28 ноября 2018 28.11.18 1 2642

Мнение спустя годы. Battlefield 3.

War has changed.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots


В этом году, хотя правильнее — на протяжении этого и следующего года выходит новая часть популярнейшей серии Battlefield: самые грандиозные, самые эффектные, самые историчные, самые масштабные мультиплеерные шутеры, «REAL IMMERSIVE» и вот это вот всё.
Ныне выходящая часть под цифрой «V» продвигается и рекламируется дико резонансно. Уверен, ты итак знаешь. Представленный нам в первых трейлерах маскарад разноцветных бойцов/воительниц с общей дикой сумбурностью происходящего вовсе не пришелся народу по духу.

Игровое сообщество строго наказывает за ошибки



Лично я испытал отрицательные чувства, и меня не покидало ощущение, будто я посмотрел трейлер нового сюрреалистического шутера во вселенной Death stranding от Хидео Кодзимы, а не тактический шутер основанный на исторических реалиях. Позже, конечно, студия DICE подправили свои ошибки в позиционировании игры. Выкатили уже нормальный релизный трейлер, цирк уехал, клоуны остались завезли исторически верное окружение, форму и вид бойцов, а главное – традиционный гимн серии. Реакция была уже лучше. В общем, я как фанат серии и потенциальный покупатель возрадовался такому «ребрендингу».

Конечно, остаётся лишь догадываться, зачем нужен был такой первый трейлер: либо компания DICE прогнулась под «зловещими западными феминистическими трендами», либо это всё продуманный корпоративный план по созданию общественного резонанса (что, собственно, и получилось), либо же, что, наиболее возможно, ошибки и просчёты в изменении направления движения серии «от серьезных щей к веселым пострелушкам». Но всё это личные домыслы и лишь один факт можно констатировать точно — война изменилась. Затянул я как-то с вводной частью.

Кодзима — гений



Далее присутствует множество спойлеров, если ты не проходил Bf3, Bf4, Bf1 и хочешь позже их пройти, то советую воздержаться от чтения поста.Наблюдая со стороны за этим весёлым холиваром против женщин/негров/инвалидов/разработчиков, я проходил старый добрый Battlefield 3 на платину (играю на PlayStation 3). Для получения одного достижения (Semper fidelis / Всегда верен), необходимо было пройти всю сюжетную кампанию на высоком уровне сложности. Важно отметить, что BF3 является для меня самым лучшим мультипеерным шутером, зайдя в который «глаза бояться, а руки делают». И это 100% субъективная оценка, даже не претендую на какую-либо истину в последней инстанции, мне просто комфортно в этой игре спустя любое время и точка. Ни четверка, ни Hardline, ни единица, ни бетка пятёрки не смогли передать такого драйва, погружения и динамичности боя, я пытался, честно.



И относительно сюжетной кампании, первое моё прохождение состоялось в году 2013-ом (сама игра вышла в 2011 году), я был школьником, мало чего втыкал: «О, взрывы! », «О, стрельба из пулемёта/танка/снайпы!», «Хы, крута!» и т.д. Но сейчас всё изменилось, за 5 лет я как человек, как зритель, как геймер развился и эволюционировал, почти получил высшее образование, обзавелся неким багажом знаний об играх (спасибо сайту Stopgame.ru), фильмах (спасибо Дмитрию Кунгурову за 16/9, в частности), проработке сценария, постановке, режиссуре и многое другое. Таким образом, второе прохождение качественно отличалось от предыдущего. Так же, ради получения достижений приходилось по несколько раз перепроходить миссии, и я стал вникать в каждую сцену, в каждую фразу, в каждое действие персонажей.

