Про «Доктора Кто» можно многое говорить, но что-что, а отрицать его феноменальность просто невозможно. Хотя бы из-за гениальной в своей простоте задумки, особенно для своего времени. «Возможность путешествовать абсолютно куда угодно, абсолютно когда угодно» — да это очертеть как развязывает руки сценаристам. А у меня в фантастике есть две любимые темы: параллельные реальности и путешествия во времени. Так что, знакомство с этим сериалом было для меня лишь вопросом времени.
Однако, несмотря на всю культовость «Доктора», большинство при его упоминании вспоминает только его так называемое «Новое Поколение», стартовавшее в 2005-ом году, с которого многие и начали своё ознакомление с этим феноменом (в том числе и я). И вот, приурочено к уже почти (а может уже и совсем) закончившемуся новому сезону с новым Доктором, я решил, что было бы прикольно углубиться, а за одно и рассказать вам об истории данной телевизионной эпопеи с середины прошлого века по настоящее время.
Основано на книге «Доктор Кто: Жизнь и Времена»
ПЕРВЫЙ ДОКТОР
Началось всё в 1963 году, когда рабочая группа BBC задалась идеей изобрести совершенно новый вид телепередачи. Прошерстив макулатуру, они придумали сделать ТВ-сериал в жанре Sciece Fiction, чтобы прошерстить ещё больше макулатуры о том, как всё это реализовать хотя бы на бумаге. В итоге сериал было решено направить на детскую аудиторию.
Главную роль решили предложить актёру Уильяму Хартнеллу, успевшему к тому моменту засветиться в «Армейской Игре» и «Разведчике Талантов», в которых он предстал в противоположных апмлуа: предельно агрессивном и предельно печальном. После известия от своего агента о том, что ему предлагают роль дедушки-профессора, путешествующего во времени, актёр в особый восторг не пришёл, но согласился встретиться с продюсером. Там он и убедился, что пропал, а сам сказал: «Пять лет этот сериал точно проживёт»
Изначально Доктора хотели сделать излишне раздражительным, Хартнелл же добавил в роль больше юмора и эмоций, что особенно иронично для данного Доктора, ведь его считают одним из самых чёрствых своих воплощений, если не самым. По сути своей, он был чудаком (и на экране, и на площадке): любил в обычной беседе переходить к тирадам о том, как для нашей планеты вредна сталь; а ещё он был вспыльчив, и на съёмках присутствовал целый человек для того, чтобы поднимать Биллу настроение.
Сюжет первой серии повествовал о двух обыкновенных школьных учителях, которые обнаруживают, что их ученица Сьюзан живёт в полицейской будке. Вот только эта будка издаёт гудение словно живая, а внутри она больше чем снаружи, в её центре расположен некий пренаучный пульт управления, за которым располагался дедушка Сьюзан по имени Доктор. И учителям приходится смириться с тем, что их жизни зависят от этих двух во всех смыслах инопланетных созданий.
А где Доктор там и его злейшие противники, главнейшие из которых, конечно же, жестяные вёдра с вантузами наперевес — Далеки. Их принципиально не хотели делать жукоглазыми монстрами, иначе получилась бы не научная фантастика, а дешёвка. И даже ими поначалу были не довольны, но, как мы уже знаем, только поначалу. В сериале была ставка на образовательность, и Далеки к такой концепции не подходили, и идее решили дать зелёный свет лишь потому, что все остальные сценарии были ещё не готовы. В конечном счёте антиподы Доктора поучительно показали, как опасна война, пацифизм и расовая ненависть.
Менее популярными, но не менее опасными врагами Доктора считаются бесчувственные машины Киборги, до сих пор поражающие до мурашек своей жутковатостью. Создатели сериала умудрились жутко показать бюджетность своих костюмов. За белыми носками с вырезанными глазами и ртами на головах актёров виднелось человеческое лицо, что служило напоминанием зрителям о том, что когда-то эти чудовища были людьми. И по сути, они не злодеи, и цели у них не злодейские, просто методы бездушные и холодные.
Так как идея сериала то позволяла, его развивали в двух направлениях: Древней Древности и Сайфае Сайфаиче. Для всей команды (и для Билла в большей степени) было приятней всего воплощать исторические сюжеты, нежели футуристические. Главным образам из-за того, что в древних мантиях сниматься было угарней.
