Сейчас серия игр Persona, от Японской компании Atlus — одна из самых популярных франшиз в стране восходящего солнца. Она уже на равне с такими сериями, как Final Fantasy и The Legend of Zelda. Но если спросить обычного жителя СНГ, в какие части серии он играл, то вы скорее всего услышите: ”Это что, та игра про анимэ?”. И это неудивительно, даже в Америке, только после 3-ей части Persona начала активно набирать популярность, а на постсоветском пространстве и вовсе многие узнали об этой серии только с выходом пятой, и на данный момент, последней части японской серии.
Сегодня я бы хотел поведать вам об истоках, наверное, самого большого спин оффа, да да, Persona — это ответвление другой, не менее, значимой серии Shin Megami Tensei. Мы быстро пробежимся по истории создания вселенной Shin Megami Tensei, а также, я расскажу какой путь прошла Persona от простого эксперимента “А что, если?” до одной из самых успешных серий в мире.
Всё началось с этого дяди с именем Ая Нишитани.
Работая на заводе, Ая любил писать разные истории, он показывал их своим друзьям и потом некоторые рассказы отдавал в печать, и его маленькие истории публиковали в японском журнале журнале Oh!PC. Одной из таких историй была Megami Tensei, что означает: Перерождение богини. Позже, Нишитани пришёл с этой работой в редакцию Токумы Шотени. Тогда главным редактором был Сузуки Тасио, который просматривал несколько работ, в том числе, и работу Аи. Тогда он и решил остановиться на новелле Megami Tensei. После того, как Сузуки определился с выбором, он начал обсуждать c Нишитани, как же по-новому назвать творение Аи. После долгих рассуждений, они решили уже к существующему заголовку Megami Tensei, добавить английское, Digital devil story — Легенда о цифровом дьяволе.
Опубликована новелла была 3-го марта 1986 года. Новелла рассказывала об ученике школы Дзюсей Акэми Накадзимы, который был первоклассным программистом, и что интересно, он увлекался оккультной магией, как и сам Ая Нишитани. Накадзима верил, что при помощи компьютеров он сможет призвать в этот мир демонов. И юный гений подтверждает свои мысли, написав программу по призыву демонов, которая, в дальнейшем, будет фигурировать во многих играх серии. И чтобы использовать эту программу было удобнее, Накадзима установил её на свой наручный компьютер, который станет частью образа почти всех главных героев из игр этой франшизы. В этой новелле хорошо прослеживалась любовь Нишитани к мифам и легендам не только своей страны, но и других народов. Помимо “родных” ему богини Идзанами и Йомотсу-Шикомэ, в рассказе появляются Цербер из греческой, Сет из египетской и Локи из скандинавской мифологии, последний, кстати, и является главным антагонистом в этой истории, и естественно, как почти любой злодей того времени, он хочет захватить мир.
А Накадзима — парень простой, видит, что налажал, призовя Локи в этот мир, сразу же пытается искупить свои грехи, спасая новенькую ученицу Юмико Ширасаги, которую он сам принёс к Локи в качестве жертвы. Дальше Акэми узнаёт, что Юмико — это реинкарнация богини творения и смерти Идзанами. Узнаёт он это от самой богини, которая временно передала свои силы Юмико, чтобы та справилась с Локи, но её хрупкое тело не выдержало всей мощи богини, и она умерла. Но богиня рассказала, что девушку ещё можно вернуть к жизни, если Накадзима принесёт её тело к гробнице Идзанами. Парень так и делает, и приносит тело Юмико в гробницу богини. Вслед за ним незаметно следовал и Локи. Сын Идзанами Кагуцути, бог огня, которого призвал Накадзима благодаря данным ему сферам, одарил парня огненным мечом (который, кстати мы и можем наблюдать на самой обложке) и с его помощью, Акэми смог убить Локи. Злодей убит, девушка воскрешена, хоть и останется на какое то время у богини на реабилитации. На этом и заканчивается первая новелла за авторством Ая Нишитани.
