16 декабря 2019 16.12.19 17 13K

На каком основании?! На литературном! Игры основанные на книгах.

+63

Все мы знаем об эпохальных играх, которые были основаны на литературных произведениях. Это и «Метро 2033», и «Ведьмак», и «Сталкер», но сегодня мне хотелось бы поговорить о не столь очевидных и не столь известных книгах, на которых были основаны те или иные тайтлы. Возможно, о некоторых из них Вы и так знаете. Но я старался написать либо о не столь известных играх, либо, что встречается чаще, о книгах которые мало кто держал в руках, и потому, не догадывается о том что это основание для игры.

ПРОЛОГ ОТ АВТОРА

Я очень люблю книги! Я считаю, что один из лучших видов досуга — чтение любимой книги, в любимом кресле, с бокалом хорошего вина и под любимую радиостанцию/диск/плейлист на фоне. Вся моя жизнь связана с книгами. Сначала, образование. В силу своей специализации, я не имел права мало читать. А теперь и вовсе работа в книжном мире. Я искренне считаю, что люди, которые не читают ничего, кроме ленты соц.сетей не развиваются. И вот это все вкупе побудило меня написать этот текст. О книгах, которые вдохновляют, об играх, которые вдохновлены. Не судите строго.

ASSASSIN'S CREED

Хардкорщики, вероятно в курсе. Для остальных расскажу. Мир, лор, во многом история и абсолютное большинство персонажей основаны на новелле 1938 года писателя Владимира Бартола под названием «Аламут».

Книга мрачными мазками погружает нас в раннее средневековье (11 век) и рассказывает об отряде войнов и наемников Хашашинов (собственно, слово «Ассассин» появилось в европейских языках именно благодаря его трансформации). Хашшашины — это агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире. Отличалась строгой дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств.
Конкретно в данном произведении, хашашины представлены как сборище романтичных предателей, которые борются против засилья суннитов и сельджуков в арабском мире, точнее в его правящей части. Большое внимание уделяется преступному быту отряда (например, контрабанде).
Естественно, образ Ассассинов для игры был переработан, в которой они предстают силами добра, максимально преданными делу справедливости (а не мести, как в книге).
Важно, что два самых известных атрибута игры — прыжок веры и фраза «Ничто не истинно; все дозволенно», перекочевали в игру напрямую со страниц произведения. Книгу не легко найти на русском, но читается абсолютно на одном дыхании.

SPEC OPS: THE LINE

Один из самых неожиданных кроссоверов современности. Дело в том, что популярный шутер 2012 года основан на романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Который был написан аж в 1899 (опечатки нет) году!

Самое интересное, что этот же роман послужил вдохновением и для одного из самых спорных, и в то же время, великого фильма о Вьетнамской войне «Аппокалипсис сегодня» 1973 года.
Книга рассказывает о группе британских военных, волею судеб попавших вглубь Конго в конце 19 века, и всевозможных препятствиях, трагедиях и жестокости с которыми они сталкиваются. Ничего не напоминает?
Не удивительно! Да даже Джон Конрад, полковник, которого нужно спасти. это одновременно и реверанс к автору оригинального текста, и в то же время прямая аналогия на Курца — одного из главных героев романа (по крайней мере судьба 1 в 1).

TOM CLANCY'S RAINBOW SIX

Собственно, одна и немногих игр, которая не стесняется своего литературного первоисточника. Он прямо отражен в названии.