Меня осенило – эта история (именно с сюжетной точки зрения) просто великолепна, она атмосферна, аутентична и в неком роде реалистична. Сейчас попробую объяснить почему. На мой взгляд, в игровом сообществе есть устоявшееся мнение, что в последние части Battlefield сюжетные кампании добавляются ради двух целей:

— Познакомить игрока с базовыми механиками игры перед отправлением в мультиплеер

— Эффектные кат-сцены для рекламной кампании

Драматичный взгляд солдата нам как-бы говорит о серьёзном настрое истории в целом



— Парень, что ты несёшь? Разве важна сюжетная кампания в шутере?


Кампания – это возможность проникнуться историей, это проблемы, это идея. И когда огромная талантливая студия делает её лишь формально и банально, то данный факт печалит, как пример – сюжетная линия Battlefield 4. Как по мне, лишь первая миссия в Баку сделана качественно, проработано, с грамотной постановкой, и даже присутствует драма. Далее идёт ужасная посредственность – от миссии к миссии тебя выкидывают на некой обширной локации, где главный герой обязан её зачистить и дойти до контрольной точки.
Важно отметить, я полностью убежден, что игры – это искусство, то есть образное осмысление действительности, наравне с картинами импрессионистов, произведениями классиков из школьной программы и современным авторским кино. Данную точку зрения я продвигаю везде: среди друзей, своим родным и даже в универе. А что ты сделал для имиджа видеоигр?

Идеальная миссия, на которой всё закончилось



Синопсис.
Архетипичный нескончаемый Ближневосточный конфликт, «война всех против всех» — всё по Томасу Гоббсу. Борьба с терроризмом, западный военный контингент, вооружённый переворот, очень опасные бомбы, столкновение интересов двух ядерных держав. Ничего нового, базовый набор тем с новостного выпуска «Первого канала» или «России 1».

Чем же великолепна эта история?
1) Стиль повествования.
Уже тогда DICE практиковала приём повествования событий через истории разных бойцов. У нас есть сержант морской пехоты США Блекберн, танкист Миллер, пилот истребителя Хокинс и русский сотрудник ГРУ Дима Маяковский. Напрашивается сравнение с историей BF1, где, так же, было несколько оторванных друг от друга маленьких историй простых бойцов с разных точек света, но здесь это сделано иначе. Линии всех четырёх бойцов органично переплетаются в одну конкретную цельную картину, география, так же, различная: и Иран, и Азербайджан, и Париж, а ещё немного Нью-Йорка. И каждая миссия по-своему дополняет общую историю с разных углов зрения, что оказывает на зрителя сильный эффект вовлеченности.
Так же, важным моментом является повествование во время геймплея, то есть персонажи взаправду разговаривают друг с другом (в рамках своих ролей, конечно же), обсуждают бытовые и глобальные вещи, шутят, и за этим интересно наблюдать, прямо как в Battlefield: Bad Company.
В итоге получается, что повествование неразрывно перетекает из кат-сцен в геймплей, и мы не получаем ситуацию как в Battlefield 4. На самом деле, это тонкие материи, где одному игроку норм, а другому не особо – тут всё зависит от уровня избалованности и прошаренности геймера.

Америка основана террористами для террористов, ты думаешь, кто вел войну за независимость? Историю пишут победители.


2) Реализм и аутентичность.
Слова «реализм» и «Battlefield» слабо сочетаются в одном предложении, но я попытаюсь. Заранее прошу прощение фанатов серии «Arma» не съедать меня. Реализм, так же, в сюжетной постановке миссий. Если необходимо захватить важную вражескую шишку, то есть снайпер, есть группа захвата. Если идет бой с русскими, то соратники переживают о начале Третьей мировой войны, а командир утверждает — «Всё согласно военной доктрине. Отвечаем огнем на огонь». И геополитика в игре намного сложнее, чем «они плохие, а мы хорошие», присутствует несколько сторон, где у всех разные цели, задачи и интересы. Игровой мир не делится на чёрное и белое, чем болеют следующие части серии, и это выбор в пользу драматургии. Как я считаю, постановка на голову выше, чем в играх данного жанра данной тематики. В какой-то момент прохождения американской линии истории понимаешь, что смотришь добротную военную драму в стиле фильма «Падение чёрного ястреба» или «Уцелевшего». А при прохождении русской линии, будто смотришь не менее приятный шпионский боевик. Субъективность, да и только.

