3 июля 2019 3.07.19 12 7037

Bloodstained Ritual of the Night

+33

Я большой фанат серии Castlevania. Люблю я не только классические игры, но и поздние метроидвании. Потому 4 года назад, когда Коджи Игараси, создатель культовой Castlevania Symphony of the Night, начал кампанию по сбору средств на свою новую игру, это событие не прошло мимо меня стороной. Все эти годы я регулярно читал новости о разработке, переносах и наблюдал за развитием проекта. И вот две недели назад Bloodstained Ritual of the Night наконец-то вышла. Правда добрался я до неё только спустя неделю, так предзаказ сделал на Nintendo Switch. И вот наиграв 40 с лишним часов, пройдя весь сюжет, пришло время сделать какие-то выводы о том, что конкретно получилось у Игараси с его IGAvania (Не будет уточнять у маэстро по поводу уровня его ЧСВ).

События игры разворачиваются в Англии XVIII века, во время промышленной революции. Приходом технического прогресса оказались недовольны алхимики, от которых начали отворачиваться инвесторы. И чтобы доказать денежным мешкам важность своей работы, “учёные” решили подстроить конец света и призвать из ада армию демонов. Для этого они создали оскольщиков, людей способных управлять демоническими силами. Принеся их в жертву, алхимики открыли врата ада и выпустили на волю легионы нечисти. И тут в дело вступает церковь, которая большими усилиями, но загнала всех чертей обратно в преисподнюю. И вроде счастливый финал, но выяснилось, что два оскольщика пережили бойню алхимиков, юноша Джибел и девушка Мириам. Последняя таинственным образом была заморожена во времени, а её кристал потерял силу, что и спасло её от жертвоприношения. Ritual of the Night начинается спустя 10 лет после этих событий, когда Мириам выходит из своего долгого “сна”. От друга детства, алхимика Йоханесса, девушка узнаёт, что Джибел, который им обоим был как старший брат, сошёл с ума, вырезал почти всех алхимиков, объявил войну всему человечеству и призвал из ада целый замок с армией демонов. Шокированная Мириам отправляется в путь, чтобы разобраться в происходящем.

Если вы играли в предыдущие метроидвании от Игараси, то сюжет вам покажется очень предсказуемым. В Ritual of the Night японец собрал все штампы, которые когда-то встречались в играх Castlevania под его продюсированием. И не скажу, что я ожидал от Игараси чего-то другого. Я прекрасно помню каждую Castlevania от него и потому понимал что именно меня будет ждать. Я бы даже не обратил на это внимание, если бы не концовка и финальный босс. Вроде всё должно быть эпичным и пафосным, но на деле выглядит всё скомкано. Видно, что бюджета немного не хватило.

Но хотя бы по лучше обстоят дела с персонажами. Не скажу, что они оригинальные, даже в рамках серии Castlevania, но почти каждый по своему хорош. Мириам просто милашка, Йоханес типичный погружённый в исследования учёный, самурай Зангетсу сам по себе ходячее воплощение пафоса и так далее. Фанатам же Castlevania должен понравится саркастичный вампир библиотекарь O.D. (Orlock Draсule), явно срисованный с Алукарда из Castlevania Symphony of the Night. Его даже озвучивает тот же актёр.

И если игра– наследница Castlevania, то как же не затронуть место действия. Замок Ritual of the Night состоит из нескольких огромных локаций, в каждой из которых есть какая-то изюминка. Например, в башне близнецов драконов движение идёт окружности, а не влево-вправо, как в обычных платформерах. Из-за этого можно немного запутаться в карте, но в принципе никаких сильных проблем это не вызывает. В стимпакнковской библиотеке замка нужно двигать полки с книгами, чтобы продвигаться по локации. И так в каждой части замка: часовне, подземных пещерах, тронном зале и так далее. Но больше всего меня удивил горный садик в явно японском стиле, который тут называется “Восточной волшебной лабораторией”. Нет в нём есть что-то волшебное, но это только одна комната, которая является отсылкой на локацию из Castlevania Aria of Sorrow. При том внешне по артам и и скриншотам вокруг замка только деревушка, а ближайшая гора находится в нескольких километрах от замка. И судя по нахождению садика на карте он вообще висит в воздухе.