Одноименная серия книг, стартовавшая в 1998 году, посвящена вымышленному контртеррористическому подразделению, в состав которого входят оперативники со всего мира, но, в отличии от игры, в большинстве своем, представляют Англию и США. Подразделение, в каждой новой главе использует различные тактики для выполнения заданий. Где-то это чисто шпионский детектив. А где-то настоящее пособие по ведению боя в скрытных условиях.
Все это, как мы знаем, сильно повлияло на конечный компьютерный продукт, кторый стал тактическим шутером, требующим от игроков быстрого мышления и выработки стратегии вместо тупого «Беги стреляй». Игра, как и любая из книг серии, является уникальным продуктом в себе, из мира военного жанра, который отличает ее от многих других игр.
Вместо того, чтобы поощрять индивидуальные достижения, Rainbow Six поощряет успешность командной игры. И главными умениями здесь являются тактическая выучка, отличное планирование и следование этому плану. Собственно ровно так, как это делает команда оперативников в романах.

THE BINDING OF ISAAC

Йоганн Гутенберг во многом послужил первым геймдизайнером игры. Ведь, если бы на его станке не напечатали когда-то Библию, мы, возможно, не получили ли бы одну из самых эпохальных игр в своем жанре в истории.

 

История игры является невероятно очевидной отсылкой на священное писание, и основана на одноименной ветхозаветной истории, где Бог просит Авраама убить его сына Исаака, чтобы проверить свою веру. В игре отца Исаака заменяют на безымянную мать-детоубийцу (возможная отсылка еще и к Ироду). Несколько предметов, игровых персонажей и боссов (смертные грехи) в игре также основаны на историях из Библии. Да и представлены они в общем во вполне неоднозначном свете. Кстати, вот такие вот референсы Эдда Макмилана стали причиной, по которой Nintendo очень долго сомневались в целесообразности портирования игры на свои платформы в прошлом.

BIOSHOCK

Игра основана на, пожалуй, самой хайповой (ну или одной из) книге в современной России. А именно, роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

В игру полностью перекочевала так называемая «система объективизма» предложенная автором в своем трехтомнике. Идея проста — общество блестящих умов изолирует себя от общества неблагоразумных.Однако, в то время как первые защищают этот индивидуализм и строят изоляционистский капитализм, последние решительно его критикуют.
По мере того, как игроки исследуют подводный город Восторга, они находят мир, опустошенный самоотверженными экспериментами и безудержным индивидуализмом высших слоев, в ущерб остальному обществу.
По сути, BioShock это прямая декларация идей Рэнд из книги — ни промышленная революция, ни развитие технологий, не помогут человечеству подняться на следующую ступень развития, пока социальное расслоение будет столь велико. Пока человек-человеку — враг.

THE DARK EVE

Очень странный хоррор 1995 года (и действительно криповый) является чуть ли не компьютерным памятником творчеству Эдагара Алана По. А точнее, в основу легли три его произведения. Я не фанат переводов По на русский язык (чего только стоит перевод «Nevermore», привет Денису Карамышеву), так что приведу названия в оригинале: The Tell-Tale Heart, The Cask of Amontillado, и Berenice

Большая часть cаспенса в The Dark Eye нагоняется его необычным визуальным стилем, а также сюжетами (действительно страшными) в развитии игры. Ну и конечно иллюстрациями, к его же рассказам, которые были бережливо перенесены в игру с вниманием к каждому моменту. Максимально тревожащие персонажи персонажи, так же добавляют игре сверхественный шарм, наполовину готический, что так любил делать По.

DYNASTY WARRIORS

Возможно, не самая популярная игра в России, пользуется безумной популярностью в мире. А основана она, как это не странно, на великом китайском эпосе «Троецарствие» Ло Гуаньчжина от 1494 года.

Dynasty Warriors берет очень любимый мною роман и превращает его в невероятно забавную игру в жанре хак энд слэш. Роман рассказывает об эпохе поздней династии Хань, когда три главных китайских империи — Цао Вай, Шу Хан и Восточная Ву — борются за господство. За исключением первой игры в серии, которая больше похожа на простую файтинговую игру, Dynasty Warriors позволяет игрокам вступать в эти битвы как некий участник извне, с нечеловеческими возможностями, способный одолеть сотни врагов в одиночку выиграть бой.
Кстати, каждый бой — это воссоздание его же исторического аналога, что дает игрокам возможность испытать прочувствовать, так сказать историю из первых рук. Хотя там много привнесенных элементов. История рассказана в основном через ролики, которые ссылаются на события романа, добавляя межличностные драмы, предательство, и прочее, что с головой погружает в игру.

