Всем привет. С момента, как я закончил прохождение A Plague Tale: Innocence, прошло несколько дней, в течение которых я тщательно обдумал все свои претензии к этому творению французского игропрома. За это время я постарался понять и корректно сформулировать, почему же мне так не понравилась игра, которую буквально завалили любовью и обычные игроки, и игровая пресса. Что ж, давайте попробуем разобраться.
Начну, пожалуй, с общего утверждения, которое словно мантру твердят все, кому игра понравилась (или якобы понравилась): «A Plague Tale – отличное сюжетно-ориентированное приключение». И это отчасти правда, ведь только сюжет и заставляет проходить игру дальше, давая надежду на интересную кульминацию и какой-нибудь забористый твист ближе к финалу. Нюанс в том, что кульминация оказывается так себе, а твист получился хоть и неожиданным, но совершенно пресным, т.к. с персонажем, вокруг которого он был построен, у игрока нет вообще никакой эмоциональной связи. Да и откуда ей взяться, ведь на экране он присутствовал минут 15 от силы, выдав за это время едва ли с дюжину реплик.
В итоге финал оставляет после себя такое же чувство, как и последний сезон «Игры престолов» – чувство, что тебя обманули. Все многообещающие намеки на большую и зловещую тайну так и остаются намеками, а история скатывается до карикатурного «злодейский злодей стремится к власти».
Злодеи здесь, кстати, это отдельная и грустная история. Они настолько плоские, насколько вообще могут быть плоскими персонажи. Грозный инквизитор Николай, являющийся чем-то вроде Немезиды для главных героев игры, оказывается практически безмолвным болванчиком, выдающим пару дежурных фраз, никак не раскрывающих его мотивацию. Самый главный злодей – это абсолютно банальная рожа, стремящаяся к власти и готовая ради нее на все. А больше злодеев в игре и нет, если не считать рядовых врагов, но с ними и так все понятно.
Впрочем, не лучше у разработчиков A Plague Tale получились и положительные персонажи. Если Амиция и Гуго, главные герои игры, проработаны довольно хорошо, и между ними действительно чувствуется какая-то химия, то четверка остальных ребятишек – это не личности, а функции: одни позволяют развиваться сюжету, другие добавляют геймплейных элементов, а третьи пытаются разбавить мрачную атмосферу игры редким, неловким и почти всегда неуместным юмором. И за пределы этих функций ни один из второстепенных положительных персонажей не выходит, отыгрывая свою скудную роль от начала и до конца. Естественно, ни о какой эволюции личности не идет и речи, а изначальные образы получились настолько тусклыми, что никакого сопереживания не могут вызвать по определению.
Единственное исключение – сцена самопожертвования одного из компаньонов Амиции и Гуго, которая все же оставляет после себя ощущение легкой грусти и тоски, но здесь вся соль в том, что самопожертвование – само по себе мощный нарративный прием, который сработал бы в любом случае, вне зависимости от того, кто из местных пустышек стал бы его жертвой.
В сухом остатке «отличное сюжетно-ориентированное приключение» оказывается не таким уж и отличным. Я признаю, что в процессе прохождения игры ее история цепляет, постоянно подкидывая игроку обещания, что дальше будет еще интереснее. Увы, со временем обещаний становится все больше, но ни во что конкретное они так и не превращаются, а финал и вовсе кладет на все эти обещания огромный болт, не раскрывая ни одной второстепенной сюжетной линии в принципе. Вот вам хорошие ребята, вот вам плохие ребята, вот хорошие победили – конец. Единственным приятным сюрпризом за пару минут до закрывающих титров стала неожиданная мораль A Plague Tale, на которую я уже даже и не надеялся, и которая пришлась как нельзя к месту. Но стоит ли она тех 9-10 часов мучений, через которые предстоит пройти игроку, чтобы до нее добраться? И здесь я перехожу к самой большой проблеме игры – геймплею.
В принципе, весь игровой процесс A Plague Tale можно описать всего двумя словами – унылое говно. Именно это скрывают игровые журналисты и те, кто пытается под них косить, за словами «сюжетно-ориентированное приключение», уводя внимание своей аудитории от того, что играть в A Plague Tale мучительно скучно. Наиболее заметно это становится со второй половины игры, когда становится понятно, что опостылевшая череда одних и тех же действий никогда не прервется.