Спустя чуть больше года, 25 марта 1987 года, студия ANIMATE выпустила аниме-адаптацию первой новеллы в виде 40 минутного фильма. Аниме получилось более-менее сносным, первая половина неплохо следовала сюжету новеллы. Но, хоть в финале фильма итог был тот же, Акэми спас Юмико и убил Локи, но показали это совершенно по-другому. Например, в аниме не появляется даже Йомотсу-Шикомэ, которая в оригинале, очень сильно помогла главному герою в победе над скандинавским богом.
Уже через полгода, 31 октября 1986 года, свет увидел второй том о “Легенде цифрового дьявола”. Продолжение истории называлась Mazu no senshi — Воин города демонов. Новелла — прямое продолжение истории, и начинается сразу же после финала первой новеллы. После победы над Локи, этот мир захотел заполучить другой бог, на этот раз из египетской мифологии — Сет. Хоть сюжет и стал глобальнее, в “игру” по призывам демонов вошли “взрослые дяди”, такие, как детективы и зарубежные организации. Но основной сюжет остался тем же, Накадзима ищет, убивает глав. гада и спасает Юмико. Но стоит отдать должное господину Нишитани, мрачная атмосфера осталась такой же, извините за тавтологию, мрачной и напряжённой.
К сожалению, третью, завершающую новеллу прочитать весьма затруднительно, так как она есть только на японском языке, но к нашему счастью, за адаптацию третьей новеллы в виде игры, взялась студия Atlus. Которая и создаст самую первую игру в серии.
Руководить разработкой стал Кодзи Окада — один из основателей Atlus, позже Окада сыграет очень важную роль в развитии франшизы Megami Tensei.
Также к игре присоединился отец оригинала, Ая Нишитани, а именно он предлагал разные идеи и консультировал разработчиков и сценариста игры Казунари Сузуки, чтобы игра не отходила далеко от первоисточника.
Релиз игры состоялся 11 сентября 1987 года на платформе Famicom, или же Dendy.
И чтобы к этому больше не возвращаться, стоит сказать, что почти все игры, которые будут в этом видео, изначально не выходили за пределами Японии, то бишь, английского перевода в них не было. Но благо, есть фанаты, которые за спасибо готовы переводить тонны текста, и, собственно, большое им спасибо. Как я уже говорил ранее, игра базируется на сюжете третьей новеллы, Tensei no Shuuen — Конец перерождению, а для тех, кто не был знаком со вселенной, игра кратко и понятно пересказывает сюжет первых двух новелл во вступительном ролике. Игра начинается, когда лорд демонов Люцифер схватил Идзанами и возвёл огромный лабиринт. Также, чтобы создать ещё больше проблем главным героям, лорд демонов воскресил Локи и Сета. А главными героями, в этой игре, выступают уже привычные Акэми Накадзима и Юмико Ширасаги. Хоть разработчики и старались максимально следовать “канону”, но в картридж невозможно было добавить всё то, что было в новелле и то, что они сами придумали. Например, в игре должна была появиться система морали главного героя.
При разработке игры, команда Окады ориентировалась на другой dungeon crawler, Wizardry. Как говорит Сузуки, они очень любят эту серию. Но он понимал, что сделать обычный клон их любимой игры, это — гиблое дело, и разработчики решили сделать большой упор на демонов, так и появилась система разговоров с врагами. Которая, в дальнейшем, станет одной из неотъемлемых частей в этой серии. Вам необязательно было драться с демонами, вы могли и договориться, откупиться, или вообще завербовать недруга. После вербовки демона, игрок может призвать его при помощи той самой программы, которая упоминалось в новелле, и эта программа будет появляться почти в каждой игре серии. И отсюда выливается следующая, культовая и уникальная, механика, fusion, или же слияние на русском. Смысл был в том, что из двух завербованных вами демонов вы могли слепить одного “супер-демона”, который и убьёт главнюка Люцифера. Эта механика была настолько успешна, что игроки напрочь забывали про лабиринт и про угрозу всему человечеству. Людям было больше интересно попробовать создать себе демона, да по мощнее. За запоминающихся демонов стоит поблагодарить Исаки Минори, который и нарисовал то, что игрок одновременно ненавидит и любит. Также, сила демонов зависела от стадии луны, если на дворе полнолуние, то ходить надо с максимальной осторожностью, и наоборот
Ещё стоит отметить, что за пару месяцев до релиза игры от Atlus, вышла адаптация первых двух новелл от небольшой студии Telenet. Вышла она на MSX и в отличии от творения Atlus, игра была выполнена в жанре hack’n slash. Игру восприняли плохо, графика была вырви глазной, а в геймплее не было ничего особенного.
