В своих многочисленных прохождениях этой игры я не раз ловил себя на мыслях о том, насколько хорошо Mankind Divided представила свои ключевые темы в первой же главе. Механический апартеид - когда улучшенные люди стали подклассом цивилизации, доведя общество, и без того напряженное после «Инцидента» до грани гражданской войны, - проникает в каждое взаимодействие ,каждый диалог, каждый квест. И это дразняще. В результате я вместо беготни по сюжетным рельсам исследовал все побочные миссии, которые мог найти. К сожалению, после первой главы то, что начиналось как медленное и продуманное развитие очень интригующей истории, превращается в неуклюжий и поспешный спринт до самого неестественного конца.
Но в первую очередь Mankind Divided живет и процветает благодаря Human Revolution: ключевые механики изменились мало, их просто привели в соответствие с духом времени. Все достоинства предшественницы MD сохранила в полном объеме, даже прибавила, а поэтому нет ничего плохого в том, что в своей основе это та же игра, что и в 2011 году.
Но и это не главное. Фанаты ,а тперь и все остальные ,в курсе, что Human Revolution сам Уоррен Спектор в свое время ругал за драки с боссами ,которых нельзя избежать —
кто не в курсе, в самом первом Deus Ex и то можно было обойтись без кровопролития... Так вот, в Mankind Divided тоже можно :)) Все важные ждля сюжета враги убалтываются с помощью специмального импланта, что позволяет вовсе не расчехлять стволы.
ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ МОЖЕТ В МНОГОБУКОВ: На самом деле неприятных отличий Mankind Divided от Human Revolution всего два - отвратительная политика микротранзакций издателя и оборванный сюжет. По остальным фронтам Разделённое Человечество сделало уверенный шаг вперёд. Картинка сочная, стелс и RPG-элементы страсть как хороши. Дизайн локаций с иммерсив-сим составляющей один из лучших в своём роде. Неизменным остался один самый главный недостаток даже не конкретно этой игры ,а всей серии - абсолютно примитивный, тупой как пробка, ИИ противника. В остальном шедевр, однозначно!
Вернемся к игре— Deus Ex Mankind Divided на самом деле хороша, и мне очень нравится. Мир будущего, ксенофобия, ущемления прав иных, непохожих на обычных людей, политика, пропаганда, лживые СМИ, так или иначе доносящие до своих граждан информацию, которая показывает, как видят мир будущего люди, принимающие ключевые решения, затрагивающие судьбу как отдельных стран, так и практически всей человеческой цивилизации, притом что публикации эти совсем не отдают словом «перспектива» — этот мир до боли напоминает мне наш с вами сегодняшний, ныне существующий, в котором мы с вами живем. И, скорее всего, именно в этом и кроется причина успеха этой игры и популярности жанра в целом, причина желания находиться в игровом мире, возвращаться в него снова, и снова, и снова. Кто знает?
Однако, как я писал выше, Mankind Divided помимо того что один из лучших представителей серии и жанра - еще и отличный иммерсивный симулятор с одним из лучших дизайнов уровней в серии, удивительно богатым сеттингом и разнообразным набором дополнений для экспериментов. Жаль только, что сюжет игры недостаточно проработан, чтобы объединить всё это воедино. И хотя заметно, что разработчики явно много работали над Прагой, отсутствие второго городского центра(а в игре большая часть сюжетных событий происходит исключительно в Праге) было лично для меня большим разочарованием. Эта игра, как и предыдущая Deus Ex, по-прежнему остается на высоте, но Mankind Divided, на мой взгляд, ближе, чем когда-либо, к достижению идеала.
И можно, конечно, оставить за скобками невыполненные разработчиками обещания по контенту игры, Denuvo и лютый донат, впихнутые в игру в последнюю очередь, пятимесячный перенос релиза, мнимой вариативности, сводящейся к одному единственному(!) сложному выбору в десятой главе (из двенадцати), использование историй из нашего реального мира для создания в игре контекста сегрегации и предрассудков, на вроде лозунгов «дополненная жизнь» на плакатах, питьевых фонтанов с пометками «augs» и «naturals» (для черных - для белых? то есть) — ну, как будто сценаристы постоянно тыкают тебя в бок и говорят: «Понял аллегорию?»...
Можно. Но тут важно понимать, что научная фантастика, особенно в жанре «Киберпанк», просто таки обязана быть зеркалом нашего собственного общества, чтобы раскрыть что-то о нем. Но Mankind Divided попросту не может сказать ничего интересного, а его политические и социальные комментарии настолько банальны, насколько это вообще возможно.В игре нет никакого посыла - кроме, возможно, «предрассудки - это плохо», игра не раскрывает никакой скрытой правды, ни о чем. И это, пожалуй, главная проблема игры,потому что я глубоко убежден, что этот сеттинг - наиболее благодатная почва для великолепной истории.
В итоге же, можно сказать определенно только одно: Миры, которые позволяет построить сеттинг Deus Ex, невероятны и сами по себе: в них просто нужно научиться рассказывать истории получше...
В конце концов, как сказал когда-то Джордж Оруэлл в своем знаменитом романе «1984»: Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
Так вот, Deus Ex Mankind Divided™ своим существованием очень ярко и наглядно правильность этих слов демонстрирует. И одно это почти бесценно...
19 мая 2023
Лучшие комментарии
Насчёт скрытой правды в сюжете не согласен:
В игре есть ОЧЕНЬ много намёков, как косвенных, так и прямых, на то, что Адам под наблюдением, что в его команде есть предатель. И это всё находится в открытом мире, в доп. квестах. Например, доп. квест, связанный с новыми аугментациями Адама, является одной из самых главных зацепок. И до сих пор строют и опровергают теории о том, что Дженсен в MD клон или нет и прочее.
Также насчёт темы противостояния обычных людей и аугов не могу не высказаться, ибо в игре нет посыла, мол предрассудки это плохо. Игра именно показывает взглядов конфликт, где обычные люди, после случая с их безумием, начали их опасаться и ненавидеть, ибо люди не знают, что ауги в этом не замешаны, а сами ауги пытаются с этим бороться и конфликт обостряется Иллюминатами. Чёрт, в начальной катсцене на станции метро, Дженсен произносит, что если относиться к людям как к животным, они и будут вести себя как животные и именно это звучит как одна из моралей игры. Люди, у которых изначально были предрассудки с момента HR, лишь убедились в них. По моему мнению, сюжет, это пример того, как 1 масштабный случай может кардинально поменять мировозрение.
Первый раз, когда я пишу почти целую статью под видос коммента. В остальном, отзыв крутой