Ладно, давайте в последний раз. В последний раз я пишу вступление для рассказа о крупном франчайзе. Как думаете, зачем в Into the Spider-Verse сделали такое стёбное начало в виде нарезки, в которой прослеживается весь путь Паркера от укуса радиоактивного паука до становления успешной супергеройской карьеры? Потому что зрители уже устали смотреть на один и тот же ориджин героя? Т-ХА! В случае того же Бэтмена почти каждая полнометражка, каждая игра и каждый сериал считает, что восстановить цепочку событий на Криминальной Аллее — это прямо его настоящий долг. А сколько раз мы видели смерть дяди Бена на экранах за последние 30 лет? Зачем же тогда? Да потому что сценаристы уже сами не хотят повторять то, что уже было. И пока все эти замечательные люди думают, как дальше подать нам Человека-Паука, я расскажу о самых популярных версиях этого героя (надеюсь, я до пишу это раньше выхода нового фильма).
Spider-Man The Animated Series
Этот мультсериал ознаменовал первое массовое знакомство с данным героем (по крайней мере, в России). Однако, что забавно, здесь он удостоился образа в меру взрослого и ответственного человека, который и без костюма может сделать что-то выдающееся. Правда с девушкой он всё равно не может определиться, как лох чилийский. Но у Паркера с этим и в комиксах 60 лет к ряду проблемы, так что будем считать это уважением к канону. Короче, образ, который не возникал у массового потребителя вплоть до 2018-го года.
И всё же не только с ними в своей личной жизни он постоянно лажает. Вот только происходит это не столько по его глупости, сколько из-за его альтер-эго. Не носи он маску, то мог бы сосредоточиться на учёбе, приходить вовремя на свидания, оплачивать счета за квартиру тёти Мэй более надёжными способами, а вместо этого он шатается по канализациям и потихоньку мутирует в монстра. Но несмотря на все падения, он всегда поднимается.
И не просто поднимается и мчится на пику, сломя голову, а учится на своих ошибках. Прослеживается это не только в вечной сериальной структуре «встретил злодея — отхватил, придумал план — победил», но и в последних двух сериях 4-го сезона, где Паук встречается со своими вариациями из других вселенных, чтобы одолеть сошедшего с ума клона Человека-Паука из другого измерения, к которому прицепился Карнадж из ещё одного измерения, и который хочет с помощью одного устройства уничтожить все вселенные (Что? Это комикс, тут у нас это в порядке вещей). Остановимся на одном Паркере альтернативного измерения: на самодовольном миллиардере с крутой железной бронёй и собственной компанией. Собственно, благодаря своему характеру, из-за которого тот сразу же полетел на ту самую пику, его сиюминутное появление на скамье запасных не заставило себя долго ждать. Главное отличие его жизненного пути от пути Паркера из любой другой вселенной заключается в том, что он никогда не проигрывал. И в ключевой момент, когда главный герой и Паук-Карнадж попадают во вселенную этого плейбоя, наш Паркер использует эту информацию, вместо того чтобы слепо побежать за злодеем. Ведь, если местный Старк никогда не проигрывал, то в его жизни не было и самого важного проигрыша. В итоге дядя Бен, который в этой реальности остался жив, сумел вразумить племянника, что сбился с пути.
Spider-Man Сэма Рейми
А эта трилогия ознаменовала моё первое знакомство с данным героем. И, что забавно, именно здесь образ паука наименее репрезентативен. Для меня эти фильмы относительно Человека-Паука стоят также отдельно, как фильмы Нолана стоят относительно Бэтмена. Плевать им на эти наши панели с баблами; просто взяли концепцию и снимают, что сами хотят. Паутина из вен и шипы из пальцев(?) отличное тому подтверждение. Кто-то может сказать:" Ты вообще первые комиксы читал? Там у него точно такой же образ и личные проблемы". Да, читал. И точно также, как и первые комиксы про жёлтых Людей X, и первые комиксы про Бэтмена, читать это просто невозможно. Рискну предположить, что в середине прошлого века они воспринимались нормально, но фильмы вышли спустя ещё пол века, когда комиксный Паркер со своими проблемами подстроились под тогдашние современные реалии. А Паркер Сэма Рейми, да, так и остался по уровню проработки где-то в 60-ых.
