27 декабря 2018 27.12.18 6 3338

«Короли не правят вечно, сын мой!» А причём тут Blizzard?

-11

Ну что? Уже увидели набор популярных в последнее время сочетаний слов и подумали, что тут будет очередное недовольство тем, какие Blizzard засранцы из-за того, что решили столь наглым способом срубить бабла с фанатов, анонсировав новую Diablo на мобилках? А вот ничего подобного, народ! Мне то, что случилось на последнем Blizzcon абсолютно не кажется чем-то странным и неожиданным. На мой взгляд, всё как раз-таки весьма логично и закономерно. Почему же в этой ситуации именно возгласы о королях, что не правят вечно, и удивление огромной части фанатов относительно анонса Diablo Immortals – это нечто не самое последовательное?

Компания Blizzard уже давно славится в игровой индустрии своей репутацией «хороших парней». Огромная и преданная фанатская база, от которой исходят искренние любовь и уважение. Внушительные продажи и/или отличные показатели по постоянному кол-ву игроков, находящихся в сети. А также масса положительных предубеждений со стороны тех игроков, кто о Blizzard лишь просто когда-то что-то где-то слышал. Согласитесь, когда смотришь со стороны, создаётся ощущение, что перед вами просто какой-то рай, состоящий из всех этих бесконечно локальных рофелов, ангелов-разработчиков, которые чуть ли не новый язык для общения фанатам подарили и т.д. Возникает желание втянуться во всю эту, на первый взгляд, крутую тусню. Но, поверьте мне, это лишь ложное ощущение, основанное на самом первом впечатлении при попытке поверхностно ознакомиться как с компанией, так и с её продуктами, а иначе игры от Blizzard и не назвать, но давайте не будем забегать вперёд.

Самая ламповая, самая народная, сама честная, самая-самая…
Не секрет, что Blizzard известны своей референциальной манией как в своих синематиках/короткометражках, так и в самих играх. Иногда, эта весомая часть причины той самой невероятной фанатской любви касается различного рода презентацией, но в куда меньшей степени. Отсылки на сторонние произведения, на собственные мемы, собственных персонажей, собственные игры в собственных играх и т.д. Очень старательно компания за счёт них пытается создать некую ламповую «местечковую» атмосферу для этакого не такого уж и узкого, если вспоминать о продажах, круга геймеров, которые играют в те или иные игры производства «Метелицы». Например, извечные попытки выстроить на фразах-отсылках ЛОР одной из своих самых популярных на данный момент игр относятся сюда же. Я, конечно же, про Overwatch.

Пасхалок в одном только Overwatch действительно навалом…

На «пасхалках» Blizzard своей затеи выстроить в головах своих фанатов невероятный маня-мирок, в котором лишь радуга, добро, игры от Blizzard, а «герои не умирают» ©, не бросают. Постоянные репортажи про то, как же охринительно работается у них в компании, как много различного фан-сервиса находится в офисах и т.д, призванные обратить внимание людей на то, насколько Blizzard близки к народу, насколько они открыты и искренны, насколько каждый из их сотрудников такой же обычный геймер, как и любой их фанат. Примеров, на самом деле, масса. Одна только тех.поддержка чего стоит, которая и выслушает, и поможет, и почти мгновенно ответит, да ещё и, к примеру, фильм, недавно вышедший, обсудит или про дополнение, релизнувшееся на неделе, спросит, дабы вы лишний раз почувствовали себя в этаком сплочённом кругу единомышленников.

