5 апреля 2019 5.04.19 12 3763

Война двух роз или откуда Мартин украл «Игру престолов»

+34

Уже совсем скоро сиськи и драконы заполнят экраны телевизоров и мониторов по всему миру. Старт восьмого заключительного сезона Игры престолов назначен на 14 апреля. Сюжетная нить сериала давно разошлась с циклом романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Сценарий для двух заключительных сезонов пишут по черновикам и устным указаниям писателя, в которых он объясняет, как бы в идеале хотел чтобы закончились истории его героев.

 

Сам Мартин частенько упоминал, что многие сюжетные ходы и прототипы персонажей заимствовал в реальной мировой истории, успешно смешивая разные эпохи и государства. Но в основу центральной сюжетной линии первых книг «Игры престолов» лег эпизод известный в мировой истории как Война Алой и Белой розы. События этой кровопролитной междоусобной войны развернулись в XV веке на территории Великобритании. Настоящая игра престолов разразилась между двумя соперничающими дворянскими домами — Ланкастерами и Йорками.

Сегодня мы вместе с вами пройдемся по ключевым событиям Войны двух роз и проведем параллели между Игрой престолов в Вестеросе и Игрой престолов в Англии образца XV века.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СХОДСТВА
Для начала давайте взглянем на карту Вестероса и сравним ее с картой средневековых Британских островов.

Что называется попробуй найти десять отличий.

К концу VII века англосаксы основали на британском острове семь королевств, которые в итоге к IX веку объединились в одно, ничего не напоминает? Давайте пойдем дальше и опустимся с небес на землю.

Вашему взору открывается Адрианов Вал — оборонительное укрепление длинной в 117 км, протянувшееся с востока на запад через всю северную Англию. Стена эта была построена в начале второго века римлянами, и служила для защиты цивилизованных Ромеев от диких северных народов Пиктов и Бригантов.
Но давайте всё таки вернемся к нашим розам.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ
Борьба за власть двух аристократических домов раздирала страну в течение 30 лет — с 1455 по 1485 годы.
Наверняка вы уже догадались в чьем лице нашли своё отображение Ланкастеры и Йорки в саге Мартина. Если еще нет, то вот вам небольшое описание этих двух домов.

Ланкастеры — боковая ветвь королевского рода Плантагенетов. Это очень богатый и амбициозный дом, который с момента своего образования всеми силами стремился к власти. Земли Ланкастеров находились по большей части на западе страны в Ланкашире, Глостершире и Уэльсе. Их символ алая роза.

Йорки — как и Ланкастеры были младшей боковой ветвью Плантагенетов. Йорки в представлении современников были этакими суровыми северянами жившими по своим полудиким законам на отшибе цивилизации. И действительно Йоркшир являлся северным форпостом королевства, а его верхняя граница, как раз проходила вдоль Адрианова Вала. Символом Йорков стала белая роза.

Противостояние разных родовых ответвлений при дворе английского короля началось задолго до войны роз. Дело в том, что еще при короле Эдмунде Третьем в XIV веке, родственников у королевской династии расплодилось как кроликов, и конечно же каждый сват, брат и племянник бабушки по материнской линии, пытался ухватить кусок королевского пирога побольше да послаще, не чураясь подставить, оклеветать или обмануть других конкурирующих нахлебничков.
Джордж Мартин никогда не скрывал того, что в большей степени вдохновлялся именно этим периодом Британской истории при создании первых книг саги. В одном из интервью он сказал: “Если у человека пять братьев и сестер в одном поколении, и у каждого из них есть дети, через пару поколений возможных наследников станет, скажем, тридцать. Борьба за наследство обернется конфликтом. В конце концов, именно это послужило началом войны Алой и Белой розы: избыток кандидатов на престол. Иметь много наследников так же плохо, как не иметь ни одного, что и случилось с Генрихом Шестым.”

ГЕНРИХ VI
Итак, Генрих Шестой из династии Ланкастеров стал королем Англии в 1429 году в возрасте восьми месяцев. Всю свою жизнь до самой смерти он был марионеткой в руках более сильных политиков, сначала регентов и опекунов, потом приближенных советников. В поздние годы Генрих стал абсолютно пассивным в государственных делах, многие современники даже называли его “Безумным королем”.

