Меню
StopGame  Блоги Блог Doshirak История Компании Valve. Часть 1: Half-Life

Самое актуальное

  • Выборы лучшей игры 2018-го года!
  • «Инфакт» от 19.12.2018 — Из Telltale в Insomniac, сюжет The Long Dark, второй эпизод Life is Strange 2, Nintendo Switch…
  • THE GAME AWARDS 2018. Лучшие игры года НЕ по нашей версии (экспресс-запись)
  • Обзор игры Super Smash Bros. Ultimate
  • Итоги 2018 железного года
  • Обзор игры Monster Boy and the Cursed Kingdom
  • Conqueror’s Blade. Выйду я в поле с толпой
  • Made in Japan — 10 самых ожидаемых японских RPG
  • ИТОГИ 2018: Голосуем в прямом эфире
  • Destiny 2. Новый год — время волшебства!
  • Видеообзор игры The Council
  • Секреты режиссуры Final Fantasy XV // «На перемотке»
  • PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS. Зима близко
  • Рандомные игры. Рандомные моменты. Выпуск 31
  • Dangerous & Dragons. Двое на берегу, не считая труп
  • Обзор игры Mutant Year Zero: Road to Eden
  • Уже доступно! Пять игр на эти выходные (14.12.2018)
  • Любимые игры детства (+ подарки от GOG.com)
  • Пользовательский обзор недели
  • Не Half-Life 3, а ККИ. Первый турнир по Artifact
  • Обзор игры Jagged Alliance: Rage!
  • Марафон Call of Duty, часть 1 (экспресс-запись)
  • Prey. Охота на мимиков
  • Видеообзор игры Darksiders III
  • Превью по ранней версии к игре Rapture Rejects
  • Видеообзор игры Artifact
  • Производительность из воздуха — как правильно расположить кулеры
  • Душевный подкаст №18 — Fallout 76, Fallout в космосе, говноконтент на TGA 2018, наш ответ Detroit…
  • Destiny 2. Куй железо, пока горячо!
  • Battlefield V. Отряд StopGame — Эпизод 5

История Компании Valve. Часть 1: Half-Life

+70
20-летие серии Half-Life — это великое событие индустрии, ведь ровно 20 лет назад компания Valve совершила революцию в шутерах от первого лица. Но рассказывать лишь об одной Half-Life без Counter-Strike, Left4Dead, Team Fortress, Portal и т.д. просто бессмысленно, так как каждая из них совершила революцию в своих жанрах. Да и без игр компания Valve внесла очень большой вклад в индустрию. Обо всём этом вкладе я и хочу поведать. Вашему вниманию представляется первый выпуск Истории Компании Valve. Приятного просмотра/чтения!
P.S. Извиняюсь за звук, такого больше не будет.

С чего начинается история любой компании? Конечно же с создания, а точнее с создателя.

Гейб Ньюэлл – программист, работавший в компании Microsoft над первыми версиями Windows, покинувший её, чтобы основать собственную компанию по разработке игр. Именно так в 1996 году и появилась компания Valve Corporation.

Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон хотели сделать страшный шутер, лицензировав у id software движок от игры Quake. Поначалу компании было трудно найти издателя, так как все считали, что для новичков в индустрии это слишком амбициозный проект. Но компания Sierra On-Line была заинтересована в создании 3D Action игры и взяли Valve под свое крыло.

Изначально игра называлась Quiver (Дрожь). И изначально, история была про космобайкера Ивана, попавшего в космическую военную лабораторию, захваченную инопланетянами, и вынужден был обороняться, чтобы выжить. Вдохновлялись разработчики повестью Стивена Кинга «Туман».
Все карты, которые тогда были представлены в игре рисовались на бумаге группой дизайнеров, программистов и аниматоров, задачей которых было сделать интересные уровни, и при этом в полную силу использовать все доступные компании технологии.

Первоначально охранники и ученые, работавшие в исследовательском центре «Черная Меза», где и происходило все действие, должны были быть противниками игрока. Но разработчик искусственного интеллекта Стив Бонд использовал их для проведения экспериментов над командным поведением врагов. Он заставлял охранников следовать за игроком, вместо того, чтобы с ним сражаться – так было легко проверять их способности к навигации в пространстве. И разработчикам так понравилась необычная, для того времени идея с союзниками игрока, что в результате заставило их поменять Ивана на Гордона Фримена, а игру кардинально переработать.

В одном из интервью Гейб Ньюэлл объяснял, что название Half-Life было выбрано не случайно и оно отлично подходило под концепцию игры, не было клишированным и имело собственный греческий символ – лямбда, который обозначает константу в уравнениях радиоактивного полураспада. Отсюда и название игры. И да переводилось оно не как половина жизни, а период полураспада. Не просто же так стоит дефис.

Впервые публично игра была продемонстрирована на Е3 1997 года и сразу же стала хитом выставки. Анимация и искусственный интеллект в игре, были для того времени чем-то невероятным.

В августе того же года в компанию наняли писателя Марка Лэйдлоу для работы над сюжетом и персонажами игры. И первоначально игру предполагалось выпустить в 1997, чтобы конкурировать с Quake II, но тогда компания поняла, что игра еще не готова.

В одном из журналов, Гейб Ньюэлл рассказал про трудности, связанные с дизайном уровней на раннем этапе разработки. Дизайнеры постоянно собирали уровень, включающий в себя все оружие, всех врагов и скриптовые сцены. Этот единственный уровень и вдохновлял разработчиков на продолжение работы над игрой, ведь так они могли чувствовать, как далеко продвинулись. В результате, в год выхода игры, доработку искусственного интеллекта монстров и все уровни успели закончить. На Е3 1998 года игра получила награды Лучшая PC и Лучшая Экшн игра. Дата выхода еще несколько раз переносилась, незадолго до выхода игры вышла ее демоверсия Day One, включавшая первые 4 уровня и тренировку, а 19 ноября 1998 года Half-Life вышла в свет. И, думаю, настала пора о ней поговорить.

Half-Life



Сюжет

Гордон Фримен – физик-инженер, который… опаздывает на работу в исследовательский центр Чёрная Меза (Black Mesa), но, несмотря на это, он надевает свой рабочий костюм и отправляется проводить опыты с куском неизвестной материи, который он вводит в специальный аппарат, однако что-то идёт не так и, внезапно, всё начинает взрываться, появляются непонятные существа, да и Гордона постоянно куда-то телепортирует.
Не успело всё начаться, как всё закончилось… ну почти.