Blizzard сделают всё, чтобы продать вам ощущение, будто бы вы попали чуть ли не в сказку. Вы и до запуска игры добраться не успеете, как уже буквально влюбитесь в эту компанию. И вот, казалось бы – ну и что? «Мало ли кто как себя позиционирует!». Ну, дело тут в том, что за всеми этими «ламповыми» ширмами скрывается самое настоящее дерьмо. Blizzard делают огромную ставку на различного рода пасхалки и отсылки, но в тоже время конкретного и целостного нарратива у их игр чаще всего просто нет. Blizzard сделают всё, чтобы продать вам идею присоединиться к их сообществу за счёт по истине одной из самых отзывчивых тех.поддержек в мире. За счёт своих синематиков, в которых художественной ценности как в произведениях искусства больше, чем в любой из тех игр, которую они призваны рекламировать. За счёт Близзконов, на которых вы действительно можете встретить и увидеть одну из самых обширных и сплочённых фан.баз во всей индустрии. У этой компании настолько хорошо отлажена логистика привлечения новой аудитории, что потенциальный любитель размазывать себе коричневую субстанцию по лицу, попутно выдрачивая очередную шмотку в какой-нибудь гринделке, и не поймёт, что задолго до решения купить что-то от Blizzard он является для неё самой приоритетной частью аудитории, поскольку игроки, уже купившие игру/подписку представляют для компании куда меньший интерес – они уже потратили свои деньги и превратились из потенциальных клиентов в клиентов настоящих. Теперь их ожидает куда менее приятная часть знакомства с компанией Blizzard. Им предстоит попробовать игры от этих ребят. О чём это я?

Blizzcon — это действительно, судя по всему, весело и лампово. Эх, если бы не не игры… :)

Смысле, Близзард не «хорошие парни игровой индустрии»?
К примеру, взять хотя бы МОБА-шутер, зародивший тот самый пиздец с лутбоксами, против которых индустрия нынче так серьёзно и негативно настроена. Blizzard могут отпираться сколько угодно, выгораживая свой Overwatch до последнего словами о том, что монетизации в их игре подвергается лишь косметический аспект, но, по факту, он является не чем-то, что не имеет отношения к агрессивной политике дополнительной монетизации, а самым настоящим нулевым пациентом, зародившим тренд потакания продаже косметических приблуд за реальные деньги. Мне напомнить, какая участь ждала Middle-earth: Shadow of War за наличие нечто подобного в игре? Может быть, мне напомнить, какая волна дерьма обрушилась на Capcom, когда люди узнали о подобных предстоящих микротранзакциях в новом DMC? Но это ещё ладно. Многие легко могут отмахнуться фразой про то, что кейсы в Овервотче содержат лишь косметику, которая на геймлпей, как известно, не влияет. И, во-первых, визуальное (эстетическое) наслаждение никто не отменял, а во-вторых в недавно вышедшим Battlefield V были обнаружены всё те же кейсы, которые «только с косметикой, которая ни на что не влияет», но вот беда — влияет. И ещё как влияет, потому что в кейсах в том числе были обнаружены камуфляжи, некоторые из которых менее заметные, чем другие, что в свою очередь способно напрямую наградить игрока преимуществом на поле боя. Это к вопросу о том, до чего доводит потакание изначально не самым выгодным и положительным для игроков трендам, которые, на первый взгляд, выглядят безобидно. Я надеюсь, мне не надо объяснять, что при попытке внедрить в свою игру ту или иную механику, отделы маркетинга, распространения и продаж, обычно, смотрят на то, как то, что они хотят в игру запихать, воспринимается игроками в уже имеющихся проектах на рынке. Надеюсь и на то, что мне не нужно объяснять, на какой именно продукт, скорее всего, смотрели что ЕА, что создаетли Теней Войны…

Интересно, люди, защищающие косметику за деньги/в лутбоксах, вообще понимают, что конкретно зародило собой тот самый тренд, крайние проявления которого индустрия могла видеть в Star Wars: Battlefront 2, NFS: Payback и прочих подобных проектах?

И это лишь верхушка айсберга, ведь, сразу после того, как вы успеете немного так офигеть с Овервотча чисто внешне, вам предстоит столкнуться с его геймплеем, который, напоминаю, претендует на то, чтобы считаться кибер-спортивной дисциплиной. И дело тут не в качестве реализации имеющихся механик, дело в самой сути геймдизайна. Overwatch – это исключительно командно-ориентированный шутер с элементами MOBA, в котором твой личный скилл чаще всего просто ничего не решает, ведь ты не сможешь, опираясь лишь на него, самолично уничтожить не то, что всю команду противника, а хотя бы 3-4 персонажей, будучи одним воином в поле. Но зачем студии, которая изначально планировала свою игру не только, как интерактивное развлечение, но и как часть кибер-спорта прибегать к подобному геймдизайну? Я могу тысячу раз ошибаться, но, зная и видя отношение Близзов к своим играм и фанатам, напрашивается желание выкрикнуть: «Да чтобы обычные игроки, осознавшие, что без невероятно слаженной командной работы им не победить, звали своих друзей, которые, в свою очередь, купят ещё одну копию Овера, бл*ть!» А на кибер-спортивном поприще Близзов спасли народные доверие и любовь, а потому никаких крупных бугуртов уровня бугурта из-за анонса мобильной Diablo из-за того, что подобную игру вообще продвигают как кибер-спортивную дисциплину, не возникло. В чём, собственно, никто из компании, наверное, и не сомневался, ведь за несколько лет до Овера, у этих же ребят получилось даже Hearthstone, завязанный на рандоме, выдать за нечто кибер-спортивное.