Примитивный стелс, в котором враги могут не видеть вас буквально под своим носом, сменяется комнатками с примитивными же головоломками, многие из которых сводятся к тому, что игроку в течение минуты-другой нужно просто долбить одну кнопку. Наградой за «интеллектуальную победу» может стать сегмент с погоней, в котором главные герои убегают по длинной кишке коридора без единой развилки, чтобы ворваться в очередную катсцену или еще одну комнату с головоломкой. Зажги факел, потуши факел, задроби кнопку Y, прошмыгни мимо слепого и глухого солдатика, зажги факел, потуши факел – это все, чем игроку в A Plague Tale предстоит заниматься на протяжении всего прохождения.
Кто-то может резонно возразить, что Амиция постепенно открывает новые алхимические составы, заменяющие ей навыки, прокачивает экипировку и т.д., и ведь это должно вносить какое-то разнообразие, но нет, не вносит: ядро геймплея не меняется вообще никак, и отбросив визуальные свистелки-перделки, мы получаем все то же «зажги факел, потуши факел».
Но самое жуткое, что однообразный и не слишком увлекательный геймплей разработчики искусственно растягивают еще сильнее, вводя множество игровых условностей: взять с собой сразу две палки и не возвращаться к вязанке – невозможно, будьте добры пару раз сходить туда-обратно; передать на время компаньону факел – невозможно, будьте добры оставить его и двигаться дальше без света; отвлечь врага шумом в непредусмотренных разработчиками местах – невозможно, будьте добры найти обходной путь, который, уж не сомневайтесь, подкинет вам еще задачек из разряда «зажги факел, потуши факел». Примеров таких нелепых условностей в A Plague Tale масса, и чем больше времени проводишь в игре, тем сильнее они бросаются в глаза и тем сильнее раздражают.
Но настоящим апофеозом адского уныния становится стелс-сегмент за Гуго, совмещающий в себе все самые неудачные решения разработчиков игры. Битый час вы будете очень медленно ползать на карачках по собору, стараясь не попасться на глаза злобным инквизиторам, а единственным вашим развлечением будет подслушивание чужих разговоров. И пока по воле всемогущего скрипта вам не дадут разрешение двигаться дальше, то вы так и будете ныкаться за каким-нибудь горшком вместо того, чтобы отвлечь супостата звуком разбившейся бутылки, например. Да, той самой бутылки, на которую вы случайно наткнулись на предыдущем чекпоинте, и на звук которой сбежались все враги в комнате, но поднять которую Гуго почему-то не может… Ах да, игровая условность. Опять.
Впрочем, не упомянуть о плюсах игры я тоже не могу. И главный из них – это совершенно шикарная атмосфера, на которую работает и визуальный стиль A Plague Tale, и музыкальное сопровождение, и мрачный сеттинг, и отдельные части сюжета. Широко распиаренное поле с трупами, по которым главным героям придется пройти в прямом смысле этого слова, действительно пробирает до мурашек. От контраста между миленькими пасторальными пейзажами и зловещими катакомбами, забитыми крысами, действительно становится неуютно. Отлично переданные нравы средневекового люда действительно вызывают чувство брезгливости, пусть таких моментов было и не слишком много. В общем, атмосфера – это то, что очень сильно вытягивает A Plague Tale, даря при прохождении куда больше эмоций, чем история игры и ее геймплей вместе взятые.
Отдельной похвалы заслуживает музыка сама по себе. Написанная Оливье Деривьером, она прекрасно дополняет практически все сцены A Plague Tale, а некоторые треки хочется переслушивать даже в отрыве от игры, что лично для меня большая редкость.
Так почему же A Plague Tale, которая показалась мне совершенным середнячком (если не хуже), имеет такие высокие оценки от игровой прессы и обычных игроков? Возможно, потому что западный игрожур не может объективно оценивать игры про «сильных и независимых девушек», чтобы не выхватить от местных борцух за социальную справедливость.
Про отечественный я ничего не скажу – это для меня загадка, а вот 94% положительных отзывов в Steam вполне можно проанализировать. Для этого достаточно открыть статистику достижений игры, и мы увидим, что половина ее купивших едва-едва преодолела 8 глав из 16(17), а до конца осилить это «отличное сюжетно-ориентированное приключение» смогла лишь треть игроков. И это статистика довольно короткой и абсолютно линейной игры, в которой невозможно где-то застрять, где нет большого открытого мира, который может наскучить исследовать, где все, что требуется от игрока – периодически жмакать на пару кнопок, решать легкие головоломки и смотреть катсцены.