Ту ошибку, которую не хотела допустить команда Окады, допустила Telenet, а именно, тупо создала клон более популярных на то время hack’n slash игр, и сделала это плохо. И, видимо, по этой причине про игру все решили забыть, так как даже точную дату релиза игры найти невозможно. Но она точно вышла где-то с Июля по Сентябрь 1987-го года. Не удивительно, что студия закрыла свои двери в 2007-м году.
После ошеломительного успеха игры, Atlus тут же взялась за сиквел, попутно купив права на всю франшизу. Но Окада не хотел делать игру с сюжетом и персонажами, которые были уже кем-то придуманы. Вместо этого он хотел сделать полностью оригинальную игру с новыми персонажами.
И да, продолжение Megami Tensei — одна из не многих игр, которая не была переведена, а точнее переведена не полностью. От единственного человека, который занимался этим неблагодарным трудом, уже давно ничего не слышно.
События игры разворачиваются в 2036 году, а на дворе пост-апокалипсис после ядерной войны, которая произошла в 90-х. И играем мы за двух обычных выживших, которые были выбраны повелителем ветров, демоном Пазузу из Шуме́ро-акка́дской мифоло́гии, чтобы спасти человечество от вымирания. К концу игры впервые в серии появляется YHVH, это некий бог, который, хоть и действует по справедливости, но в тоже время безжалостен и жесток. Ведь в одной из концовок, да, в игре их несколько, но об этом позже, YHVH предлагает главным героям стать богами, но если игрок согласится на это, то остальное человечество будет обречено. Но более-менее “каноничной” у игроков считается та, где протагонист убивает бога и возвращается домой. В то же время, как Люцифер, с которым сдружился во время путешествия герой, забирает всех демонов из мира людей в родное им измерение.
Я думаю у вас возник логичный вопрос: “А как главный герой смог встретится с Люцифером, если мы его уже убили в первой игре?” Ну, тут есть очень много вариантов, и все могут быть не верны, так как Atlus никогда напрямую не говорила, как работают разные измерения. Но самая популярная, фанатская, теория гласит, что у каждого демона есть своя вселенная, из которой его и призывают. Например, у нас есть вселенная A и вселенная B. И мы убиваем Люцифера из вселенной А, но потом мы можем встретить ещё одного Люцифера уже из вселенной B, который не хочет поработить всё человечество, ведь в его вселенной могли произойти другие события, которые по-другому сформировали его личность. И опять же, это всего лишь теория фанатов, есть и другие версии, такие как: Существует только один оригинальный Люцифер, а все остальные — это его клоны, и у каждого клона есть своё сознание, но они связаны одной памятью с оригиналом. Звучит запутанно и странно? То ли ещё будет. Но я думаю вы согласитесь, что первая теория звучит более вероятной, и она, также, объясняет геймплейную условность, когда вы убиваете демонов, которые похожи друг на друга.
Игра вышла 6-го апреля 1990 года и разрабатывали её всё те же ребята, что и первую часть, но за одним исключением. На замену художника Исаки Минору пришёл человек, который, в дальнейшем, подарит уникальный стиль франшизе, а именно Казума Канеко.
И вот вам сразу маленький факт: это имя может быть известно не только фанатам данной серии игр, но и фанатам другой популярной японской франшизы Devil May Cry. Именно Казума в 2005 году нарисует демонические формы для Данте и Вёрджила.
Создавая дизайн главных персонажей для второй Megami Tensei, Казума хотел сделать не “супер-крутых-воинов”, которые с лёгкостью брались за опасные задания, а обычных людей.