Особенно мне хочется заострить внимание на второй части, потому что, во-первых, она лучшая в трилогии, а во-вторых, эта часть единственная, что понравилась мне спустя все эти годы. Начну с плохого. Уровень проработки Паркера далеко от первой части не ушёл. Одна из основных сюжетных линий фильма является экранизацией древнего комикса Spider-Man No More. Коротко об этой линии: у Паука начали с переменным успехом работать суперспособности, так как он начал задаваться вопросом, а нужно ли ему вообще всё это геройство. Конечно, смотреть этот фильм мне было приятней, чем читать тот комикс, но последний справился с мотивацией героя гораздо лучше. В результате своих размышлений и неловкого (как и всё, что касается Паркера, в этом фильме) похода к доктору он выбрасывает свой костюм на помойку. В фильме это выглядит, как поступок какого-то инфантила, в отличии от комикса, где это скорее являло собой нервный срыв главного героя от отсутствия благодарности и направленной на него агрессии.
приходишь, значит, домой, включаешь телик, а там вещает твой работодатель, который прямо говорит, что по-хорошему тебя надо убить.
А выглядит это так из-за того, что, в отличии от мульта 90-х нам не показывают его как сильную личность без костюма. Не показывают, что он мог бы добиться чего-то без него. Да, там есть сцена, где он опаздывает на сессию, но камон, в той же сцене он мог бы спокойно долететь до пункта назначения на паутине (она у него всё равно органическая), вместо того, чтобы в очередной раз показывать себя законченным лузером и собирать макулатуру по тротуару. А что он сделал после того, как стал жить нормальной жизнью? Поднял на сессии руку и правильно ответил на вопрос (зашибись)? Не хватает всё-таки более наглядного примера того, как ему мешает костюм. «Но тут же есть целая отдельная линия с Мэри Джейн, к которой он тоже опаздывает!». Точно! Спасибо, что напомнил, внутренний голос, а то я всё чувствовал, что забываю про какой-то ещё один важный минус.
Но нельзя говорить об одной девушке, не упомянув ту, с которой всё началось. Дилогия The Amazing Spider-Man от Марка Уэбба донесла до многих людей, не читавших комикс, что первой девушкой Паркера была Гвен Стейси. В комиксах она не особо отличалась от прочих дам в опасности. В противопоставление ей Стэн Ли придумал Мэри Джейн Уотсон, которая не отлипает от Питера даже тогда, когда он по своей легенде должен помчаться снимать то, как разбушевавшийся Рино крушит кривые задники Стива Дитко. Какой же решили сделать Мэри Джейн в экранизации? Естественно, типичной дамой в опасности, которая к тому же бревно под стать местному Паркеру. Серьёзно, в ИТ классе на химии больше химии, чем между ними. А если зрителю плевать на персонажа, то и все его сюжетные линии идут туда же.
Может показаться дикостью, но в фильме есть один нюанс, который мне пришёлся по душе… Душевность, а точнее исходящая из неё сцена с пассажирами поезда. К ней нас готовили долго: сначала Паркер без костюма боится помочь человеку в беде, затем он вынес ребёнка из горящего здания, потом он в очень комичной сцене узнаёт, что в том же здании всё же кто-то сгорел. И вот главгад похищает Мэри Джейн, что моментально возвращает ему все силы, что в итоге приводит к лучшей экшон- и не экшон-сцене во всей трилогии. Тут фильм полностью уделывает тот комикс в плане возвращения Человека-Паука (там всё снова сводилось к дяде Бену). В тот момент, когда герой всех спасает, готовится упасть, но его подхватывают благодарные ему люди, они понимают, что без своей маски он точно такой же человек, как и они все, даже моложе большинства, а зритель осознаёт то, что гораздо лучше раскрыто в Homecoming.
Минутка СПГСа
Несмотря на то, что похищение Мэри Джейн стало его (возвращения) катализатором, пассажиры поезда подарили ему уверенность в своих действиях настолько, что он бы больше и не подумал снова выкидывать маску, если бы не перезапуск от Марка Уэбба.
Spectacular Spider-Man The Animated Series
После завершения мульта 90-х у Паука возникли проблемы со своими последующими анимационными воплощениями, о которых сейчас и вспоминать больно, однако в 2008-м эту ситуацию решили поправить.
И в этот раз главному герою решили вернуть чувство юмора и вновь запихнуть в школу. Он уже где-то за кадром успел получить способности и провести в качестве предотвратителя всяких ограблений целое лето. Тем не менее, настаёт время вернуться в школу, где он уже, ясен пень, не герой, остановивший двух бандитов той же ночью, а старый-добрый неудачник, не способный постоять за себя. Почему я говорю об этом как о чём-то само собой разумеющемся, хотя неудачника-Паркера в фильмах Рейми ругал? Потому что там он и был неудачником, а здесь предстаёт сильной личностью, которая способна за себя постоять, но осознанно этого не делает.