Проснувшись, Гордон видит последствия того, что он сделал. И, пробираясь через лаборатории, находит лом, которым расчищает себе путь в виде ученых, превратившихся в зомби и попадает в офисный комплекс.



Пройдя через него, он попадает в складские помещения, где встречает военных, которые явно пришли не эвакуировать ученых. Дав и им отпор, попутно погуляв и по поверхности, Гордон попадает в заброшенную часть Черной Мезы, где он встречает три огромных щупальца, одна атака которых будет смертельна для героя. Восстановив подачу электричества и топлива в ракетный двигатель, висящий над монстром, последний сгорает, а Гордону открывается путь в туннели для слива радиоактивных отходов.

Пытаясь снова выбраться на поверхность, мы становимся свидетелем того, как вояки сражаются с огромным существом, из клешней которого выходит пламя. Гордон достигает диспетчерской и обнаруживает раненого охранника. От него мы узнаем, что можно включить монорельс, подав электричество. Попутно с этим мы заманиваем монстра в комнату с двумя огромными разрядниками и убиваем его. После чего, отправляемся по монорельсу.
Долго разъезжая по ним, Гордон умудряется снова выбраться на поверхность, запустить в космос спутник и открыть себе путь… обратно под землю.

Однако поездка быстро обрывается военными и Гордон вновь пробирается через лабораторию, только в этот раз все затоплено, а в воде находится монстр. Найдя арбалет, мы быстро с ним расправляемся и, покинув лабораторию, проходим зал с огромными поршнями и добираемся до комнаты с контейнерами, где орудуют люди, похожие на ниндзя. Расправившись и с ними, Гордон попадает в ловушку и его вырубают.
Проснувшись в уплотнителе для мусора, Гордон быстро находит свою монтировку и выбирается через вентиляцию.



Выбравшись, Гордон понимает, что единственный путь отсюда – это пройти через комплекс по переработке отходов. Проходя через него, он попадает на конвейерные ленты, связанные с другими частями Блэк Мезы и уже по ним, пробирается в секретные лаборатории.

В лабораториях Гордон обнаруживает, что здесь исследования существ с другого мира проводились еще задолго до инцидента. Здесь же находится новый монстр, одетый в броню и вооруженный биологической пушкой. На верхних этажах Гордон находит прототип Гаусс Пушки и там же активирует лазерную установку, которая пробьет ему путь на нижний этаж, где он найдет ученых, открывающие дверь на выход из комплекса.

И вот мы на поверхности, однако дела тут еще хуже, ибо теперь солдаты воюют не только с нами, но и с пришельцами. Гордону же приходится обогнуть часть территории комплекса по внешним скалам каньона и, забираясь всё выше, он добирается до относительно безопасного места.

Военные начинают эвакуацию и, понимая, что проигрывают пришельцам, говорят: «Забыть о Фримене» и валить куда подальше. Гордон же спускается в подземное хранилище, дабы укрыться от бомбардировок, которым подвергается Блэк Меза, и переходит в подземные водные каналы, пройдя через которые, он достигает корпуса «Лямбда».



Попав туда, обнаруживается группа ученых, спрятавшихся от пришельцев и которые говорят Гордону, что нужно попасть в лаборатории телепортации, попутно затопив активную зону реактора. Сделав это и, пройдя через несколько телепортов, мы попадаем к еще одной группе ученых, от которых узнаем, что все это не просто случайный инцидент, а целая наступательная операция мира Зен, остановить которую ни у кого не получается, так как неизвестное существо не дает закрыть межпространственные порталы. Единственный способ закрыть порталы – пробраться в Зен и уничтожить существо.
Дают данную задачу, конечно же Гордону, которого снабжают всем необходимым снаряжением и телепортируют в Зен.

Попав в другой мир, Гордон встречает кучу пришельцев, а также останки некоторых исследователей Блэк Мезы. Перемещаясь между парящими островами, Гордон попадает внутрь одного из них и активирует портал пограничного измерения.

Портал переносит героя в логово очень опасного монстра – Гонарха. Довольно быстро с ним расправившись, Гордон телепортируется в комплекс по клонированию солдат Зена.

Передвигаясь по фабрике, попутно отстреливая тут и там появляющиеся кучи монстров и, используя конвейерные ленты и лифты, Гордон добирается до очередного телепорта, который ведет его… к еще одному телепорту. Тут Гордон слышит голоса ученых, которые он слышал еще в начале игры и заходит в красный портал на алтаре, ведущий в логово главной твари.



Нихилант. Огромное могучее существо, которое может призывать своих приспешников Зена, умеющее телепортировать Гордона куда попало и стреляющее электрическими разрядами и которое побеждается простым уничтожением трех кристаллов питания монстра, затем долгий расстрел из всего, что только можно, прыжок ввысь и выстрел, удар или взрыв в раскрывшуюся голову монстра и…

И тут неизвестный мужчина дает нам выбор – подчиниться ему, после чего он отправит нас в стазис, либо отказаться и встретиться лицом к лицу со всеми, кого Гордон уничтожил на своем пути.
Естественно, мы все уже знаем, что каноничный вариант развития событий первый и вы знаете, кто этот человек, хотя я впервые упоминаю о нем. Но давайте же теперь поподробнее разберемся со всеми событиями которые произошли, ведь во время рассказа сюжета еще многое осталось за кадром.



Начинается всё с поезда, который в то время показывал невероятный технический прогресс и мощности движка. Сейчас же этот поезд все либо пропускают, либо ждут, чтобы он поскорее довез Гордона до станции.

Во время поездки система объявлений рассказывает последние новости и оставляет ироничные комментарии, в то время, как поезд проезжает над бассейнами с радиоактивной жидкостью. Также из окон поезда можно увидеть готовые к транспортировке ракеты, охранника, который не может попасть внутрь, а также в одном из соседних вагонов можно увидеть того самого человека в синем смокинге с дипломатом, именуемый G-Man’ом.

О самом G-Man’е ничего толкового до сих пор неизвестно. Неизвестно даже человек он или нет. Так как с мест встречи с ним он постоянно исчезает за считанные секунды. Его также называют «Зловещим межпространственным бюрократом», обладающего нечеловеческими способностями. На протяжении всей игры мы встретим его еще не раз и, как вы уже знаете, в конце он станет нашим работодателем. Все остальное время он был лишь наблюдателем. В последующих выпусках мы еще о нем поговорим, так как встречается он не только в похождениях Гордона Фримена, но и других персонажей.

