Я долго раздумывал над тем, стоит ли платить около 300 рублей за бумерский шутер, да ещё и в пиксельной графике, когда я не являюсь фанатом ни первого, ни второго. С другой стороны, шутеры как таковые мне нравятся. В итоге необычайно высокий рейтинг в Стиме – 98% положительных отзывов – и порешал. Нужно признать, что 98% положительный рейтинг игра имеет не случайно, т.е. вполне заслужено. Как-то странно получается, пиксельные шутеры получают просто неимоверный положительный рейтинг, а шутеры с супер-пупер графикой хорошо если получат хотя бы не менее 80% положительный рейтинг. Как так?
Начнём с пиксельной графики, которая всё же, как говорится, на любителя. Что ж, реализовано действительно хорошо. Все элементы дизайна не сливаются друг с другом, и в целом пиксельная картинка смотрится добротно. Добавляет ли она саспенс-ауре, сказать трудно, но если сравнивать с другими похожими шутерами, а именно с DUSK и Blood Fresh Supply, то CULTIC, с моей точки зрения, уделывает эти две игры в разы. Да, я понимаю, что прямо все эти игры нельзя сравнивать, но всё же они ближе стоят к CULTIC, чем тот же FarCray или Crysis, не так ли? Я, кстати, сравниваю эту игру не только по графическому показателю, но и по опыту от стрельбы, качеству сделанных локаций и пр. По всем этим параметрам CULTIC обходит DUSK и Blood Fresh Supply. Пожалуй только в AMID EVIL локации сделаны в разы круче, благодаря чему AMID EVIL не оставляет вообще никаких шансов какому-угодно шутеру. Но вернёмся к CULTIC. Итак, графика тут довольно неплохая (картинка довольно чёткая) и приятная глазу (удивительно, но даже лучше чем в DUSK и Blood Fresh Supply). Да, палитра тут довольно тёмная и приглушённая, но это уже не вина графического движка, а сюжет. Кстати о сюжете.
Сюжет тут есть и он на редкость не плохой. Хотя да, можно было бы сделать его более закрученным, однако зададимся в таком случаи вопросом: а кто его вообще будет читать? Всё же перед нами не Chernobylite, где сюжет и текст были основными элементами игры, а игра по типу Doom, когда сам настрой стимулирует двигаться, а не стоять и читать записки. Да, записки тут есть и их довольно много для такой игры. Я прочитал все что нашёл и могу сказать, что на сегодняшний день это лучшее, что я видел в плане сюжета в таких вот играх. Да, сюжет есть и в DUSK и в Blood Fresh Supply, AMID EVIL и даже в Duke Nukem 3D, вот только во всех этих четырёх играх он очень и очень слабый. Тут он более многообещающий, но такой же нечёткий что ли. Мы являемся бывшим полицейским, который расследовал дела о пропаже людей. Несмотря на то, что по некой причине нас уволили со службы, мы продолжаем расследовать массовую пропажу людей. В определённый момент нити начинают указывать на некое заброшенное здание, который внешне походит то ли на старинный особняк то ли на психиатрическую лечебницу. Мы подъезжаем к воротам этого особняка и... нас оглушают чем-то тяжёлым. Примерно так я понял сюжет. В игре есть записки, которые оставлены неким другим человеком и вот они вносят некоторую сумятицу, т.к. изначально я думал, что эти записки и оставил тот самый бывший полицейский. В общем, не совсем ясно (в вышеназванных трёх-четырёх играх сюжет раскрывается не лучше, так что...). Мы начинаем расследование, которое приводится нас к существованию некого культа, последователи которого очень агрессивные.
Геймплей. Пожалуй, наравне с локациями, это главное достижение игры. Отстреливать врагов – фактически чпокать – в игре очень и очень приятно. Оружия тут много, оно самое разнообразное (не только в плане визуальной составляющей) и оно чувствуется. Это не такое уж и распространённое явление, поэтому могу предположить, что игра многим «зашла» именно по этой причине. Тут нужно отметить, что не только враги тут очень больно «бьют», но и мы можем чуть ли не с километра «попасть в яблочко». Фактически основной способ убийства противников тут это снос голов, причём неважно, какое у вас в этот момент оружие. В общем, противники тут «злые», но и у игрока есть возможности либо сносить врагов с дальнего расстояния либо ловит их на паузах, которые они делают между выстрелами. Возможно можно стрейфить, но у меня как-то этот способ не прокатил. Быстрый ритм (но не такой быстрый, как в AMID EVIL), который задаёт игра, приятно поддерживать, вследствие чего игра проходится довольно быстро. Да и музыка тут пусть и не в стиле Doom Eternal, но очень в тему, что-то типа мрачного horror. Ещё один плюс.
Локации. Всё сделано на очень высоком уровне. Локации тут на порядок лучше, чем Blood Fresh Supply и DUSK. Каждая локация логично нас подводит к следующей, благодаря чему тут не возникает ощущения оборванности локаций, когда мы оказываемся в некой местности, которая никак логически не вытекает из предыдущей. Локации условно можно обозначить как особняк, лес, шахта, святилище культа и так далее. Все локации выглядят вполне логично, пожалуй, лишь за исключением пары моментов с лавой, которая тут явно выглядит неестественно, но в целом, вполне «правдивые» локации, если так можно выразиться. Так же в отношении локаций можно сказать, что они довольно интересно спроектированы. Взять хотя бы локацию с кораблём, которая одновременно представляет из себя что-то новое и незаезженное, а с другой, перед нами не тупо макет корабля, который дан исключительно для вида, а это именно что локация, т.к. игра включает и убранство корабля и каюты и всё остальное.
Противники и оружие. А вот противников тут не так и много, т.е. типов противников тут где-то примерно 6 – несколько вариантов служителей культа, зомби и ожившие рыцари. Т.е. в основном игрок будет сражаться с людьми в балахонах разного цвета и как следствие, вооружённых разным оружием. Да, есть что-то типа мини-боссов, но я бы не относил их к основному типу противников. Насколько уникально поведение противников? Трудный вопрос, ибо служители культа в основном вооружены огнестрельным оружием и, по сути, являются просто людьми. Зомби и прочая нечисть скорее является мили противниками. В общем, уникальность противников в плане атак я бы оценил тут «выше среднего». Впрочем, по-настоящему уникальных противников я могу вспомнить разве что в самой классической классике - Duke Nukem 3D. Что касается оружия, то оно тут очень хорошее, как в плане опыта стрельбы, так и в плане уникальности. Тут тот редкий случай, когда оружие не просто разное по внешнему виду, но оно именно разное в плане стрельбы. Плюс, привет из прошлого (Blood Fresh Supply) когда у нас тут имеется отлично реализованные динамитные шашки. Вот это самый смак, который, кстати говоря, сначала нужно поджечь и только потом кинуть в толпу противников. В дополнение к динамитной связке в игре имеется и второй подобный тип вооружения – Коктейль Молотова. В качестве дополнительного вооружения, получилось замечательно и самое главное, это реально помогает и этим реально хочется пользоваться (даже учитывая опасность близкого нахождения с противником).
Можно ли CULTIC назвать идеальным шутером данного типа? Я думаю да. Пожалуй, из всех перечисленных мною шутеров, CULTIC стала самой интересной и захватывающей, а так же игрой в которую хочется играть снова и снова, т.е. переигрывать и переигрывать. Так что, не будет преувеличением заявить, это лучшее, что было выпущено за всю историю создания ПК игр данного жанра (возможно лишь AMID EVIL способна оспорить это утверждение).