Тут-то и стоит перейти к главной теме всего сериала: он о поражениях и жертвах, что приносит Питер ради благого дела. И, несмотря на возраст, переносит он их намного мужественней Тоби Магуаера. И, хвала милостивому Суртуру, на моментах этих жертв акцентируют внимание. Он опаздывает на свидания, бросает своих друзей в самый неподходящий момент чуть ли не в каждой серии. Чёрт, да есть целый эпизод, где уважаемый им доктор Курт Коннорс превратился в Ящера, и пока все остальные думали как помочь доктору, Паркер без нормального объяснения сваливает, чтобы догнать своего мутировшего друга уже в красно-синем трико, спасти коллегу, который сразу погнался за Коннорсом, а заодно и превратить последнего обратно в человека. А наутро все видят фотографии битвы Паука с Ящером, снятые Паркером для продажи Бьюглу и оплаты долгов за аренду дома Тёти Мэй, у которой позже появятся проблемы со здоровьем. Ему предъявляют вполне разумную претензию, но рассказать им правду о себе он, естественно, не может, тем самым представ перед своими друзьями эгоистичным трусом… Какие там ещё раз были у Паркера Сэма Рейми?
А когда он достаёт сыворотку, излечившую Курта, которая способна лишить его способностей, то, придя домой, подумав минуту (нужно больше оборотов!), выливает её в раковину, потому что он ответственен за всех, кого спас и ещё спасёт.
Но кто спасёт его от самого себя?
Середина единственного сезона закрывается аркой об инопланетном симбиоте, дарующем небывалую силу, но питающимся плохими эмоциями и влияющем на восприятие своего носителя. Поначалу нам, как и Питеру, показывают лишь хорошие стороны костюма, но чем дальше, тем сильнее проявляется его паразитная сущность. Первый звоночек наступил, когда одной ночью костюм надевает спящего в постели Паркера и летит махаться со Зловещей Шестёркой, едва не убив их всех. Проснувшись Паркер, не успев обдумать произошедшее, узнаёт, что тётю Мэй положили в больницу. В это время симбиот, пользуясь ситуацией, настраивает Питера против его друзей, что хотели его поддержать. От этой сцены даже его завсегдатай задира приофигивает и недвусмысленно советует герою правильно расставить приоритеты.
Потом дело доходит до той знаменитой сцены с колоколом, в которой Паук использует звуковую вибрацию, чтобы снять костюм, однако, в отличии от мульта 90-х и третьего фильма Рейми, так просто от симбиота не избавиться. Так что вместо простого «позвенел-снял» в 12-й серии разворачивается целое психологическое противостояние, в ходе которого пришелец пытается убедить Паркера в том, что ему не нужны никакие друзья. Перед парнем проносятся допаутинные воспоминания и кадры из первого фильма Рейми. От очередной показанной смерти дяди Бена Паук уже было опускает руки, но тут к нему приходит на помощь живое воспоминание о старике, которое закидывает нас в момент, когда Питер собирается свершить над убийцей свою «месть», но в последний момент передумывает, так как покойный дядя не одобрил бы убийства. Ощутив прилив ответственности, Питер Паркер обращается за помощью к другим воспоминаниям, и перед его глазами проносятся моменты, в которых он спасает множество жизней как Человек-Паук, и как его поддерживает множество друзей как Питера Паркера.
Иными словами, облачиться в чёрное легко, но, чтобы сменить цветокор, потребуется помощь друзей.
The Amazing Soider-Man Марка Уэбба
С перезагрузкой Человека-Паука главного героя ожидало переосмысление от нового режиссёра. Вместо ранимого бревна перед нами предстал типичный юморной школьник, которым Паркер, по сути своей, и является сейчас в комиксах. Благодаря хорошим диалогам и отыгрышу Эндрю Гарфилда с главным героем легко себя ассоциировать, а главное, что с ним хочется себя ассоциировать, несмотря на подсюжет с его родителями спец-агентами. Даже до получения сверхсил он пытается противостоять школьным задирам, из-за чего его и замечает Гвен Стейси. Роман с ней — безоговорочная победа, потому что… химия. Правда тут она немного читерская, так как Энрю Гарфилд и Эмма Стоун и правда встречались. Когда герой надевает маску, то воплощает в себе самого достоверного Человека-Паука в кино. Он шутит, стебётся, издевается над своими противниками. Кто-то скажет, что в комиксах это было представлено не настолько гипертрофировано, однако был, например, там момент, когда Паук просто заплевал бедного Стервятника шутками по типу «Ты настолько лысый, что...», при этом истерически хохоча, держась за живот.