Вернемся к поезду. Добравшись до станции и попав на ресепшн, Гордон отправляется за своим костюмом. Здесь же можно подойти к охраннику, сидящему за компьютером и нажать кнопки, находящиеся у него под столом. После этого включится тревога, которая ни на что не повлияет, так как охранник быстро ее отключит, но лично мне всегда нравилось слушать его негодование.

Добравшись до раздевалки и надев костюм HEV, идем в тестовую камеру. Свернув в комнату отдыха можно потыкать кнопки на микроволновке и испортить суп одному из сотрудников. Впоследствии, в Half-Life 2: Episode Two выяснится, чей суп мы уничтожили.

Также, мы снова встречаем G-Man’а, который в этот раз находится за очень толстым стеклом и закрытой дверью и разговаривает о чем-то с ученым. Из-за стекла диалог не слышно, однако умельцы в файлах игры нашли нужные аудио дорожки. Из них становится понятно, что G-Man, несмотря на все негодования ученого, заставил их увеличить мощность Спектрометра на 105% из-за чего через несколько минут и произойдет катастрофа. Ну а пока Гордон идет к тестовой камере, ничего не подозревая.

Или же подозревая?

Проходя мимо пары ученых, мы обнаруживаем, что оборудование неисправно и, несмотря на это, опыт все равно будут проводить. На входе в тестовую камеру Гордона останавливают два ученых, говорящие, что сегодняшний образец с Зена самый чистый и, в то же время, самый нестабильный. Убедив друг друга, что все будет хорошо, Гордона пускают внутрь и далее он следует стандартной процедуре – залезает на балкон, активирует роторы анти-масс спектрометра, ученые разгоняют его до нужного уровня. Внезапно обнаруживается, что спектрометр перегружен на 5 процентов, но все перестают обращать на это внимание, говоря, что это норма. Меж тем, в камеру прибывает образец, и Гордон заталкивает его в луч спектрометра, ну а далее происходит Каскадный Резонанс – событие, которое положило начало всему.

Аккуратно пройдя мимо лазеров и помещений, которые уже все разваливаются на куски, Гордон встречает двух ученых, которые выжили и которые явно знали, что все пойдет не так, как надо. Один из них откроет дверь Гордону, чтобы тот прошел дальше. По пути он находит свое первое оружие, которое впоследствии становится главным символом серии – Монтировку, Фомку или Лом – называйте, как хотите. С помощью монтировки Гордон пробивает стекла закрытых дверей, через которые он и проходит, а также видит смерть нескольких ученых в лифте. Забравшись наверх, можно увидеть, как охранник стреляет по двум зомби, в которых превратились ученые, благодаря непонятным существам, что запрыгнули на их головы и теперь управляют их же мозгами. Пройдя дальше, мы увидим, что путь в другое крыло обвален, а если попробовать выбраться через монорельс, то ничего не получится, так как дверь заклинило. Однако вы можете сломать пульт управления и дверь откроется, но кроме ученого, висящего на проводе, вы ничего не обнаружите. А если подойдете к нему поближе, то он еще и сорвется с него.

Поэтому, возвращаемся на ресепшн и проходим через дыру в стене, где встречаем Хэдкраба (Headcrab). Именно эти существа были на головах зараженных ученых. Напрыгивая на голову они вонзают жало из своего ротового отверстия в мозг, тем самым фиксируясь на жертве.

Гордон идет дальше в камеры хранения охладителей, перед входом в которые, можно успеть стать свидетелем боя раненого охранника, который после победы все равно умирает, но оставляет после смерти пистолет, который в оригинале выглядит, как Glock 17, а со включенным HD Pack – как Беретта.

Зайдя в камеры, мы сразу же встречаем нового противника – Хаундай (Houndeye).
Это существо, ходящее на трех лапах и имеющее желто-зеленый окрас с горящими голубыми полосками, способно нанести урон всему живому в их радиусе, с помощью заряда звуковых волн, если не успеть их убить. Также эти существа издают писк, похожий на собачий лай. Оно и неудивительно – слово hound – в переводе означает гончая, да и основано это существо на собаках.

После встречи с данными существами, мы снова обнаруживаем G-Man’а, который стоит на уровень выше нас и, как и всегда, быстро исчезает. Дойдя до этого же места и убив всех монстров, можно найти ученого, который даст доступ к комнате, где лежат гранаты. Объяснять, что делают гранаты, думаю не нужно.

Вернувшись обратно, мы встречаем еще одного врага – Вортигонта.
Вортигонты (Vortigaunt) (они же рабы пришельцев или рабы Зена) – это гуманоиды, ходящие на двух ногах, имеющие третью руку на животе и большой красный глаз, окруженный пятью маленькими и стреляют в героя электричеством. На фабрике Зен половина из них почему-то мирные и вообще не реагируют на игрока.

Пройдя чуть дальше по каналам, мы встречаем Буллсквида (Bullsquid). Крайне противное огромное создание с щупальцами, которое очень любит плеваться слизью.

Попрыгав по ящикам и добравшись до лифта, отправляемся в офисы.

Здесь особо рассказывать нечего, только о том, что здесь будут турели, которые, если правильно применить смекалку и заметить потайные ходы можно выключить, а еще здесь мы находим дробовик, который во всех вариантах графики выглядит, как SPAS 12 и в очередной раз встречаем G-Man’а за закрытой дверью, который поправляет галстук и, не поверите, исчезает. В общем, послушав разговоры ученых, мы узнаем, что в Блэк Мезу прибыли военные из отряда HECU и, пробравшись через офисы и холодильную камеру, в которой решаем довольно простую головоломку с платформой, попадаем в складские помещения.

В этой главе появляются военные, настроенные агрессивно. Здесь мы находим автомат, который в оригинале – МР5, а в HD Pack – M4, имеющие подствольный гранатомет и настенные мины, на которые игроки даже научились запрыгивать. Также, здесь находятся стационарные турели военных.

Ещё здесь появляются Барнаклы (Barnacle) – это такие существа, которые висят на потолке и свешивают свои огромные языки, которыми они цепляют жертву и сжирают напрочь. Естественно способ их убийства – это стрельба в само тело существа. И здесь мы впервые попадаем на поверхность, однако долго мы там не пробудем, ибо идет дикая бомбежка с вертолетов и нам нужно быстро найти укрытие.

