боссов, которые хотя бы на половину соответствуют этим критериям, не так много, даже мало. Но если бы плохие боссы были проблемой один раз, но они могут быть проблемой до 10 и более раз, ведь они постоянно реюзаются. И порой не только в виде боссов, а ещё и в виде просто мобов.
Маления… Прекрасный босс… Если бы не атака «Водный танец» или как там его, от которого,можно сказать, невозможно увернуться. К сожалению, весь хайп босса как раз из-за этой атаки, без неё босс был бы отличным, действительно лучшим в игре. Саунд у неё самый лучший в игре, кстати.
Саундтрек
Malenia, Blade of Miquella – очень красиво.
Остальное не запомнилось
Визуал
Наконец-то есть за что похвалить игру. Награда TGA за арт-дизайн, которую получил Elden Ring – абсолютно точно заслуженная. Виды просто поражают своей красотой и монументальностью. Картинка попросту завораживает. Порой замираешь от того, как красиво падает солнечный свет рано утром на руины. От того, как туман расстелился над Озёрной Лиурнией. А закрытые локации, ммм… Особенно запомнилась Академия Райи Лукарии, невероятно красивое место, полюбилось мне больше всего.
Подземные локации тоже стоят упоминания, да вообще по всей игре открываются невероятные виды. Тут я могу только хвалить, ругать не за что. Невероятная работа художников, они заслужили свой хлеб за этот титанический труд. Все локации крайне детализированные, каждый фасад замка можно разглядывать и дивиться с того, как он кропотливо нарисован. Такое обычно происходит, когда видишь работы величайших архитекторов человечества.
И красиво в игре не только на локациях, но и на персонаже, а именно различная броня и оружие, которые также детализированы. В игре так много красивой брони и оружия, что хочется просто ради внешнего вида начать использовать и носить эти вещи. Лично я, после победы над Маликетом, так и сделал: пожертвовал характеристиками и внешнего вида ради надел его броню.
Итог
Ещё хотел бы отметить продолжительность игры – через чур огромная. Игру надо было делать в 2 раза короче, потому что, как минимум, на 30-ом часу она мне не успела наскучить. А вот после 50-го пропало всякое желание исследовать мир. И ещё мелочь, которую я просто не понял и смеялся каждый раз с глупости данного решения. В общем, каждый раз, когда персонаж-нпс в игре умирает, с него можно подобрать лут. Но если он умер во время диалога, то получить лут нельзя, надо вернуться к месту благодати и просто снова придти к персонажу. Зачем? В чём проблема дать лут сразу? Ну у меня даже логический ответ не находится.
Игра ли года? Точно нет. Я не знаю как это можно назвать игрой года. Уж лучше бы нинтендо отдали награду, было бы меньше вопросов. Самое обидное, что поначалу мне игра нравилась, но, к сожалению, с каждым часом во второй половине игры она раскрывала все свои минусы с реактивной скоростью. Всё чаще встречались реюзы локаций, мобов, боссов. Всё это крайне испортило впечатление от игры. Игра не плохая, но и не хорошая, просто очень средняя. Рекомендовать игру не могу, разве что только для ознакомления с миром соулс-лайков, это лучший вариант, что я тоже не рекомендую от себя лично, но… Фанатов очень много, так что шанс того, что вам зайдёт имеется. Так что на ваше решение.
Лучшие комментарии
Как обладатель самого залайканного отзыва к кольцу — со всем согласен
Про боевку, если кратко, то конкретно эта игра именно про мувсеты (набор атак) но не только боссов, а прежде всего персонажа в выбранной экипировке. Механики скиллсетов в серии Souls не было никогда. Броня в игре крайне полезна, потому-что бустит определенные резисты и перки в определенных ситуациях.
Если вы действительно знали какую игру выбрали, то должны были знать эти ключевые особенности и тогда не приравнивали бы игру к «интуитивно понятному» Ведьмаку, например, или среднестатистической корейской онлайн-гриндилке. RPG жанр давно разбился на огромное кол-во поджанров, где определяющими являются уже конкретные доминирующие или отсутствующие механики, а не общая концепция.
Про Малению: в интернетах полно видосов выкатывали уже через неделю-две после релиза, где от атак Малении не только успешно уворачивались, но успешно парировали и даже выбивали баланс.