Теперь о грустном (в хорошем смысле).
Любовным интересом Питера в фильме не зря решили сделать именно Гвен, и знавшие про то, чем закончились их отношения в первоисточнике, прекрасно это понимали. В первом фильме Уэбба погиб отец Гвен, взяв с Паркера слово о том, что он не станет впутывать девушку в свою полную смертельных опасностей жизнь. В сиквеле он пытается это слово сдержать, но в итоге не справляется со своими чувствами и рассказывает о них Гвен. Это приводит к тому, что Гвен помогает Питеру победить Электро с помощью своего ума, несмотря на запрет приходить от первого. Триумф победы рушит прилетевший Зелёный Гоблин, который решает отнять у бывшего друга то, чем он дорожит больше всего. Гоблин хватает Гвен и сбрасывает её с большой высоты внутрь башни с часами. Девушка летит слишком быстро; Питер успевает выпустить паутину, но она была уже не в состоянии предотвратить падение. Казалось бы, если только герой был бы чуть быстрее, то паутина успела бы её спасти, но нет. Будь эта башня хоть в десять раз выше, Гвен всё равно бы погибла, только уже от перелома шеи, как было в комиксах.
Близкие Человека-Паука всегда находятся в опасности. Можно вспомнить комиксную линейку под названием Marvel Knights, где Озборн раскрывает тайну личности своего своего врага Скорпиону, дабы тот похитил тётю Мэй и шантажом заставил Паркера вытащить Нормана из тюрьмы. Можно вспомнить сюжет, где снайпер подстреливает бедную тётю Мэй, целясь в Питера. Но я считаю, что больше всего здесь подойдёт сюжет Spider-Man: Reign, в котором Мэри Джейн погибает от радиации, пропитывающей всё тело Питера. Как и в The Amazing Spider-Man 2, Паркер из чувства вины хоронит образ Человека-Паука, но спустя время снова надевает маску, чтобы отдавать долг своему городу. Но суть произошедшего даже не в этом, а в том, что вина за смерть этих девушек лежит не только на Паркере, но и на них самих. Думаете, Мэри Джейн Уотсон ушла бы от Питера, узнав, что умрёт от рака? Думаете, Гвен Стейси позволила бы Питеру и куче других невинных погибнуть? Конечно, нет. Это был в первую очередь их выбор, и они с чистой совестью отдали за него свою жизнь.
Spider-Man Homecoming
К 2015 уже устоялась Marvel Cinematic Universe, а также отношение к её ориджинам. От их однотипности многих уже воротило (тот же Доктор Стрэйндж был смотрибельным только благодаря теме магии). Ситуацию с Человеком-Пауком усложняло ещё и то, что его ориджин мы наблюдали в кино уже дважды, так что нужно было показать что-то новое (благо фильмом всё ещё занималась Sony). Паркера сделали неумелым щеглом с потенциалом, взяв на эту роль щегла, а не тридцатилетнего парня, убрав из повествования мемент с укусом и целого дядю Бена. Может просто пропустили становление? Неа, его становление тут как раз осталось. И в этом фильму помогает продюсерство Marvel и их права на Тони Старка.
Ещё в Гражданской Войне Старк дарит Питеру многофункциональный костюм. И в своём сольнике Питер изучает уже не свои способности, а способности костюма. С этим моментом связан и один из ключевых конфликтов героя в фильме. Как и полагается в концовках вторых актов, Паук, больше полагаясь на костюм, нежели на свои способности, терпит фиаско. Да такое, что прилетевший Старк забирает у него костюм. Расстроившись, Питер решает привести в порядок свою жизнь, оставив попытки поймать злодеев, что ему не по рангу. Этого плана действий он придерживается ровно до тех пор, пока не встречает отца девушки, которую пригласил на школьный бал. Им оказывается тот самый злодей, которого он весь фильм пытался остановить. Более того злодей умный и, видимо, знакомый с режиссёром фильма. Потому и попросил того подсветить ему лицо ярко-зелёным светом, когда он догадался до того, что Человек-Паук — это Питер Паркер.
После небольшого монолога, антагонист обещает забыть об этом конфузе, если Питер больше не попытается его остановить и просто останется с его дочерью. Но в какой вселенной Паркер откажется от удара по лицу ради приятного времяпрепровождения? Символично одевшись в свой старый костюм, Паук отправляется на поимку Стервятника, чтобы оказаться под огромны завалом, выбраться из которого у него получается лишь поверив в свои силы.