Далее мы пробираемся через бассейны с радиоактивными отходами и пройдя по куче мостов, через кучу разных коридоров, добираемся до Реактивной Ямы, в которой поселился Тентакл (Tentacle). Про него я уже говорил – монстр, выглядящий, как три щупальца, а далее, как одно, и который может спокойно oneshot'нуть игрока.

Расправившись с ним и падая по реактивной яме, можно обнаружить труп охранника, у которого есть револьвер – Магнум .357 калибра.

Далее, мы попадаем к монорельсу, который нужно включить. Здесь, в рубке управления мы опять встречаем G-Man’a, который, конечно же, уходит. Что интересно. В рубке лежит раненый охранник и все, что он говорит, это то, как запустить электричество, про человека в синем костюме он не говорит ничего.

И да. Здесь встречается существо, именуемое Гаргантюа (Gargantua). Очень жестокая тварь. Не убивается ничем, кроме специальных мест со скриптами их смерти. Первое в этой главе. После включения питания, идем в генераторную, врубаем заряд и существо сгорает. Второе будет уже дальше на поверхности. Но об этом позже. В итоге, запустив питание, мы отправляемся по рельсам.

Про это место я ничего не скажу, кроме того, что Гордон выберется на поверхность и запустит ракету. После чего сможет попасть в закрытую ранее территорию. Найти вагонетку посвежее и взрывпакеты с дистанционным управлением. Проехав дальше на вагонетке, военные сбивают нас с путей и на огромной скорости мы врезаемся в ворота и падаем в воду.

Здесь мы открываем контейнер с бочками, чтобы поднять мост, через который мы пробираемся в затопленные помещения, где уже поселился новый монстр – Ихтиозавр (Ichthyosaur). Найдя ученого, он довольно быстро объясняет, что убить этого монстра можно лишь одним способом – дротиками, а для них нам нужно найти арбалет. Добравшись до клетки над существом, в которой и лежит арбалет, мы падаем вместе с этой клеткой в воду и расправляемся с монстром.

Расправившись с ихтиозавром, мы покидаем это место и попадаем в зал с поршнями, где, угадайте, кого мы встречаем, и кто сразу же уходит. И заходим в комнату с контейнерами, где встречаем новых человеческих противников – Черных Оперативников, которые представляют из себя эдаких ниндзя, которые стреляют из пистолета с глушителем и которые появляются в игре всего два раза. Убив их, открываем рычагом ворота и попадаем в засаду вояк.

Гордона кидают в утилизатор для мусора, из которого он без труда выбирается и тут мы ходим по поверхности. Но не успели мы сюда попасть, как уже спускаемся обратно под землю в комплекс по переработке отходов, где есть очень странная цистерна с кислотой, в которой плавают непонятные куски земли. Еще есть куча цистерн с прессами. И, минуя их все, попадаем в комнату с конвейерными лентами. Некоторые из которых ведут даже через печку. Пройдя еще дальше, можно обнаружить ленты с непонятно откуда взявшимися на них минами и, пройдя еще кучу разных прессов и комнату с радиацией, попадаем в лаборатории по исследованию существ с Зен.

Здесь мы впервые встречаем Пехотинца Пришельцев (Alien Grunt), который одет в броню и пользуется оружием, которое народ прозвал Мухобойка. В этом комплексе мы находим дверь наружу, которую открыть может только ученый, которого мы и идем искать. Спустившись вниз, мы проходим в лаборатории по тестированию лазерной установки, предварительно включив четыре источника питания и найдя гаусс пушку – довольно мощное оружие, которое стреляет энергией и которое используется коммьюнити, чтобы прыгать далеко в длину. Подперев щит, на котором тестируют лазер, ящиком, он пробивает стену, и мы пробираемся к ученым, перед этим выключив вот эту непонятную махину. Возвращаемся к двери, только уже с ученым и выходим на поверхность.

Гаусс Пушка



Снаружи нас ждет довольно глубокий каньон, с одной стороны которого есть вода, а с другой нет. И, как вы понимаете, нам конечно же нужно идти в ту сторону, в которой нет воды, перед этим, конечно же, наполнив ее водой. В этом нам, конечно же, захотят помешать вояки, вертолет вояк и какая-то пушка… тоже вояк. А ещё там ихтиозавр в воде. Налив воды в яму, мы идем в трубу, ведущей нас в какую-то пустыню со скалами, где по нам шмаляют вояки, вертолет, а в придачу ко всему, еще и мин понакидали. Открыв люк, отправляемся к самому красивому месту в игре.

Ладно не самому и, учитывая то, что тут двумерный задник, короче мы на скалах, где мосты падают, трубы какие-то идут, лестницы тут веревочные, вояки воюют и… вертолет, от которого нужно бежать в безопасную зону. Но не думайте, что это для того, чтобы спрятаться от угрозы. В этом месте лежит ракетница, с управляемыми ракетами, которыми мы и сбиваем вертолет и проходим по очередной трубе.

Приводит она нас в очередное место, наполненное вояками. Разобравшись с ними, мы открываем ворота и видим БТР. Быстро уничтожая его из ракетницы, либо просто оббегая, попадаем к хранилищу ядерных двигателей. Проделав некоторые манипуляции, попадаем на крышу хранилища, откуда прыгаем в дыру, ведущую внутрь.

Встретив ученого, тот сразу говорит, что все заминировано и лучше нам не трогать мины, так как от взрыва одной мины, взорвутся и двигатели, а вместе с ними и весь комплекс, а вместе со всем этим и рестарт. Но, миновав все мины на своем пути и Хэдкрабов, спускаемся на лифте в какие-то подземные помещения, пробежав и их, попадаем в другое хранилище, в котором заодно укрываемся от бомбежки. В этом же здании можно найти охранника, который откроет нам комнату с кучей оружия и патронов. Поднявшись на балкон снаружи, мы заходим в какой-то туннель, пройдя который, добираемся до посадочной площадки. Естественно воспользуются посадкой вояки, а мы воспользуемся пушкой на другом конце этой зоны, уничтожим закрытые ворота и пройдем через них.

В конце тоннеля свет и пулемет, которым если пользоваться очень долго, то можно понять, что вы будете бесконечно отстреливать Вортигонтов до посинения. А еще возле них какой-то Зеновский батут. Используя его, попадаем на ярус выше и идем по вентиляции, в которой мы находим Снарков (Snark). Это такие жуки, которые, во-первых, могут атаковать вас. Во-вторых, могут атаковать противников. И в-третьих, их потом можно будет использовать, как оружие. Прострелив еще одной пушкой еще одну дверь и пройдя помещение, в котором идет дикая война пришельцев и вояк. И, если бы еще никто по нам не стрелял, то можно было бы с удовольствием на это смотреть.