Но должно же быть хоть что-то позитивное! Визуал, как вариант. Разработчики ведь не стесняются распихивать его по лутбоксам, которые можно покупать за реальные деньги. И знаете…Нет, такая логика здесь не сработает, поскольку даже с визуалом Близзы умудрились схитрить. С одной стороны, они выстраивают привлекательную для новых игроков атмосферу, в которую, якобы, смогут врубиться исключительно фанаты их игр со всеми этими отсылками, локальными рофлами и т.д., но вот с другой стороны у нас дизайн персонажей в первую очередь ориентирован на то, чтобы понравится «всем» (максимально возможному количеству потенциальных игроков), а если быть точнее – основной потенциальной аудитории Овервотча – детям. И проблема не в детях, проблема в том, что, по итогу, визуальный стиль у игры просто никакой. Он как бы для всех сразу, а потому, выходит, что вообще не для кого. В нём нет ничего уникального.

С одной стороны — мультяшность ради мультяшности, с другой — SFM-порево с этими героинями отнюдь не самое плохое…

Но это ладно – отсутствие визуальной уникальности ещё не говорит про нарративные недостатки. И знаете – да, так оно есть. Потому что про нарративные недостатки говорит отсутствие нарратива как такового. Перед нами яркие, апеллирующие ко всем существующим архетипам шаблонные слепки персонажей. Ковбой, учёный-гик, роковая мадам, типичный солдат из шутеров, фемели-френдли деффка, хитрооприходованный хацкер с акцентом, средних лет доктор-немец и т.д. И беда даже не в том, что перед нами клише, нет. Она в том, что из-за отсутствия сюжета (В ИГРЕ ЗА ПОЛНЫЙ ААА-ЦЕННИК) эти самые клише не работают по определению. Они просто существуют в константном состоянии. У них нет возможности развиваться и, что называется, «срабатывать» в нужных для истории моментах, потому что, повторюсь, самой истории просто нет. И, НЕТ, рассматривать хоть и крутые, но всё ещё просто ролики на ютубе и дешево нарисованные комиксы на сайте в качестве полноценного сюжета В ИГРЕ ЗА ПОЛНЫЙ ААА-ЦЕННИК я не буду из принципа. И не стоит пытаться мне рассказывать, что в этих материалах раскрывают ЛОР, поскольку раскрывают его весьма редко и отрывочно – никакой полноценной картины мира вселенной Овервотча эти «подачки» создать не способны.

Да что же это такое-то творится? Ну, может быть, хотя бы сотрудничество с Близзами слаще некуда? Ну…как вам сказать. Я не нашёл никакой инфы от непосредственных работников Близзард о том, как тяжко и плохо им работается в одной из самых богатых компаний в игровой индустрии. И это радует. Быть может, хотя бы о своих сотрудниках Близзы реально заботятся. Чего не скажешь о их кибер-спортивных партнёрах. Хотя, кибер-котлеты, соглашающиеся подписать контракт на вступление в Overwatch League больше похожи на самых настоящих рабов. Весной этого года в сеть утёк образец такого вот «контракта», в котором было обнаружено нечто крайне диссонирующее с дружелюбным и милым образом компании Близзард. Из огромного перечня правил, рекомендаций, условий и запретов хотелось бы выделить следующее: Помимо стандартного «корректного поведения» на стримах, от участников Овервотч Лиги требуют регулирования поведения собственной фан.базы. Отказа от демонстрации положительных эмоций, если те играют в игры не от Близзард. Отказа от того, чтобы эти игры рекомендовать. Отказа от того, чтобы игры не от Близзард стримить. Отказа от проявлений ряда эмоций (в том числе злобы, агрессии и т.д.). Отказа от участия в любых политических спорах (тоже самое касается споров, относящихся к религии). И так далее… И дело ведь не в том, что это незаконно (вообще-то никаких законов сей контракт не нарушает в силу того, что это в первую очередь именно контракт, с которым для начала нужно согласиться, чтобы он действовал в отношении тебя), и даже не в том, что платят игрокам из Овервотч Лиги мало (нет, не мало). Дело в подходе. Согласитесь, подобные условия в контрактах слабо ассоциируются с компанией, которую принято воспринимать как «хороших парней игровой индустрии».