Второй конфликт заключается в том, что Паркер весь фильм хочет пробиться в лигу Мстителей, а не возиться с похитителями велосипедов. А собственноручная поимка банды, орудующей инопланетным оружием, заставила бы Тони рассмотреть его кандидатуру. В общем, так оно и получилось. Вот только, когда Питера после победы над Стервятником собираются посвятить в Мстителей, он отказывается. Он решает, что ему больше подходит не биться бок о бок с богами, а поддерживать порядок на улицах маленького Квинса и быть Дружелюбным Соседом Человеком-Пауком. Потом он, конечно, поучаствовал в Войне Бесконечности, а в грядущем фильме, судя по всему, будет биться с какими-то межпространственными Титанами из God of War, но не суть.
Marvel's Spider-Man (PS4)
Короче, Marvel решили расширять рынок и сделать ещё одну супергеройскую вселенную, только уже в видеоигровом пространстве. Показать разительные отличия от киновселенной решили сразу, представив тот самый позабытый образ взрослого Паркера, который здесь работает ассистентом Доктора Отто Октавиуса во всяких… научных делах. Также он вершит правосудие как Человек-Паук уже 10 лет, сдружился с капитаном полиции Нью-Йорка и в первой же миссии помог устроить облаву на криминального босса Кингпина.
Игра умело выдерживает баланс между двумя жизнями Паркера, грамотно внедряя в геймплей и в повествование простые диалоги со знакомыми и не очень персонажами, не вредя при этом динамике (за вред динамике здесь отвечает геймплей за Мэри Джейн и за Майзла Моралеза).
Паук представляет собой версию Эндрю Гарфилда на максималках: более остроумную и органичную в контексте комиксного мира.
Питер Паркер настолько же органичный: он меньший раздолбай, чем Паркер Гарфилда, но почти такой же неловкий, и смотрится это не раздражающе. Ещё тему двух жизней помогают развивать переходящие между ними персонажи: те же Мэри Джейн и Моралез хорошо прописаны со сценарной точки зрения, что касается и Мистера Негатива, светившегося (ну вы поняли) всю рекламную компанию, имеющего хорошую мотивацию, но слившегося к финалу. А вот кто не слился, так это Октавиус. В отличии от моего любимого фильма Рейми, его мотивация не объясняется простым неудачным экспериментом на затылке, а раскрывается на протяжении всей игры. Он создаёт свои щупальца в первую очередь из-за страха неизбежной потери контроля над собственными конечностями, а его зловещий (ну вы поняли) план, направленный на месть Норману Озборну связан с виной последнего в отсутствии финансирования проекта Октавиуса, а следовательно равномерного и тщательного решения его проблемы. И наконец финальный твист с тем, что всё это время Отто знал тайну личности Человека-Паука и при этом всё равно строил против него козни. Это, а также попытка шантажа с угрозой раскрыть его секрет ставит жирный крест на уважении Питера к своему кумиру и наставнику.
Тем не менее я не испытал общего восторга от игры. И не из-за того, что она мне не понравилась (как раз наоборот).
На это есть ровно две причины:
1)Playstation 4 у меня нет;
2)Я не увидел ничего, что удивило бы меня;
Ничего, кроме одного момента.
Вирус, который Октавиус выпустил в Нью-Йорк, чтобы обличить Озборна, затронул Тётю Мэй. И к тому времени, как Питер принёс одну бутыль вакцины, её жизнь уже была на исходе, поэтому до момента создания большего количества вакцины для остальных людей в городе она не протянет. Перед Питером встаёт тяжёлый выбор: спасти женщину, что его вырастила, но обречь на смерть всех остальных больных, или дать ей умереть. Питер в слезах несколько секунд держит бутыль с вакциной у ввода лекарства в капельницу Мэй, но в итоге делает правильное решение. Чтоб вы понимали мой восторг от этой сцены, в комиксах в том самом сюжете, где снайпер случайно стреляет в тётю Мэй, бестолочь-Паркер с Мэри Джейн-бестолочь-Паркер отдают все годы своего брака местному дьяволу, чтобы тот оживил старую женщину, которая сама помрёт лет через десять. И ровно до момента заключения сделки этот дьявол умалчивает, что её завершение убьёт будущую дочь супругов, которая теперь уже никогда не родится. Поэтому поступок Паркера от Insomniac впечатлил меня даже больше, чем должен был.
Линейка Superior Spider-Man
Пока на больших и не очень экранах адаптировали уже устоявшиеся образы Паука из комиксов, в этих самых комиксах автор Дэн Слотт решил расшатать уже приевшуюся концепцию дерзкого остряка.