В итоге, все побегушки приводят нас к месту, где нам нужно убить вояк, убить пришельцев, зайти в здание, убить еще вояк, найти охранника, довести его живым и невредимым до двери, которую только он нам откроет, параллельно с этим, убивая новоприбывших вояк и, в итоге, пробраться дальше, на парковку.

На парковке нас ждет Гаргантюа, которого мы выводим за собой на улицу, на батуте поднимаемся на цистерну, где вояки тестировали какую-то пушку. Убиваем вояк и этой пушкой убиваем Гаргантюа, а потом и проход делаем себе ей же. И в очередной раз мы попадаем под землю.

Проходим по огромному парковочному комплексу, где все рушится, слышится бомбежка снаружи, а вояки уже даже забивают на героя, что подтверждает фраза военного: «Забудьте о Фримене!», которая и выносится в название главы. А Гордон отправляется все дальше и дальше и все ниже и ниже в этот ад. Но все не настолько плохо. Прогулявшись довольно небольшой промежуток под землей, он выходит наружу, где его ждет танк, который он с легкостью уничтожает и спускается на лифте в ангары. Там продолжается жесткая война солдат и пришельцев. И Гордон спускается в Корпус Лямбда, где уже только пришельцы остались, да трупы ученых. Ну еще будет стычка с Черными Оперативниками и больше мы их не увидим.

Пройдя еще немного по ангарам и добравшись до одного из ученых, он дает нам Глюонную пушку — очень экспериментальное оружие, стреляющее концентрированной энергией и разрушающее молекулы своей цели. В общем штука убойная.

Гордон спускается еще на уровень ниже и теперь ему нужно затопить реактор, чтобы попасть в лаборатории телепортации. Запустив две помпы и цистерны, Гордон спокойно с этим справляется и идет дальше по пути.

Добравшись до уровня B, мы, наконец-то, испытываем телепорты. Но тут еще нужны правильные телепорты. Хотя, если телепортироваться по всем, то можно и патронов себе набрать, и увидеть сами знаете кого. И, в итоге, мы добираемся до уровня А, где встречаем ученого, который дает нам специальный модуль длинных прыжков для костюма, и мы отправляемся к телепорту в Зен. И, пока ученый его запускает, мы отстреливаемся от внезапно появляющихся Контроллеров (Controller). Это такие маленькие подобия Нихиланта, которые могут нанести урон энергией. Не добивая этих монстров, мы прыгаем в портал и попадаем в Зен.

Здесь мы попадаем на огромный остров, который, если сверху не привлекает, то вот сбоку и внутри он очень красивый. Также обнаруживаем, что вода регенерирует здоровье и отправляемся внутрь, где, открыв клетки трех каких-то бабочек, активируем телепорт и попадаем в логово Гонарха.

Гонарх – выглядит, как огромная версия Хэдкраба, только вместо огромной дырки, у него огромный мешок с кислотой, которой ему совсем не жалко воспользоваться. Победить его довольно просто – стреляете в него, он перемещается, затем встает на одном месте, так проходит несколько раз, и он бежит ломать стену, которая приведет к следующей такой же арене с другой стеной, которая в итоге приведет вас в яму, где вы и добиваете это существо, а из-за кислоты, которая вылилась из мешка Гонарха, он делает дыру в земле, и вы попадаете в очередной телепорт.

Телепортируемся мы непонятно куда на поверхность, где есть какие-то установки, дырки, которые подбросят вас в воздух не хуже батута и корабли летающие, на одном из которых мы и движемся к следующему телепорту, ведущему на еще одну открытую местность с буровыми установками, где мы проходим пещеры, встречаемся с последним Гаргантюа и, пройдя еще дальше, добираемся до телепорта на фабрику Зен.

Долго гуляя по фабрике и отстреливая всех монстров, которых только можно, попадаем на конвейерную ленту и отправляемся еще дальше по фабрике, где поднимаемся на лифтах, перемещаемся по еще куче конвейерных лент, убиваем тонны врагов, пробираемся через подобие вентиляции красного цвета, выходим на большую местность с порталом, висящем в самом верху в воздухе, до которого мы добираемся, затем мы прыгаем в него, проходим до красного телепорта на алтаре, попадаем в логово Нихиланта, прообразом которого, кстати был уже родившийся тогда сын Гейба Ньюэлла – Грэй, просто когда он вылезал, сначала появилась его голова и она была очень большой, поэтому Гейб подумал, что они рожают какого-то монстра. И, пытаясь избежать атак Нихиланта и его соратников мы его наконец-таки побеждаем. И перед нами предстает G-Man. И на этом игра заканчивается.

Геймплей

В главном меню также доступен тренировочный уровень. В нем вас научат обращаться с оружием, покажут, что в игре есть радиоактивные отходы, электричество и пар, которые наносят урон, заодно научат плавать и вы сможете узнать, что если будете в воде долго, то начнете задыхаться, но как только выберетесь на поверхность, здоровье будет восстанавливаться, а также вас научат бегать, прыгать, ползать, приседать, лечиться и управлять вагонеткой. В общем все, что нужно тренировочному уровню. Кстати о стрельбе, беге и так далее. Почему игра так завлекла народ, хотя это просто очередной шутер от первого лица?

Ну, во-первых, движок от Quake позволил сделать этот шутер таким же динамичным, от чего играть в игру и даже просто стрелять, очень весело. Плюс ко всему использовалась полноценная 3D графика. В некоторых местах, правда, были двумерные задники, но это не помешало игре выглядеть потрясающе в то время. Ну и сюжет, казалось бы, вроде бы банальный, а с другой стороны – и нет. Больше всего сюжет поражал тем, что он тогда был не как у какого-нибудь DOOM в отдельном текстовом файле и не подавался через катсцены, как в Tomb Raider, а полноценно шел по ходу геймплея. Постоянно попадаются люди, которые несут в себе важную сюжетную информацию, да и сам игрок периодически совершает действия, которые влияют на ход сюжета – нажимает кнопки, уничтожает разные вещи и решает головоломки. И тогда это было в новинку. Именно этим игра и стала прорывной. Этим Valve показала, как надо делать шутеры от первого лица. Игра была безупречной. Не без багов, естественно, но половина этих багов только пошло на пользу игре, ведь люди научились, так называемому Corner багу, когда вы падаете на самый край какой-либо поверхности и не получаете при этом урона. Как и в Quake здесь работал Bunnyhop. Люди научились ускоряться гаусс пушкой, высоко прыгать на гранатах, подствольном гранатомете, запрыгивать на мины, пропускать уровни, ломая скрипты или задевая триггеры загрузок других уровней и быстро возвращаясь в прошлый. Да люди даже целый сайт по обучению спидрана в играх Valve замутили – Sourceruns.

