22 декабря 2018 22.12.18 34 17K

Ужасы «бессознательного». Hellblade: Senua's Sacrifice.

+65
Лучший блог недели
1000 ₽

Человек с незапамятных времен

интересовался — что им движет? кто заставляет совершать те или иные действия? Люди стали задумываться о существовании некого духовного начала направляющего их поведение. Древний человек считал, что голоса в его голове это голос Богов. Если он говорит что-то, то приказ необходимо выполнить, будь то убить, сжечь, принести жертву. Иначе будет наказание – природные катаклизмы, неурожай, набег чужеземцев, смерть близких людей.
Позже греческие философы выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства. Так образовалась такая область знаний, как «Психология» — психо (душа) + логос (учение). Всё это близко сопряжено с сознанием человека, с тем, как человек воспринимает объективную реальность. Важно понимать, что психическое отражение не является зеркальным, оно является субъективным образом и очень сильно зависит от того, кто это отображение создаёт. Одним из первых учёных структурировавшим психическую жизнь человека был небезызвестный Зигмунд Фрейд. Он выделял такие уровни: сознание, предсознание и бессознательное. Первый – отражает малый процент информации, хранящейся в мозге: повседневный блокнот, второй – информация, которая скрыта, но при определенных усилиях может быть получена, третий уровень — самый значимый, и эта та часть психики человека, о которой мы поговорим подробнее.

Несколько дней назад я прошёл завораживающую игру – Hellblade: Senua's Sacrifice, с головой погрузился в атмосферу внутренней борьбы, отчаяния и тотального психоза. Сразу скажу, игра прекрасна и прохождения стоит: визуальный стиль, звук и рассказанная история – эти моменты сделаны на высоте. Нельзя не сказать и о таком популярном сегодня сеттинге, как мифологический мир Скандинавии — на пути Сенуа будет множество сказаний, которые играют важную роль в погружении игрока.

Правда!

Приключение в нордической мифологии.

Главная героиня страдает шизофренией, и как раз это меня заинтересовало в игре. Да, раньше мы видели не стабильных персонажей с некоторыми расстройствами в играх, но сами никогда не вживались в роль, по крайней мере, я такого не видел и информации о подобных играх не нашёл. Некоторое время я смотрел видеообзоры на эту игру, читал статьи, желая узнать больше об игре и о теме подобных психических расстройств в целом. И я был уверен, что Hellblade удивительно схожа с некой игрой, которую я уже видел, ощущения подсказывали мне это, но я не мог понять…

Бессознательное

представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, эмоций, воспоминаний, которые угрожают сознанию в нормальном восприятии реальности. Как это может проявляться? Непонимание значения своих действий в состоянии эмоционального шока, психологической травмы, совершение поступков явно противоречащих вашему поведению, возможно из-за сильного внутреннего напряжения. Позже, Фрейд более точно сформулировал и структурировал эти три уровня: «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я». Нас интересует именно «ОНО» — это бессознательная часть, бурлящий котёл биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Эта сила в человеке иррациональна, неосознаваема. Уровень «Я» (ЭГО), иначе сознание, всегда находиться в конфликте с «ОНО» и представляет собой некую иную реальность.

Внутренняя борьба на полотне художника Adam Lupton

И я вспомнил.

Это одна из моих любимых историй. Безлюдная дорога в туманный город, зовущий тех, кто не искупил свои грехи, тех, кто отказывается признать совершенные поступки, тех, кто закрывает глаза свою реальность — Silent Hill 2. В голове заиграла знакомая таинственная мелодия Promise за авторством Акиры Ямаоки, по коже прошёл холод, запахло сыростью, а в груди возникло ощущение приятного одиночества.

Не стоит читать далее, если желаешь в будущем ознакомиться с серией игр Silent Hill. Прости.

Знаю, это кадр из экранизации 2006 года, но он волшебен.