По сюжету уже находящийся при смерти Октавиус находит способ переместить свой разум в тело Паркера, а его разум — в своё умирающее тело. Сбежавший из тюрьмы Питер, на смертном одре берёт с Отто слово, что тот постарается быть ответственным в своём новом теле.
Героем в привычном понимании он, естественно, не становится: он серьёзно калечит своих противников (даже мелких бандитов и нарушителей покоя), часто даёт волю гневу, может свалить с поля боя посреди драки, если он проигрывает, чего Питер себе обычно не позволял («обычно», потому что я не прочёл все сотни тысяч комиксов по нему), а со знакомыми Паркера в его мирном облике стал вести себя… как Октавиус. От того, как никто не заметил подмены, офигивает не только читатель, но и сам Паркер, оставшийся в разуме Октавиуса в виде призрака, от которого немного позже он избавился.
Цель Отто заключается в том, чтобы стать Совершенной версией Человека-Паука. Казалось бы, вот он, наглядный пример его фирменного злодейского высокомерия, но на деле его видение и действия в момент снизили уровень преступности в городе при помощи роботов-паучков по всему городу. Человек-Паук обретает геройский статус даже в речах мэра Джеймсона; Октавиус находит в себе силы порвать с Мэри Джейн, дабы не подвергать её опасности, и вообще основывает собственную компанию Паркер Индастриз. Но с большей силой к Октавиусу пришла лишь большая безответственность, выходящая из его раздутого эго. Чем сложнее система, тем проще её сломать. Этим принципом и воспользовался вновь прибывший Зелёный Гоблин.
Тут я бы хотел остановиться и немного порассуждать о формировании личности. Думаю, для вас не секрет, что в формировании личности опыт человека занимает чуть ли не большее место, чем характерные черты, заложенные в нём генетически (я не психолог, так что утверждать на 100% не буду). Так вот, вы, несомненно, знаете об огромном количестве супергероев в комиксах. Так уж получилось, что подавляющее их большинство прошли через один и тот же шаблон ориджина, за что потом и MCU ругали. Тем не менее, самые знаменитые герои не похожи друг на друга (а шерлоковость Дауни Мл. и Кэмбербэтча в Войне Бесконечности всё же перегнули). Знаете, на кого отдельно взятые герои похожи? На своих злодеев. В этом, собственно, и есть весь прикол антагонизма: в родстве душ двух противостоящих друг другу героев. Раз уж так абсолютно случайно получилось, что я тут рассказываю про Человека-Паука, то поясню именно на его примере. Гениальный ребёнок, ум которого поощряли любящие дядя с тётей, вырастившие его в доброте и понимании. Но что, если бы всё пошло немного не так? Что если бы его растил отец-алкоголик, ни во что не ставящий отпрыска, и масть, не дающая развиваться социальным навыкам мальчика? Что если, бы он всю свою жизнь посвятил науке и попыткам доказать, что он чего-то стоит? Да, получился бы доктор Отто Октавиус. Опыт и область обитания человека очень сильно влияет на его восприятие жизни.
Что случилось с Октавиусом, когда он встретил поддержку и наставление от семьи, друзей и коллег Паркера? Он послал их куда подальше, потому что люди настолько просто не меняются. Изменила его девушка, которую многие не воспринимали всерьёз из-за её роста. Их отношения основывались на взаимном уважении и поддержке. И лишь, когда её похищает Зелёный Гоблин, и Октавиус признаёт свои ошибки и свою несостоятельность в роли героя, который нужен для спасения Анны Марии (это её имя), Отто отдаёт это тело Питеру.
Spider-Man Into the Spider-Verse
Ещё где-то во время анонса Homecoming по Интернету прокатился слушок о том, что в каком-то там близком сольнике Паука Питера Паркера заменит Майлз Моралез. По-моему, это всё основывалось на том, что кто-то что-то увидел в трейлере (видимо, это были те же глазастые, что углядели Песочного Человека в анонсирующем трейдере Marvel's Spider-Man). Разумеется, в этот бред мало кто поверил, учитывая опыт Marvel в экспериментировании с известными образами персонажей и возраст здешнего Паркера, который не совсем тянет на того, кому скоро потребуется передавать своё супергеройское дело молодняку. А вот в каком-нибудь отдельном мульте такой расклад представить было вполне возможно.