Тот самый слив контракта на вступление в Овервотч Лигу

На Овервотче свет клином не сошёлся!
И знаете, это действительно так. Просто дальше не сказать, что больше, но и явно не лучше. Относительно других проектов из положительного можно сказать лишь то, что таким количеством «спорных/зашкварных» моментов они не обладают, однако и шедевров среди них нет. Сюжетные проекты Близзард остались далеко в прошлом вместе с культовыми Starcraft и Warcraft, переизданиями которых Блоццарты отчаянно пытаются создать очередную иллюзию юзер-френдли отношения к собственной аудитории. Diablo всегда была сингл-гринд-дрочильней с элементами онлайна и кооператива в моём понимании никогда на величие и не претендовала, а из нового Метелица может похвастать лишь некогда выстрелившей карточной коллекционной игрой по вселенной Варкрафта. МОБА-игрой, для которой лень было придумывать персонажей и ЛОР, а потому она представляет из себя в целом сборную солянку из уже имеющихся проектов Близзард в плане играбельных героев. МОБА-шутером с, якобы, богатым (на деле – ничего подобного) ЛОР-ом и не самым глубоким геймплеем. И, естественно, всё это сопровождается постоянными адоннами к WoW по цене полноценных ААА-игр, последний из которых не приняли настолько явно, что разрыв между оценкой от критиков в 79 баллов из 100 и оценкой от пользователей в 3 балла из 10 на Metacritic не замечать и нивелировать фразой: «Фанатам вечно не угодишь» просто невозможно. Если вам интересно – вы можете зайти и почитать, чем же так сильно недовольны люди. Уверяю вас, большинство негативных отзывов, на удивление, содержат много букав и даже не состоят целиком и полностью из оскорблений (я к тому, что в этот раз списать столь низкую оценку на «слепой хэйт» просто не выйдет). Если пытаться описать самые популярные претензии в весьма примитивной и сжатой форме: Люди недовольны количеством контента, насыщенностью контента и т.д.

Заключительное «бла-бла-бла»…
Именно поэтому анонс мобильной Diablo не смог меня шокировать, а вот абсолютно искреннее фанатское изумление очень даже смогло. Никакие короли, что не правят вечно, тут ни при чём, потому что никакими королями Близзарды никогда и не были. Прошлые успехи компании никто не отрицает, однако из них одних история всей компании не состоит. Близзы почти всегда целились в первую очередь на заработок денег и в этом нет ничего страшного. Просто и миф о том, что они какие-то супер-идейные, супер-лояльные к собственной аудитории, супер-хорошие парни игровой индустрии абсолютно неуместен. Их позиционирование себя всегда диссонировало с их действиями – выше я даже указал несколько примеров, из-за чего и какая-то особенная любовь к компании, которая своими действиями едва ли отличается от действий какой-нибудь EA или Ubisoft, крайне непонятна. Их магазин в настоящее время почти целиком и полностью состоит из игр-сервисов, а потому и очередная сервис-дрочильня на мобилку на фоне этого не выглядит чем-то особенно выделяющимся. И нет, я не оправдываю и не одобряю их политики, их действий и их отношения. И уж тем более не призываю смириться и привыкнуть к тому, что теперь так будет всегда и бороться против этого бесполезно. Нет, я как раз придерживаюсь почти что обратного мнения. На мой взгляд, они абсолютно заслуженно получают всё то недовольство и дерьмо от собственной фан.базы, которые летит в них сейчас, после анонса мобильной Diablo. Для меня непонятно лишь то, почему только сейчас фанатское терпение дало слабину. И нет, я не отрицаю того, что были люди, которые и раньше относились к Близзам не очень хорошо. Я в курсе, что даже среди фанатов было замечено недовольство тем, что, например, Овервотч стоит 60 долларов на старте, не имея при этом полноценного синглплеера. А уж про критику баланса и сути Харстоуна я даже вспоминать не буду – слишком много роликов на эту тему уже было залито на ютуб всё теми же самыми фанатами Близзард. Тоже самое касается роликов с критикой последнего дополнения для ВоВ. И роликов с критикой политики Близзов относительно аукциона в 3-ей Дьябле, который был выпилен из неё почти сразу после релиза под гнётом и недовольством огромной части фан.базы. И роликов с критикой баланса в Овервотче. И так далее… Просто ранее это, на мой взгляд, носило более локальный и местечковый характер – происходило и было популярно, так сказать, именно в кругу фан.базы, не обретало тех масштабов и той огласки, которую получил инцидент с анонсом Diablo Immortals, что, опять же, на мой взгляд, немного странно.