Исполнительному продюсеру хотелось, чтобы начальные титры сериала были необычны на вид и на слух, а на BBC был отдел радиозвуковой мастерской. Композитор и аранжировщик бросились в идею создания заставки с головой, ведь у них ещё никогда не было такой свободы действий. Что касается видео — в BBC был ещё и отдел, где экспериментировали с различными концепциями. К примеру, у них была камера, направленная внутрь самой себя, что и создавало классические чудесные узоры в каноничных титрах под не менее каноничную мелодию.
Что до главного атрибута Доктора под названием TARDIS (Time And Relative Dimension In Space) — изначально предполагалось, что она будет предназначена для одного человека с близко находящимися друг к другу панелями. Дизайнер хотел нечто уникальное и одинаково уместное во всех временах и пространствах. Стены должны были быть из дерева с полихлораиппол… полихлооорвиновыми мать-перематными прозрачными выемками, пульсирующими при движении ТАРДИС. Мысль о космической полисменской будке пришла в голову сценаристу первой серии, а уже знакомая нам студия звукозаписи BBC придумала для неё свой оригинальный звук.
И всё же гениальность задумки сериала состояла не только в возможностях перемещения бессменного Доктора с быстро сменяемыми спутниками, но и в способе смены актёра на ведущей роли. Не, вариант, представленный в Санта Барбаре мне тоже дико импонирует, но этот, мне кажется, ЧУТЬ более изящный. Дело в том, что представители инопланетной расы Повелителей Времени, к которой принадлежит главный герой, способны жить практически вечно из-за большой продолжительности одной жизни (она может растягиваться на сотни, а то и тысячи лет), а также благодаря регенерации. В её процессе у пришельцев может поменяться внешность, пол и даже характер, что продолжает поддерживать зрительский интерес к Доктору уже более семидесяти лет.
В первую очередь руководство BBC пошли на подобный шаг из-за разногласий с самим Хартнеллом, который хотел, чтобы сериал оставался детским, да и вообще актёр изрядно вымотался, исполняя эту роль.
В Англии есть лишь один человек, способный занять эту роль, и это Патрик Траутон!
-Билл Хартнелл
Для создания сцены перевоплощения двум актёрам пришлось лежать на полу с двух сторон съёмочной площадки, пока помощник режиссёра всех развлекала. На то, чтобы снять эту сцену идеально и превратить старика в актёра средних лет, ушёл целый день.
ВТОРОЙ ДОКТОР
Изначально из второго Доктора хотели сделать эдакого Шерлока Холмса, который обожал маскировку и болтал без умолку. Маскировку, в конечном счёте, оставили, а вот характер с подачи Патрика решили заменить на более внемлющий.
Траутон был актёром с большим опытом разноплановых ролей за плечами. В то время он пользовался спросом и обладал лидерскими качествами, а в своей чудаковатости ни чуть не уступал предшественнику. Три года он носил одни и те же туфли — Hush Puppies, но он носил их «как Патрик Траутон в репетиционной и как Доктор на экране». С его приходом атмосфера на съёмках переменилась в гораздо более светлую сторону: он много общался и веселился с коллегами, а к концу они научились понимать друг друга без слов, только переглядывались — и вместе делали что хотели. Его Доктор получился куда мягче и приятнее.
Из-за большого утомления Патрика Траутона от графика выхода серий «по одной в неделю» ближе к концу его срока серий стало выходить меньше, но качественней, а Доктора решили по сюжету сослать на Землю для меньшей затраты сил по постройку новых локаций. Впоследствии был придуман «ЮНИТ» (военная организация по борьбе с инопланетной угрозой во вселенной Доктора), что потом вылилось в целую серию… серий под названием «Военные Игры», которую многие считают лучшей и самой захватывающей с данным воплощением главного героя.
Этот период «Доктора» познакомил зрителей с Зоей Хэриот — подростком-гением из 21-го века с фотографической памятью, навыками боевых искусств и комбинезонами в обтяжку. Она была астрофизиком, могла перехитрить компьютер (а вы знаете как в те времена представляли компьютеры), и Доктору она спуску не давала.
Также именно при Патрике в сериале впервые появились Повелители Времени и Ледяные Воины (раса механических рептилоидов с Марса). И, конечно же, нельзя забыть и о ещё одном символе «Доктора Кто» — звуковой отвёртке, способной вибрировать на определённой частоте для отпирания различных дверей, выбивания стёкол и т.п. "Слишком имба! — скажите вы, аннет, на дерево она не действует.
Патрик изначально не хотел задерживаться долго и сказал, что больше чем на три года не задержится (так и случилось). Когда пришло время заменить «загадочного человека из телевизора», не любящего давать интервью, смену его облика воплотили с открытым исходом, так как следующего актёра на его роль ещё не утвердили.