Как и всё в Into the Spider-Verse Майлз был представлен правильно: у него узнаваемый и приятный характер, у него знакомые проблемы, с ним хочется себя ассоциировать. Дальше визит к дяде Аарону, поход на какую-то заброшку, укус, суперсилы. В общем, всё действо идёт по знакомому пути ровно до момента встречи с Питером, пытающимся остановить запуск очень опасного устройства (в комиксах другого и не бывает). Майлз застаёт поражение и скорую смерть Паука, и на его плечи сваливается груз ответственности и флешки, с помощью которой нужно остановить повторение эксперимента. И дальше всё действо идёт по знакомому пути ровно до момента, когда Моралез ломает флешку, как лох чилийский, и не встречает Питера, обретшего… другую форму. А дальше идёт знакомая тема «ученик-наставник», но не совсем.
Майлза не особо любят в комиксной среде, потому что, во-первых, это та самая замена знакомого белого персонажа на чёрного, а во-вторых, он характером не особо и отличается от Питера. Зачем тогда было что-то менять? Проблемы раскрытия персонажа в комиксах начинаются с самого начала. Как и в мульте, Майлз застаёт смерть Питера, который умер без маски и с дыркой в теле, отбившись от суперзлодеев, около своего дома. На это зрелище, конечно, собралась посмотреть толпа, среди которой и затесался Майлз. Как это должно связать персонажей? Ну, просто должно. В мульте Питер с Майлзом перед смертью первого не просто так перекинулись парой фраз, и у Майлза не просто так появились способности перед этой встречей. Встретившись с Питером, Майлз видит перед собой человека, которому знакомы все те эмоции, что он сам испытывает сейчас. Вот это работает на построение взаимоотношений между героями.
Тоже касается и дяди Аарона (он же суперзлодей Prowler): в комиксах он в своём мирном облике хорошо общался с Майлзом, а в маске он пытался заставить Майлза драться жёстко, потому что… нужно быть жёстким. В мульте же нам показали в начали их близкие отношения, показали, что Аарон является единственным человеком, что выступает за творческую сторону Майлза, потом идёт твист в начале третьего акта, и (самое важное) когда он готовится убить подростка в костюме Паука, но в последний момент узнаёт, что это его племянник, отказывается выполнять приказ, прекрасно понимая, что его за это убьют. И, конечно, предсмертные напутственные слова. Стоп, разве ты выше не сказал, что Майлза не любят в комиксах именно за схожесть с Питером? Да, но смерть Аарона — это не то же самое, что и смерть Бена. Паркер осознанно отпустил грабителя, который позже убил дядю Бена, и этот факт подталкивал Питера к действию. Факт смерти Аарона подталкивает Майлза сдаться, играя на тему веры в себя, преследующую Майлза от сюжетной линии с переходом в школу повышенного уровня до спасения целого мира. В итоге после смерти дяди именно слова отца Майлза, который верит, что тот способен на нечто потрясающее, подталкивают его к геройству (естественно, закрыв вопрос о самоидентификации, разукрасив оригинальный костюм Паука в подходящие цвета).
Всё это для того, чтобы под конец вместо вот этого крика:
Майлз выдал вот этот:
Заключение
Где-то 4 года назад я услышал мнение, мол в детстве Человек-Паук, конечно, нравится, но с возрастом тебе начинают нравиться и другие супергерои. Я не буду говорить, что это самая тупая мысль, что я слышал (я смотрел слишком много Ютуба, чтобы так думать). Да, я не знаю, какое у меня будет отношение к Человеку-Пауку через 20 лет, но я отлично знаю, какое впечатление он производит в детстве (даже фильмы Рейми): он может заставить тебя полюбить красный и синий цвета, может подтолкнуть к неуместным шуткам, может привить желание помогать другим людям, может помочь не опуститься до уровня своих школьных задир в третьем классе, а может и вовсе послужить основой для полноценных жизненных принципов в будущем. Именно поэтому, лично для меня, он лучший.
Лучшие комментарии
Что же до тех вариантов, с которыми стоит ознакомиться, то это, во-первых, Superior Spider-Man, который хорошо стебёт подход Питера Паркера к геройству (но эта линейка очень длинная).
В Spider-Man: Reign есть некоторые моменты, представленные… недостаточно сильно и круто, как могли бы быть, но прочесть можно (там всего-то четыре выпуска).
Со смертью Гвен и её ролью в жизни Питера лучше всего ознакомиться в линейке Spider-Man: Blue (она тоже очень короткая).
Изначальная цель Ultimate Spider-Man была в том, чтобы познакомить как раз-таки новичков в комиксах с Человеком-Пауком, но потом эта серия скатывается в какую-то маразматику. Так что я бы посоветовал первые выпуски, пока не наскучит, а потом Ultimate Comics: Death of the Spider-Man (2012).
После Superior Spider-Man может зайти комиксовый Spider-Verse, где гораздо больше Людей-Пауков, чем в одноимённом мультфильме. А после этого ещё и Spider-Geddon почитать, где среди Пауков затесался Паркер из игры на PS4.