Можно не ждать, пока ученый запустит телепорт в Зен, а просто прыгнуть в телепорт, перед этим вооружившись мухобойкой и настрелять ею в портал, таким образом запустив его.

С помощью гаусс пушки можно запрыгнуть на недосягаемые объекты и пропускать куски некоторых уровней.

И, кстати, игра делилась на главы, а те делились на определенные чекпоинты, менявшие локации. А мировой рекорд спидрана по Half-Life (в категории scriptless) — 28 минут 36 секунд.

Версии игры

Изначально, игра вышла на платформу PC и имела одиночную кампанию и мультиплеер, о котором я, пожалуй, ничего говорить не буду. Продержался Half-Life на ПК недолго и уже в 2001 году вышел на платформу PS2. Доработанный, с подтянутой графикой, текстурками, да и вообще, это чуть ли не самая лучшая версия игры, в плане дизайна. В ней даже имелся кооперативный режим и кооперативное DLC: Decay, рассказывающее о докторах Джине Кросс и Колетт Грин. Однако об этом, как и о дополнениях Opposing Force и Blue Shift не сегодня.

Была еще версия для DreamСast, которая была очень странной. С одной стороны, это повод поиграть в Half-Life на консоли от SEGA, с другой стороны, эта версия была довольно забагованной, но все равно играбельной и имела в некоторых местах довольно странные изменения локаций. Поподробнее о ней вы можете узнать из ролика, что сейчас на экране. Единственное, что еще добавлю, так это то, что в этой версии присутствовал пак миссий, под названием Blue Shift. Именно пак миссий, а не DLC. Изначально таким, видимо, и был Blue Shift.

В 2004 году, когда на свет уже вышел Half-Life 2, Valve делала его на совсем другом движке – Source. В честь чего было принято решение перевыпустить первую часть серии на этом движке. Эдакий ремастер, который так и назывался – Half-Life: Source, однако люди были им недовольны, мол, просто текстурки подтянули. Зато потом на его основе и сделали HD Pack. Но некоторые были настолько недовольны, что приняли решение выпустить собственный фанатский ремейк Half-Life и до 2012 от них не было никаких вестей, пока в Steam, о котором тоже не сегодня, в Раннем Доступе не вышла фанатская модификация Black Mesa, которая являлась полным ретекстуром первого Half-Life на второй. В итоге работа была проделана настолько колоссальная, что многие даже назвали этот ремейк лучше, чем оригинал. Вы наверняка спросите, а почему только в ранний доступ, а я вам отвечу, что переделана была почти вся игра, кроме мира Зен. Он то и является главной проблемой, ведь его делают уже 6 лет и до сих пор не сделали. Его то постоянно переносили, то обещали уже точные даты.Но вот, к 20-летию они выпустили трейлер Зена и заявили, что уже во втором квартале 2019-го они планируют допилить его.

Продажи и оценки

Half-Life стала первой разработкой студии Valve Software.
После выхода игра была встречена превосходно, как критиками, так и простыми игроками, а к моменту выхода второй части, обрела статус культовой. К 2004 году было продано 8 миллионов копий, а к 10 летию уже 9,3 миллиона копий.

На Metacritic игра получила 96 баллов. Computer Gaming World назвал игру не просто лучшей игрой года, а лучшей игрой всех времен и народов и лучшим шутером, со времен DOOM. IGN включил игру в десятку, оказавших наибольшее влияние на развитие индустрии. А в 2004 GameSpy опросил читателей сайта для определения величайшей игры всех времен и Half-Life уверенно обошла Super Mario Bros. 3.

Кроме похвал игра получила и некоторые негативные отзывы, в частности из-за телепортации в Зен. Мол, так пытались затянуть сюжет на час другой и отдаляли сюжет от реальности. Ну и объяснить нелюбовь игроков к Зен можно тем, что резкая смена обстановки лишает части предыдущего опыта решения головоломок и заставляло учиться прыгать вдаль.

Вырезанный контент

В январе 2013 в сети появилась альфа версия 0.52 от 8 сентября 1997. Это была версия игры еще до редизайна.
В этой версии содержалось 15 демо записей, сделанных сотрудником Valve и показывавшие почти все доступные одиночные уровни игры, трейлеры, фон меню.

Было доступно всего три оружия – монтировка, Glock и MP5. Интерфейс был другой и была 21 карта, некоторые из которых были закончены и позже, под другими названиями вошли в финальную версию.

NPC, как дружественные, так и агрессивные, в этой версии не до конца проработаны и часто зависают на месте, а после убийства игроком, респавнятся через промежуток времени.
При прохождении некоторых карт можно было увидеть логотип Valve.
А также есть заготовки уровней для будущих версий игры.

Героем тогда все еще был Иван, G-Man’а не было. А сюжет был похож на то, что было в финале.
Портальное устройство было построено в ракетном бункере. Пока никто не рискнул пройти через портал, так как из него выходят неизвестные существа. Монстры повсюду, а коллеги умирают. Охранники ищут виновных во всем этом и винят ученых, то есть нас, а мы же возглавляем отряд на поверхности и, впоследствии находим устройство, которое может решить судьбу человечества, и проникаем в чужой мир, чтобы противостоять монстрам, уничтожить главную тварь и… игра заканчивается.

В этой версии также можно было увидеть ранние модели персонажей и монстров, а также тех, кого вырезали. А что же вырезали или изменили? Давайте выясним.

Начнем с того, что вырезали целый уровень, который был даже полностью готов и играбелен, и, в итоге, был выпущен, как еще одна демо версия Half-Life в 1999 году, с подзаголовком Uplink.

Действие разворачивается спустя 48 часов после Каскадного Резонанса и перед главой Ядро Лямбда. Путь в комплекс «Лямбда» заблокирован, и, чтобы открыть дверь, необходимо подать сигнал «отбой» в комиссию по регулированию ядерной энергетики США (USNRC). В результате бомбежек автоматический передатчик вышел из строя, и для отправки сигнала требовалось выполнить ручную настройку.

