Мне больно видеть белый свет, мне лучше в полной темноте!
Совсем недавно я прошел Alan Wake 2… три раза подряд. Сказать, что игра мне понравилась - ничего не сказать. Достаточно того, что на нашем любимом сайте (и в моем сердечке) я добавил ее в Топ-4. Было желание пойти и на четвертый круг, но многочисленные игры из моего обширного бэклога стали как-то уж слишком злобно на меня смотреть. А тут под руку удачно подвернулся предзаказанный еще несколько месяцев назад перезапуск Alone in the Dark. Я и подумал: “чем не Alan Wake 2 “дома?””
Шутки шутками, а играть в “Одного в Темноте” сразу после злоключений несчастного писателя оказалось правильным решением. Пусть по вылизанности игрового процесса Alone in the Dark очевидным образом уступает творению финских разработчиков, определенное количество любопытных параллелей было крайне приятно находить. Так, у нас и там и тут околорезидентовский костяк механик; путанная, мистическая история, раскрывающаяся в малозаметных нюансах записок, окружения и диалогов; два протагониста; даже сигнальную ракетницу в определенном виде закинули. Но хватит Алана Вейка (а то мне только дай волю о нем поболтать), давайте уже про “Темноту”.
Уже на этапе первых демонстраций игрового процесса проект студии Pieces производил в лучшем случае неряшливое впечатление. Боевка со стороны выглядит неуклюже (при живом-то Resident Evil 4 Remake), графически игра удивить не в состоянии. Тем не менее, даже сквозь призму шакальных ютубных пережимов, каким-то образом пробивалась атмосфера и ощущение искренней любви девелоперов к их детищу. Но тут важно быть честным: любовь любовью, а играть нам предстоит в итоговый продукт, а не в абстрактные воздушные замки, которые нафантазировали Pieces. Что же у них получилось?
А получилась у них эталонная адаптация данного стикера:
Завязка явно отсылается к тому, с чего начиналась самая первая игра: Эмили Хартвуд и нанятый ей детектив Эдвард Карнби приезжают в укрытую луизианскиими болотами дурку, чтобы выяснить, что случилось с Джереми - дядей Эмили. С этого момента стартуют странности и непонятки: в учреждении находятся исключительно странные и загадочные люди, прямых ответов на вопросы никто не дает, куда делся Джереми - не ясно, какого фига протагонист улетел из дурдома в какой-то город - тоже. Стоп, что?
Нарратив сходу задает целый ряд интриг, которые будут очень медленно раскручиваться на протяжении всех 6-8 часов на первое прохождение. Потом игра закончится, а игрок ничего не поймет должен будет решить: игра понравилась и пора перепроходить другим персонажем, или же “проходняк-мусор”, удалить, забыть. Учитывая, что я прошел игру уже, страшно сказать, четыре раза, думаю понятно, какой выбор сделал я.
Начну разбор с плохого: игра корявенькая. Анимаций маловато, герой регулярно намертво застревает в коллизиях с объектами, стрельба в лучшем случае функциональная, стелс - не понятный рудимент, который не работает вообще (к счастью, он и не обязателен), скорость открытия дверей в особняке - боль, графика регулярно выдает ограничения бюджета. Назвать “ Alone in the Dark” вылизанной ААА нельзя ни при каких обстоятельствах. Это яркий представитель почти вымершей категории “Б” игр. И лично я по подобным проектам изрядно соскучился.
Все шероховатости и неровности “Одного в Темноте” почти волшебным образом испаряются из фокуса внимания игрока буквально в первые часы. На их место приходит густейшая атмосфера и сюжетные интриги. История стартует буквально с места в карьер, сразу расставляя большое количество вопросов, на некоторые из которых мы даже, возможно, получим ответы.
Кстати, хороший момент, чтобы предупредить - если вы не любите истории с открытыми финалами и широким простором для трактования, то “ Alone in the Dark” смело пропускайте. Сюжет здесь путаный и мистичный, свести его в понятную линейную структуру без определенной доли домыслов и предположений невозможно.
Те же, кто не прочь покопаться в лоре, имеют хорошие шансы проникнуться и здешним сюжетом и сеттингом. Прокуренные помещения луизианской лечебницы, мрачные улицы Нового Орлеана, болота, пустыни и многие другие места создают уникальный и мало на что не похожий микс. При этом каждая локация исполнена вручную, по комнатам в лечебнице безо всяких затруднений можно определить, кто в ней живет, все помещения, общая планировка легко запоминаются. Локации, простите, дышат жизнью.
Способствуют созданию антуража и персонажи. Дует главных героев, отлично исполненный Дэвидом Харбором и Джоди Номер, конечно, выделяется на общем фоне как минимум качеством своих лицевых анимаций, но и остальные герои получились по меньшей мере фактурными и любопытными. У всех запоминающиеся визуальные и характерные образы, а также талантливое озвучание.
Другими словами, все, что касается нарратива в “ Alone in the Dark” получилось хорошо. Игровой процесс же при этом оказывается неплохой функциональной базой для атмосферы и истории. И если survival часть я уже вкратце охарактеризовал (работает, не бесит и ладно), то вот исследовательско-паззловую хочется похвалить отдельно. В игре немало действительно любопытных паззлов, решение к которым, пусть и не сложное само по себе, оказывается не самым очевидным и любопытным. Да, разного рода крутилки и пятнашки тут повторяются чаще, чем хотелось бы, но им компанию составляют действительно изящные и креативные задачки, подбирать ключик к которым очень приятно.
Игру есть смысл проходить по меньшей мере дважды. Пусть основные уровни у обоих героев преимущественно пересекаются, но кат-сцены и контекст в целом меняются. Более того, в игре есть ряд скрытых секретных концовок, которые едва ли получится получить на первом прохождении. И если желание разобраться в хитросплетениях здешних лавкрафтианских интриг у вас после первого прохождения останется, то смело можно бежать на повторные забеги.
Давайте потихоньку подводить итоги. В мое сердечко переосмысление “ Alone in the Dark” определенно попало. У игры, вне всяких сомнений, хватает проблем, особенно на фоне куда более вылизанных конкурентов. Но если не ждать от нее АААА блокбастера, то похождения детектива Карнби и Эмили Хартвуд вполне могут влюбить в себя. С точки зрения сеттинга и атмосферы, “Темнота” - работа штучной выделки. Смело рекомендую всем любителям подобного, особенно по скидкам.
Лучшие комментарии