4 июня 2019 4.06.19 22 2838

Что такое X-Com: Enforcer, с чем его едят, и стоит ли вообще такое жрать

+22

Многие знают и любят серию компьютерных игр X-Com. Кто-то влюбился в режим глобальной стратегии, кого-то покорила необходимость просчитывать действия каждого бойца в тактической битве, а кому-то понравился фантастический сценарий про вторжение на планету Земля. Нашлись и такие, кто просто сказал: «гы, прикольно, инопланетяне», и решил попробовать. Скорее всего, именно на людей (и прочих существ) из последней категории рассчитывали специалисты студии Infogrames, разработавшие и в 2001 году выпустившие аркадный шутер от третьего лица X-Com: Enforcer.

Секретный робот

Действия игры происходит в тот же временной промежуток, что и в X-COM: UFO Defense. Некий профессор с необычным именем Профессор разрабатывает убер-робота, способного убить даже самого инопланетного инопланетянина. Как только разработка заканчивается, на базу вторгаются пришельцы, предоставляя отличную возможность протестировать новинку. Отбив атаку, Enforcer отправляется на борьбу с пришельцами. Справится ли он со своей миссией по спасению человечества – зависит от игрока. А может и не зависит, не буду спойлерить концовку.

А может и проспойлерю. Я — та ещё скотина

Но если кому-то интересен сценарий, а играть не сильно хочется – добро пожаловать на Википедию. Не забудьте пожертвовать три доллара, или сколько там сейчас просят на поддержание сервиса. И не бойтесь что-либо пропустить. Будьте уверены: те два абзаца отображают все события до последней детали. Ведь после описанной мной завязки, разработчики забывают о сценарии уровней эдак на тридцать, или даже чуть больше. Только в предпоследней и последней миссии вы увидите пару сюжетных роликов и услышите пару новых слов, а займёт всё это не больше двух минут.

Единственное, чего вы не узнаете на Википедии, так это того, что десяток записанных фраз, повторяющиеся на протяжении игры, начнут раздражать уже на середине. «Иди по голографической стрелочке», «Спаси людей», «Убей инопланетян», «Сдохните инопланетные захватчики», «Мы победили», «Мы проиграли»… Слышать любую из этих фраз в сотый раз уже не хочется. Особенно раздражает, когда Профессор жалуется, что его подопечный отклонился от заданного маршрута. Odpierdol się! Я секреты ищу!

На полях сражений

Очевидно, что вместо прописывания характеров и диалогов, разработчики сконцентрировались на проработке геймплея. Перед нами крайне резвый шутер с большим разнообразием оружия и врагов, и даже сваливающимися на голову бонусами. После нескольких минут обучения, Enforcer уверенно шинкует врагов, спасает мирных жителей и ищет буковки, позволяющие открыть бонусный уровень. Скучать обычно не приходится. Пришельцы десятками материализуются прямо в прицеле, ловят пару-тройку снарядов, рассыпаются кучей зеленокровавых ошмётков и «очков исследования». А место убитых тут же занимают свежетелепортированные. И так до тех пор, пока не будет уничтожен последний портал. Кстати, последние – законное оправдание того, что «серые» появляются прямо из воздуха. Это не лень разработчиков, это инопланетные технологии.

По скриншоту так сразу и не скажешь, но играется это весело

Врагов насчитывается около пятнадцати видов. Часть из них вроде обычных сектоидов или мутонов будет знакома поклонникам предыдущих частей, но появились и новые. Среди них Василиски (почему-то не умеющие превращать людей в камень), что-то похожее на Гарпий (Википедия говорит, что это Крылья Ужаса), а также несколько модификаций старых знакомых. Например, новые Диски, сменившие лазеры на лезвия ближнего боя, или мутоны, заменившие одну руку на стреляющую хреновину. Ну и, конечно, никто не отменял обязательных «боссов». Для более увлекательной расправы над уфопарком в распоряжение игрока предоставлена чёртова дюжина пушек, всякого рода бонусы, улучшения для самого робота, и чуть больше тридцати уровней, от кукурузных полей и городских улочек до внутренностей самолёта и летающей тарелки пришельцев.