После статистики достижений открываем все обзоры, выключаем языковой фильтр и видим, что немало положительных рецензий оставлено людьми, наигравшими всего по три-четыре часа, но называющих A Plague Tale невероятным шедевром и прочими громкими словами. Но три-четыре часа – это не так уж и плохо: порой встречаются и такие, как на скриншоте выше.
Подытоживая, A Plague Tale – на мой взгляд, преступно переоцененная игра, которая прямо сейчас подает дурной пример десяткам других разработчиков. Зачем напрягаться, если можно состряпать простенькую и банальную историю про «сильную и независимую» в лучших традициях самой непритязательной young-adult литературы, полностью забить на проработку игровых механик и надеяться, что пипл схавает. Ну а че, у Asobo Studio получилось же!
По 10-балльной шкале я выдал бы игре всего пятерку, да и то с большой натяжкой, где каждый балл – заслуга исключительно атмосферы A Plague Tale, но не истории и уж тем более геймплея. И что-то мне подсказывает, судя по остальным элементам игры, что и атмосферу у Asobo Studio получилось передать едва ли не случайно.
На этом все. Пишите в комментах, если есть что добавить по теме или опровергнуть мои выводы – обсудим.
Спасибо, что дочитали до конца, всем счастливо.
Лучшие комментарии
Изначально материал бредовым показался потому, что мотивация его написать бредовая. Ты хочешь сказать, что игрожур говно? А ты лучше игрожура? Ты компетентней? Ты хочешь что-то доказать миру? У тебя была возможность. Доказать не получилось.
Во-первых, многие тезисы свидетельствуют о внушительной стадии клипового мышления, при котором наличие главного женского персонажа становится поводом упрекнуть субъект в потакании феминистическим движениям, SJW и т.д. Простое наличие главного вумен чарактера вдруг оказывает резко негативного окраса.
Во-вторых,
почему? Она продалась как-то крышесносно? Или может вокруг неё есть ажиотаж, она на хайптрейне? Просто какая информация послужила рождению этой мысли?
Ну и смешно, когда ты начинаешь проявлять экстрасенсорные способности в отношении других людей. Им же «якобы» понравилось.
В-третьих, аргументы. Игра плохая, потому что для коридорного стелс-приключения там примитивный геймплей. Там нельзя грабить караваны. Там скрипты. Ага. В игре то, да скрипты… Особенно в коридорной… Угу… Грубейшая ошибка.
У сюжета почему-то слитая концовка. Хотя даже на основании твоих слов в этой игре есть то, чего нет в большинстве игр и до чего они будут доходить ещё парочку десятков лет в случае хорошего прогноза… Движущая идея. Или мораль. Та штука, которая делает смысл всего сюжета в целом. Не могу привести конкретики, но ты то мог. Спойлери, пожалуйста. Приведи конкретные примеры, почему история в этой игре не работает. Почему ты примеров не приводишь? Почему всё повествование строится по принципу «сюжет говно, геймплей говно, музыка норм, атмосфера норм....». Это такой ты вызов игрожуру бросаешь?
В-четвёртых, о какой переоценке речь идёт? В каком таком ты мире живёшь, если средняя оценка 8 для тебя является шедевром? По-моему 8-ю баллам уже как тыщу лет оценивают просто добротные игоры. Ниже 7 — помойка, 7-8 — хорошо, 9-10 — отлично. Не я это придумал, я это не поддерживаю, но вот так мир построился, ничего сделать не могу. Твой материал выстроен вокруг выдуманного факта, и ещё, к тому же, этот факт сам по себе не лучшая мотивация для «разоблачения».
Мне бы хотелось ещё услышать какие-то цифры, потому что по геймплею, по роликам, по словам сиплого — эта игра является чуть ли не инди. Если ты в отличие от игрожура являешься настоящим профессионалом, так учитывай контекст. Принятие во внимания контекста при оценивании произведения — ключевая. Кунгурыч не даст сорвать.
Это просто плохо.
вот
и цитата из видео
«про отечественный ничего не скажу, думаю, вы и сами знаете причину единения взглядов». В текстовой версии изменил предложение, которое явно намекает на надмозгность руигрожура.
Тогда смысла упрекать игрожур в том, что они не правы, если ты сам признаешь свою некомпетентность?
В игре говорят, что куны не нужны и #бабырулят? Как это подано?
