Все мы знаем об эпохальных играх, которые были основаны на литературных произведениях. Это и «Метро 2033», и «Ведьмак», и «Сталкер», но сегодня мне хотелось бы поговорить о не столь очевидных и не столь известных книгах, на которых были основаны те или иные тайтлы. Возможно, о некоторых из них Вы и так знаете. Но я старался написать либо о не столь известных играх, либо, что встречается чаще, о книгах которые мало кто держал в руках, и потому, не догадывается о том что это основание для игры.
ПРОЛОГ ОТ АВТОРА
Я очень люблю книги! Я считаю, что один из лучших видов досуга — чтение любимой книги, в любимом кресле, с бокалом хорошего вина и под любимую радиостанцию/диск/плейлист на фоне. Вся моя жизнь связана с книгами. Сначала, образование. В силу своей специализации, я не имел права мало читать. А теперь и вовсе работа в книжном мире. Я искренне считаю, что люди, которые не читают ничего, кроме ленты соц.сетей не развиваются. И вот это все вкупе побудило меня написать этот текст. О книгах, которые вдохновляют, об играх, которые вдохновлены. Не судите строго.
ASSASSIN'S CREED
Хардкорщики, вероятно в курсе. Для остальных расскажу. Мир, лор, во многом история и абсолютное большинство персонажей основаны на новелле 1938 года писателя Владимира Бартола под названием «Аламут».
Книга мрачными мазками погружает нас в раннее средневековье (11 век) и рассказывает об отряде войнов и наемников Хашашинов (собственно, слово «Ассассин» появилось в европейских языках именно благодаря его трансформации). Хашшашины — это агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире. Отличалась строгой дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств.
Конкретно в данном произведении, хашашины представлены как сборище романтичных предателей, которые борются против засилья суннитов и сельджуков в арабском мире, точнее в его правящей части. Большое внимание уделяется преступному быту отряда (например, контрабанде).
Естественно, образ Ассассинов для игры был переработан, в которой они предстают силами добра, максимально преданными делу справедливости (а не мести, как в книге).
Важно, что два самых известных атрибута игры — прыжок веры и фраза «Ничто не истинно; все дозволенно», перекочевали в игру напрямую со страниц произведения. Книгу не легко найти на русском, но читается абсолютно на одном дыхании.
SPEC OPS: THE LINE
Один из самых неожиданных кроссоверов современности. Дело в том, что популярный шутер 2012 года основан на романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Который был написан аж в 1899 (опечатки нет) году!
Самое интересное, что этот же роман послужил вдохновением и для одного из самых спорных, и в то же время, великого фильма о Вьетнамской войне «Аппокалипсис сегодня» 1973 года.
Книга рассказывает о группе британских военных, волею судеб попавших вглубь Конго в конце 19 века, и всевозможных препятствиях, трагедиях и жестокости с которыми они сталкиваются. Ничего не напоминает?
Не удивительно! Да даже Джон Конрад, полковник, которого нужно спасти. это одновременно и реверанс к автору оригинального текста, и в то же время прямая аналогия на Курца — одного из главных героев романа (по крайней мере судьба 1 в 1).
TOM CLANCY'S RAINBOW SIX
Собственно, одна и немногих игр, которая не стесняется своего литературного первоисточника. Он прямо отражен в названии.
Одноименная серия книг, стартовавшая в 1998 году, посвящена вымышленному контртеррористическому подразделению, в состав которого входят оперативники со всего мира, но, в отличии от игры, в большинстве своем, представляют Англию и США. Подразделение, в каждой новой главе использует различные тактики для выполнения заданий. Где-то это чисто шпионский детектив. А где-то настоящее пособие по ведению боя в скрытных условиях.
Все это, как мы знаем, сильно повлияло на конечный компьютерный продукт, кторый стал тактическим шутером, требующим от игроков быстрого мышления и выработки стратегии вместо тупого «Беги стреляй». Игра, как и любая из книг серии, является уникальным продуктом в себе, из мира военного жанра, который отличает ее от многих других игр.