Научные исследования

За исключением стандартных пушек, бесплатно ничего получить не удастся. Новое оружие или «бонус» появится на поле битвы только после того, как Профессор сможет провести исследование. А для этого нужно сначала найти специальный оранжевый шарик со знаком вопроса, спрятанный где-то на уровне, и обозначающий инопланетную технологию. А ещё нужно накопить достаточное количество «очков исследования». Поэтому есть вероятность пройти игру, так и не испытав все изобретения. Хотя, тайников с технологиями в игре хватает, поэтому даже такое невнимательное чучело как я умудрилось не только открыть всё, но и взять один или два шарика «сверхурочно». За них мне дали дополнительные «очки исследований», необходимых для открытия и «прокачки» изобретений. А сами очки можно «фармить» чуть ли не бесконечно, если не уничтожать телепорты. Да и бонусные уровни хорошо помогают обогатиться.

Вот он — робот будущего. Даже под обстрелом найдёт время на селфи в зеркале

«Оруженая» представлена стандартным бластером (после апгрейда превращается в пулемёт), огнемётом, дискомётом (слегка напоминающим тот, что когда-то появится в Dead Space), дробовиком, плазмаганом, чем-то похожим на «рельсу», ручным вентилятором (не смейтесь, его лопасти наносят огромный урон, это одно из самых опасных приспособлений) и двумя ракетницами: обычной и с ядерной боеголовкой. Всему этому я нашёл применение в бою. Правда, слабые оружия вроде огнемёта ближе к концу больше мешали, чем помогали: против финальных монстров они почти не работают, а убрать их с поля боя нельзя.

Нашлось и пара относительно бесполезных «пушек». Замораживатель только и умеет что замораживать врагов, что с учётом их количества не очень полезно. Пока морозишь одного, успеваешь получить в бронированный бубен от другого. Молниемёт (похожий на тот что из Quake) – улучшенная версия замораживателя. Может парализовать сразу группу врагов, но в виду небольшого урона всё так же бесполезен, пущенная в инопланетное рыло ракета всегда работала надёжнее. Гранатомёт вообще наводит на мысль, что в его коде закралась ошибка. Слишком уж малый урон он наносит, при не самой удобной механике использования.

Ракетница, инопланетяне, кукуруза… Что ещё нужно для счастья?

Но отдельно хотелось бы упомянуть штуковину под названием «Пси-Пушка». Вот это – действительно уникальное оружие. Стреляет оно чем-то вроде голлографических бегемотиков, что и так сделало бы её лучшим оружием в игре, вне зависимости от эффективности. Но оказалось, что опаснее бегемотиков может быть только ядерный взрыв. Ни один противник (кроме «боссов») не может выдержать залпа из этой штуки. Любая скотина при контакте подпрыгивает и умирает. Кстати, почему они подпрыгивают – не знаю, но выглядит прикольно. Очередной плюсик в копилку оружия.

Здесь нужен ещё один подзаголовок но я тупой и не придумал

После «открытия» любое оружие можно трижды проапгрейдить, добавив ему новые интересные свойства. Например, плазмаган начнёт стрелять целым веером снарядов, как в старых аркадных самолётиках (кто-нибудь тут помнит Raptor?). А дискомёт научится не только убивать врагов, но и принесёт своему обладателю каждое вырванное у супостата «очко».

Помимо оружия исследовать можно и всякого рода бонусы. Например, на поле битвы появляются аптечки, восстанавливающие от 15 до 100 единиц здоровья зависимо от апгрейда. Может появиться «ракетный залп», убивающий стоящих рядом врагов. Крайне полезен «Лазарь», воскрешающий героя. Тем более, что после апгрейда воскрешение сопровождается взрывом, позволяющим извлечь выгоду даже из смерти. Есть и другие штуки: дрон-охранник, ускоритель, увеличитель урона и прочее.

Между миссиями наблюдаем вот такой экран апгрейдов

Можно улучшать и самого Энфорсера. Со временем робот научится выше прыгать, быстрее бегать, самостоятельно себя чинить (но только до ограниченного порога, то есть, само по себе умение аптечки не заменит), станет прочнее и получит пару особенных апгрейдов вроде упомянутого пулемёта.

Неполадки в системах

К сожалению, несмотря на динамичный геймплей и наличие интересных идей, «выстрелить» игра не смогла. И причина здесь не только в отсутствии сценария и даже не в том, что фанаты оригинальных стратегий «захейтили» проект. Всё дело в банальных недоработках, непродуманности, а во многом – лени разработчиков.