I HAVE NO MOUTH AND I MUST SCREAM

Игра, в жанре приключенческой адвенчуры вышла на компьюетрах в 1995 году и стала прародителем компьютерных злодеев в индустрии. Точнее, стала не она, а одноименный рассказ Харлана Элиссона 1967 года.

Как и в игре, в рассказе, который удостоился премии Хьюго, присутствует разумный суперкомпьютер A.М., который на самом деле состоит из трех мощных машин, объединенных в один очень злой, ненавидящий человечество мега-компьютер. Однажды А.М. отказался от своей заданной цели — предотвращение Третьей мировой войны и в одиночку уничтожил всю человеческую расу сократив ее до 5 человек, которых он мучает на протяжении нескольких лет, на момент начала истории.
HAL 9000, GLaDOS и SHODAN — все это дети и внуки данного суперзлодея, так что переоценить влияние данного рассказа на индустрию — сложно

В общем, вот такой он, литературный мир, интересный и вдохновляющий. Надеюсь, кого-то из Вас данный текст побудит почитать указанные тексты. Ну а если нет, надеюсь, вам было любопытно

Всем мир!

ЗЫ Неожиданно даже для самого себя написал продолжение


BioShock

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | J2ME | OnLive
Жанр
Дата выхода
21 августа 2007
4.9K
4.3
3 383 оценки
Моя оценка

Dynasty Warriors 8

Платформы
PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
28 февраля 2013
41
4.3
22 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Честно говоря, Binding of Isaak и BioShock совсем уж за уши притянуты. С тем же успехом я могу сказать, что C&C сделана по Библии (Каин, апокалипсис, все дела), а Half-Life по «Туману» Стивена Кинга.
Вон, кто-то минусанул уже