И хоть его образ и судьба частично схожи с мартиновским Эйрисом Таргариеном, всё же Генрих Шестой имеет куда больше общего с Робертом Баратеоном, который как и Генрих, был отвратительным политиком и оставлял фактическое управление страной на усмотрение парламента. А еще обоим королям не повезло с супругой.

МАРГАРИТА АНЖУЙСКАЯ
Маргарита Анжуйская родилась на востоке Франции в младшей ветви французских королей Валуа-Анжу. В 15 лет Маргариту выдали замуж за Английского короля Генриха Шестого, который был старше невесты на восемь лет. Это был политический брак по расчету. Столетняя война закончилась, и обе стороны искали мирные способы давления друг на друга. Французы тут не прогадали. Маргарита Анжуйская была невероятно красива. Эффектная блондинка, чья грация и благородные черты сражали кавалеров наповал. При этом она обладала жестким, расчетливым характером, сильной волей и невероятными амбициями.
Королева Маргарита стала могущественной силой в мире политики. Король Генрих превращался в пластилин в её руках, когда Маргарита хотела что-то сделать она это делала. Она окружила себя фаворитами и союзниками. При дворе ходило множество слухов о ней, в том числе ей вменяли и роман со своим двоюродным братом. Впрочем открыто говорить о подобных вещах никто не решался, ибо нрав королева имела не самый мягкий, а головы её врагов частенько украшали городские стены.

Маргарита в отличие от своего мужа Генриха является практически полной копией Серсеи Ланистер, сходства видны как во внешности и чертах характера, так и в биографии.

РИЧАРД ЙОРК
Третьим героем нашего рассказа станет Ричард Плантагенет — третий герцог Йоркский. Его биография и характер также являются практически один в один идентичными Эддарду Старку — лорду Винтерфелла.

У обоих отцы были обвинены в измене и казнены, оба вернули свое положение благодаря военным заслугам. Ричард Йорк от короля получил пост регента, точно так же как Нед получил от Роберта титул Десницы. После чего Ричард как и Нед переехал в столицу и с головой окунулся в придворные интриги. Разница между ними пожалуй лишь в том, что благородному Эддарду вся эта ситуация была неприятна, а Ричард оказался при дворе, как рыба в воде. Возможно именно поэтому Ричард смог выжить и даже добиться некоторых успехов на политическом поприще.

Назначение Ричарда Йорка регентом было в штыки воспринято женой короля Маргаритой. Ричард был силён и умён, а Генрих слаб и податлив. Маргарита впервые ощутила угрозу. Она была полна решимости сохранить корону для своего единственного сына Эдуарда. А дотошный Йорк, совал свой нос куда не надо и при дворе начали зарождаться слухи, что сын Маргариты рожден вовсе и не от короля.
В общем как мы знаем в Игре престолов всё это закончилось плачевно. Жертвами заговора Ланистеров пали и король Роберт и Эддард Старк. В реальности же ситуация складывалась более прозаично. В конечном счете Маргарите удалось убедить мужа в корысти Ричарда Йорка, после чего того отстранили от должности и отослали от двора домой на север.

Впрочем не спешите упрекать меня в том, что сходство притянуто за уши. Ведь дальше параллелей и аналогий будет еще больше. После ссылки Йорки начинают собирать силы чтобы открыто выступить против Ланкастеров. В саге Мартина, предводителем армии Старков выступил старший сын Эддарда Роб, в реальности же войско Йорков возглавлял сам Ричард.
Первая битва в войне роз случилась 22 мая 1455 года при Сент-Олбансе. Ход битвы шел один в один, как в битве при Окскроссе в Игре престолов, армия Йорков, со своим королем севера во главе, наголову разбила войска Ланкастеров. Вследствие этой битвы король Генрих попал в плен к Йоркам, точно также как и Джейме Ланнистер — брат и любовник Серсеи оказался в плену Старков.
Поражение и пленение мужа жутко разозлило королеву. Она начала активные политические действия против оппозиции, переманивая на свою сторону и подкупая вассалов Йорков. И уже в следующей битве при Уэйкфилде, Йорки потерпели сокрушительное поражение. Ричард был убит и обезглавлен, после чего его голову в бумажной короне насадили на пику и выставили на всеобщее обозрение. Жестоко и в лучших традициях Мартина не так ли?
Но и это еще не всё. После битвы Маргарита совершила вопиющий акт мести, приказав казнить двух военнопленных йоркистов. Историки утверждают, что Маргарита представила мужчин на суде, на котором председательствовал её малолетний сын. «Справедливый сын, — спросила она. — Какой смертью должны умереть эти рыцари?». Принц Эдуард ответил, что их головы должны быть отсечены. И раз уж мы коснулись юного Эдуарда, то давайте поговорим и о нем.

