Спустя много лет после нескольких неудачных попыток наконец-то прошёл Clock Tower: The First Fear (кто тот гений, что решил на западном рынке назвать сиквел просто Clock Tower? О чём он думал? Я из-за этого перепутал игру, к которой пишу отзыв, пришлось переписывать). Пугало очень медленное начало, да и управление здесь не самое отзывчивое, но я недавно осилил прохождение нескольких стареньких квестов от LucasArts, так что такие специфичные особенности игры больше не вызывают мучительного раздражения.
После прохождения могу сказать, что Clock Tower – это не очередной квест из 90-х с атмосферой ужаса. Это хоррор, где нужно прятаться от преследующего героиню монстра, отбиваться от его атак при помощи простенького QTE (нужно долбить клавишу до посинения) и следить за уровнем психики, чтобы не погибнуть от очередной атаки или ловушки. Да это же типичный инди-хоррор со дна Steam! Если вы всегда ненавидели подобные игры, то знайте, что благодарить за их появление нужно Хифуми Коно и его команду в Human Entertainment. А если серьёзно, то игра действительно опередила своё время, и выйди она сегодня, то моментально была бы затерялась бы в толпе всяких Amnesia и её последователей.
Хотя привлекательные стороны, выделяющие игру на фоне других подобных хорроров, у неё имеются. В Clock Tower представлен большой заброшенный особняк, который необходимо исследовать для получения новых предметов и ключей, и некоторые из них могут менять своё местоположение при каждом прохождении, так что игра не превращается в тупую беготню от монстра. Паренёк с ножницами, кстати, в каких-то местах возникает обязательно, в других работает рандом или же перед этим нужно выполнить определённое действие, и его неожиданное появление вполне может заставить напрячься, особенно при игре в наушниках, благо, музыку и звуки для игры подобрали подходящие. Я точно помню, что раньше он спрыгивал на меня с люстры в главном зале и нападал в гараже, но сейчас у меня таких ивентов не было. Мест для пряток от противника хватает, где-то даже получится дать отпор монстру, например, сбросив на него книжный шкаф. Во время погони важно следить за показателем паники, он снижается, если постоянно бежать (да, в таком случае это больше похоже на показатель адреналина) поэтому Дженнифер, главной героине игры, нужно обязательно присесть на пол и отдохнуть. Да, даже когда рядом слышно шаги маленького психопата – ещё бы пикник устроила! От уровня паники зависит, как я понял, скроется ли Дженнифер от монстра или нет: спокойная героиня у меня закрыла дверь в ванной, а убийца даже не попробовал её открыть и ушёл, паникующая же Дженнифер увидела сцену из "Сияния". В общем, механика интересная, но анимация успокоения выглядит слегка странно. Низкорослый киллер может убить не только героиню, в особняке находятся её подруги из сиротского приюта, и только в лучшей концовке получится покинуть это злополучное место хоть с кем-то из знакомых. Да, в игре немало концовок, да и dead end'ов хватает, я смог выйти на "B". Потом изучал гайды на англоязычных форумах, и многих описанных вещей у меня не было, например, замурованная комната оказалась пустой, так что в моём прохождении о сюжете можно догадываться только по намёкам, полученным при изучении комнат. Хочешь узнать больше - переигрывай, и для вариативного квеста подобный подход является лишь плюсом, тем более игра проходится за час, если нигде надолго не застревать.
Недостатков у игры тоже хватает. Она банально устарела. Это квест из девяностых, так что без пиксельхантинга не обошлось, иногда непонятно, какие предметы являются в комнате кликабельными, да и не всегда получается обнаружить активное место на экране. С учётом вариативности прохождения и рандома игра превращается в типичную "куда-мне-блин-идти", так что либо повторно бегайте по комнатам и проверяйте каждый пиксель, либо открывайте гайды, при этом как таковых сложных загадок в игре нет, проблема именно в поиске предметов. Не хватает, кстати, карты, хотя со временем заучиваешь, где что находится. Управление тоже не особо отзывчивое, иногда Дженнифер идёт в противоположную указанной сторону, да и развернуть её во время бега не всегда получается (по крайней мере, есть отдельные кнопки для бега налево и направо, так что не надо постоянно кликать курсором в нужное место). Да и в целом игра ощущается очень медленной по современной меркам, героиня лениво подходит к предметам или выполняет какие-то действия, я даже перемотку использовал на эмуляторе, чтобы ускорить игровой процесс, так что не удивлюсь, если многие, как и я раньше, бросали игру в самом начале.
Сейчас WayForward делают ремастер, релиз должен состояться накануне Хэллоуина, хотя, как по мне, игре нужен ремейк, где нарисовали бы подробный интерьер особняка, увеличили количество комнат, упростили поиск предметов, но усложнили загадки, осовременили анимации, усложнили сценарий и пр., но это только мечты, игра не особо нужна современной аудитории, а в те времена Clock Tower, думаю, впечатлила многих игроков, фактически для них переиздание и делают. Возможно, в ремастере исправят какие-то недостатки оригинала, так что ждём 31 октября.