В самом начале ученый и охранник посылают Гордона в купол передатчика для ручной настройки радио антенны. Во время пути ему предстоит сразиться со спецназом, вортигонтами и пройти по канализации, наполненной хэдкрабами, барнаклами и зомби.

Вернувшись к началу, Гордон входит в разблокированный проход комплекса «Лямбда», и, отбиваясь от хэдкрабов, зомби и хаундаев, оказывается в ловушке в комнате с Гаргантюа. В это время можно заметить нашего любимого G-Man’а, наблюдающим за нами через окно наверху. На этом месте экран становится черным и появляется заголовок: «Текущее испытание: Подключение к спутнику завершено. Требуются дальнейшие данные.»

Перейдем к остальным локациям, персонажам, монстрам, оружию и даже технике.

Портальное устройство – локация, которая впоследствии эволюционировала в главу Аномальные Материалы, а некоторые головоломки были перенесены в Офисные Комплексы. Играбельна в альфе.

Охранный комплекс – локация и глава, вырезанная из игры. Играбельна в альфе и часть локации эволюционировала в главу Мы Встретили Неприятеля.

Лаборатория Исследования Пришельцев – тоже целая глава, которую вырезали, часть которой эволюционировала в главе Сомнительная Этика и играбельна в альфе.

Х – Лаборатория – считается, что она была предшественницей Корпуса «Лямбда», в итоге эволюционировавшая в главу Ядро Лямбда.

Центр Связи – глава, вырезанная из игры, играбельная в альфе и часть которой использовалось в Uplink. Изначально планировалась женщина ученый, которая впоследствии предавала героя, но от этого отказались.

Сержант – член подразделения HECU, вырезанный из игры. Являлся командиром отряда, мог координировать их действия, а также связываться с командыванием при помощи радио. Использовать он должен был Миниган, М60 и гранатомет. А также, судя по текстуре из файлов игры, еще он должен был использовать нож. А модель его головы использует черный солдат HECU.

Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ) – организация, основанная на реальном аналоге. Должна была появиться в оригинальном сюжете игры.

Отряды ЦРУ были посланы в Блэк Мезу на зачистку с целью скрыть события от общественности, а также остановить вторжение пришельцев. Игроку было необходимо остановить их, так как они могли случайно активировать бомбы, находящиеся на нижних уровнях комплекса.

Сам отряд был представлен четырьмя разными юнитами:

Умник ЦРУ – маленький человек с большим мозгом и «психической пушкой». Имел псионические умения.

Убийца ЦРУ – один из «предков» черного оперативника. Использовал пулемет или автомат. Умел бросаться ножами.

Солдат ЦРУ (он же Мясник) – тоже прототип черного оперативника, внешне похожий на пехотинца пришельцев и использовал пилы.

Женщина-Солдат ЦРУ – прототип женщины-оперативницы. Использовала пистолет-пулемет.

Кингпин – существо Зена, найденное в файлах игры. У него должен был быть огромный мозг, четыре глаза, расположенные на стебельках из плоти, предполагалось, что будет перемещаться с помощью трех хитиновых ног, издавая щелкающий звук. В более поздней версии, с очень трудно произносимым названием «Sactildiae Nefariousium», осталась только одна нога, помогающая передвигаться существу, как червю. Должен был встречаться в пещерах Зена, а пси-атаки и пси-защита могли делать его неуязвимым к ракетам.

Мистер Френдли – очень неуклюже перемещающееся существо, толкающее свое тело задними ногами вперед и, помогая шипами на локтях, сопровождал свое движение звуками скрипа ногтей по школьной доске. Одна из атак – колотить по земле, чтобы выбить оружие из рук игрока. Также планировалось сбивать его атакой очки с Гордона и все это время бороться с полностью размытым изображением, но по техническим причинам это не реализовали. Цель данного существа поймать и изнасиловать жертву, удерживая щупальцами до точки невозвращения, после которой наступала смерть. В анимациях такого нет, значит ее либо вырезали, либо не удалось реализовать. А еще у модели нет глаз, хотя планировались.

Пантерай – существо Зена, которое можно найти в файлах Half-Life SDK (о котором тоже не сегодня). Существо схожее размером с кошку, имеет только один глаз. Первая модель была синей, затем перекрасили в красный. Изначально он создавался для Quiver как Sound Dog. Должно было, как пантера валить жертву на землю и нападать при помощи рта и языка. Также должен был терзать жертву когтями на передних лапах. Был также замечен в альфе и имеет в файлах звуковые дорожки.

Чаржер – вырезан. Файлы могут быть найдены в HL SDK. Это должно было быть двуногое насекомое с небольшой головой и двумя закрылками на ней, которыми он мог покрыть голову полностью. Имело семь глаз и, судя по анимациям, должен был летать, быстро махая крылышками, мог заряжаться, спрятав голову за закрылками и мог плеваться чем-то токсичным.

Чамтоуд – небольшое, фиолетовое, инопланетное существо, напоминающее жабу. Чамтоуды не являются опасными для людей, пока их не трогают. В этот момент они могут телепортироваться. Они также могут плавать, прыгать на большие высоты, когда их запугивают и могут притворяться мертвыми, перекатываясь на спину, яростно дергаясь. Изначально он планировался, как приманка, но монстра вырезали, оставив, как пасхалку в Blue Shift и Opposing Force. В 4 выпуске я еще к нему вернусь.

F-117 Nighthawk – одноместный дозвуковой тактический самолет-штурмовик, вырезанный из игры. Скорее всего использовался HECU.

Энергетические шприцы – должны были быть трех типов – Адреналин – мог возродить игрока на 3 секунды; Антидот – мог исцелить игрока от токсичного воздействия на него; Антитоксин – Избавлял игрока от воздействия токсинов на неопределенное количество времени. Если заспавнить антидот, он будет исцелять игрока от токсинов.

M134-Minigun – трехствольный пулемет, вырезанный из игры, которым мог пользоваться Сержант.

Про изменения дизайна думаю говорить не стоит, ведь понятное дело, что всё, что в релизной версии предстало таким, какое оно есть, это не первоначальный вид. Но и не сказать, что у многих что-то сильно поменялось.