Вместо того, чтобы поощрять индивидуальные достижения, Rainbow Six поощряет успешность командной игры. И главными умениями здесь являются тактическая выучка, отличное планирование и следование этому плану. Собственно ровно так, как это делает команда оперативников в романах.
THE BINDING OF ISAAC
Йоганн Гутенберг во многом послужил первым геймдизайнером игры. Ведь, если бы на его станке не напечатали когда-то Библию, мы, возможно, не получили ли бы одну из самых эпохальных игр в своем жанре в истории.
История игры является невероятно очевидной отсылкой на священное писание, и основана на одноименной ветхозаветной истории, где Бог просит Авраама убить его сына Исаака, чтобы проверить свою веру. В игре отца Исаака заменяют на безымянную мать-детоубийцу (возможная отсылка еще и к Ироду). Несколько предметов, игровых персонажей и боссов (смертные грехи) в игре также основаны на историях из Библии. Да и представлены они в общем во вполне неоднозначном свете. Кстати, вот такие вот референсы Эдда Макмилана стали причиной, по которой Nintendo очень долго сомневались в целесообразности портирования игры на свои платформы в прошлом.
BIOSHOCK
Игра основана на, пожалуй, самой хайповой (ну или одной из) книге в современной России. А именно, роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
В игру полностью перекочевала так называемая «система объективизма» предложенная автором в своем трехтомнике. Идея проста — общество блестящих умов изолирует себя от общества неблагоразумных.Однако, в то время как первые защищают этот индивидуализм и строят изоляционистский капитализм, последние решительно его критикуют.
По мере того, как игроки исследуют подводный город Восторга, они находят мир, опустошенный самоотверженными экспериментами и безудержным индивидуализмом высших слоев, в ущерб остальному обществу.
По сути, BioShock это прямая декларация идей Рэнд из книги — ни промышленная революция, ни развитие технологий, не помогут человечеству подняться на следующую ступень развития, пока социальное расслоение будет столь велико. Пока человек-человеку — враг.
THE DARK EVE
Очень странный хоррор 1995 года (и действительно криповый) является чуть ли не компьютерным памятником творчеству Эдагара Алана По. А точнее, в основу легли три его произведения. Я не фанат переводов По на русский язык (чего только стоит перевод «Nevermore», привет Денису Карамышеву), так что приведу названия в оригинале: The Tell-Tale Heart, The Cask of Amontillado, и Berenice
Большая часть cаспенса в The Dark Eye нагоняется его необычным визуальным стилем, а также сюжетами (действительно страшными) в развитии игры. Ну и конечно иллюстрациями, к его же рассказам, которые были бережливо перенесены в игру с вниманием к каждому моменту. Максимально тревожащие персонажи персонажи, так же добавляют игре сверхественный шарм, наполовину готический, что так любил делать По.
DYNASTY WARRIORS
Возможно, не самая популярная игра в России, пользуется безумной популярностью в мире. А основана она, как это не странно, на великом китайском эпосе «Троецарствие» Ло Гуаньчжина от 1494 года.
Dynasty Warriors берет очень любимый мною роман и превращает его в невероятно забавную игру в жанре хак энд слэш. Роман рассказывает об эпохе поздней династии Хань, когда три главных китайских империи — Цао Вай, Шу Хан и Восточная Ву — борются за господство. За исключением первой игры в серии, которая больше похожа на простую файтинговую игру, Dynasty Warriors позволяет игрокам вступать в эти битвы как некий участник извне, с нечеловеческими возможностями, способный одолеть сотни врагов в одиночку выиграть бой.
Кстати, каждый бой — это воссоздание его же исторического аналога, что дает игрокам возможность испытать прочувствовать, так сказать историю из первых рук. Хотя там много привнесенных элементов. История рассказана в основном через ролики, которые ссылаются на события романа, добавляя межличностные драмы, предательство, и прочее, что с головой погружает в игру.