Мне не нравится весь это тренд на особенных главных героев, типа легендарного воина. Неважно кто ты, если тебе дают шанс и у тебя есть смелость попробовать свои силы, то и ты сможешь стать героем… Это и стало концептом
Этого принципа художник будет придерживаться и в последующих работах. Также, сравнивая с предыдущей частью, демоны получились более интересными, уже в этой игре можно увидеть, как Казума с любовью подходит к дизайну врагов. Но, к сожалению, мощностей консоли того времени не хватало, чтобы рука художника изобразила всё, что у него было в голове, поэтому в игре есть разные демоны, которые отличаются друг от друга только цветом. А вот для чего хватило мощностей, так это для системы морали протагониста, которую команда Окады не смогла добавить в первую, но реализовала в этой части. Мораль влияла не только на концовку, но и на то, каких демонов игрок сможет “приручить”. Добавили также и вид сверху в некоторых локациях, но преимущественно, играть мы всё равно будем с видом из глаз главного героя.
А основной геймплей не сильно изменился. Игрок ходит по подземельям, забитым демонами, убивает их, или мило беседует, переманивая на свою сторону. Ну и объединение демонов, конечно же, осталось на своём месте. Стоит ещё отметить, что в Megami Tensei II впервые появился демон с именем Джек Фрост — дух мороза, пришедший к нам из Англии, который, начиная с этой игры, будет появляться почти в каждой игре серии. Эту традицию начал Кози Окада, ведь, как он сам говорил, “Снежный Демон” — его любимый демон.
Немного забегая вперёд, в марте 1995 года, Opera House выпускает Kyūyaku Megami Tensei, в которую входят ремейки первой и второй части Megami Tensei. Графику подтянули, а все демоны были перерисованы Казумой Канекой, а сам геймплей сделали более приветливым для новых игроков, появились сохранения, у некоторых демонов количество жизней сделали меньше, и в целом, игра, даже сейчас, играется вполне себе бодро. Но за что и можно пнуть ремейк, так это за отсутствие прежней мрачной атмосферы оригинала, где игрок ходил по холодным и тёмным коридорам, в ремейке же подземелье светлое и приятное, вон даже ковёр красный постелили.
После успеха двух игр по мотивам новелл Нишитани, главы компании Atlus хотели создать собственный бренд, который они могут продвигать. И им стала Shin Megami Tensei, из-за нового слова в названии Shin, что на японском означает истинный или новый, несложно догадаться, что новая игра стала перезапуском первых Megami Tensei. Ребут получил своё собственное лого, которое является тетраграммой.
Тетраграмматон, в христианстве, представляет собой четыре буквы имени Бога: Йуд, Хей, Вав, Хей. При этом последняя буква “Хей” является гласной. Латинскими буквами это пишется, как YHVH, а произносится, как Яхве. Это нас сразу отсылает к Megami Tensei II, где мы уже видели персонажа с таким именем. И как я уже говорил, он там выполнял роль некого высшего бога. Забавно, что для западной аудитории весь этот смысл был утерян, так как лого серии Shin Megami Tensei там выглядит крайне неинтересно, если сравнивать с оригиналом.
Итак, сюжет: На дворе 90-е, играть, по традиции, придётся за безымянного и немого героя, которому в начале истории снится странный сон, где он встречает двух персонажей, которые разовьют систему морали из предыдущих частей. А именно, он встречает Юджи, персонажа, который олицетворяет порядок, и Такеши, который олицетворяет хаос. Как и в прошлой части, игрок сможет делать выборы, которые будут иметь эффект на его морали и на концовки, но теперь на протагониста могут влиять и эти два персонажа, что делает происходящее интересней. Просыпаясь, игрок обнаруживает, что на его компьютер пришла странная программа по призыву демонов. Но вот что действительно порадует пользователя, так это почти открытый город, который можно исследовать.