На первый взгляд может показаться, что это две абсолютно разные истории повествующие совершенно о полярных вещах. Но, копнув глубже, я понял, что здесь есть о чём подумать и поговорить. Глупо отрицать, что и у SH2, и у Hellblade есть множество различных интерпретаций происходящего в истории. Этим и прекрасны такие игры, о них можно спорить и размышлять, додумывать и отсеивать вымысел, но в конце концов не прийти к чем-то точному, а лишь открыть нечто новое и своё. Такая магия заставляет сюжетные игры жить, а истории, рассказанные в них, будут пересказаны вновь и вновь. Уверен, оба проекта стоит относить к высшим произведениям искусства, никак иначе.

Интерпретации финала Hellblade: Senua's Sacrifice stopgame.ru/blogs/topic/84475
Тихий рай Silent Hill 2 stopgame.ru/blogs/topic/78337

Хочу тебя уверить читатель, я не буду убеждать, что осознал весь замысел создателей этих проектов; всё дальнейшее — лишь моя личная интерпретация, дилетантский взгляд на психологию, и вольное размышление на тему травмирующих событий в жизни каждого из нас.

Сейчас предлагаю отбросить все размышления о мистицизме и сюрреализме, и поговорить определенно о психологической стороне этих двух сюжетов. Концепция обеих историй состоит в том, что персонаж переживает утрату и находиться в тяжёлом подавленном состоянии граничащим с безумием. Я уверен, оба героя находятся в состоянии помрачения сознания – состояние в котором происходит дезориентация во времени, ситуации, отсутствует четкое восприятие окружающего, проявляется бессвязность мышления, затруднение воспоминаний, происходят вспышки ярких представлений, обрывков воспоминаний, галлюцинаций, бредовых идей. В такие моменты как раз и открывается запертый "ящик Пандоры" под названием Бессознательное. Я убежден, что обе истории происходят в сознании персонажей, и это визуальное отражение путешествия героя по внутреннему бессознательному миру сна в борьбе с самим собой. И Сайлент хилл, и Хельхейм являются местами нематериальными.

Бессознательное пролилось чернилами на белую скатерть восприятия мира героем, пропитало его, создало свой уродливый рисунок — подавленные мысли и желания вырвались наружу.

Оба героя переживают схожие структурные этапы погружения в ужас собственного психического расстройства, меняется лишь личное специфическое детали мира, и сейчас я попытаюсь тебе это доказать.

Этап №1. Личность и событие.

Сенуа — кельтская воительница, которая потеряла своего возлюбленного. Во время набега северяне истребили жителей её деревни, а Диллиона казнили особо жестокими методом, сделав из него Кровавого Орла. Её знакомый по имени Друт, мудрец знающий мифы и обычаи северян, пояснил, что его принесли в жертву богине Хель. Сенуа стала одержима идеей вернуть Диллиона, забрать его из загробного мира северян. На момент начала истории воительница отправляется в Хельхейм.
Джеймс Сандерленд — разбитый горем человек, чья возлюбленная по имени Мэри долго и мучительно умирала от неизлечимой болезни. В молодости он с женой отдыхал в Сайлент Хилле, и вот спустя некоторое время после её смерти ему приходит письмо в котором говорится, что Мэри ждёт его в их «особом месте» в Сайлент Хилле. Джеймс направляется в таинственный город с целью всё узнать и, возможно, вернуть жену.
Итог, сознания обоих героев находятся в сложном состоянии после тяжёлого потрясения, они эмоционально перегружены и событие, которое произошло в жизни каждого, не даёт им покоя, не даёт возможности жить дальше. И Джеймс, и Сенуа верят в возможность вернуть своих возлюбленных, хотя это совершенно противоречит рациональному пониманию мира, у персонажей происходит искажение восприятия , они создают себе иллюзии, полностью уходят от осознания угрожающих событий, не признаваясь себе в происходящем. Они становятся жертвами навязчивой идеи — отправиться в далёкий путь, найти там возможность вернуть потерянное…

Любовь и смерть.

Этап №2. Сложности на пути.