Когда меня спрашивают, не случалось ли на съёмках чего забавного, боюсь, всё, что было — не для печати!
-Патрик Траутон
ТРЕТИЙ ДОКТОР
Когда Джон Пертви работал над одним ситкомом, кто-то из коллег предложил ему попробоваться на роль Доктора. Джон рассказал своему агенту, и тот не особо оценил идею, но всё же позвонил продюсерам — в трубке было гробовое молчание. Он им говорит: «Вот и я также отреагировал, ладно, забудьте». А они ему: «Да нет, мы просто немного в шоке, ваш клиент у нас уже полтора года как в списке кандидатов».
Джона к тому моменту хорошо знали как комедийного актёра, и это была отличная возможность показать, что он способен не только на комедию. Несмотря на возраст, адреналина у него в жизни хватало: он занимался лыжами, мотоциклами и автомобильными гонками. И актёрская карьера у него была на высоте, он отлично справлялся в прикреплённым к нему вниманием, усилившимся после получения новой роли. Однако он был весьма ранимым человеком. На первой репетиции он рассказал, что его отец не был в восторге, когда тот решил податься в актёры, и всё же Джон надеялся на то, что тот придёт посмотреть на его выступление, и однажды он увидел отца в зрительском зале. Придя после выступления домой он спросил отца, видел ли он выступление, а в ответ получил: «Нет, не смог выкроить минутку». Когда Джон рассказывал эту историю, в его глазах стояли слёзы. Он был очень приятным человеком, и чувствовалось, что окружающие были для него важны.
На седьмом сезоне сериал изменился кардинально — внезапно он стал цветным и ярким, а серии в сезоне сократились чуть ли не в половину, впоследствии чего был довольно-таки сильно увеличен бюджет, в сериале прибавилось количество действующих лиц, и он уже смотрелся не как какая-то студенческая короткометражка, а как вполне дорогой проект. А вместе с цветной картинкой в сериал пришла и зелёнка, которую тогда использовали ни столько для замены фона, сколько для создания обрамлённого ракурса при входе в какую-то комнату или в окне. Сам Доктор был сослан на Землю, получил работу в ЮНИТЕ в качестве консультанта, и обзавёлся постоянным жёлтым автомобилем Бесси.
Сам сериал начал затрагивать всё больше насущных для людей проблем, вроде глобального потепления и распространённости пластика в мире. Последнее вылилось в целую отдельную расу пластиковых монстров Нестин, сходивших с витрин магазинов, из-за чего на сериал впервые полилось общественное порицание в связи с его жестокостью. В BBC то и дело валились гневные письма, писались статьи по типу «Почему мои дети больше не будут смотреть „Доктора Кто“». Ходили слухи, что по душу сценаристов даже спрашивали в палатах Парламента.
В эре Пертви было два типа серий: достаточно локальные, о проблемах Земли, где Доктор спасает Землю от вторжений извне, и масштабные, о проблемах в космосе, где Доктор спасает ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ.
С более уверенным и властным Доктором всё больше ходило сравнение его с Шерлоком Холмсом. В конце концов, один из сценаристов решил, что ему нужен свой Мориарти. Так и появился сопланетник Доктора по имени Мастер, которого сыграл Роджер Дельгадо, и публика его полюбила (хотя скорее полюбила его ненавидеть). Он был достаточно дерзким и умным, чтобы поставить в тупик не только зрителей, но и самого протагониста.
В серии «Воин во Времени» были представлены аж два культовых для сериала персонажа: раса Сонтаранцев (воинственные инопланетные завоеватели) и Сара Джейн Смит (дань уважения адекватному феминизму).
Также (люблю свой словарный запас) в девятом сезоне с возвращением Далеков в, как ни странно, «Дне далеков», где сценаристы впервые затронули timy-wimy парадоксы, при которых события в настоящем и будущем происходят одновременно, из-за чего просто вернуться на день назад и всё исправить не получиться. Забавно, но они так и не объяснили нормально почему это так, разве что отмахнувшись загадочным «эффектом Блиновича».
Вот в тринадцатом году все офигивали от дуэта Докторов «Нового Поколения», а ещё в семьдесят третьем в серии «Три Доктора» на одном экране появились, вы не поверите, целых три Доктора в виде Джона Пертви, Патрика Траутона и Билла Хартнелла (хоть последний и был сильно болен и в самой серии изредка мелькал в каком-то космическом пузыре). Все трое были ужасно… рады возвращению к своим ролям, то есть двое.