Создатели Battlefield 3 предсказали теракт в Париже 13 ноября



3) Схожесть образов.
То ли студия DICE списывала образы с реальных персонажей, то ли как-то само совпало, не знаю, но у трёх персонажей прообраз читается сразу же:
А)Фарук Аль-Башир- глава повстанческой организации ССО, с которой воюет военный корпус морпехов США. В книге «Battlefield 3: Русский» упоминается о том, что аль-Башир бывший генерал ВВС Ирана. Этот факт добавляет схожести аль-Башира с реальным историческим деятелем – Джохаром Дудаевым, который, так же, служил в ВВС СССР, но позже при распаде Союза стал лидером незаконного государственного образования Чеченская республика Ичкерия (ЧРИ).



Б) Соломон – один из лидеров ССО, работал на ЦРУ, являлся двойным агентом в Ираке, но, видимо, в ходе операции сменил сторону на проповстанческую. Главный идеолог терактов в Париже и Нью-Йорке. Никого не напоминает? Конечно же, прототипом являлся Усама бен Ладен, так же работавший с разведкой США против советских войск в Афганистане, но вскоре сменившим сторону. Или нет. Это из серии конспирологических загадок истории.

В) Кафаров – контрабандист, который продал Соломону российское оружие массового поражения. Честно, он больше напоминает мне чиновника высшего звена, у которого есть своя вилла (как же чиновнику без неё?). Возможно, большинство посчитает сходство надуманным, но я, всё же, скажу, что Кафаров очень напоминает мне Анатолия Сердюкова – бывшего главу Министерства Обороны России. Этот деятель известен тем, что был уличён в коррупционных скандалах связанных с поставками вооружения. От поста Сердюкова скандально освободили, но серьёзной уголовной ответственности он не понес и до сих пор работает на предприятии в военной сфере.

Г) Про Олега Тактарова говорить не буду, уверен, многие итак знают.

Лор игры Battlefield 3 намного шире, чем может казаться. Писатель Энди Макнаб, помогавший студии DICE писать сценарий, позже выпустил свою книгу посвященную Диме Battlefield 3: Русский



4) Посыл и идея.

Мы можем положить конец войне между нашими народами. Мы с тобой. Ни политики, ни деньги. А просто два солдата говорящие правду.


Сюжетная кампания за пять часов рассказывает нам о сложном глобальном конфликте, о серьёзной мировой ядерной угрозе, и не забывает говорить о людях, об обычных солдатах, которые остались один на один с войной. Конечно же, здесь не изображены психоделические ужасы войны, как в Spec Ops: The Line, а у игры и нет такой цели, она вовсе о другом. Посыл истории я бы назвал антивоенным, и монолог Димы это подтверждает. Геополитическое противостояние не несет обычным рядовым гражданам никакой пользы, это лишь отвлекает взгляды людей от более серьезных проблем, которые сложно решить. Если у тебя нет врага, то создай его, настрой против него людей, демонизируй, и спиши проблемы общества на него.
Вот такой очень личный, сложный и противоречивый получился обзор.
Спасибо всем, кто прочёл.
Счастья вам.


Разработчики предсказали еще один исторический факт — боевое столкновение вооруженных сил РФ и США: в игре это миссия «Молот и наковальня» и происходила в Иране. Реальный случай произошёл в Сирии – бой под Хашамом (провинция Дейр-эз-Зор) в феврале 2018 года. Стоит отметить, что со стороны России выступали не официальные военнослужащие, а русские наёмники на службе государства, или как их называют в сети – ЧВК Вагнера. Тайна, покрытая мраком, и конечно, как оно было на самом деле, никто не знает, но даже теоретическая возможность такого события – уже удивляет.

Лучшие комментарии

Читайте также