I HAVE NO MOUTH AND I MUST SCREAM
Игра, в жанре приключенческой адвенчуры вышла на компьюетрах в 1995 году и стала прародителем компьютерных злодеев в индустрии. Точнее, стала не она, а одноименный рассказ Харлана Элиссона 1967 года.
Как и в игре, в рассказе, который удостоился премии Хьюго, присутствует разумный суперкомпьютер A.М., который на самом деле состоит из трех мощных машин, объединенных в один очень злой, ненавидящий человечество мега-компьютер. Однажды А.М. отказался от своей заданной цели — предотвращение Третьей мировой войны и в одиночку уничтожил всю человеческую расу сократив ее до 5 человек, которых он мучает на протяжении нескольких лет, на момент начала истории.
HAL 9000, GLaDOS и SHODAN — все это дети и внуки данного суперзлодея, так что переоценить влияние данного рассказа на индустрию — сложно
В общем, вот такой он, литературный мир, интересный и вдохновляющий. Надеюсь, кого-то из Вас данный текст побудит почитать указанные тексты. Ну а если нет, надеюсь, вам было любопытно
Всем мир!
ЗЫ Неожиданно даже для самого себя написал продолжение
Лучшие комментарии
Бывает, ибо ночь темна и полна
ужасовминусов.Утром выровняется.
С романом Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» к сожалению ещё не ознакомился. В The Binding of Isaac, сюжет не знаю, не играл. Однако самая цитируемая книга фильмах и играх — это Бибилия. Вспомнить хоть священника из «Call of Juarez» и «Dead Space», хоть трилогию «Матрица». Вот например где-то читал, что серия игр «Legacy of Kain» вдохновлена книгой «Поте́рянный рай» Джона Мильтона
но это лучше меня госпожа Краснопольская знает. Тогда можно серию «Castlevania» причислить к творчеству Брэма Стокера благодаря роману «Дра́кула.» А игры «Devil May Cry» — к Даанте Алигьеери и его «Божественной комедии». Хотя если признать, то последняя книгой очень вдохновлялись создатели игры «Dante's Inferno.» Хотя это лично моё нытьё, блог любопытный и думаю заслуживает внимания и продолжения.Я бы не отказался почитать об играх, вдохновленных Кингом, Лавкрафтом и «Большой тройкой» американских фантастов.
От себя скажу, у Рэнд очень сложная книга, я в какой-то мере даже разочаровался в ней, уж слишком много все накручено.
Вон, кто-то минусанул уже
— вопрос ко всем играм: есть хоть одна ссылка на источник или цитата людей, делавших игру? Там где название игры и книжного источника совпадают, возможно это и не нужно, но для остальных, нет ничего, указывающего хотя бы на то, что книгой вдохновлялись, не говоря уже о том, что она легла в основу игры. В первом абзаце сказано, что тут будут именно книги, на которых сюжет основан (а не предположения), и для этого не хватает доказательств.
Далее по самым не очевидным для меня сравнениям:
— ASSASSIN'S CREED
Вероятно. Но я не из их числа. Заметка даёт мне понимание лишь о схожем сеттинге и о том, то что в игре Ассассинов решили показать немного в другом свете. Тут есть факт про прыжок веры и цитату, в которые я охотно верю.
— SPEC OPS: THE LINE
Понял, что истории очень похожи, но что об этом говорят официальные источники?
— DYNASTY WARRIORS
Раз действия романа и игры рассказывают об одном и том же историческом времени (и событиях), то может они просто рассказывают об одном периоде, но напрямую не связаны?
— BIOSHOCK
В статье указано лишь то, что идеи в книге и игре имеют схожий посыл. Не увидел ни одного факта о том, книга хотя бы повлияла на игру, не говоря уже о том, что она как-то на ней основана
Ещё раз повторюсь, что сравнения в статье интересные, но это не подтверждение слов из первого абзаца.
Но еще раз, я Вас услышал, и подкреплять словами разработчиков, по возможности, буду подобные тексты.
Хороший материал! Буду ждать продолжения!