Можно информацию? Сейчас в стиме онлайн 700 человек. У меня лично в инфополе игра всплывала лишь пару раз, и то без возгласов о какой-то гениальности, просто норм. Ну а инфе о продажах я не нашёл. Но, наверное, нашёл ты?
Я боюсь, что ты понятия не имеешь, что такое движущая идея. Если у истории есть мораль, она в 99 процентах случаев является ею.
У тебя повествование строится на том, что все не правы, им «якобы» понравилось, а твое мнение вот объективное. Хотя с другой стороны, опираясь на твои же слова, ты не говоришь, что ты компетентен. Тогда смысл в том, что ты выражаешь какое-то мнение, если оно веса не имеет?
Ты ведь понимаешь, что рейтинг и оценка это разные вещи?
Смотри, вот открываешь роттентомейтс, да. Чекаешь любой кинчик. Так вот, цифорки, которые стоят якобы в «оценках», это рейтинг. Это процентное соотношение положительных и отрицательных ревьюх. А там ещё в приписке есть средняя оценка, она чаще всегда другая. В теории кинчик с якобы оценкой 100 (шедевр, как ты говоришь, 10 из 10) может иметь оценку 7.
В Стиме такая же фигня, братишка.
Теперь открой метакритик, где, насколько мне известно, выставляется усреднённая оценка, и будешь удивлён.
На самом деле это не в лучших традициях феминизма, а в рамках жанра Янг-эдалт в котором, невзирая на средневековье и мрачнуху, сделана вся игра. А если ознакомится с произведениями данного жанра (Голодные игры, Бегущий в лабиринте и т.д.) То там подростки всегда оказываются умнее, сильнее, ловчее и не зависемее глупых взрослых (жаль что в жизни обычно бывает наоборот)
Эх, не. знаешь ты что такое реальное хамство.
Багов мной замечено в данной игре не было, разве что слегка кривая анимация.
В любом случае, есть объективная оценка и субъективная. Если вам на субъективном уровне игра не зашла, то как бы окей, бывает, но, если вы с играми знакомы не по наслышке, то на объективном уровне то должны понимать что игра хорошая. Если это не так, ну не знаю о чем еще говорить…
Ну, рыцарей средневековых сложно назвать профессионалами. Это были не лучщие из лучших люди, которых три года тренировали и, предворительно отправить их на пробный бой, отправляли на поле боя. Это были простые крестьяне, которых наредили в доспехи и которым дали меч в руки. И среди всех встреченных нами рыцарей десять — пятнадцать «профессиональных» рыцарей. Они, может, и с оружием, но вполне могли проиграть какой-то девочке, спрятовшейся в кустах. Уж тем более, что она может закидать их всякой непонятной хренью или натравить на них крыс.
На это есть что сказать по сути, без подмены понятий и обсуждения меня?
Понимаю, что прошло три года, но рыцари Средневековья — это как раз профессионалы. Их с детства учили ездить верхом, бою с копьём, мечом, булавой и щитом. Доспехи и меч были дорогим делом, да и боевая лошадь тоже, и крестьянин не мог себе этого позволить (тем более, не мог в промышленных масштабах кто-то одеть в доспехи сотню-другую крестьян в латы, потому что это дорого и невыгодно). Да и крестьян зачастую не призывали, война была развлечением для людей зажиточных.
Бред какой то. На твоем месте я бы хейтил метро 2033 тогда. В 2014 году выпустили игру из 2007. Скрипт сломался — игра сломалась, каждая секунда заскриптована. Так надоело что трейнер подрубил.
С какими такими играми? Ларка тоже про «сильную женщину», но оценки не самые высокие. Батла 5 пыталась сыгарть на всей этой теме, но оценики всё равно плохие. Я соглашусь, что игрожур дико необъективен в оценке сюжетных игр, раздавая высокие оценки всем этим клишированным «душещипательным» историям. Но зачем сюда ещё и SJW приплетать?
Только прошу, не надо этого, перебор уже. Игрожур вообще не может оценивать «сюжетно-ориентированные», ГГ тут совершенно не при чем.
Чуть не заплакал когда П(Р)одрик помер ;(. Таких уж сильно душещипательных моментов может и не вспомню, но достаточно грустные и эмоциональные были.
Да и всё начало игра не плохо держит в напряжении, до тех пор пока не поймешь как работают все геймплейные составляющие.