Путь даёт смысл, даёт возможность избавить себя от тягостный размышлений. Преодоление трудностей подогревает уверенность в том, что ты на правильном пути. Мотив преодоления через изнеможение. Превозмогание.
Сенуа уничтожает на своем пути скандинавов, ведёт борьбу с северными богами, вспоминая рассказы Друта о мифологии этих чужих людей. Она решает головоломки, проходит испытания, будучи совершенно уверенной в необходимости своих действий.
Джеймс встречает на своем пути жутких безруких монстров (Lying Figures), монстров — медсестер.
И те, и другие являются символическими страхами героев. Сенуа боится и ненавидит северян, потому что они убили её любимого. Джеймс даёт отпор монстрам, являющимися извращенными образами женщин, оголённая грудь, женские ягодицы — всё это говорит о сексуальном расстройстве героя, его неудовлетворённости и страхе. Можно утверждать, что враги — это проекция внутренних страхов героя на некий материальны образ, отдаление угрозы от себя.

Бессознательное берет самые сокровенные и самые запретные мысли, события, о которых человек не хочет думать в силу их травматичности. Воспроизводит их в сознании героя.

Образы — символы подсознательных страхов героя.

Этап №3. Трещина иллюзии.

На неком определённом этапе историй появляется особый персонаж, персонаж-разум, персонаж-совесть, персонаж-реальность…
Можно по-разному его называть, но суть остаётся одна — это та сила внутри сознания, которая возвращает тебя из собственной иллюзии, из собственного бреда отчаяния.
В истории Джеймса — это Пирамидоголовый, который символизирует совесть, который призван наказать героя за убийство Мэри путём постоянного проигрывания смерти Марии (сексуальной версии Мэри, являющейся отражением желания Джеймса), который отображает потайные желания Сандерленда (Пирамидхед несколько раз насилует монстров-манекенов и медсестер), и от которого можно скрыться на время, но не убежать насовсем. Как, собственно, и с травмирующими мыслями- мы может отгонять их прочь, переключаться на нечто другое, но вскоре они вернуться обратно. Многие интерпретируют его как злого палача, созданного Сайлент Хиллом, но я считаю, что он создан разумом Джеймса, той частью разума, которая знает правду о смерти Мэри.
Вымышленная борьба Сенуа разбивается о всесильную богиню Хель, которая не даёт ей добраться до Диллиона, а позже и вовсе заставляет задуматься о безысходности борьбы и о нереальности происходящего.

Образ «иного» себя.

Этап №4. Очищение.

Искупление, возвышение, очищение, катарсис. Герои истори постепенно подходят к пониманию самообмана, отчаянно не хотят в него верить, но персонаж Х заставляет осознать правду. Удивительно, что Хель и Пирамидоголовый не являются по-сути врагами героев, они больше сопровождающие и смотрящие со стороны молчаливые персонажи.
Сенуа сама себя заставляет понять о бессмысленности этого пути в виде неравного боя с превосходящими силами, который может окончиться только проигрышем. И в конце вовсе не проигрывает, а именно принимает горькую правду, проходя искупление.
Джеймс же по ходу игры делает те или иные выборы (под руководством игрока), которые и являются ответом на вопрос — принял ли герой сам себя? готов ли он продолжить жить дальше? раскаялся ли за содеянное?

Принятие.

Эпилог.

Герои выходят из иллюзорных, кошмарных, бредовых, бессознательных состояний; осознают самообман и приходят к искуплению (в случае Джеймса), к принятию (в случае Сенуа). Пережив трагедию и последующие психологические мучения, герои выходят из мира Бессознательного в реальность с возможностью жить дальше.
И так получается, что игрок взаправду сопереживает герою, взаправду хочет всё сделать верно, победить, взаправду ассоциирует героя с собой, аналогизируя свои проблемы, мечты, стремления с мотивами героя. Да, это совершенно иной уровень подхода, учения Юнга и Фрейда столетней давности оживают на экранах сотен тысяч игроков, заставляя задуматься о реальности своего бытия, об объективности оценки мира вокруг, о преодолении трудностей ради мечты…
Лично для меня, эти две истории говорят о внутреннем конфликте, отрицании нежелаемого, и о принятии травмирующих событий, чтобы не случилось.