Так вот кто меня сменит — франт и клоун
-Первый Доктор
К сожалению, в ходе десятого сезона на съёмках в Турции Роджер Дельгадо погиб в автомобильной катастрофе. Ушла старая спутница Доктора, а Джона Пертви не устраивала зарплата, да и становиться актёром одной роли он не хотел. В последней серии Джона сценарист решил устроить актёру настоящий отрыв, написав для неё настоящую погоню, начиная с Бесси и «Ктомобиля» и заканчивая судном на воздушной подушке. На съёмках этой серии Джон после удачного дубля не оставался поболтать с коллегами, а решил отвечать на письма фанатов. Всем на площадке было грустно. Делу и не помог объявившийся Том Бейкер. Они посмотрели друг на друга, а потом Джон ушёл и режиссёр начал работать с Томом.
ЧЕТВЁРТЫЙ ДОКТОР
Том работал на стройке, ролей катастрофически не хватало, и он написал своему знакомому из BBC, который именно в тот самый день, когда получил письмо, стал главой отдела телесериалов и многосерийных фильмов (тогда у них на роль Доктора даже кандидатов толком не было), получив письмо, он на следующий день предложил Пекаря в качестве кандидатуры. Тот пригласил Тома встретиться на следующий день и при встрече сказал, что они хотят взять его на роль Доктора, но говорить об этом было никому нельзя. И он не говорил. На стройке его дразнили, называя «сэром Лоуренсом», потому что знали, что он актёр, и им было всё равно. К концу второй недели он попросил выходной. Ему ответили: «Конечно, можно, сэр Лоуренс», а он им: «Устраиваюсь на работу в BBC». Когда Том пришёл в офис BBC в десять утра, его ждали фотографы для съёмки на первую полосу Evening Standard. С подписью: «Новый Доктор Том Бейкер». Парни купили выпуск, чтобы посмотреть на лошадей, а на первой полосе — тот самый тип, над которым они месяцами подтрунивали. И дети его полюбили — начали видеть в нём героя, и даже советовали всякие невообразимые пути, как сбежать от Далеков.
Художник по костюмам придумал, что костюм Доктора должен быть похож на одежду парижского студента — естественно он выбрал шарф.
Том был одновременно похож и не похож на всех своих предшественников, ведь все Доктора — это просто разные грани одного человека. Актёру была присуща необычная дикость, инопланетность, и при всём при этом он был человечен до нельзя. И с коллегами по актёрству он сдружился. Они работали как команда, критиковали друг друга, давали советы и т.д.
Отведите меня к своему главарю, или я убью его этой смертоносной мармеладкой
С изменившимся временем подход к сериям стал немного иным. Один из главных продюсеров углубился в стиль фильмов ужасов. Страх стал неотъемлемой частью сериала, и дизайн монстров стал повнушительней, но при этом не скатываясь в шок-контент. Ещё изменилось представление главного героя. Миру стали нужны персонажи со слабостями, поэтому Доктор стал сильно сомневаться в собственной правоте, что отлично показано в серии «Происхождение Далеков», где он может по щелчку пальцев стереть Крэнгов на колёсиках из истории, но справедливо задаётся вопросом, а имеет ли он на это право.
В этой же серии зрителям представили создателя Далеков Давроса, который представляет собой гниющее тело, передвигающееся на технологичной коляске. Не особо тянет на угрозу? Ну, как-то он смог превратить жителей своей планеты Скаро в Далеков. Что, выглядит уже по-опасней?
С углублением в некоторую мрачность атмосферы участились нападки на сериал в связи с жестокостью. В основном со стороны Мэри Уайтхаус, которая осуждала… эх, короче, вы сами прекрасно знаете все современные гонения на игры, так что можете просто перенести это на «Доктора Кто». Несмотря на это, рейтинги 13-го и 14-го сезонов были выше крыши, чему даже уход Сары Джейн не помешал.
Тем не менее, со сменой продюсера руководство BBC решило в очередной раз сменить направление сериала, убрав оттуда весь хоррор, но и чтобы он не был совсем уж для детей. Главной заслугой нового продюсера было создание ещё одного символа для «Доктора» K-9. Детям нравилась это жестяная собака, а вот Тому Бейкеру не очень, но, учитывая сколько с ней возились, выкидывать эту штуку было жалко. Она то работала не очень, то её нормально не соберут, то она поломается, а то и совсем развалится. Настоящей противоположностью на съёмках был её актёр озвучивания. Он приходил на площадку и репетировал со всеми, звал Доктора хозяином, смотрел снизу вверх и смешил всех.