А это уже моя удивлённая реакция на удивлённую реакцию публики…

И поймите правильно уже моё удивление: Одно дело, если бы какие-нибудь Naughty Dog или CD Projekt анонсировали бы мобильную дрочильню – на фоне их прошлых проектов, из которых можно сделать вывод о том, что этим людям на искусство и подход к своим творениям абсолютно точно не насрать, такое смотрелось бы действительно странно и весьма оправдано вызывало бурю негативных эмоций, связанных в первую очередь с шоком и искреннем удивлением от происходящего. Но когда компания, полное название которой Activision Blizzard, что уже далеко не первый год занимается разработкой и выпуском местами весьма посредственных игр-сервисов, анонсирует очередную игру сервис для мобилок – невероятного уровня и масштаба удивление и разочарование выглядят, как минимум, странно.

P.S. Всё вышеизложенное – исключительно моё личное, субъективное, не претендующее на звание истины в последней инстанции мнение. Это мои личные ощущения, ассоциации, взгляды и выводы. Быть может, мне просто не дано разглядеть гениальность в творениях студии Близзард, что может быть связано с тем, что говноед во мне ещё не настолько велик. И опять же, быть говноедом – это тоже личное дело и право каждого человека. Я никого не осуждаю и ни к чему никого не призываю. Я лишь делюсь собственными наблюдениями и выводами.


Overwatch

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
24 мая 2016
1.5K
4.0
1 449 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

взять хотя бы МОБА-шутер, зародивший тот самый пиздец с лутбоксами

Зародивший? Серьёзно?!

Не то чтобы я пытался защищать сегодняшнюю Близзард (она того не стоит) или лут-боксы с косметикой (хотя уже лет пять играю в ММО, где они есть, но ни разу не пользовался). Но всё-таки историю игровых трендов неплохо бы знать.
Пост ощущается как война с ветряными мельницами. Меньшинство чтот сказало и надо отстаивать компанию!.. в блогах, где большинству всё-равно на близард или чьё мнение о них не такое критичное.

Да и вообще их проблемы со странными действиями на удивление закономерны с падением акций почти каждой игровой компании в этом году, посему «не в ту сторону воюешь», имхо.
Перед нами яркие, апеллирующие ко всем существующим архетипам шаблонные слепки персонажей. Ковбой, учёный-гик, роковая мадам, типичный солдат из шутеров, фемели-френдли деффка, хитрооприходованный хацкер с акцентом, средних лет доктор-немец и т.д.

Нууу, в игре ж никто не знает нас как личностей. Так что мы можем использовать эти клишированные образы, чтобы показать нас настоящих (относительно настоящих, конечно же). Какая-нибудь там чика пелигроса выберет Эш, брутальный чел – Маккри, няшная тянка, например, Диву и т.д.
P. S. Когда попыталась найти применение персонажам))))))))))))
Всё чётко! Да и отношение к комунити, по крайней мере к русскому, уже тоже слито в дно. Согласен почти со всеми озвученными тезисами. Хочу докинуть еще, что компания ажно с 2013 года (хартстоун все таки, действительно крут в своей реализации) ничего хорошего не сделала, один кал.
Читай также