Очень приятно видеть, как разработчики с каждой новой игрой улучшают старые механики. Так, о чём это я… ах да, сюжет. Спустя некоторое время, на улицах Токио, где и живёт главный герой, начинают появляться демоны, из-за чего Америка направила ядерные ракеты в сторону города. Но благодаря ещё одному игровому персонажу, девушке с именем Юка, трём горе-героям удается спастись путём самопожертвования девушки, которая телепортирует их в так называемый Diamond Realm. Герои возвращаются в Токию, но узнают, что прошло аж 30 лет после бомбёжки, теперь от города остались только руины. И в этих руинах игрок обнаруживает несколько фракций, выполняя задания определённой фракции, мораль героя будет то повышаться, то уменьшатся. В идеале, свою мораль надо держать в балансе, благо у игры есть концовка, которая ориентирована на такое прохождение, и кстати, эта концовка и является каноничной, где игрок проводит человечество к свету.
В плане геймплея игра осталась верна себе. Всё тот же dungeon crawler, но больше и красивее, каким и должен быть сиквел.
Игра вышла 30 октября 1992 года на SNES, но позже была, также портирована на многие другие платформы. К примеру, игра появилась на первой PlayStation, где она смотрелась красивее и детальней.
Как всегда, игроки и игровые издания были восторге, в этот раз от “переосмысления”. Грубо говоря, только от успеха этой игры зависела дальнейшая судьба франшизы.
Долго уговаривать Окаду на разработку продолжения, студии не пришлось. Спустя, уже полтора года, 18 марта 1994 года, свет увидел прямое продолжение истории первой игры. Но сейчас нас продолжение не сильно интересует, так как в том же году, всего лишь спустя полгода, а именно 28 октября выйдет игра, которая максимально приблизит нас к серии Persona.
Shin Megami Tensei If… — это первая игра во франшизе, которая начала заигрывать с параллельными реальностями, ведь как следует из названия, игра рассказывает о “А что, если в первой SMT Токио не был бы разрушен”. Таким образом, в серии Shin Megami Tensei появляется первая параллельная реальность, о которых мы немного ещё поговорим в конце. И не отходя далеко, стоит ещё сказать, что подзаголовок If… отсылает нас к британской драме 1968 года, даже шрифт, которым были написаны эти две буквы был взят тот же, что и для фильма.
Как говорил Окада, он уже не знает, что ещё рассказать такого полномасштабного, как это было в предыдущих играх. Вот и главной фишкой SMT if… стало место действия игры — запертая старшая школа Карукозака.
В начале игры нам, как всегда, предлагают настроить нашего персонажа, но теперь мы можем выбрать даже пол персонажа. Но, разумеется, существует канон, где сказано, что главный герой игры — это школьница Тамаки Ючида. В начале игры нам предстоит ответить на разные жизненные вопросы от, и без того жуткой, Виртуальной предсказательницы. Ответы на вопросы, по типу того, как часто вы играете или делаете уроки, будут влиять на то, какие стартовые характеристики будут у вашего персонажа.
Как и хотел Окада, сюжет не такой глобальный и сложный, как в SMT I и II. Школу, в которой учится главная героиня, поглощает измерение демонов Макай, благодаря ученику Идео Хазама, который увлекается тёмной магией, а также, он — компьютерный гений, думаю мне не стоит пояснять, что этот персонаж был почти полностью списан с Акэми Накадзимы, главный герой новелл Аи Нишитани, я напомню. Вот только в отличии от Накадзимы, до Хазамы не доходит, что он делает ужасные вещи, более того, Хазама провозглашает себя Императором Демонов, и разумеется, игрок должен свергнуть школьника с трона.