Если говорить честно, то новый замок маэстро местами сильно напоминает тот, что был в Symphony of the Night. У обоих из них чуть ли не одинаковая структура, основная часть, подземные пещеры с катакомбами (вместо которых в Ritual of the Night пустыня), и тронный зал на верхушке. Даже водопад в пещерах находится примерно в том же месте, что и был в Symphony of the Night.

Но что же про заявления про то, что это самый большой замок Игараси? Отчасти так оно и есть, если забыть один факт. В поздних Castlevania, в частности Portrait of Ruins и Order of Ecclesia, игрок исследовал не только замок, но и прилегающие территории, вроде карманных измерений или окрестных лесов, болот и пещер. Если взять все места, которые нужно исследовать в какой-нибудь из этих игр, соединить и сравнить с замком из Ritual of the Night, скорее всего они будут приблизительно одинаковы. Из локаций, которые не относятся к замку, Мириам будет исследовать только галеон, на котором она добралась до замка, поезд до секретной лаборатории алхимиков и саму лабораторию. Кроме галеона, это все довольно мелкие локации на пару комнат.

Но хватит о замке, давайте наконец поговорим о том, что представляет из себя новое творение IGA. Bloodstained: Ritual of the Night это не просто метроидвания, а двухмерная экшн-RPG. У героини несколько характеристик от которых зависит сила её ударов, сопротивление разным типам урона, максимальное здоровье и так далее. Кроме этого, как и любая Castlevania, игра довольно разнообразна в плане истребления сил зла. Как пример оружие. Мириам владеет гигантским арсеналом: мечи, кнуты, ножы, кувалды, катаны, кнуты и даже ботинки. Да вы не ослышались. В отличии от Castlevania и многих других RPG тут обувь выполняют функцию оружия. Мириам калечит монстров ударами ногой не менее эффективно, чем она бы это делала каким-нибудь мечом или кнутом.

Отдельно хочется выделить огнестрел, который был в Castlevania, но больше в виде пасхального яйца. В Bloodstained его решили доработать до полноценного вида оружия. Само по себе огнестрельное оружие наносит мало урона, если в инвентаре нету усиленных стихиями или сделанных из редких материалов патронов. Да и максимальное количество хороших пуль ограничены прокачкой Мириам. К сожалению, убитые враги редко оставляют после себя боеприпасы. Но их для девушки может создавать алхимик Йоханнес, о котором мы поговорим позже.

Кроме обычных ударов или выстрелов, у каждого типа оружия есть свои боевые техники. Это приёмы, которые можно выполнять надев то или иное оружие. Они тратят ману, но и наносят в полтора раза больше, чем обычные удары. О том как изучить технику можно прочитать из книжных полок, спрятанных по всему замку. Например, для изучения техники нужно длинное копьё. Дальше убивайте описанным приёмом, пока над головой Мириам не пролетит надпись «Техника освоена». После этого, вы сможете его выполнить любым оружием того же типа. И у данной идеи есть небольшие проблемы, по крайней мере для меня. Выполнение техник заключается в нажатии определённой комбинации на крестовине или аналоговом стике а затем кнопки удара. Из-за строения крестовин у геймпадов Xbox Controller и Nintendo Switch Pro, выполнять на них эти манипуляции иногда проблематично. Было бы неплохо, если после освоения технику можно было бы поставить на отдельную кнопку, благо одна при используемом игровом управлении всегда свободна. Почему бы её просто не использовать?

Кроме оружия, Мириам может носить разные типы брони, аксессуары и шарфы. Шарфы вообще здесь аналог плащей из Symphony of the Night. Бонуса к характеристикам дают мало и больше нужны как декоративный элемент. Радует, что почти все элементы одежды, кроме доспехов, отображаются на главной героине. Доспехи, максимум, меняют цвет платья. Зато это первая метроидвания Игараси, где вообще можно менять внешность главного героя. Кастомизации поддаются такие элементы как цвет кожи, глаз и платья с причёской. Этого вполне достаточно, чтобы поменять внешность Мириам на свой вкус.