Бывает, ибо ночь темна и полна ужасов минусов.
Утром выровняется.
Про Assassin's Creed и Spec Ops: The Line любопытно, спасибо. Про «I Have No Mouth, and I Must Scream» я бы добавил, что сам автор книги принимал участие в создании игры.
Когда стадия разработки игры достигла играбельной «альфа»-версии, Эллисон и Маллек провели вместе много часов, всячески подстраивая сценарий и полируя диалоги. Эллисон ставил свою механическую пишущую машинку бок о бок с компьютером Маллека на своём кухонном столе. Пока Маллек играл и тестировал, Эллисон, с присущей ему большой скоростью, набивал дополнительные тексты к сюжету.
С романом Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» к сожалению ещё не ознакомился. В The Binding of Isaac, сюжет не знаю, не играл. Однако самая цитируемая книга фильмах и играх — это Бибилия. Вспомнить хоть священника из «Call of Juarez» и «Dead Space», хоть трилогию «Матрица». Вот например где-то читал, что серия игр «Legacy of Kain» вдохновлена книгой «Поте́рянный рай» Джона Мильтона но это лучше меня госпожа Краснопольская знает. Тогда можно серию «Castlevania» причислить к творчеству Брэма Стокера благодаря роману «Дра́кула.» А игры «Devil May Cry» — к Даанте Алигьеери и его «Божественной комедии». Хотя если признать, то последняя книгой очень вдохновлялись создатели игры «Dante's Inferno.» Хотя это лично моё нытьё, блог любопытный и думаю заслуживает внимания и продолжения.
Прям хорошо, но как то мало.
Я бы не отказался почитать об играх, вдохновленных Кингом, Лавкрафтом и «Большой тройкой» американских фантастов.
Спасибо! Очень обстоятельно и по делу. Касаемо DMC и Дракулы, думал, что это само собой разумеется и об этом мало кто знает. Я и Айзека то добавил чисто для популизьму)
От себя скажу, у Рэнд очень сложная книга, я в какой-то мере даже разочаровался в ней, уж слишком много все накручено.
Предлагаю к ознаКомлению!
Вот думал писать ли про бладборн и Лавкрафта например. Но если зайдет народу будет и вторая часть)
Вон, кто-то минусанул уже
Вот что точно подходит под подборку, так это серия игр Parasite Eve, являющихся практически продолжением книги.
Я знал об этом, но книгу просто не читал, а потому не написал. Ну, будет целью на 2020-ый)
По поводу Биошока и Рэнд могу отметить, что и там, и там стоит идея попытки построения идеального общества. Библию везде суют, но не зря же это главная книга одной из главных религий на планете.
Интересно написано, после комментария ухожу читать продолжение. Для меня лично не слишком важно, писалась ли игра по книге или являлась ли источником вдохновения для авторов. Иногда просто хочется подольше остаться в атмосфере, созданной игрой или узнать немного поподробнее про период, освещаемый в игре. А для таких целей этот список подходит отлично. Спасибо!
Сколько людей — столько и мнений)
Сейчас я подокапываюсь до автора. Сразу скажу, что статью приятно читать, описание сюжетов дано хорошо, но к содержанию есть вопросы:
— вопрос ко всем играм: есть хоть одна ссылка на источник или цитата людей, делавших игру? Там где название игры и книжного источника совпадают, возможно это и не нужно, но для остальных, нет ничего, указывающего хотя бы на то, что книгой вдохновлялись, не говоря уже о том, что она легла в основу игры. В первом абзаце сказано, что тут будут именно книги, на которых сюжет основан (а не предположения), и для этого не хватает доказательств.
Далее по самым не очевидным для меня сравнениям:
— ASSASSIN'S CREED
Хардкорщики, вероятно в курсеХардкорщики, вероятно в курсе

Вероятно. Но я не из их числа. Заметка даёт мне понимание лишь о схожем сеттинге и о том, то что в игре Ассассинов решили показать немного в другом свете. Тут есть факт про прыжок веры и цитату, в которые я охотно верю.
— SPEC OPS: THE LINE
Понял, что истории очень похожи, но что об этом говорят официальные источники?
— DYNASTY WARRIORS
Раз действия романа и игры рассказывают об одном и том же историческом времени (и событиях), то может они просто рассказывают об одном периоде, но напрямую не связаны?
— BIOSHOCK
В статье указано лишь то, что идеи в книге и игре имеют схожий посыл. Не увидел ни одного факта о том, книга хотя бы повлияла на игру, не говоря уже о том, что она как-то на ней основана

Ещё раз повторюсь, что сравнения в статье интересные, но это не подтверждение слов из первого абзаца.
Спасибо! Я учту эти пожелания в будущем при подготовке подобных материалов. Замечу лишь, что здесь как с фильмами Marvel и DC, никто никогда не указывает в фильме, да и почти не говорит о том, на какой сюжетной арке комиксов, или же на каком конкретно выпуске основан тот или иной фильм. Однако, любителям комиксов это очевидно.
Но еще раз, я Вас услышал, и подкреплять словами разработчиков, по возможности, буду подобные тексты.
Не соглашусь с замечанием. В фильмах Marvel и DC скорее всего источниками служат одноимённые комиксы (одни владельцы, события и всё остальное) и там просто сопоставлением можно найти источник. Тут же речь идёт о «не столь очевидных и не столь известных книгах», так что, большинству читателей (по моему мнению) нужны будут объяснения. Если бы Айн Рэнд участвовала в разработке Bioshock, то мне бы хватило этого факта, чтобы считать книгу первоисточником. А так, похожая идея, ну ок.
Про «хашшашинов», Тома Кленси и Bioshock знал, а вот остальное было ново.
Хороший материал! Буду ждать продолжения!
Читай также