Пасхалки

Да, в Half-Life они были. Где-то — весёлые, а где-то пугающие. Однако, в основном, это что-то, в стиле имена разработчиков, раскиданные по карте, логотипы Valve и комнаты за картой, полностью состоящие из лиц Гейба Ньюэлла. Ну а ещё на тренировочном уровне, в моменте, где вам нужен охранник, чтобы открыть дверь, вы можете пытаться открыть дверь сами и голос будет говорить, что доступ запрещен, а спустя несколько попыток, вообще начнет вас троллить. В общем, веселуха.

Разум Фримена

На этом месте я собирался поговорить о фанатском творчестве, но о нём будет отдельный спецвыпуск, в котором мы подробно поговорим о том, как игры Valve живут благодаря их сообществу. Но об одной известной Машиниме, всё же, упомяну.

Её идея была в том, чтобы озвучить мысли Гордона, так как сам он за всю игру не произносит ни единого слова, но должен же он как-то реагировать. И у Росса Скотта получилось воплотить эту идею на ура. Смотреть интересно, шутки смешные. Правда растянулся сериал аж на несколько лет, но зато теперь у него выходит продолжение, о котором не сегодня.

В общем, Half-Life стала настоящим шедевром и про Valve уже тогда узнал народ, и пора было бы делать сиквел, но вместо этого они решили выпустить соверешенно другую игру, в которой был только мультиплеер и первое из трех дополнений к своему хиту. Но об этом в следующий раз.

Позитиватор
Комментарии (27 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Постарался ты наславу:D
*на славу;)
Гальперии
Статьябольше похожа на краткое содержание, но мне понравилось. Читается хорошо.
Только вот
Игра была безупречной

Дристос СМГ вокруг перекрестия и уровень на тележке так не считают.
Дристос СМГ вокруг перекрестия


Не совсем понял, что это значит?
Точность скорострельного оружия, то есть пистолета-пулемёта, находится где-то на днище, и если присмотреться, то стреляет он именно что по окружности перекрестия, лишь изредка попадая в середину.

Понятно, зачем это было сделано с точки зрения геймдизайна, но судя по второй халве, эта метода была признана ошибочной.
Очень годно.
На этом месте я собирался поговорить о фанатском творчестве, но о нём будет отдельный спецвыпуск


Отлично, ждем спецвыпуск. Спасибо за интересный блог.
Спецвыпуск будет после всех основных
в самом начале видео ты делаешь краткий пересказ прохождения минут на 5-7, и я подумал: «хм, значит сейчас будет рассказ о разработчиках, как и кого габен набирал в штат и какими источниками вдохновлялись при создании монстровуровней», но нет, дальше ты просто этот краткий пересказ превращаешь в длинный и получается что эти первые 5 минут вообще не нужны и служат только для увеличения хронометража и мне не понятно зачем это было сделано т.к. это просто отняло твоё время на производство, так вдобавок на ютьюбе больше просмотров набирают короткие видео.
Ну и нет таймкодов у видео для тех кто и так не раз проходил 1-ю частьблэк мезу, я так вообще посмотрев минут 5 твоего длинного пересказа сюжета на скорости 1.5 начал просто матать в конец видео чтобы посмотреть информацию, которую я до этого не знал или, может, забыл, так что хорошей идеей было бы оставлять таймкоды на различные темы в видео, отделяя пересказ сюжета от дополнительной информации в удобной для зрителя форме.
В целом видео не плохое, но лично мне была интересна только последняя его часть про альфа билды и вырезанных монстровсюжет т.к. 1 часть и её новая итерация в виде блэк мезы были пройдены несколько раз.
Я согласен. Плохая идея была. Но в тот момент, когда я это создавал, мне никакая другая идея в голову не пришла, кроме как рассказать по второму кругу, только уже поподробнее, дополняя рассказом о монстрах, локациях и т.д. Что касается таймкодов, то я подумаю
Эту культовую классику я всё-никак не пройду.
Когда вы уже перестанете дрочить на этот шлак говна мамонта.
И все комментаторы готовы жопу Габену отлизать только бы показаться эстетами и плюсики получить.
Годно
Автор, не подскажешь код, которым ты вставлял картинки прямо в текст?
Когда вставляешь картинку там будет строчка title="" Вот после неё вставляешь align=«left» или «right». Profit
Благодарю
который хороший видос который очень на ностальгию пробивает =)
Снимаю Шляпу. Шедевр про шедевр
Об истории компании Valve только несколько первых абзацев, а затем больше половины обзора о сюжете первой Half-Life, хотя далее пошли интересные факты о том, что не вошло в игру. Хотелось бы в следующем выпуске увидеть больше информации о самой компании и их «кухне», о создании игр и также, как в этом блоге, о том что не вошло в игру.
То, что было сказано про компанию в этом выпуске — это максимум, который я смог нарыть. В последующих выпусках естественно буду углубляться во всё то, что происходит в компании. И то, что не вошло, конечно же будет
Халф-лайф 2 я и сейчас считаю лучшим шутером всех времён, потому что ни один более новый его не превзошёл. Единственный минус там — что мало оружия, даже в 1м всяких экзотических девайсов было больше. Зато гейм-дизайн там просто образцовый, графика даже сейчас не вызывает отторжения, и смотрится вполне прилично, а физика была настоящим прорывом. Возможность двигать предметы оживляет игру как ничто другое. Ну почему такого больше практически нигде нет? Везде всё или прибито гвоздями, или в лучшем случае можно некоторые вещи толкать и раскидывать, но нигде нельзя их нормально использовать. И физика в современных играх особо со времён халф-лайфа 2 не продвинулась. Всё так же предметы дёргаются и пружинят друг от друга, или проваливаются сквозь друг друга, всё так же трупы завязываются в узлы. Наверно все используют готовые движки, где эти проблемы тянутся ещё с тех времён, улучшая только графоний.
Да, я знаю, что статья про первый халф-лайф, но первый мне как-то не особо то и понравился
В принципе так же считаю — Half-Life 2 в принципе моя самая любимая игра и она, наверное, и сподвигла меня сделать эту историю серии/компании, но и против первой части ничего не имею
Зачем в истории компании Вальв большую часть занимает описание игры?
Потому что история и о компании, и о ее деятельности.
это уже лишнее, мне кажется, так как почти все посетители сайта хорошо знают сюжет игры. Всё что осталось за кадром-другое дело.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка доврачебной первой помощи
Блог курилок и длинных разговоров
Иллюзия реализма и свободы в Red Dead Redemption 2
Персональный блог простого человека
Обзор года
Блог goodgamerbest
[Обзор] Super Smash Bros. Ultimate
Блог обзорщиков
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Наверх ↑