Жить дальше.

Спасибо, что прочёл всё это. Надеюсь, я полностью не задушил тебя своими душными и бессвязными размышлениями. На самом деле, когда садился за написание этого размышления я был полностью здоров, а сейчас, когда дописываю эти строки нахожусь в плохом простуженном состоянии, и мой болезненный разум выдаёт какие-то абстрактные обрывки мыслей. Если ты прочёл до конца, то прошу тебя — напиши в комментариях, что ты думаешь о теме, пора ли лечится от приступов графомании и т.д. Для меня это важно.
Всем добра.


Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 709 оценок
Моя оценка

Hellblade: Senua's Sacrifice

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
7 августа 2017
3K
4.0
1 837 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень годная статья, спасибо большое, прям с удовольствием прочитал.

Сейчас как раз прохожу Hellblade, вот это совпадение.
Действительно интересно!
Как там похожее сравнение делал Василий Гальперов в своём видеообзоре на Hellblade, но к сожалению подробное описание схожести он не описал. Поэтому данная статья, как некий подарок, как для жителя Тихого Холма, так и для скандинавкого воина! 10/10
Серьезно написано, по ходу прочтения пришлось прочитать еще несколько статей по около-стоящим темам, чтобы понять аналогии и примеры.
Мне кажется нет смысла упоминать эти игры — упоминать эти игры в контексте данной статьи. В Алисе и Психонавтах Безумие-просто тема для построения сюжета, в хелблейде это центральная идея, под которую подогнан не только сюжет но и геймплей. Да и ниндзи старались воссоздать состояние безумного сознания, а не рисовать абстракцию под прикрытием этого самого безумия.
Спасибо!
Да, я после опубликования несколько раз перечитал и нашел пару-тройку ошибок, будем стараться.
Нет предела совершенству!
Рад, что понравилось!
А с игрой Silent hill 2 успел ознакомиться?
Спасибо, крайня интересное чтиво. Пиши почаще.
А тебя не смущает как минимум то, что «Толука» оканчивается на гласную, а «Сайлент Хилл» — на согласную?
Годно. Есть над чем подумать.

Особенно зацепил этот отрывок, что-то в этом есть…
Путь даёт смысл, даёт возможность избавить себя от тягостный размышлений. Преодоление трудностей подогревает уверенность в том, что ты на правильном пути. Мотив преодоления через изнеможение. Превозмогание.
Хочу вам посоветовать пройти Rime. Думаю в конце вы удивитесь насколько эти игры близки, хотя и вызывают разные эмоции.
Почему бы не написать всю мысль до конца и сразу? Зачем ты вынуждаешь меня писать что-то в духе «И чо?»?
Моей мысли здесь нет. Я лишь интересуюсь, почему правильнее так, а не сяк. Мне интересно. Думал, может, ты правило какое-то расскажешь, а ты озёрами какими-то странными кидаешься. ;(
Отличная статья, один момент только покоребил немного:
В молодости он с женой отдыхал в Сайлент Хилле
Мне кажется, правильнее было бы «В Сайлент Хилл». А в целом — хорошо, пиши ещё)
Знать не знаю никаких правил, просто сказал, что мне не нравится как звучит. Думал напишешь что-то в духе — «а тебя не смущает, что… потому что если ..., то правильно будет в Сайлент Хилле» (((
После прочтения статьи появилось жгучее желание ознакомиться с данными проектами. Благодарствую.
не являемся все мы такими вот Сенуями и Джеймсами…

Ты совершенно точно (на все 150%) понял мысль, которую я пытался высказать. Очень приятно видеть такую позитивную отдачу)
Спасибо, за отзыв, буду креативить ещё.
Инди-хорроры последних десяти лет вышли сильно позже Алисы и Психонавтов.
Читай также