Есть ещё множество работ, с которыми можно и нужно ознакомиться, но их можно найти по запросу «Лучшие комиксы про Человека-Паука».
Содержание то отличное, но вот дооформить бы чутка) Хотя даже содержимое ощущается слегка хаотичным в последовательности из-за комиксов и мультов. Так и не понял почему именно в таком порядке. Может я не оч умный %D
В целом полностью совпадает с моими взглядами, разве только я комиксы никогда не трогал. Фильмы с Гарфилдом показались мне лучшими (читерная линия с Гвен, наверное, повлияло).
Кстати раз уж ты затронул комиксы о пауке: можешь посоветовать с чего начать? И что сейчас читается хорошо, а то боюсь вряд ли комиксы бородатых годов сейчас читаются так же хорошо, как и тогда.
Ultimate Spider-Man — это потрясающая серия, которая в 2000 году взялась осовременить не только Паучка, но и его врагов, и его мир в целом, и это отличная точка вхождения для новых читателей. Там история Питера рассказывается с самого начала, он снова школьник, ему снова 15 лет, снова укус и тд… Но при этом это все максимально реалистично и приземленно, герои ведут себя и общаются, как живые люди, сюжеты лихо закручены и невероятно интересны, они в очень правильных пропорциях смешивают экшен, драму и обычную школьную жизнь. Сами образы персонажей могут быть сильно изменены и подстроены под стандарты и ожидания 2000 года, например, Зелёный Гоблин в этой вселенной — не мужик в зеленом трико на глайдере, а огромный, летающий, зелёный монстр с рогами, который шмаляет файерболами. Это невероятно сильная серия, благо всю дорогу её писал один сценарист. И я категорически не согласен с автором блога, что она «скатывается в маразм», это не так. Так же попутно можно зацепить еще и игру Ultimate Spider-Man, ведь она, помимо того что восхитительная, еще и часть канона серии.
А с Amazing Spider-Man vol.2 #30 начинается по-настоящему великий и культовый «ран» знаменитого сценариста Джозефа Майкла Стражински. Действие здесь происходит в основной вселенной, самой главной и классической, Питер здесь уже взрослый мужик и все начинается с того с того, что он устраивается работать учителем химии в свою старую школу. На протяжении многих сюжетов он будет встречать новых и старых врагов, путешествовать по мирам и тд., но не это главное. Главное, это то, как сценарист подходит к прописыванию своих персонажей. Они настоящие, ты им веришь, у них взрослые проблемы, которые усугубляются супергеройской жизнью. Здесь нет места олдскульной наивности, здесь могут происходить вещи, которые навсегда изменят жизнь и статус кво героя (например именно здесь тётя Мэй наконец узнает тайну племянника). Не забывает сценарист рассказать через комикс и о проблемах в обществе, государстве, мире. В общем, это невероятно сильное произведение, настоятельно рекомендую.
Оба серии кстати вполне официально выходили или выходят на русском языке.
Блин, а ведь еще есть Peter Parker: Spider-Man от Пола Дженкинса… Ладно, о нём в следующий раз))
Все остальные мульты которые выходили по мне мэх. Особенно от диснея, он какой-то детский. Бесил меня…
Единственная мелочь так это то, что в игре от Insomniac Питер геройствует уже 8 лет, а не 10 как написано в тексте. А так все отлично. Плюсую!
Что касается повествования, то оно составлено по хронологии выхода произведений, кроме Superior Spider-Man. Суть в том, что эта линейка показалась мне слишком важной, чтобы вставлять её в середину, а обойтись без неё я просто не смог (была мысль рассказать ещё о нескольких комиксах, но они как-то не пришлись к слову). Ещё она рифмуется с Into the Spider-Verse в плане того, что уже не Питер Паркер является главным действующим лицом. А если речь про Marvel Knights и Spider-Man: Reign, то они как раз пришлись к слову и нужны были для развития мысли в той главе.
Правда я бы не согласился на счет «правильного» выбора в «ЧП PS4». Эта невозможность изменить прописанный разработчиками сюжет… В том же Бэтмене от ТеллТэил во второй части можно было выбрать — отринуть альтер эго «Темного рыцаря» и остаться просто Брюсом Уэйном или отправить Альфреда в отпуск и продолжать геройствовать. Выбор для себя и для общества. Зачем обрекать Паркера на страдания, не позволяя ему дать лекарство единственному человеку, кто безоговорочно его любил, кто столько для него сделал… Не дать такому человеку лекарство — это бесчеловечная неблагодарность…