Из-за стремительной разработки, чуть больше полугода, игра получилось самой короткой в серии, но разработчики решили сыграть на другом. В игре, помимо главной героини, есть ещё четыре играбельных персонажа: Бунтарь Шинджи, добросердечная Юми, отличница Рейко и волк- одиночка Акира. Как игрок, мы можем выбрать с кем пройдёт весь наш путь в игре, то есть перевыбрать персонажа никак нельзя. Можно сказать, что это — своеобразная замена морали протагониста, ведь выбранный нами спутник будет напрямую влиять на концовку игры. А главной целью героини и её спутника является сбежать из демонического мира. А вот то, как и с кем это произойдёт, это уже решает сам игрок. Например, взяв к себе Юми, всё заканчивается максимальными “хэппи эндом”, все спасены, а негодяй повержен. Выбрав Рейко, игрок в битве против глав. гада не добьёт его, ведь он узнает, что его напарница — сестра Идео. Рейко решит остаться вместе с братом в мире демонов, а сама героиня отправляется обратно в мир людей, как и вся остальная школа. Если начать свой путь с Шинджи, то… и финального босса не будет, потому что Хазама вас просто отпустит, ведь вы не хотите ему навредить, вы хотите побыстрее убраться из школы. Далее идёт сюжет, который открывается только после прохождения любого пути. На этот раз мы можем выбрать Акиру, которого, после некоторого времени, сильно ранит Хазама, и чтобы не умереть, он сливается с демоном Амоном. Теперь у Акиры есть память демона, и он продолжает помогать игроку. После поражения Хазамы, Акира решает, что ему нет места в мире людей и остаётся в мире демонов. А главную героиню он отправляет обратно домой, но школа и все, находящиеся в ней, ученики остаются в параллельной вселенной.
Свою руку к этой игре приложил и Катсура Хашино. В будущем мы о нём поговорим чуть подробнее, а сейчас стоит сказать, что этот человек сделал для If… механику “Страж” или “Дух-хранитель”. После смерти, нашему напарнику присваивается свой страж, который может изменять некоторые характеристики персонажа, которые больше подходят духу, но после смерти, страж меняется на нового, и тут как повезёт, попадётся вам слабый или же сильный дух. Вскоре, именно эта механика станет одной из главных в серии игр Persona.
По игре были написаны две манги и одна новелла. Одна из манг, как и единственная новелла, просто пересказывали сюжет игры, с некоторыми допущениями. Разве что в манге главный герой — это парень с именем Нобу Акияма, а в новелле – тоже парень, но уже с именем Джин Аоки. Вторая манга уже поинтереснее, так как она продолжает сюжет первой манги, то бишь и самой игры, если вы выбрали играть за парня. Место действия перемещается в город, который по традиции SMT, уничтожают демоны. К сожалению, мангу, даже на английском найти не удалось, так что синопсис с википедии — это максимум, что я могу вам дать. И да, все манги и новеллы берут за основу сюжет, где игрок берёт с собой Юми, то есть сюжет, где все спасаются и школа в порядке.
Также в 2004 году вышла мобильная игра Shin Megami Tensei: if... Hazama's Chapter, которая рассказывала предысторию SMT If…, а играть нам приходилось за главного злодея оригинала Идео Хазаму.
Shin Megami Tensei If… задала главные темы всей серии Persona: школа, относительно локальный сюжет и множество главных персонажей.
Мультивселенная Megami Tensei невероятно запутанная, и чтобы внести ясность я покажу наш timeline, который ведёт к Persona.
И это только путь, который ведёт нас к первой Persona, а ведь в серии Megami Tensei были и путешествия во времени, и несколько продолжений одной и той же игры, просто за основу брали не нейтральную концовку, а концовку, связанную с хаосом, и это, естественно, создавало ещё одну параллельную вселенную. Этот timeline основан только на достоверных фактах, которые связывают игры между собой, а ведь есть ещё и фанатские теории, которые, иногда пытаются, связать несвязуемое.
Ая Нишитани, работая в окружении техники и увлекаясь тёмной магией, придумал с одной стороны странную, но очень интересную вселенную, где все существа из разных мифологий могли столкнуться в лоб в лоб. Кстати, сейчас Нишитани преподаёт в университетах и в школах. Как он говорит, видеть, как раскрываются таланты его учеников просто бесценно. Но Ая не забросил ремесло писателя, у него есть ещё планы на будущее. Кто знает, может 63-х летний писатель подарит нам ещё одну великолепную вселенную.
Лучшие комментарии
А так блог хороший, спасибо, узнал для себя новое.
А так, очень хороший материал и буду ждать продолжения.
Насчет видеоверсии: в начале зачитываешь с очень большими пробелами и долгими переходами, что выбивает из повествования. Финал про if смотрится намного живее.