ЭДУАРД ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ
Эдуард родился в период политического кризиса, вызванного болезнью его отца, из-за чего периодически возникали слухи, что отцом принца на самом деле являлся другой человек.
Поскольку Эдуард практически неотлучно находился при Маргарите во время борьбы за власть, многие считали его этаким избалованным маминькиным сынком, который ко всему прочему еще и отличался наивной жестокостью и полным отсутствием понятия ценности человеческой жизни. У вас тоже в голове возник образ Джоффри?

На самом деле характером Эдуард сильно отличался от старшего сына Серсеи. У принца было много учителей и наставников. Он рос умным и дальновидным молодым человеком. Впрочем влияние матери не осталось бесследным. Эдуард имел воинственный и вспыльчивый нрав. В письме миланского посла во Франции тринадцатилетний принц описан как ребёнок, не говорящий «ни о чём, кроме отрезания голов и войны, словно у него есть всё, что нужно, или он бог войны».

ЭДУАРД IV
На стороне Йорков тоже был свой Эдуард. В истории известный, как Эдуард Четвертый. Он был старшим сыном Ричарда Йорка, и возглавил дом Йорков после смерти отца.

С Робом Старком его роднит еще и то, что политическому союзу Эдуард Йорксий предпочел брак по любви, женившись на очень красивой, но не очень знатной женщине Елизавете Вудвилл, которая к тому же была вдовой. Впоследствии это привело к недовольству среди вассалов и заговору, который, впрочем, был раскрыт и красной свадьбы тогда не случилось.
Эдуард не был убит, более того, ему удалось одержать победу в первом периоде войны роз и успешно занять Английский престол.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ
Второй период войны Алой и Белой розы, больше похож уже не на противостояние Ланнистеров и Старков, а на восстание Баратеона против тирании Таргариенов, где Ланкастеры заняли роль Таргариенов, а Йорки — союза под предводительством Роберта Баратеона.
Подтверждением тому являются и более поздние годы Эдуарда Четвертого, который перевоплощается из Роба Старка в молодого Роберта Баратеона. В результате своего полководческого дара Эдуард Йоркский разбивает силы ланкастерцев и устраивает буквально резню истребляя большую часть представителей королевского рода. Маргарита и её сын бегут заграницу, так же как бегут из Вестероса последние из Таргариенов.
Эдуард Четвертый правил 22 года и запомнился в первую очередь своим распутством и неумеренной тягой к спиртному, а также беспорядочными любовными связями.

Впрочем в отличие от Таргариенов, Ланкастеры не покидали попыток вернуть престол. В 1470-ых Маргарита заключила союз с «делателем королей» Ричардом Невиллом, 16-м графом Уориком, переметнувшимся неожиданно на сторону Ланкастеров. При поддержке французов и Уорика, Ланкастеры вернулись в Британию, но здесь их снова ждало поражение. Сначала пал граф Уорик, а затем в битве при Тьюксбери были разбиты последние войска Ланкастеров. Принц Эдуард погиб в этом бою, ему как и Джоффри было всего лишь 17 лет, вот только смерть его стала более благородной, нежели смерть юного короля Вестероса.

«Убийство Эдуарда, принца Уэльского, в Тьюксбери». Джеймс Норткот.

После поражения в Тьюксбери и смерти единственного сына Маргарита была полностью разбита. Её взяли в плен и поместили в тюрьму по приказу короля Эдуарда. Через несколько лет заключения, Маргариту выкупили французы. Остатки дней она провела во Франции, как бедная родственница короля.

РИЧАРД III
Но борьба за престол на этом не закончилась. И после смерти Эдуарда Четвертого столкновения между Ланкастерами и Йорками возобновились. В 1483 году престол занял Ричард Третий, которому Шекспир посвятил одноименную хронику-пьесу. Мартин утверждает, что Ричард Третий стал прообразом Тириона, но биография их не очень-то схожа, а вот внешность и характер явно имеют сходства.