Всё вышесказанное это всего лишь малая часть того на что способна Мириам. Главной особенностью Ritual of the Night является один очень интересный набор механик. Каждый раз, когда девушка убивает монстра из него с какой-то вероятностью вылетает волшебный осколок, который протыкает героиню и даёт ей новую способность. Кроме белых осколков, которые действуют постоянно, Мириам может использовать сразу только один осколок определённого цвета. Каждый цвет работает по своему. Например, осколки жёлтого цвета увеличивают характеристики героини или дают ей пассивную способность, вроде вампиризма или уменьшения затраты маны при использовании активных осколков. Или с помощью красных героиня может создавать метательное оружие из воздуха и швырять его в демонов. К тому же чем больше одинаковых осколков Мириам соберёт, тем сильнее будет их эффект.

Не скажу, что эту идею IGA придумал специально для Ritual of the Night. До этого она появилась в двух его Castlevania, Aria и Dawn of Sorrow, где вместо осколков были души. В Ritual of the Night Игараси немного изменил концепцию, добавив фиолетовые и зелёные «души». Первые действуют так же как и красные, только направлением выстрела можно управлять с помощью правого стика. Зелёные– это знакомые по предыдущим играм фамильяры. В Sorrows они были частью синих осколков, которые накладывали на героя дополнительные эффекты или способности, только в отличии от жёлтых требовали дополнительной активации и стремительно отнимали ману. По итогу сама система осколков для IGA не нова, но в Ritual of the Night японец её хотя-бы немного доработал.

Что же пришло время вспомнить о Йоханесе. Вместо оружия или одежды, враги чаще всего будут оставлять после смерти части тела или драгоценные камни. При наличии этих ресурсов и рецептов алхимик способен создавать для Мириам новое оружие, зелье и даже иногда осколки. Главное просто иметь при себе нужные ресурсы. Кроме убийства монстров, собирать их можно открывая разбросанные по всему замку голубые сундуки. Они автоматически восстанавливаются каждый раз, когда Мириам возвращается в локацию. Эта идея была взята из Castlevania Order of Ecclesia. Ещё в лаборатории сама героиня может готовить себе поесть. Но в отличии от Castlevania, где еда просто восстанавливала здоровье, первая порция приготовленной закуски будет повышать характеристики девушки.

Ещё молодой алхимик за ресурсы может улучшать ранг осколков, увеличивая радиус их действия или один из пассивных эффектов. И тут есть интересная деталь, когда жёлтый осколок достигает максимального ранга, он становится белым и действует постоянно. Идея, по мне, очень противоречивая. Мириам со всеми пассивными эффектами превращается не просто в машину смерти, а в настоящую богиню, которая отправляет даже боссов на тот свет чуть ли не с одного удара.

Вообще смотря на игры с крафтом, я часто задаю вопрос, если нужно создать несколько предметов и не хватает ресурсов, есть ли другие способы их получить? В Ritual of the Night есть. После того как вы приготовите блюдо или создадите предмет, он сразу же станет доступен для покупки в магазине по соседству с лабораторией Йоханеса. Но вам понадобится много денег. Заработок тут сделан больше не по современной школе RPG, где вам нужно выполнять задания для получения денег, а по старой, когда надо уничтожать монстров и элементы окружения, например фиолетовые подсвечники. И то из последних выпадают деньги только когда у Мириам полный запас маны.

Кстати о заданиях, в Bloodstained Ritual of the Night, к сожалению, нет по-настоящему интересных дополнительных миссий. Вам нужно либо убить некоторое количество монстров, либо создать предмет и отдать его девушке в начальной локации, либо покормить старушку, приготовив ей блюдо, название которого она не помнит, но даст подсказку в виде ингредиентов и иконки закуски. Есть ещё миссии по нахождению заблудившегося жителя, где надо принести ему камень телепортации, но там интересна только реакция Мириам. Хотелось бы, чтобы тут хотя были задания уровня Portrait of Ruins с Order of Ecclesia, где надо было сфотографировать йети или прийти в костюме монашки. Зато награда от выполнения всех цепочек очень полезна, особенно бабушкина.