Задачи почти на всех уровнях дублируют друг друга. «Уничтожь десять инопланетных телепортаторов», «спаси десять гражданских», «убей босса». И так – тридцать уровней. Причём спасение гражданских, кроме двух случаев, означает «пройти через флажок». Люди просто стоят себе, занимаются своими делами, и только время от времени покрикивают: «Спаси нас, Энфорсер». Откуда вообще эти тупые существа знают название сверхсекретного робота?! Тотальное однообразие задач приводит к тому, что чувство продвижение по сюжета появляется только во время паузы между уровнями. Все исследования сделаны – конец уже не за горами.

А ещё тут бывает темно, как в опе инопланетянина

Со временем начинает раздражать механизм появления оружия на поле боя. «Спавнится» оно случайным образом, а подбирается автоматически при контакте. Вне зависимости от желаний игрока, если держать ядерную ракету и случайно наступить на водяной пистолетик, в руках окажется последний. Изменение необратимо. «Гигантская Кусака в прицеле. Ядерная боеголовка готова к спуску. Начинаю отсчёт. Три. Два. Один. Чёрт! Мне на голову свалился дробовик! Ракетницы больше нет! Отступаю, отступаю! Нужна поддержка, повторяю, нужна поддержка! Аптечку, аптечку! Умираю…». Из-за этой особенности я перепрошёл первые пару уровней просто чтобы не открывать замораживатель. А то бесит.

В какой-то момент игра начинает утомлять. Кажется, что уровней слишком много. Да что там, в какой-то момент один и тот же уровень почти без изменений приходится пройти четыре раза! Лишь слегка изменится география и будет появляться больше врагов. Например, если в миссии «Arctic Base I» вас ждёт одна гиганская кусака в окружении небольшой кучки врагов, то уже в «Arctic Base IV» будет четыре кусаки в окружении большой кучки врагов. Зачем затягивать? Почему нельзя хоть как-то вести игрока по уровням? Почему сюжетные заставки есть только в первой, тридцать первой и тридцать пятой миссиях? Лень? Или наспех сотворённому Enforcer-у просто не успели приделать нужные функции?

Выходит, проходняк?

Не буду скрывать, даже несмотря на полное отсутствие сценария как такового, определённое удовольствие от игры я получил. Более того, я не исключаю возможности, что когда-нибудь пройду Enforcer ещё раз. Стрелять приятно, динамика на месте, оружие и враги не надоедают, после первого прохождения к имеющимся добавляется несколько прикольных дополнительных «скинов». Даже искать буквы для секретных уровней мне было интересно до тех пор, пока сами уровни не начали повторяться. Это хорошее развлечение на вечер-другой, позволяющее просто расслабиться и устроить дестрой инопланетянам.

Ну разве он не миленький?

Но и пройдя мимо этой игры, вы ничего не потеряете. Играть-то приятно, но после прохождения не остаётся ничего. Более того, из-за затянутой концовки, финал дарит какое-то странное чувство облегчения. Потому, что увидь я «Arctic Base V» игра дополнила бы грустную коллекцию «когда-нибудь допройду».

Вывод – типичный проходняк. Если хотите пострелять инопланетян в крепенкой, но не выдающимся аркадном шутере – добро пожаловать. Если же описание-скриншоты не вызывают особого энтузиазма, проходите мимо мимо. Потеряете не так уж много.


X-COM Enforcer

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
17 апреля 2001
52
3.7
24 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да тогда вообще больше питались слухами. С игровой прессой было довольно сложно. Но вот один из скриншотов, который я хорошо помню, ибо интерес был серьёзный
Но вот на чём он в нашей необъятной мне попался — дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Этот датирован нулевым годом на IGN. Игра (Alliance) планировалась и даже презентовалась, но кто его знает, на каком этапе всё заглохло.

А со спинофами была проблема в том, что это прям совсем спинофы, в плохом смысле слова. Что у Apocalypse, что у Interceptor и Enforcer истории очень плохо бьются с оригинальными играми, но при этом отлично бы легли в самостоятельные игры в других вселенных. Это, в своё время, довольно сильно резануло по впечатлениям. Впрочем, теперь уже и не расскажет никто, почему оно было так.
О, точно, про «Альянс» и читал)

что у Interceptor и Enforcer истории очень плохо бьются с оригинальными играми, но при этом отлично бы легли в самостоятельные игры в других вселенных.