Спустя ещё время продюсер снова сменился (на этот раз пришёл Джон Нейтан-Тёрнер). Он изменил многое в сериале: заставку, музыку, логотип, костюм Доктора, компьютерные спецэффекты, K-9 покинул сериал, появился новый Мастер, спутники Доктора прибавили в числе. Тогда Том и понял, что ему пора бы уже уходить.
Жаль, если задержался слишком надолго, но я просто не мог заставить себя уйти. А когда подал заявление об уходе, то слегка удивился тому, как быстро они его приняли. Что ж, не могу их за это винить, никак не могу
-Том Бейкер
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот сериал стал настоящим символом своей эпохи, сотни, а то и больше детей успели вырасти, закончить обучение, начать работать, а «Доктор Кто» всё также шёл по экранам. Даже несмотря на всю местную нелепость и очевидную бюджетность, со временем сериал затягивает своей ламповостью, интересными сюжетами и целыми мирами.
В следующий раз я расскажу о тех самых переменах, что привнёс Нейтан-Тёрнер и про смерть «Классического Доктора Кто» (эти два события не намеренно стоят рядом друг с другом).
Лучшие комментарии
Прекрасный обзор старого «ДК», мне нравится. Теперь жалею, что из первых докторов мало, что смотрела. Было бы ещё неплохо вычленить арки, которые можно посмотреть неофитам для знакомства со старыми сезонами: всё смотреть не стоит, но хотя бы ознакомиться с отдельными арками — обязательно.
В дополнение к статье, всем советую посмотреть документальный фильм «An Adventure in Space and Time». В нём очень интересно показано зарождение сериала.
Тем же, кто хочет узнать больше, стоит обратить внимание на цикл «Доктор Кто: Возвращение к истории».
Русские субтитры к этим произведениям не сложно найти.
И кстати на TwitchPresents уже идет марафон классических серий — так что можете присоединиться к совместному просмотру.
Как раз к стати материал
2. Я фанбой ДК.
Сперва читал по диагонали, но после — дальше даже не смотрел. Киберлюдей «киборгами» обзывать — это мне очень интересно, как автор хотя бы ньюскул смотрел.
Конкретно этой книги у меня пока нет, но я знаю, что её переводила Маша Шмидт и у неё в переводе такого косяка тоже быть просто не может, так что не понятно, как автор ещё и книгу читал.
Итого: минус в блог, потому что см. п 2. Минус в профиль, потому что см. п 1. Автор, Сволочь (хороший ник), сериал сперва посмотри нормально («КИБОРГИ», мать моя Мисси!), а потом уже про него рассказывай.
Он УильЯм (у меня бзик на каверкании имен).
Хотел бы я таких животных посмотреть, которые worp-worp делают.
Ну и что киберлюди, что далеки — это названия рас, они пишутся с маленькой буквы.
Хотя вообще, ошибок и кривых построений предложений и слов тут хватает настолько, чтобы филологи и граммарнаци умылись кровавыми слезами.
В блоге конечно есть несколько ошибок, но в целом лукас заслуживает.
Во-вторых, с термином «ньюскул» я столкнулся только в обсуждениях группы по Доктору в VK, куда в то время заливались серии из Классики и Ньюскула, и именно там видеозаписи Ньюскула скрывались в плейлисте под названием «Новое Поколение», так что, видимо, мне нужно было ошиваться в других кругах.
В-третьих, фраза «будка издаёт гудение словно живая» — это цитата из книги.
В-четвёртых, писать с большой буквы названия, типы врагов и тому подобное — это фишка, спорная, но так я типа акцентирую внимание на таких ключевых словах. Наравне с ПИСАНИЕМ КАПСОМ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ.
Первый блог на то и первый блог, чтобы наделать в нём кучу ошибок, а потом исправляться.
Однако с момента публикации блога прошло уже пять дней, а воз и ныне там. Текст до сих пор не прошел банальную вычитку, я уж молчу про редактуру. И даже на дважды указанный фактический косяк ты не отреагировал. Хотя я тут вспомнил, что в озвучке первых сезонов от СТС их тоже переводили как «киборгов» (от чего у меня тоже постоянно бомбило), так что могу понять, откуда у твоего косяка ноги растут. Однако друже shurgin071 расписал тебе за это подробнее и раньше меня, а реакции ноль — так что мной же найденное тебе оправдание мною же и не учитывается.
Так что твоё отношение к читателям для меня понятно, и посему читать эту именно что «писанину» резона нет.
Таким для меня стал Четвертый Доктор xD