Я мог бы ещё охватить многие вещи, но боюсь статья ещё сильнее затянется. Да и сказанного вполне достаточно, чтобы оценить игру по достоинству. Так что давайте подведём итоги. Bloodstained Ritual of the Night– это компиляция и доработка лучших идей из метроидваний серии Castlevania. Хотя не так, игра и есть новая часть Castlevania, только во избежания проблем с авторскими правами была переименована. Это можно понять не только по геймплею, но и по большинству врагов и некоторым боссам, которые действуют явно по той же логике, что и в «родителе». Кроме этого в игре много ненавязчивого фансервиса в виде отсылок на игры серии и не только. Не могу и не отметить работу композиторов во главе с Мичиру Ямане. Хоть некоторые композиции и получились немного кривыми, на мой взгляд, музыка одна из самых лучших вещей в этой игре. Но главное достоинство Ritual of the Night заключается в её игровом процессе и его разнообразии. Количество доступных осколков и оружия позволяют Мириам уничтожать нечисть в замке сотнями разных способов.

К сожалению, игра не обошлась без недостатков. Это не только проблемы с сюжетом, но и какие-то дизайнерские и технические недоработки. Из мелких русская локализация, в которой Мириам говорит иногда о себе в мужском роде. Или игра в одном месте заставляет игрока фармить осколки, чтобы продвинуться по сюжету. А вот из крупных– это Switch-версия игры. Вы уже наверное слышали, что на полупортативной консоли игра вылетает и есть проблемы с фпс, подгрузкой и так далее. С некоторыми из них я даже встречался при прохождении. Вылеты обычно происходят после перехода в другую локацию или загрузки катсцены. Всего за 40 часов игры Ritual of the Night у меня вылетел 4 раза, три из которых были в первые часы игры. Но самые серьёзные проблемы возникают в замковой библиотеке. В этой локации очень долго идут переходы между комнатами и иногда сильно просидает fps. В остальных частях замка всё более-менее работает стабильно. Иногда просто появляются мелкие графические артефакты. У Switch версии довольно сильно покоцана графика, из-за чего модельки с используемым визуальным стилем выглядят как растаенное мороженое из мыла. IGA, конечно, уже заявил, что работа по устранению всех неполадок идёт в усиленном темпе.

Даже с учётом всех недочётов получилась довольно масштабная метроидвания с гигантским количеством возможностей. Особенно это приятно на фоне большинства нынешних игр такого типа. Не поймите неправильно, мне очень нравится то, что сейчас очень много проектов разрабатывается в этом направлении, но они больше сделаны по типу Метроида. В большинстве это обычные платформеры, только с открытым миром вместо уровней. И потому радуешься выходу чего-то такого масштабного. Я же рекомендую эту игру всем фанатам Castlevania и вообще метроидваний. Не пожалеете. При этом у проекта явно большие планы на своё будущее. Ведь параллельно с доработкой Switch-версии, сейчас в разработке находятся ещё 13 бесплатных DLC, среди которых будет 2 новых играбельных персонажа. Но пока из дополнительного контента за 10 долларов можно убить самого Игараси. Бесплатно эту награду получили те, кто задонатил на игру во времена кампании на Kickstarter. DLC пока доступно только на PC и вскоре должно выйти на все платформы. А на этом у меня пока всё. Спасибо за внимание.


Лучшие комментарии

Скажем так, я не очень хорош в Photoshop. Цель картинки просто показать схожесть персонажей.
А никому не показалось, что саундтрек на первом уровне напоминает заглавную тему из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»?
Я очень редко читаю статьи, но эту осилил с удовольствием. Заслуженная 1000, спасибо.
Столько инфы которую я попросту пропустил в игре, спасибо.
Хорошая статья камрад. Эта игра глоток свежего воздуха в умирающую франшизу Кастлевания. Пока Конами ведут себя как мудаки и фапают на свои пачинко, другие продолжают их дело.

Мне другая композиция, Luxurious Overture, в определëнном месте напомнила Army of Lovers — Crucified. Кто знает, может, это такие отсылки, а, может, совпадение.

Просто нет слов! 10 из 10!
Есть немного. Я сомневаюсь, что Мичиру Ямане смотрела «Тот самый Мюнхаузен», но тут скорее оба композитора хотели выдержать классический стиль в своих композициях.
Отлично написано, только один вопрос, что с Алукардом? Почему он так небрежно в фотошопе вырезан?

Ну, всегда можно попросить кого-то со стороны.
Читай также