Да, но тогда пришлось бы придумывать вселенную. А так — надёргали что влезло, засунули в игру, обозвали спинофом и можно выпускать) Плюс — наличие знакомого словосочетания в названии. В те времена с продвижением было туго, поэтому нередко вопрос «купить или нет» решался на месте, при осмотре коробочки с диском. И если игра по любимой вселенной, её уже хотелось купить больше, чем что-то неизвестное и непонятное))
Ну, если с Enforcer и Interceptor ещё куда не шло, хотя в последнем уже совсем какая-то феерия с сюжетом. То в Apocalypse постоянно видны уши другой игры, из той самой вселенной про Дредда, и сюжет ни в какие ворота. Есть большая вероятность, что её спешно переделывали.
ОХРЕНЕТЬ! Я 15 лет пытался вспомнить и найти ту аркадную пострелушку, в которую играл когда-то тогда, и вот она! Наканецта! Спасибо тебе, добрый человек)
А, ну в Апокалипсис я так-то не играл, поэтому не могу судить)
Зря. При всём при этом, игра вполне хорошая и в некотором роде даже уникальная, если прорваться через начало и более менее разобраться.
Да я и в первые-то не играл) Я вот из этих:

такие, кто просто сказал: «гы, прикольно, инопланетяне»


Вообще стратегии — не моё. Я тупой, поэтому всегда проигрываю. Местячковую тактику (как в Shadowrun Returns) люблю, а вот глобальные дела решать как-то не нравится. Когда-то давно играл в какой-то Икс-Ком, но запомнил только сражения, вот они мне нравились. Пошаговые, с управлением бойцами и всем таким прочим. А вот про глобальный режим что-то забыл. Потом поиграл в перезапуск (enemy unknown, или within), там мне понравилось управлять бойцами, но на этапе исследований, с базой и всем вот этим как-то заглох. Вообще единиственная на моей памяти «большая» стратегия которую я прошёл, и даже несколько раз — Колонизация Сида Мэйера. Причём та которая ещё пиксельная, перезапуск в составе номерной части какой-то из Цивилизаций мне не понравился))

А про игры знаю в основном из того что в интернете вычитал) В принципе мне интересно, может и попробую когда-нибудь оригинальную трилогию осилить. Но это будет когда-нибудь)

Просто блог задумывался чуть более масштабным. Хотелось сделать что-то вроде «Разбора Полётов», но в текстовом виде и чуть более другого. Чтобы не рассказывать в духе «запустил игру, а там вооот», а вникнуть чуть больше, и описать всё более детально. В общем, сделать текстовый аналог того «Разбора», которым как я надеялся, будет стопгеймовская передача, но которого так и не увидел. Но потом подумал, что в текстовом виде это будет много и нудно, и читать такое никто не захочет. Поэтому сократил.

Скорее всего, именно на людей (и прочих существ) из последней категории рассчитывали специалисты студии Infogrames, разработавшие и в 2001 году выпустившие аркадный шутер от третьего лица X-Com: Enforcer.

Тут надо отметить, что после выхода Apocalypse, в народ довольно активно пошли слухи о тактическом шутане X-com. Лично я даже где-то встречал мутные скриншоты (вероятнее всего фейковые, но всё же). Соответственно, игру ждали, хотя и было изначально понятно, что Enforcer не та самая игра. Ну а вдруг? Вероятно потому он и был даже более популярен в русскоязычной среде, чем Interceptor и даже Apocalypse. И что характерно, «тактический» шутан X-com окончательно опровергнут был уже после выхода Enforcer.
А ещё, Interceptor и Enforcer выбиваются из общей линейки не только геймплеем, но и в принципе лором и окружением. Есть подозрения, что изначально их к серии UFO приписывать и не планировали. Впрочем, это началось ещё в Apocalypse, с его отсылками к Судье Дредду.
Любопытно, спасибо.

Я когда блог готовил, читал немного. Источники не сильно достоверные, но не один раз натыкался на отменённый тактический шутер во вселенной X-Com. Вроде как разрабатывался он параллельно Энфорсеру, но выйти собирался немного позже. Но поскольку Энфорсер особой популярности не добился, тот шутер отменили. Вроде как потом были ещё какие-то попытки, которые в итоге даже переросли в The Bureau: XCOM Declassified. Ну или «Бюро» вдохновлялось старой идеей тактического шутера, что-то такое)

А что касается отношения ко вселенной — думаю, планировались банальные спин-оффы. Что жанрово, что сценарно.
Если как-то обобщить, то меня интересуют игры из разных эпох. Мне нравится, как выглядит недавняя Секиро. Но это не мешает находиться в вишлисте (странно, оказывается я её до сих пор не купил) архаичненькой Zork.