Ричард родился слабым и хворым. Он был низкорослым и горбатым, однако обладал дипломатическим даром и харизмой, а также смог проявить себя как выдающийся полководец.
У Шекспира Ричард красноречив и храбр, но беспринципен, зол и уродлив. Он убивает не моргнув и глазом и идет по головам к престолу.

ГЕНРИХ ТЮДОР
Конец войне роз положил в конечном счете, как бы вы думали кто? Всё верно Бастард — Генрих из рода Тюдоров, который разбил армию Ричарда Третьего в битве при Босворте и завладел престолом не по праву наследования, а по праву завоевания.

Заполучив корону он взял в жены дочь противоборствующей стороны Елизавету Йоркскую, таким образом объединил два враждующих дома и положил начало одной из самых известных английских династий — Тюдоров. В своей эмблеме новый король Генрих Седьмой объединил алую и белую розы.

ДРУГИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
В Песни льда и пламени существуют и другие менее очевидные параллели с историей. Например образ Петира Бейлиша имеет много общего с британским политическим деятелем 16 века Томасом Кромвелем, который по словам историков был умным, хитрым, практичным и легко сплетающим и расплетающим самые сложные интриги.

Джейме Ланнистер вобрал в свой образ частичку рыцаря Готфрида железная рука, который потерял руку на поле боя, а вместо нее носил искусно сделанный железный протез, позволявший ему владеть мечом с прежней ловкостью.

Протез Готфрида фон Берлихингена

Образ предателя Теона Грейджоя, воспитанника Неда Старка, во многом взят с герцога Кларенса, третьего сына Ричарда Йорка, который поддерживал притязания брата Эдуарда на престол, но затем переметнулся на сторону Маргариты Анжуйской. В итоге ему вынесли смертный приговор, но позволили самому выбрать способ казни. Кларенс пожелал чтобы его утопили в бочке с вином. На том и порешили.

Мартин не скрывает, что помимо персонажей позаимствовал из истории и некоторые конкретные события. Но это уже отдельная тема.


A Game of Thrones: Genesis

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
29 сентября 2011
54
3.4
35 оценок
Моя оценка

Game of Thrones (2012)

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
15 мая 2012
354
3.8
247 оценок
Моя оценка

Game of Thrones: A Telltale Games Series

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
2 декабря 2014
547
3.8
362 оценки
Моя оценка

Game of Thrones: Ascent

Платформы
Жанры
Дата выхода
июнь 2014
2
2.0
1 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Да, есть несколько набросков для второй части, но на полноценную статью они пока не тянут. Так что когда нибудь допишу, а пока я работаю над похожей объемной статьёй «Изучаем историю и культуру Японии через Sekiro: Shadows Die Twice»
Ого, очень крутая и интересная статья.
«Все новое это хорошо забытое старое»
Чертовски круто! Слышал и читал о многих сходствах с реальной историей, но это было абстрактно и не ясно. А тут всё максимально красиво и наглядно. Спасибо за блог!

Будешь ли продолжать серию «Изучаем историю мира через Игру престолов»? Я лично, уже в ожидании.
Очень интересно было читать. Спасибо.
Я вообще считаю, что в любом художественном, литературном произведении, сценарии к фильму, игре и т.д. всегда можно найти отсылки к реальной истории, которыми вдохновлялся автор.
Оу, думаю должно быть интересно.
Лично я изучал историю, культуру и эстетику Японии через стратегию Total war: Shogun 2. Интересное было время, жаль схожих игровых проектов нет про разные периоды России, ведь игры отлично популяризируют ту самую историю, культуру через интеративность и вовлечённость в процесс.
так я тоже хотел на примере Сёгуна или Самурай Варриорс изначально разобрать, но потом вышла Секиро я поиграл и увидел много отсылок на японскую культуру и мифологию. А Японская мифология тесно связана и с историей.
Нет, в сериале она у него обычная болванка, но зато золотая)
Насколько я помню, Мартин говорил, что вдохновлялся «Проклятыми Королями» Мориса Дрюона, когда сочинял ПЛИО.
Сериал не смотрел, но с книгами ознакомился. Интересная статья. Д. Мартин действительно не отрицал своих источников. Тем более, что про деяния различных королей можно написать кучу книг. А протез у Джейми в сериале действительно такой же хороший, как у рыцаря Готфрида?
Читай также