Но мой любимый период это действительно нулевые. Начиная, наверное года с 1999 (есть много хороших игр времён PS1) и заканчивая, наверное, 2008 годом. Потом тоже выходили очень хорошие игры, но если говорить о количестве интересующих, оно пошло на спад.

Плюс к этому люблю инди игры. Например, мне очень нравится Anima: Gate of Memories и Aragami, очень сильно проникся Night In The Woods и Life is Strange (хоть это и не инди, но пофиг, когда вспомнил тогда и написал). Или вот японские вроде игр Нямки (Tales of Berseria) или Фалкома (Ys, Tokyo Xanadu). Последние, правда, можно в каком-то смысле считать морально устаревшими, поэтому они тоже немного относятся к моему любимому периоду)) Вышедшее на ПК переиздание Якудзы хочу опробовать, но на него времени многовато нужно, которого пока нет.

Люблю старые платформеры и хорроры (в той же Kuon я смог пинками прогнать «босса», от которого вообще-то надо было убегать; пусть и поплатился за это неоправданно большим расходом аммуниции, но сама возможность радует, а то в хоррорах «новой школы» часто приходится убегать от врагов, которых по идее надо бы по башке огреть и сваливать).

Сейчас вот прохожу адвенчурку 2004 года, потом хочу залипнуть в Haunting Ground :)
Это хорошо что ты пишешь, отлично просто. Я учту упоминания этих игр, еще раз спасибо.
Всё таки это довольно интересно не просто бежать за трендами но и искать что-то необычное, и новое которое всеми забытое старое.
Я могу вспомнить множество игр на NES, некоторые из которых я считаю весьма жуткими, так как порой компании которые делали их за всё своё существование могли создать одну две игры. Впрочем есть и целые компании которые разрабатывали вполне интересные игры, но увы все они давно забыты, как например Sunsoft/ Впрочем это уже совсем другая история.

И еще а можно ли замутить подобный блог, только об малоизвестных инди-играх, думаю читателям было бы интересно?
Не за что)

С NES я очень слабо знаком. Помню что-то из детства, но пока мордой не уткнусь, ни названия ни деталей не вспомню))

И еще а можно ли замутить подобный блог, только об малоизвестных инди-играх, думаю читателям было бы интересно?
Оно-то можно, но опять же блог ещё написать надо)) Идей когда-то было много, но все они поотваливались.

Хотя, можно попробовать делать блоги поменьше раза в три, тогда вероятность их появления на свет будет чуть выше))
Оно-то можно, но опять же блог ещё написать надо)) Идей когда-то было много, но все они поотваливались.

Могу помочь, я как говорил один умный человек, за улучшение всего и вся.
Да не упрашиваю, так лишь предлагаю свою помощь.
Банально хочу быть полезным. Ну раз так, удачи.
Спасибо, был рад помочь)))
Люблю такие блоги, всегда можно узнать что-то новое и скрытное, так сказать, от широкой публики, вроде этой игры.
А еще будут блоги подобного формата, ну то есть забытые и малоизвестные игры?
Спасибо :) В принципе, я тоже часто за этим в блоги хожу. Узнать что-нибудь новое, натолкнуться на проект, о котором раньше никогда не слышал. Всякие знаменитые штуки и без того на слуху, поэтому о них читать/смотреть мне не настолько интересно)

А еще будут блоги подобного формата, ну то есть забытые и малоизвестные игры?
Наверное. Зависит от того, будет ли у меня время, чтобы их писать. Хотел вот об охренительной Kuon рассказать, но чёт всё никак руки не дойдут %)

Ну и в целом у меня блоги это такое, под настроение. Не основная деятельность, так сказать))
Это подтолкнуло меня к идее, а игры разного времени интересуют или только нулевых двадцать первого века?
(Блин никогда не думал что это напишу, так время летит)
Спасибо, но работа в команде это уже некоторые обязательства. Не люблю быть мудаком который вечно срывает сроки, ничего не делает и только много трындит :)
Ну знаешь, я уже одному хотел помочь, но всё получилось некрасиво с его стороны. Хотя с другими ребятами из СГ всё просто отлично даже больше чем отлично.
Так что не знаю, на твоё усмотрение.
Читай также